Зарождение и становление классической политической экономии. Реферат: Классическая политическая экономия и её значение для экономической мысли Предмет исследования классической политической экономии

Его ближайшими последователями («смитианцами») - доктор Дж. Андерсон, граф Лодердейл (1759-1838), Т. Мальтус , Т. Тук , полковник Роберт Торренс (1780-1864), сэр Э. Уэст и Дж. Х. Марсет. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.

Новый этап в развитии классической школы знаменует собой фигура Д. Рикардо с его развитием концепции стоимости, оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли. В число непосредственных последователей Д. Рикардо входили английские экономисты Дж. Милль , Дж. Р. МакКуллох и Т. де Куинси; кроме этого к «рикардианцам» относят У. Сениора и Г. Мартино .

Трудовая теория стоимости привела к появлению группы экономистов, выступавших в защиту класса, зарабатывавшего деньги при помощи труда. Эти учёные известны в истории под названием «социалисты-рикардианцы». Среди них можно выделить Т. Годскина , Уильяма Томпсона (ок.1785 - 1833), Чарльза Холла (1745-1825), Джона Грэя (1799-1850), Джона Фрэнсиса Брэя (1809-1895).

Экономистами, поддерживавшими классическую школу в континентальной Европе (Continental Classicals) являлись француз Ж. Б. Сэй , швейцарец Ж.Симон де Сисмонди и немецкий экономист Ф. фон Германн.

Завершающий этап эволюции школы представлен творчеством Дж. С. Милля , в работах которого нашли окончательное воплощение принципы классической школы в экономической теории.

В классической экономической теории экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов, а любое производство организуется для того, чтобы увеличить потребление .

Причины появления

До зарождения основ классической школы в экономической науке в обществе главенствовало мнение о необходимости государственного вмешательства в экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования богатства и благополучия государства. Однако с конца XVII - начала XVIII века формируются идеи невмешательства государства в экономическую жизнь общества, то есть экономический либерализм.

Именно в это время зарождается новая теоретическая школа экономической мысли. Позднее она получит название классической политической экономии.

Представители классической школы заново сформулировали предмет и метод изучения экономической теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый план промышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.

Время её завершения рассматривается с двух теоретико-методологических позиций. Так, марксистская позиция устанавливает период завершения развития первую четверть XIX века, и завершителями школы считаются английские ученые А.Смит и Д. Рикардо . По другой - наиболее распространенной в научном мире - классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж. С.Милля .

Завершение эпохи „классиков”, этапа классической политэкономии (помимо вышеприведённой, в литературе могут встречаться и другие именования и датировки этапов) отнюдь не означает завершения политической экономии вообще, как науки. Напротив, как и во многих других науках, „классический этап” является лишь „высоким стартом” жизненного цикла науки, открывающим следующие, не менее насыщенные страницы её истории. Самыми известными и яркими представителями этого направления были шотландский учёный Адам Смит (1723-1790) и англичанин Давид Рикардо (1772-1823). А. Смит возглавлял кафедру нравственной философии в университете Глазго, затем работал главным таможенным комиссаром Шотландии. Он был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главным всемирно известным трудом было "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). В этой работе А.Смит даёт всестороннюю характеристику экономической системы общества, рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы, даёт развёрнутую критику меркантилизма. Ему удалось в своей книге соединить большинство существующих направлений экономических исследований.

В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара.

А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества, - прибыли, заработной платы и земельной ренты, - и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.

При рассмотрении экономических явлений и процессов классики политической экономии придерживались определённой системы общих предпосылок. Главными из них были концепция "экономического человека" и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения - стремление к собственной выгоде.

В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается "естественная гармония". Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. Принцип экономического либерализма и свободной торговли выражен знаменитым лозунгом "laissez faire, laissez passer" (Примерный перевод на русский язык: "Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом".) Другими словами, это принцип невмешательства государства в экономическую деятельность. Выражение стало символом классической экономической теории. Во внешней торговле экономический либерализм означает свободную торговлю, без ограничений экспорта и импорта. Такая внешнеэкономическая политика получила название фритредерства (от английского free trade - свободная торговля).

В соответствии с классиками экономические законы и конкуренция действуют как "невидимая рука". В результате ресурсы перераспределяются для эффективного (полного) использования, цены на товары и ресурсы быстро меняются, устанавливается равновесие между спросом и предложением.

Литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Классическая политическая экономия" в других словарях:

    Классическая политическая экономия - (classical economics), система эконом, теории, изложенная в трудах экономистов (гл.об. брит.) от Смита (Богатство народов, 1776) до Милля (Основания политической экономии, 1848). Наибольший вклад в теорию К.п.э. внесли Смит, Жан Батист Сей (1767… … Народы и культуры

    КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ - – возникла в Англии в XVII в. Ее основатель – У. Петти. В XVIII в. она развивалась А. Смитом, а затем в первой четверти XIX в. была завершена Д. Рикардо. Основатель школы К. п. э. во Франции – П. Буагильбер. Ее положения развивали в своих работах … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    Наука, изучающая законы, управляющие производством, обменом, потреблением и распределением материальных благ в обществе на разных этапах его развития. Термин «П.э.» образован из трех греч. слов: «политейа» общественное устройство, «ойкос»… … Философская энциклопедия

    П. э. наука, изучающая общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, и экономические законы, управляющие их развитием в исторически сменяющих друг друга общественно …

    Направление буржуазной экономической мысли, возникшее в период становления капиталистического способа производства и неразвитой классовой борьбы пролетариата (18 в.). Ее представители впервые приступили к исследованию капиталистического… … Большая советская энциклопедия

    - (предмет и определение науки, место ее среди прочих наук, задачи и методы, исторический очерк экономических школ). Предметом П. экономии как науки является хозяйственная деятельность человека, т. е. целесообразная деятельность, направленная на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Об отрасли науки см. Экономика, Экономическая теория, Политическая экономия. Буржуазная политическая экономия самостоятельная категория в истории экономических учений, введённая Карлом Марксом при дифференциации направлений, школ и… … Википедия

    Марксистская политическая экономия направление в экономической теории, основу которого составляет трудовая теория стоимости (Адам Смит, Давид Рикардо), которую Карл Маркс расширил теорией прибавочной стоимости. Это направление развивали… … Википедия

    Система антинаучных буржуазных экономических теорий, дающих описание внешней видимости экономических процессов в целях апологетической защиты капитализма. В. п. э. придаёт наукообразную форму обыденным представлениям буржуа об… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Классическая политическая экономия. Современное марксистское направление. Базовый уровень. Продвинутый уровень. Выпуск 155 , Бузгалин А.В.. После мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. интерес в мире и в России к теоретическому наследию Карла Маркса и классической политической экономии резко возрос, но…

Основные этапы классической политической экономии. Первое теоретическое направление – получившее название «классической политической экономии», зародилось во второй половине XVII в. и просуществовало до конца XIX в. Время его существования можно поделить на три этапа.

Первый этап (конец XVII – конец XVII вв) –этап зарождения , его представители – предшественники классической политэкономии. Господствующей экономической концепцией продолжал быть меркантилизм.

Второй этап (конец XVIII-середина XIX вв)-полное господство классической политической экономии . Точкой отсчета можно считать работу английского ученого А.Смита «Исследование о природе и причиной богатства народов» 1776 г. Классическая политическая экономия была признана самостоятельной наукой и начали ее преподавать в университетах как самостоятельную дисциплину. Дж.Миль своей работой в 1848 г «Основы политической экономии» завершил второй этап и обозначил начало третьего этапа (середина и конец XIX века). К.Маркс своей работой в 1850 г. в черновом варианте представил работу «Капитал» окончательно подтверждает, что наступил третий период развития классической политической экономии, который так же можно назвать переходным. В это время зарождаются новые направления экономической науки, ставшие господствующими в XХ в, - маржинализм и институционализм .

Предметом изучения классической политической экономии была сфера производства , считавшаяся главной, первичной сферой экономики. Соответственно богатством народа стал считаться продукт как непосредственный результат производства. Появление нового предмета изучения экономической мысли связано с тем, что развитие классической политической экономии было отражением распространения капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве.

Первому этапу классической политической экономии соответствует период развития мануфактурного производства, прохождение переходного периода от экономической мысли к экономической теории - меркантилизма. (Смотри Лекция 4)

Второму этапу соответствует период «промышленного переворота» в Англии и Франции.

Методология классической политической экономии отличалась от методологии меркантилизма, так как они не описывали, а анализировали экономические явления, применяя метод логической абстракции, и систематизировали полученные в результате анализа теоретические категории с помощью метода дедукции, переходя от общей теории к более частным ее проявлениям. Общей исходной теорией стала теория стоимости, определяемая затратами на производство товара. Теория стоимости была положена в основу теории цены, денег, доходов и т.д., то есть принцип систематизации классической политэкономии это принцип исходной категории, через которую все остальные экономические категории связанны между собой. На формирование методологии оказало влияние философия, а на философию – естественные науки. Накопив к XVII веку значительный опыт и материал, ученые и мыслители пришли к выработке общей теории окружающего мира. В классической политической экономии подобные идеи проявились в положении о «естественных» (объективных) экономических законах в теориях Ф.Кенэ и А.Смита и смитовской категории «экономического человека», который механически направляется к максимальной выгоде. Экономика в целом представлялась как сумма «экономических людей», где хозяйствующие субъекты выступают в роли винтиков и шестеренок. Таким образом, помимо идеи об «экономическом человеке» для классической политической экономии была характерна трактовка экономических отношений как отношений между классами.

