Как боевые искусства улучшают здоровье. Использование психотехник в боевых искусствах «Удары мешком по груди»

Боевые искусства древности дошли до нашего времени благодаря своей высокой эффективности в развитии физических и психических возможностей человека. И хотя в современном мире войны ведутся оружием массового уничтожения, где, казалось бы, личность одного бойца ничего не значит, но психологические и физические наработки древних систем подготовки воинов используются и по сей день. Ведь как бы ни было совершенно оружие, но человеческий фактор все равно играет решающую роль

Тренировке человека нет конца.
Бывает так, что вы вдруг начинаете чувствовать
себя достигшим полного совершенства
и перестаете заниматься тем, чем занимались до сих пор.

Между тем, кто хочет быть совершенным,
тот всегда должен помнить, что он еще очень далек от этого.
Только не довольствующиеся уже достигнутым
и постоянно стремящиеся к высшим достижениям
будут почитаться потомством за лучших людей.

Хагакурэ Бусидо (извлечения)

Воин - это человек, который обладает большими физическими и внутренними ресурсами, подготовкой, позволяющей ему выжить в борьбе с противником. Многие боевые искусства сейчас носят исключительно спортивный характер, но изначально все они были придуманы для ведения боя.

Классификация боевых искусств

  • Современные исследователи боевых искусств разделяют все единоборства на спортивные и боевые. В первых самозащита будет скорее условной, цель – это подтвердить перед судьями и зрителями свое превосходство над противником в условиях соревнований, вторые имеют целью причинение реальной боли или выведение противника из строя, самозащита здесь настоящая, в условиях реального нападения.
  • Наверное, многие слышали истории о том, как победителя соревнований по восточным единоборствам побили на улице в драке хулиганы, подобные вещи происходят как раз из-за разницы в психологической подготовке для спортивных и боевых условий. Во втором случае нет цели произвести хорошее впечатление и восхитить красотой движений, а есть цель выжить любой ценой, при этом нанести противнику физические повреждения, к чему спортсмен не стремится и порой на это даже не способен, так как есть психологический барьер на такие действия.

Обширную классификацию единоборств представил А. Е. Тарас. Исследователь выделяет такие существенные признаки:

  • Особенности приемов. Существуют ударные (бокс, кикбоксинг), борцовские (самбо, дзюдо) и комбинированные (каратэ, рукопашный бой и т.д.) стили.
  • Технико-тактические принципы. На основе этого признака различают жесткие и мягкие стили. В первом случае используются удары, броски (каратэ, рукопашный бой). Во втором – преобладает воздействие на болевые точки и обращение силы оппонента против него самого (айкидо).
  • Направленность. Выделяют внутренние и внешние школы. Во внешних стилях основой является тренировка тела, его возможностей. Во внутренних стилях преобладает работа с энергией, сознанием, дыханием.
  • Предназначение. Игровые боевые искусства включают: имитационные стили, лишь обозначающие прохождение поединка (спортивное ушу, айкидо), и соревновательные, которые предполагают наличие жесткого контакта (бокс, каратэ). Прикладные боевые искусства ориентированы на практичность и эффективность, в эту категорию входят ограниченно-боевые системы (система тренировки работников полиции) и системы тотального боя, направленные на уничтожение противника.
  • Время существования. Традиционные единоборства существуют с древности, а современные – появились за последние 50-100 лет. (4)

В японской системе единоборств различают «боевые пути» (будо) и искусства боя (будзюцу).

Искусство боя в восточном понимании – не только система приемов, но образ жизни, изучению которому необходимо полностью посвятить себя. Исторически это определилось тем, что восточные единоборства зародились в монастырях. Монахи посвящали своему физическому и духовному развитию всю жизнь, оттачивая саму систему.

Западные же боевые приемы имели сугубо практическую цель – победить как можно больше противников.