1. История экономических учений берет свое начало с периода возникновения: простой

1) натурально-хозяйственной идеологии

2. Изучение истории экономических учений позволяет выявить, что экономической науке присуще: средний

2) неоднонаправленное развитие

3. Изучение истории экономических учений позволяет лучше понимать в развитии экономической науки ее: простой

3) прошлое и настоящее

4. Предмет изучения истории экономических учений охватывает экономические теории: простой

3) отдельных экономистов и школ экономической мысли

5. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали: простой

2) натурально-хозяйственные отношения

6. Завершающим этапом эпохи экономических учений дорыночной экономики явился этап: простой

1) меркантилизма

7. Вытеснение предыдущего этапа или направления экономиеской мысли новым (альтернативным) этапом или направлением в истории экономических учений происходит: средний

3) еще до завершения существования того или иного этапа либо направления

8. Этап идеализации принципов «чистой» экономической науки имел место в эпоху экономических учений: средний

2) нерегулируемой рыночной экономики

9. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с це­лью: средний

5) не допустить разрушения основ натурального хозяйства

10. Аристотель относит к сфере хрематистики: средний

4) ростовщичество и торгово-посреднические операции

11. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги это: простой

2) результат соглашения между людьми

12. Согласно концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит: средний

4) з атратный и морально-этический принцип одновременно

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке меркантилизма доминировала концепция: простой

1) протекционизма

2. Предметом изучения меркантилизма является: простой

3. Приоритетным методом экономического анализа меркантилиз­ма

является: простой

1) эмпирический метод

4. В соответствии с экономическими воззрениями меркантилистов богатство это: простой

1)деньги золотые и серебренные

5. В соответствии с меркантилистской концепцией источником де­нежного богатства является: средний

5) превышение экспорта над импортом

6. Порчей национальной монеты правительство занималось в период: простой

1) раннего меркантилизма

7. В соответствии с воззрениями меркантилистов макроэкономическое равновесие обеспечивается в стране: простой

1) координирующими мерами государства

8. Кольбертизм это характеристика протекционистской поли­тики в экономике, в результате которой емкость внутреннего рынка: простой

3) А. Монкретьен

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке классической политической экономии доминировала концепция: простой

2) экономического либерализма

2. Предметом из учения классической политической экономии яв­ляется: простой

2) сфера производства (предложения)

3. В классической политической экономии приоритетным мето­дом экономического анализа является: простой

2) каузальный метод

4. В соответствии с экономическими воззрениями представителей классической политической экономии богатство это:

3)деньги и товары, имеющие материальную сущность

5. В соответствии с классической политической экономией день­ги это: простой

3) техническое орудие, вещь, облегчающая обмен

6. Согласно классической политической экономии заработная пла­та как доход рабочего тяготеет: средний

2) к прожиточному минимуму

3) количественной теории денег

8. У. Петти и П. Буагильбер родоначальники теории стоимос­ти, определяемой: простой

1) затратами труда (трудовая теория)

9. По предложенной Ф. Кенэ классификации фермеры представ­ляют: простой

1) производительный класс

10. Согласно учению Ф. Кенэ о «чистом продукте» последний создается: средний

5) в сельскохозяйственном производстве

12. А. Тюрго единственным источником всякого богатства считает труд: средний

2) земледельца (фермера)

13. По мысли А. Смита, большую стоимость к действитель­ному богатству и доходу добавляет капитал, вкладываемый: средний

4) в сельскохозяйственное производство

14. «Невидимая рука» А. Смита это: сложный

2) действие объективных экономи­ческих законов

15. Согласно методологической позиции А. Смита частный ин­терес: средний

2) стоит выше общественного

16. В структуре торговли на первое место А. Смитом поставлена: сложный

1) внутренняя торговля

17. Согласно А. Смиту, в каждом развитом обществе стоимость то­варов обусловлена: средний

3) суммой доходов

18. А. Смит считает труд производительным, если он приложен: простой

2) в любой отрасли материального производства

19. В структуре капитала А. Смит выделяет следующие части: простой

2) основной и оборотный капитал

20. Тезис «Баснословная догма Смита» возник у К. Маркса в связи с тем, что А. Смит: сложный

3) отождествляет принцип выявления ценности «годичного продукта труда» и «цены всякого товара»

21. Н.С. Мордвинов, будучи последователем экономического учения А. Смита источником происхождения богатства считает: средний

4) промышленность, торговлю и науку одновременно

22. А.К. Шторх, будучи последователем экономического учения А. Смита допускает производительный характер труда: средний

3) в материальном и нематериальном производстве

23. В соответствии с экономическими воззрениями М.М. Сперанского «постепенное усовершенствование общественного» предполагает осуществление экономической политики: средний