Боевые искусства и резервы психики

Резервы человеческой психики - это важнейший ресурс, позволяющий экономить время на спортивную или боевую подготовку. Именно поэтому проблема психологической специфики боевых искусств подробно изучалась отечественной спортивной и военной психологией.

Многие спортивно-боевые единоборства имеют свою специфику, например, подготовка может проводиться в максимально сложных условиях: неблагоприятная погода, плохая видимость, значительно превосходящая численность противников и т.д. Важную роль для успеха играют и врожденные задатки, и генетическая предрасположенность, но мастерство определяется сформированными навыками, то есть устойчивыми психофизиологическими связями.

До сих пор не существует общей психологической классификации спортивно-боевых единоборств, однако выделяют следующие признаки, определяющие их специфику:

  • контакт с противником или партнером: условный, опосредованный или непосредственный. От вида контакта зависит, реализуется ли естественная координация движений человека или осваиваются сложные движения, приемы и контрприемы.
  • цели: преодоление опасности, риск, надежность, социальная поддержка, эмоциональная насыщенность, экспрессия и т. д.;
  • условия: среда, опыт, традиции и правила, задатки и одаренность, статус и престиж, контроль.

Использование различных приемов в боевых искусствах

Приемы, используемые в боевых искусствах, представляют собой особые защитные механизмы, позволяющие выжить как собственно в бою, так и после него. В основном, они направлены на контроль эмоционально-волевой сферы, а именно, на борьбу со стрессом, болью и страхом.

В спортивно-боевых единоборствах есть свое особое понимание стресса: то, что для других видов деятельности невыполнимо и сложно, здесь является нормой, а понятие сложного и опасного, стрессогенного фактора смещается в сторону смертельной опасности. Основной источник стресса - это прямой контакт с противником, то есть бой. В результате тренировок уровень приемлемого для человека стресса повышается , а способности его становятся больше, чем у человека, не занимающегося боевым искусством.

Для борьбы со стрессом используются различные техники и в целом тренируется эмоционально-волевая устойчивость. Вырабатываются такие качества, как настойчивость, выдержка, решительность, ответственность, дисциплинированность, самоорганизованность. Важное место в этой подготовке отводится борьбе со страхом:

  • создается абсолютная вера в себя, уверенность в своей победе, создание доминанты - для бойца попросту не может существовать негативного исхода боя;
  • абсолютная концентрация на процессе боя без мыслей о результате, что позволяет вести себя максимально эффективным образом;
  • контроль усилием воли, который позволяет отдавать самому себе приказы (т. н. «самоприказ»);
  • невозмутимость духа, достигаемая за счет отстранения от собственных переживаний (больше свойственна для восточных единоборств);
  • десенситизация - избавление от чувства страха, боли, достижение большей мышечной силы, обострение реакции (путем нейтрализации нежелательных условных рефлексов);
  • уверенность профессионала: вера в свои силы, основанная на большом опыте и знании пределов своих возможностей.

В древнем Китае существовал такой особый метод подготовки воинов, как военные танцы - это самая древняя из форм обучения по методу динамического стереотипа. Схожие практики существовали у всех первобытных народов. Второй вид подготовки к бою - охота, где не только отрабатывались физические качества и тактика, но и развивались черты характера, нужные для воина - сила воли, выдержка и т. д.

Перед важными делами, и в том числе перед боем, китайцы прибегали к гаданиям - для этого существовала всем известная книга перемен или И-Цзин. Как ни странно, но гадание способствовало созданию нужного психологического настроя: если оно было благоприятным, то поднимало боевой дух, а если нет, то заставляло воина мобилизовать все ресурсы, чтобы приготовиться к худшему. Так или иначе, гадание снимало стресс, вызванный ожиданием и неизвестностью.

Существовали также методы поднятия боевого духа и снятия страха перед смертью у воинов, как, например, ритуальная клятва и написание прощального письма, чтобы «порвать с мыслями о жизни». После этого у воина оставалась только цель - победить врага, не думая о том, удастся ли выжить.

В системе каратэ есть так называемые ката - упражнения или удары, выполняемые в одиночку. Изучение одних лишь ката не дает мастерства в поединке, где используются совсем другие движения и механизмы. Однако, ката очень важны именно для психофизиологической тренировки, обеспечивающей ускорение координации движений, что и соответствует тому самому закону сукцессивности, описанному выше. Также ката имеет отношение к идеомоторной тренировке - отработке боя в воображении, что способствует более успешным действиям в реальном поединке.

Большое внимание в восточных единоборствах уделялось также медитации на какой-либо образ, дыханию, активирующему или расслабляющему различные системы организма, произнесению особых звуковых рядов (мантр и т. д.). Также применялся массаж, в основном, точечный, то есть стимуляция биологически активных точек, расположенных на энергетических меридианах, что влияло на определенные органы и системы.

И в заключение, можно подвести итог, что же дают боевые искусства человеку. Главное и основное - это управление своими эмоциями, способность совладать с собой в экстремальных ситуациях, чтобы выжить, несмотря ни на что. Готовность выдерживать усиленные физические нагрузки, справляться со страхом, стрессом и болью, в том числе преодолевая и страх смерти. Способность поднимать боевой дух и настраивать себя на победу, а также активировать скрытые резервы психики в нужный момент, как и повышать уровень своих физических и психических возможностей в целом. Знание себя и своих пределов, компенсация слабых мест и опора на сильные. Все это в совокупности делает человека гармонично физически и психически развитым.

Список использованной литературы:
  • 1. Воронов Игорь Анатольевич, «Психотехника восточных единоборств», 2006 г.
  • 2. Абдурахманов Р.А., Анцупов А.Я. «Военная психология», 1996 г.
  • 3. Ши Мин, Сяо Вэйцзя «Сознание одолевает материю – высшее искусство боя». Тайцзицюань Центр Ба Лин.
  • 4. Справочник / Под общ. ред. А.Е. Тараса. – Минск: Харвест, 2002 http://splanet.ru/paper/r1-256030.php

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Многие люди смотрят на боевые искусства только с точки зрения результативности боя. Это действительно их основная функция. Мы должны знать, куда бить, как бить и с какой силой, чтобы обезвредить врага. Боевые искусства должны защитить нас в опасных ситуациях. Однако некоторые их виды могут служить не только делу воина. Есть ряд дисциплин, которые являются отличным способом прийти в форму, улучшить сердечный ритм, сжечь калории и закалить свое тело. Именно c таких позиций мы и решили составить список.

1. Тхэквондо

Это широко известное корейское боевое искусство, которое фокусируется на ударах ногами. Большая часть тренировок в Тхэквондо - это тренировки на укрепление ног. Это значит, что ты будешь бегать, приседать, прыгать, чтобы повысить свою скорость, ловкость и контроль над движениями. Хорошей новостью для тебя является то, что все эти виды упражнений идеально подходят для сжигания калорий, жира и наращивания большой мышечной массы в области нижних конечностей. Это, в свою очередь, поможет улучшить метаболизм, который будет помогать сжигать жир даже тогда, когда ты не тренируешься. Таким образом, если ты вдруг надумал избавиться от лишнего веса к весне, то этот вид спорта будет тем, что тебе нужно. К тому же он прекрасно подходит для самообороны - противника легко держать на расстоянии, а удары ногами (при правильной технике) гораздо болезненнее, чем удары руками.

2. Капоэйра

Капоэйра - это симбиоз танца с национальным боевым искусством, которое пришло к нам из Бразилии. Танцевальные элементы были необходимы, ведь капоэйра зарождалась в очень угнетающей и бедной среде населения, которой запрещали практиковать самооборону. Сейчас сложно сказать, что такое капоэйра на самом деле, и сможет ли она помочь в условиях реальной опасности, но мы считаем, что это не мешает её практиковать.