3) протекционизма и экономического либерализма одновременно

1. При определении стоимости Д. Рикардо придерживается: простой

1) трудовой теории

2. По мнению Д. Рикардо, зарплата имеет тенденцию к снижению, так как: средний

2) высокие темпы рождаемости порождают избыточное предложение труда

1) как доход с земли

2) так же, как и прибыль фермера

3) так же как и прибыль в промышленной сфере

4) как дополнительный доход фермера сверх уровня средней прибыли в

сфере его деятельности

5) как «свободный дар земли»

4. Тенденцию нормы прибыли к понижению, согласно Д. Рикар­до, порождают следующие причины: сложный

2) снижение относительного уровня «рыночной цены труда»

3) рост относительного уровня «рыночной цены труда»

4) рост дороговизны продуктов земли из-за постоянного снижения ее

плодородия

5) снижение темпов народонаселения

6) повышение темпов народонаселения

5. Основными постулатами «закона рынков» Ж.Б. Сэя являются: сложный

1) спрос создает соответствующий ему уровень предложения

2) предложение создает соответствующий ему спрос

3) деньги как важнейший самостоятельный фактор воспроизводствен­ного процесса

4) деньги нейтральны

5) цены, заработная плата и процентная ставка совершенно гибки,

подвижны

6) допускается вмешательство государства в экономику

7) экономические кризисы невозможны либо их проявление имеет всегда временный и преходящий характер

6. «Закон Сэя» исчерпал свою актуальность с возникновением экономического учения: простой

4) Дж.М. Кейнса

7. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса главными причинами бедности являются: сложный

1) несовершенство социального законодательства

2) постоянно высокие темпы роста численности населения

3) неизменно низкий уровень заработной платы

4) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса

5) «закон убывающего плодородия почвы»

8. Теорию народонаселения Т. Мальтуса из числа ниженазванных авторов категорически отвергали: сложный

1) Д. Рикардо

2) С. Сисмонди

3) П. Прудон

5) Дж.С. Милль

6) К. Маркс

7) А. Маршалл

9. По мысли Т. Мальтуса, «третьи лица» в воспроизводственном процессе проявляют себя как: сложный

1) производительная часть общества

2) непроизводительная часть общества

3) фактор, содействующий созданию и реализации общественного

продукта

4) фактор, сдерживающий полное использование капитала

5) фактор, предотвращающий общее перепроизводство

2) Д. Рикардо

3) Дж.С. Милль

4) К. Маркс

5) Т. Мальтус

1) изменить законы производства

2) изменить законы распределения

3) ограничить право наследования

4) уничтожить наемный труд при помощи кооперативной производи­тельной ассоциации

5) ниспровергнуть систему частной собственности

6) социализировать земельную ренту при помощи земельного налога

7) улучшить систему частной собственности ради участия в приноси­мых ею доходах каждого члена общества

12. Единственным из представителей классической политической экономии характеризует категорию «капитал» как средство эк­сплуатации рабочего и как самовозрастающую стоимость: простой

4) К. Маркс

13. Какие из ниженазванных причин порождают, по мнению К. Маркса, тенденцию нормы прибыли к понижению: сложный

1) перелив капитала из одного занятия в другое

2) рост дороговизны продуктов земли из-за снижения ее плодородия

3) рост относительного уровня заработной платы рабочих

4) уменьшение в структуре капитала доли переменного капитала

5) накопление капитала, сопровождаемое увеличением в структуре

капитала доли постоянного капитала

14. Какими из перечисленных вариантов положений руководству­ется

К. Маркс, если допустить, что прибавочная стоимость создается: средний

1) трудом, капиталом и землей

2) неоплаченным трудом производительных рабочих

3) постоянным капиталом

4) переменным капиталом

15. В теории воспроизводства К. Маркса обосновываются такие положения, как: сложный

1) циклический характер экономического развития при капитализме

2) нециклический характер экономического развития при капитализме

3) различия простого и расширенного типов воспроизводства

4) правомерность доктрин экономических кризисов недопотреб­ления

5) преходящий характер экономических кризисов при капитализме

16. А.И. Бутовский как один из смитианцев постмануфактурного периода определение стоимости считает возможным на основе: средний

2) теории издержек

17. И.В. Вернадский как один из смитианцев постмануфактурного периода определение стоимости считает возможным на основе: средний

1) трудовой теории

18. Будучи одним из оппонентов марксистского экономического учения П.Б. Струве полагает, что Россия должна стать страной: простой

3) богатой капиталистической

1. Экономисты-романтики выдвигали реформаторские концеп­ции, в которых обосновывается целесообразность приоритетного развития: простой

4) мелкого товарного производства

2. Причиной минимизации заработной платы рабочих С. Сисмонди считает: простой

3) вытеснение труда рабочих машинами и механизмами

3. Из числа ниженазванных непосредственно П. Прудону принад­лежат идеи о целесообразности: сложный