В капоэйре важны баланс и гибкость, а также сосредоточение на ногах. Очень часто поклонниками этого боевого искусства становятся гимнасты - когда начнешь тренироваться, то сразу поймешь, почему так происходит. В общей тренировке есть элементы йоги и гимнастики. Силовых упражнений в этой дисциплине практически нет, поэтому если хочешь сосредоточить свое внимание на верхней части тела, то капоэйра не для тебя. Если же хочешь поддерживать свой организм в тонусе, особо не напрягаясь, то попробуй заняться - хуже не будет.

3. Джиу-джитсу

Уникальный боевой стиль, который использует в своем арсенале «систему рычагов» и маневренность, чтобы получить преимущество в противостоянии. Цель бойца в джиу-джитсу заключается в том, чтобы использовать вес собственного тела и вес тела противника, чтобы защитить себя. Это очень контактный вид боевого искусства, который идеально подходит для парней небольшого роста.

Основная часть тренировок в джиу-джитсу сосредоточена на укреплении мышц и улучшении гибкости. Бойцу также придется полагаться на реакцию и ловкость - принимать важные решения приходится очень быстро. В совокупности весь тренировочный комплекс поможет тебе укрепить сердечно-сосудистую систему. Ты также избавишься от лишнего жира. Мы рекомендуем выбрать джиу-джитсу каждому, кто хочет улучшить свою выносливость - это качество играет определяющую роль в совершенствовании боевых навыков этого стиля.

4. Тайчи

Это достаточно старое китайское боевое искусство, которое является одним из видов ушу. Тайчи выглядит очень медленно, поэтому не думай о том, что ты сможешь нарастить мышцы благодаря ему. Здесь ты развиваешь свой внутренний боевой дух, который поможет тебе не дрогнуть перед лицом превосходящего в силе врага.

Но если отвлечься от романтики китайской боевой философии, то можно найти конкретные полезные черты этого боевого стиля. Тренировочная программа у тайчи медитативная и большое значение играет укрепление баланса тела за счет упражнений на определенные группы мышц и суставов. В конечном итоге ты сможешь лучше контролировать свое тело, особенно в экстренных ситуациях, когда ноги становятся ватными, а руки начинают дрожать. По этой причине многие мастера восточных единоборств считают, что тайчи - это отличный способ завершить основную тренировку. Эта дисциплина не должна быть центральной, но без нее лучше вообще не заниматься - тайчи отлично вычищает разум от мусора.

5. Муай тай

Или просто «тайский бокс», который служит источником многочисленных переломов у людей, которые напали не на того парня. Этот боевой стиль также называют искусством восьми конечностей, потому что в арсенале муай тай используются удары кулаками, ступнями, голенями, локтями и коленями. Очень травмоопасная дисциплина, которая претендует на самую результативную с точки зрения боя в городских условиях.

Тренировки в тайском боксе изнурительны, интенсивны и занимают много времени. Мастера в этом боевом искусстве делают из своих учеников настоящих терминаторов с отличной физической формой, максимумом выносливости, поставленным ударом и бесстрашием, которое достойно наших диких предков. Если хочешь чего-то экстремального, сложного, но результативного, то запишись в секцию по тайскому боксу. Тебе будет больно, но это того стоит.

6. Дзюдо

Даже у Путина есть черный пояс по дзюдо, причем заслуженный, что удивительно. Сама дисциплина пришла из Японии XIX века - там дзюдо является национальным видом спорта, который пропитан философией самосовершенствования не только в физическом смысле, но в духовном. Хотя, конечно, в секции по дзюдо тебе о философии рассказывать никто не будет, а вот заставлять тренироваться еще как будут. И это неплохо, ведь дзюдо фокусируется на использовании «свободных весов», ловкости и гибкости.

По сути, дзюдо использует физические и психологические практики, которые позволяют достичь полной самоотдачи даже за пределами спортзала. Дзюдо - это образ жизни, а не только боевое искусство. Когда ты начнешь заниматься этим боевым стилем, то обязательно почитай литературу о Кодокане - традиционной школе дзюдо, которую основал Дзигиро Кано. Если ты будешь совмещать мыслительные тренировки с физическими, то сможешь перевернуть свое представление о самом себе. Если ты хочешь изменить свою жизнь, вдохнуть в нее смысл, то дзюдо - лучшее, что ты можешь найти среди восточных боевых искусств.

Попробуем рассмотреть боевые искусства с точки зрения обычного человека. Информацию о боевых искусствах он получает в основном из двух источников: кино и спорт. O кино скажу сразу: главная цель экранных боев - зрелищность и эффектность (не путать с эффективностью) и поэтому то,что мы видим на экране, далеко от реальной жизни. В жизни все не так красиво и эффектно.

Спортивные единоборства ближе к жизни. Там все настоящее, а не постановочное, но правила и ограничения исключают из техники бойца травмотичные и опасные для жизни элементы. Даже на так называемых " боях без правил" существует очень много правил. Применение реальных "убийственных" систем, предназначенных для максимально быстрого выведения из строя или убийства человека, мало кто видел. Тут все покрыто тайной, что рождает множество слухов и легенд, часто далеких от реальности. Еще большей тайной являются знания, позволяющие человеку выйти за пределы своих физических возможностей.

Из этого следует, что человек о боевых искусствах имеет представление далеко не полное, и не всегда верное.

Для тех, кто поставил себе цель - спортивные достижения, все просто. Подойдет любая школа боевых искусств спортивного направления. Сложнее тем, у кого цель - самозащита. Многие думают, что научится самозащите просто. Достаточно записаться в какую-нибудь школу боевых искусств и походить пару - тройку месяцев. Так ли это?

Для начала нужно выбрать из двух направлений: спортивное и прикладное. Оба варианта имеют свои "плюсы" и "минусы", поэтому рассмотрим каждый в отдельности.

Спорт. Ранее уже упоминался основной недостаток этого направления - исключение опасных элементов из техники. Никто не хочет травм. Поэтому спортсмен не будет готов к "неправильным" действиями и не сможет сам их использовать. Также в уличном бою нет защитных приспособлений, судьи и своевременной медпомощи. Имеющие боевой и спортивный опыт знают: хороший спортсмен идет на ринг без страха, худшее, что может с ним произойти - получит травму, бой остановят. А если перед тобой человек с ножом или вооруженный огнестрельным оружием - все совсем по-другому. Но! Все, что спортсмен использует, он использует с максимальной эффективностью. Работает в полную силу. А главное - в бою он делает точно тоже, что и на тренировке. Это дает ему уверенность в собственных действиях. И зачастую, действия хорошего спортсмена настолько эффективны, что ему "на улице" этого вполне достаточно, пока ситуация похожа на отработанную в зале.

Прикладное направление. Если человек придет в такую школу, ему скажут, что для "улицы" это в самый раз. Действительно, техника не имеет ограничений, рассматриваются всевозможные способы воздействия, нет правил. Но! Никто не хочет травм. Нельзя работать на тренировке как в бою, ломать руки и выбивать глаза. Приходится работать медленно или моделировать. Поэтому многие полученные навыки нельзя проверить до возникновения боевой ситуации, а это уверенности в бою не прибавит.

Оказывается все очень непросто и существуют объективные проблемы. И еще. Многие боевые искусства уходят корнями в далекое прошлое или являются потомками древних боевых систем. Тогда, как говорится, время было другое. И менталитет и задачи, и ценности. Раньше было большой честью умереть "за правое дело". Сейчас же такая перспектива мало кого обрадует. В былые времена в частых войнах главная задача была - убить побольше своих врагов, бравирование опасностью считалось отвагой. Вся техника - уничтожения противника. Защита - считалась трусостью. В атаку в полный рост...