1) ведущей роли в экономике общенародной собственности

2) организации банков народа

3) упразднения денег и создания конституированной стоимости

4) предпочтения функционального метода анализу каузальному

5) введения беспроцентного кредита

6) ликвидации государственной власти

4. Согласно социалистам-утопистам приоритетное значение в экономике должна иметь собственность: простой

3) общенародная

5. Историческая школа Германии рассматривает в качестве пред­мета

экономического анализа: простой

6. С.Ю. Витте как сторонник методологии немецкой исторической школы обосновывает положение о том, что: простой

2) общественный интерес должен стоять выше интереса отдельного индивида

1. Маржинализм (маржинальная экономическая теория) базиру­ется на

исследовании: простой

3) предельных экономических величин

2. Предметом изучения субъективно-психологического направления экономической мысли является: простой

1) сфера обращения (потребления)

3. Приоритетным методом экономического анализа субъективно-психологического направления экономической мысли является: простой

4) теории предельной полезности

1. Предметом изучения неоклассического направления экономической мысли является: простой

3) сфера обращения и сфера производства одновременно

2. Приоритетным методом экономического анализа неоклассического направления экономической мысли является: простой

3) функциональный метод

3. Термин А. Маршалла «репрезентативная фирма» характеризует разновидность фирмы: простой

3) средней

4. Стоимость товара А. Маршаллом характеризуется на основе:

1) выявления точки пересечения кривых спроса и предложения

3) Дж.Б. Кларк

6. Критерием достижения общего экономического равновесия, по мысли В. Парето, следует считать: простой

1) измерение соотношения предпочтений конкретных индивидов

7. В соответствии с экономическими воззрениями Н.Х. Бунге стоимость определяется: средний

3) спросом и предложением

8. В соответствии с экономическими воззрениями М.И. Туган-Баранов-ского и В.К. Дмитриева определение стоимости возможно на основе: средний

3) синтеза трудовой теории и теории предельной полезности

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке институционализма доминировала концепция: простой

3) социального контроля общества над экономикой

2. В качестве предмета экономического анализа представителями институционализма выдвигается: простой

5) совокупность экономических и неэкономических факторов

3. Приоритетными методами исследования в институциональной теории являются: средний

1) каузальный

2) историко-экономический

3) функциональный

4) эмпирический

5) логической абстракции

6) социальной психологии

4. Понятие «эффект Веблена» характеризует ситуацию влияния потребительского поведения на рост спроса в связи: простой

1) с возросшим уровнем цен

1) переход к «индустриальной системе»

6. Согласно Дж. Коммонсу стоимость формируется: простой

1) юридическим соглашением «коллективных институтов»

7. Из ниженазванных этапов в эволюции «капитализма» Дж. Коммонс выделяет следующие: средний

1) капитализм свободной конкуренции

2) денежное хозяйство

3) финансовый капитализм

4) кредитное хозяйство

5) административный капитализм

8. Антимонопольные концепции Т. Веблена и Дж. Коммонса были впервые апробированы: средний

4) в период «нового курса» Ф. Рузвельта

9. У.К. Митчелл – родоначальник одного из течений институционализма, получившего название: простой

2) конъюнктурно-статистическое

10. Экономическое учение У.К. Митчелла явилось основой: простой

4) концепции бескризисного цикла

11. Теории рынка с несовершенной конкуренцией возникли: простой

1) после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

12. В теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина основным признаком «дифференциации продукта» является наличие у товара одного из продавцов какого-либо существенного признака, который может быть: средний

5) как реальным, так и воображаемым

13. Согласно Э. Чемберлину, монополистическая конкуренция порождает феномен избытка мощности, обусловленный формированием цен продавца: средний

3) превышающих издержки

14. В условиях несовершенной конкуренции, согласно Дж. Робинсон, размеры (мощности) фирм: простой

1) превышают оптимальный уровень

1. Из нижеприведенных положений основу методологии иссле­дования

Дж.М. Кейнса составляют: сложный

1) приоритет микроэкономического анализа

2) приоритет макроэкономического анализа

3) концепция «эффективного спроса»

4) приверженность «закону рынков» Ж.Б. Сэя

5) мультипликатор инвестиций

6) склонность к ликвидности

2. Для стимулирования потребительского спроса на инвестиции государство, по мысли Дж.М. Кейнса, должно активно содействовать регулированию нормы ссудного процента: простой

1) в сторону снижения

3. В соответствии с «основным психологическим законом» Дж.М. Кейнса с ростом доходов темпы прироста потребления: простой