Оправдано ли это сегодня? В наше время убивать невыгодно. Правосудие может и не разобраться, что вы "только защищались" и придется загреметь за решетку на долгие годы. Разумно ли убивать соседа или товарища, который в подвыпившим состоянии слишком буйный?

Ценность жизни многократно выросла, изменились приоритеты и боевое искусство должно соответствовать сегодняшним требованиям.

Рассмотрим реальные условия и задачи для современного боевого искусства, цель которого - выживание и решение определенных задач в условиях повседневной жизни.

Во-первых, это не спорт. Нет весовых категорий. Количество и "качество" противников не ограничено. Боевая ситуация может возникнуть в любую минуту и умение правильно оценить обстановку очень важно. И самое главное. Наша задача не определить кто сильнее, не победить, а остаться живым и невредимым и при этом сохранить ясность мышления.

Во-вторых. Сила, скорость и выносливость, так почитаемые в спорте и имеющие решающее значение, "на улице" понятия относительные. Болезнь, усталость, погодные условия, неудобная одежда и т.д. могут существенно влиять на эти показатели. Но техника должна работать в любых условиях. Так что же остается?

  • Вес тела .
  • Законы физики и механики . Человеческое тело тоже механическая конструкция, и подчиняется тем же законам (сила тяжести, инерция...)

И это еще не все. Человек ограничено опасен, ограничено защищен, ограничено силен и ограничено устойчив . Любой. Независимо от силы и веса. Это можно легко доказать с помощью тех же законов физики и механики: Наносящий удар рукой в голову, опасен в данный момент только в точке вероятного попадания. Если меня не будет в этой точке - значит я вне опасности. Совершающий агрессию, должен пожертвовать защитой, отвлекая внимание и силы на удар или захват. В момент реального удара он может только бить, так как на него воздействуют силы инерции и гравитации. Человек может "работать силой" только имея опору, и конструкция человеческого тела имеет разные силовые возможности в разных направлениях и точках приложения. Конструкция тела имеет ограниченную площадь опоры, два устойчивых и два неустойчивых направления. Все это нужно использовать. Своевременно, обходя сильные стороны и воздействуя на слабые.

Еще один закон. Чтобы избежать силового противостояния, нужно знать, что с человеком можно производить какие-либо действия (удар, бросок...) только когда он не контролирует ситуацию. В спорте это решается превосходством в силе, скорости, выносливости и тактике (непредсказуемости). Если силовое противостояние нам не выгодно, то из вышеперечисленных способов подойдет только последний.

Когда не существует запретов и ограничений, то можно вычислить такие дополнительные условия потери контроля:

    а) потеря зрительного восприятия
    б) боль и страх
    в) психологическая неустойчивость
    г) физическая неустойчивость
    д) момент атаки.

Конструкция человеческого тела имеет много уязвимых мест, для поражения которых не нужно много силы (глаза, горло, пах...). Зачем тогда в боевых системах нарабатываются очень сильные и быстрые удары? Зачем разбивать кирпичи и доски? Ладно - ногами, а головой?

Все просто - никто безнаказанно не позволит себя травмировать. И получается: мои действия противостоят действиям противника и наоборот. А если противостояния нет?

Учитывая все вышесказанное, составим список требований к боевому искусству и методике подготовки:

  • Готовность к боевой ситуации в любой момент времени.
    Психологическая готовность.
  • Универсальность техники, простота . Освоение сложной системы займет очень много времени, а боевая ситуация может возникнуть уже завтра.
  • Эффективность в любой ситуации, в любых условиях.
  • Действия на тренировке должны максимально соответствовать боевой ситуации , но без ущерба для здоровья (можно, конечно, постоянно проводить реальные бои в полный контакт, но при этом потерять здоровье раньше, чем научиться его защищать).

Особенности техники и методика подготовки русского P. Б.