5) увеличиваются, но не в той же мере, что и доходы

4. Неолиберализм в отличие от кейнсианства предполагает: сложный

    государственные меры по инвестированию убыточных и низко-

рен­табельных отраслей экономики

2) либерализацию экономики

3) рост объемов правительственных заказов, закупок и займов

4) свободное ценообразование

5) приоритет частной собственности

5. Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые исполь­зовал: простой

3) А. Мюллер-Армак

6. Фрайбургская школа неолиберализма в концепции социального рыночного хозяйства придерживается принципов: сложный

    конкуренция везде, где возможно, регулирование - там, где необходимо

    автоматическое функционирование «свободного рыночного хозяй­ства»

    синтез между свободным и «социально обязательным обществен­ным

4) концентрация власти и коллективизм

5) социальное выравнивание посредством справедливого распреде­ления

7. Лидер Чикагской школы неолиберализма М. Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы: сложный

1) приоритетности неденежных факторов

2) приоритетности денежных факторов

3) стабильности «кривой Филлипса»

    нестабильности «кривой Филлипса»

    стабильности темпа роста количества денег с учетом «естествен­ной

нормы безработицы» (ЕНБ)

являются: средний

1) Дж.М. Кейнс

2) В.В. Леонтьев

3) Э. Чемберлин

4) П. Самуэльсон

5) М. Фридмен

9. Основным научным достижением российского нобелевского лауреата по экономике Л.В. Канторовича является разработка: средний

1) модели линейного программирования в процессе использования ресурсов

Методология классической политэкономии представлена в работах выдающихся основателей этой школы: А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776 г.), Д. Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения», 1817 г.), Н. Сениора, Дж.Милля и др. А. Смит считал предметом экономической науки – экономическое развитие и рост благосостояния общества, развитие экономики опирается на материальные ресурсы общества. Основные положения методологии А. Смита следующие:

Интересы отдельных лиц совпадают с интересами общества;

- «экономический человек» есть лицо, наделенное эгоизмом и стремящееся ко все большему накоплению богатства;

Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция;

Погоня за прибылью и свободная торговля оцениваются как деятельность, выгодная всему обществу;

На рынке действует «невидимая рука», при помощи которой свободная конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет к разрешению общественных проблем наилучшим способом, который максимально выгоден как отдельным лицам, так и всему обществу;

Признание действия объективных экономических законов;

Количественный подход к экономическим закономерностям (нахождение количественных соотношений между такими категориями как стоимость, заработная плата, прибыль, рента, процент и т.д.);

Использование в исследованиях абстрактного метода.

В итоге он делал вывод о том, что государственное регулирование должно быть минимальным.

А. Смит описывал свой метод исследования как систему рассуждений при которой мы вначале задаемся «некими принципами, очевидными или доказанными, исходя из них объясняем ряд явлений, связывая все воедино общей логикой рассуждения». А. Смит связывал науку с «удивлением», это позволяет делать неожиданные открытия и восхищаться.

Д. Рикардо считал, что главная задача экономической науки – это выявление экономических законов, управляющих распределением продукта между классами. Он сформулировал экономический закон – « закон падения нормы прибыли», создал теорию земельной ренты. Д. Рикардо считал экономическую теорию наукой не в силу применяемых ею методов, а благодаря достоверности ее выводов.

Н. Сениор утверждал, что экономическая наука основывается на «немногочисленных общих предпосылках, которые вытекают из наблюдений за окружающей действительностью или здравого смысла и которые почти каждый человек, едва услышав о них, признал бы справедливыми, поскольку они совпадают с его собственными наблюдениями».



Н. Сениор выделял следующие предпосылки:

1) каждый человек стремится максимизировать свое благосостояние с минимально возможными усилиями;

2) численность населения растет быстрее объема ресурсов, необходимых для его пропитания;

3) труд, вооруженный машинами, может производить положительный чистый продукт;

4) в сельском хозяйстве норма отдачи убывает.

Джеймс Милль определял экономическую науку как «ментальную». Она интересуется человеческими мотивами и способами поведения людей в экономической жизни. Милль выделял следующие мотивы: стремление к богатству, жажду свободного времени, неэкономические мотивы (привычки, обычаи). Политическую экономию он считал абстрактной наукой, которая пользуется априорным методом, т.е. способом философствования, не имеющего вообще никакого отношения к опыту. Априорный метод – это способ рассуждать, отталкиваясь от некоей выдвинутой гипотезы. Поскольку гипотеза – это предпосылка, она может не иметь фактического основания, и в этом смысле можно сказать, что выводы политэкономии, как и выводы геометрии, верны лишь абстрактно, т.е. при некоторых предположениях. Таким образом, Дж.Милль под политэкономией как наукой понимал дедуктивный анализ, основанный на некоторых психологических предпосылках и абстрагирующийся от всех экономических аспектов человеческого поведения. Дедукция – способ рассуждения от общих положений к частным, вывод частных положений из какой-либо общей мысли (противоположное индукции). Милль считал, что экономические законы действуют как тенденции.