Готовность . В первую очередь нужно избавиться от жесткости и научится вписываться. Вся техника на этом построена и, так как все подчиняется одним и тем же законам, то вписываться можно не только в агрессивного противника, но и в сложившуюся ситуацию, а в более широком смысле - и в реальную сегодняшнюю жизнь.

Психологическая готовность к бою не менее важна, чем физическая. Очень много внимания уделяется именно этому.

Bo-первых. Противник воспринимается не как личность, а как механическая конструкция (в этом случае его угрозы не давят на психику).

Удар - это воздействие определенной силы по определенному вектору с определенной скоростью. Боевая ситуация всего лишь механизм сложной конструкции.

Bo-вторых. Основа техники - несопротивление. Не имеет значения, насколько силен противник, потому что никто не собирается ему противостоять. Меня не беспокоит, смогу ли я выдержать удар. Я не сопротивляюсь. Здравомыслящего человека не может не беспокоить тот факт, что реальный бой - это очень опасно, любой пропущенный удар может стать последним. Поэтому основная задача - максимально обезопасить этот процесс. Для этого защита ставится на первое место. Намного важнее выжить, чем победить .

Любое воздействие не воспринимается прямо, а пропускается, сглаживается, амортизируется.

В-третьих. Страх перед реальной боевой ситуацией возникает из-за того, что ее исход невозможно предугадать. А человек боится того, чего не знает . Значит, нужно сделать боевую ситуацию явлением как можно более знакомым и привычным, быть готовым к самым худшим вариантам, потому как безвыходных ситуаций вообще быть не должно . Что же происходит в худшем случае? Вас будут бить. Один или несколько противников, с оружием или без. Если сделать это привычным явлением и научиться выживать в такой ситуации - страх отступает.

И все же не нужно забывать, что рукопашный бой - это самый последний аргумент, когда остальные уже исчерпаны.

Универсальность техники намного упрощает подготовку и раскрепощает в бою. Например. Техника освобождения от захватов и защиты от ударов основана на одних и тех же принципах. Одно и то же действие может быть защитой и контратакой. Все элементы имеют общую основу, поэтому, изучая, допустим, специальную акробатику, совершенствуется техника защиты и наоборот. Техника не зависит от того, вооружен или невооружен противник. Она вообще не должна зависеть от того, какой противник, как он стоит, как двигается. Потому что вариантов великое множество. И если в спорте более-менее знаешь чего ожидать от противника, можно провести разведку, определить его сильные и слабые стороны, то "на улице" на это нет ни времени, ни возможности.

Кроме того, все движения естественны и максимально просты, и на их освоение требуется немного времени.

Как уже упоминалось раньше: не должно быть безвыходных ситуаций, поэтому техника адаптируется к любым условиям. Основа основ техники - отсутствие статической опоры. Это позволяет уверенно себя чувствовать и на скользкой поверхности, и в сложных условиях ограниченного пространства. А техника "липкого тела" эффективна при ограниченной видимости и т.д.

И еще. Сколько нужно тренироваться хрупкой девушке, чтобы победить мужика с комплекцией и подготовкой M. Тайсона.

Что может противопоставить обычный человек, имеющий семью, зарабатывающий на ее содержание, профессиональному спортсмену, который сутками тренируется и проводит по несколько боев в день? Имеет ли смысл соревноваться с ним в силе, в скорости и выносливости? Действуя по его правилам, вы не оставляете себе ни единого шанса. В спорте более слабый не может победить более сильного, так как цель спорта - определить кто сильнее, и все на этом построено. В "уличном варианте" нападают в основном более сильные и нужно уметь сохранить жизнь в таком бою. Но наша задача не победить, а выжить. Для этого все средства хороши. Выстоять в таком бою можно только действуя вовремя, так как любой боец ограничено силен, быстр, устойчив.

"Вовремя" нельзя просчитать и проанализировать. Нельзя сказать, что нужно работать, допустим, во время удара, или на разных уровнях, или....бить или бросать... и т.д. Это в первую очередь чувствование момента. Ты должен быть непредсказуем даже для самого себя.