Основные методологические положения классической политэкономии можно выразить в следующих пунктах:

1 Классическая политэкономия – это теория богатства. Она изучала экономику преимущественно на выходе, со стороны материального результата производственной деятельности – общественного продукта, его структуры и динамики. Продуктовая теория классической школы использовалась в дальнейшем в исследованиях К.Маркса, В.Леонтьева и др., в экономической статистике, в различных теориях роста. Ее эмпирическая база и методы – работа с макроэкономическими данными;



2 Классическая школа – это школа именно политической экономии, а не экономикс. Она не просто проводила анализ экономических явлений, а пыталась рассмотреть их в связи с политическими, культурными, правовыми и иными отношениями в обществе. Теоретикам этой школы был присущ синтетический, интегрирующий подход;

3 Классическая школа стремилась создать предельно абстрактную картину экономической действительности. Это привело в значительной степени к разрыву между теоретическим и эмпирическим базисом в научном исследовании и дало почву для критики этого направления со стороны К.Маркса и немецкой исторической школы (В.Рошера, Г. Шмоллера и др.);

4 Классическая политэкономия по преимуществу взяла на вооружение качественную методологию исследования экономических явлений, что приводило к наличию больших погрешностей в их выводах и вызвало последующую волну критики со стороны других направлений.

А.Смит и Д.Рикардо положили начало трудовой теории стоимости. А.Смит ввел в научный оборот и разграничил потребительную и меновую стоимости товара: «Слово стоимость имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание этим предметом. Первую можно назвать потребительной стоимостью, вторую-меновой стоимостью.

А.Смит начинает свое исследование с разделения труда, играющего важную роль в увеличении производительности труда и в росте национального богатства. Именно с разделением труда у него связано представление об «экономическом человеке». Эта категория лежит в основе анализа стоимости, обмена, денег, производства. Стоимость, по Смиту, определяется не затраченным трудом одного конкретного человека, а средним, необходимым для данного уровня развития производительных сил. Д. Рикардо доказал, что единым критерием определения стоимости является труд, затраченный на производство товара и измеряемый затратами рабочего времени. Он более четко провел различия между потребительной стоимостью товара и его стоимостью и показал, что при производстве стоимость товара определяется затраченным трудом.

1 История экономических учений / Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашовой - М., 2001.

2 История экономических учений / Под ред. А.Г. Худокормова. - М., 1998.

3 Орехов, А.М. Методы экономических исследований / А.М. Орехов.- М., ИНФРА-М, 2009.

4 Риккардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Риккардо // Соч.: в 3т., М.: Политиздат, 1955.

5 Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А.Смит. - М.: Эконов, 1991.- Т.1, С.36-37.

Контрольные вопросы

1 Охарактеризуйте основные положения методологии А.Смита.

2 Дайте характеристику метода исследования А.Смита.

3 Назовите заслуги Д. Рикардо в развитии экономической науки.

4 Дайте характеристику основных методологических положений классической политэкономии.

Темы рефератов

1 Методология классической политэкономии.

2 Методы исследования экономистов классической школы.

3 Характеристика основных работ А.Смита.

4 Характеристика основных работ Д.Рикардо.

Классическая политическая экономия возникла в Англии в XVII веке. Классической ее называют прежде всего за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки. Ее основатель – Уильям Петти. Предметом изучения политической экономии, по его мнению, является анализ проблем сферы производства, т.к. создание и приумножение богатства происходит исключительно в отраслях материального производства.

Петти выделяет четыре фактора производства: земля и труд – основные, квалификация работника и средства его труда – не основные. Таким образом, он рассматривал два мерила стоимости – труд и землю.

Важное место в его трудах занимает трудовая теория стоимости. Он различал рыночные и естественные цены. Естественная цена, или стоимость, определяется затраченным на производство товара трудом. Рыночная или политическая цена меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Опираясь на трудовую теорию стоимости, Петти рассматривал ренту как разницу между стоимостью товара и заработной платой, которая необходима для поддержания жизни работника.

Петти сделал существенный шаг вперед в вопросе о цене земли. По его мнению, она должна представлять капитализированную ренту, т.е. сумму годовых рент за определенное число лет.

То, что У.Петти высказал в форме догадок, Адам Смит (1723-1790) обосновал как систему, развернутую концепцию, изложенную в знаменитом труде ученого «Исследование о природе и причинах богатства народов». В нем он выделяет предмет изучения экономической науки – экономическое развитие общества и повышение его благосостояния.

При объяснении экономических явлений А.Смит исходит из предположения о неизменности природы человека. В основе всех экономических процессов лежит эгоизм. Общее благо складывается вследствие действий отдельных индивидов, каждый из которых стремится к своей выгоде. Экономические отношения людей формируются спонтанно. В его учении впервые показана огромная роль свободного рынка как регулятора производства. Именно от него пошло ставшее крылатым выражение «невидимая рука рынка». Не отвергая полностью участие государства в экономической жизни и контроль со стороны государства, Смит отводит ему роль «ночного сторожа», а не регламентатора и регулятора экономических процессов.

Источником богатства Смит считает производство, условием роста богатства выдвигает повышение производительности труда, которое объясняется разделением труда. Само разделение труда обусловлено естественной склонностью людей к обмену, а глубина разделения труда связана с объемом рынка. В товаре он выделяет две составляющие: меновую ценность и потребительную ценность. При этом труд выступает как источник и мера ценности. Смит выделяет три основных вида дохода: заработную плату, прибыль и ренту.


Он впервые ввел категории валового и чистого дохода. Валовый доход – это совокупный общественный продукт, включающий все материальные затраты, в том числе и повторно учитываемые при последовательной переработке на разных стадиях технологического процесса. Чистый доход – это только вновь созданная ценность.

Помимо этого Смит внес значительный вклад в теорию стоимости, учение о доходах, капитале, происхождении денег, об экономической политике государства.

Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Давид Риккардо (1772 – 1823). Он строит свою концепцию на трудовой теории стоимости. Полезность он рассматривает как необходимую предпосылку ценности, то есть то, что не имеет полезности, не может иметь меновой ценности.

Риккардо выводит закон денежного обращения: при неизменности количества товаров и их цены количество денег, необходимых для обращения, зависит от ценности денег. Так, он приходит к количественной теории денег, к выведению ценности денег из их количества.

Основной проблемой политической экономии Риккардо считал проблему распределения. Источник всех доходов – труд. Величина и соотношение доходов отдельных классов определяются не их вкладом в создание благ, а совершенно другими факторами. Теория заработной платы Риккардо сводится к положению о том, что оплата труда регулируется стоимостью минимума средств существования рабочих и не может на длительный срок подняться над этим уровнем. Рассматривая взаимосвязь между размерами прибыли и заработков рабочих, Рикардо пришел к выводу, что рост номинальной заработной платы ведет к уменьшению прибыли.

Особое место в его трудах занимает теория земельной ренты. По мнению Риккардо, природа в создании ренты не участвует, и не определяет уровень цен. На рынке не может существовать различных цен на одинаковую продукцию. Цена на зерно, выращенное в благоприятных для земледелия районах, устанавливаются на уровне, соответствующем величине затрат на худших землях. В результате производители, находящиеся в наилучших условиях, то есть имеющие лучшие земли, получают дополнительный доход – земельную ренту.

Определенный вклад был внесен Риккардо в теорию о внешней торговле, и прежде всего принцип сравнительных преимуществ. Согласно его учению от международного обмена выигрывают все страны, потому каждая страна получает возможность экономить затраты своего труда, специализируясь на производстве тех товаров, которые в данной стране выгоднее производить, но не по сравнению с другими странами, а по сравнению с производством других товаров в данной стране.

Французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832) вошел в историю экономической мысли как автор теории полезности. Он выдвинул новое предположение о том, что в производстве создается полезность, а полезность определяет ценность вещи. Труд не является единственным источником богатства. В создании полезности участвуют три самостоятельных фактора: труд, капитал, земля, с деятельностью которых связано все производство. Сэй закрепил за каждым фактором часть совокупного общественного продукта: за трудом – заработную плату, за капиталом – прибыль, за землей – ренту.

Широкое распространение получила теория рынков Сэя. Он пришел к выводу, что поскольку каждый продавец одновременно является покупателем, общий кризис сбыта невозможен, возможны лишь частные диспропорции; каждый заинтересован в благополучии всех, процветание одного производства благоприятно для всех других производств; те слои населения, что только потребляют, ничего не производя, не способствуют богатству страны, а разоряют ее.

Последний тезис опровергает другой последователь А.Смита – Томас Роберт Мальтус (1766 – 1834), приобретший широкую известность сочинением «Опыт о законе народонаселения». Он провозгласил, что главная и постоянная причина бедности не в плохом правлении и не в неравномерном распределении богатства, а в диспропорции между ограниченными ресурсами природы и притязаниями умножающегося населения. В связи с этим, одной из главных причин войн Т.Мальтус считал «недостаток места и продовольствия». Население, по его расчетам, удваивается каждые 25 лет, возрастая в геометрической прогрессии, а средства существования при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии. Отсюда следует, что помощь нуждающимся беднякам не имеет смысла, так как это приведет к еще большему демографическому «взрыву».

Представители классической школы очертили круг фундаментальных проблем, сформулировали основные задачи, стоящие перед экономической наукой, создали исследовательский инструментарий, без чего невозможно было бы ее дальнейшее развитие.



error: Контент защищен !!