Очень большое значение имеет медленная работа, так как все движения должны быть осознанны в период обучения. Ситуация меняется мгновенно, и только осознанное движение можно изменить в любой фазе, перенаправить или не довести до логического завершения.

Каждое реальное боевое искусство должно давать возможность бойцу постоянно проверять свои знания. Для боксера - это соревнования. Спортсмен тренируется, выступает на соревнованиях, делает выводы и тренируется дальше с учетом выявленных ошибок. Для воинов, в былые времена, войны были таким же экзаменом. Оставшись в живых, боец тоже делал выводы.

Быть уверенным в своих действиях можно только тогда, когда бой - это обычное явление, частое и повседневное.Привычное дело. Лучше всего человек делает то, что он делает ежедневно и постоянно . И тогда он спокоен.

К состоянию мира и спокойствия Уэшибы нельзя прийти, минуя боевой опыт, как предлагают у нас в школах Айкидо. Уэшиба сам дрался и тренировался всю жизнь, владел многими другими стилями и пришел к "состоянию мира" имея огромный боевой опыт. 3a основу техники нужно брать элементы, которые можно многократно проверять. А "убийственные" техники использовать или не использовать по собственному усмотрению или в зависимости от серьезности ситуации.

B условиях мирного времени, если собственная жизнь и здоровье имеют значение, "убийственные" навыки нельзя проверить. В спецподразделениях это делалось на "куклах", на трупах... Мы не имеем такой возможности, да это и нецелесообразно. Значит до возникновения боевой ситуации боец, чья техника построена на элементах, которые нельзя отработать реально, не будет на 100% уверен в эффективности своих действий, а это опасно. Ученик принимает активное творческое участие в собственном обучении.

Боевое ИСКУССТВО. Это в первую очередь творчество, а не слепое повторение кем-то придуманных техник. Искусство! Ксерокопия не может быть искусством. B итоге, достигнув мастерства, каждый создает свой стиль.

Еще раз повторюсь - рукопашный бой - это очень опасно. Не может быть неопасным процесс, основная цель которого - навредить, травмировать, покалечить или убить, с помощью физического воздействия. Но тем не менее, Вы хотите уметь защищать себя и родных. Умение это может пригодиться каждому, а то жизнь - коварная штука и, хотя кажется такой размеренной и спокойной, иногда преподносит очень неприятные сюрпризы. И в такие моменты (есть много примеров) человек задумывается: " А почему я ничего не сумел, почему ничему не научился?! " Есть такая восточная мудрость: "Если меч может пригодиться один раз в жизни, нужно носить его всегда".

Значит, боевое искусство имеет место в повседневной жизни. Так что же делать? Как правильно поступить, учитывая все вышесказанное?

Мы считаем, что нужно изучать боевое искусство безопасно для здоровья и, что очень важно - это не должно отразиться на качестве полученных знаний. Главная задача - безопасно получить реальный боевой опыт. И это возможно...

Интересен в данном аспекте широко известный в единоборствах тест, называемый тамэсивари - разбивание разными способами твердых предметов (досок, черепицы, кирпичей, бетонных блоков и т.п.), который не является лишь испытанием физической силы и техники, а основан на умении в состоянии кратковременного транса мгновенно концентрировать психическую энергию для создания энергетической «подушки» между поверхностью предмета и ударной поверхностью руки или ноги.

Когда рука каратиста приближается к стопке кирпичей, то кирпич крошит не физическая сила человека, а его сфокусированная направленная энергия. Этот феномен хорошо известен учителям школ боевых искусств и не раз демонстрировался при медленном просмотре видеозаписей.

Но есть объективные ограничения в выборе психотехники, зашифрованной в определенном языке. Чтобы успешно следовать рекомендациям, например, тибетских мистиков, нужно быть приобщенным к соответствующей культурной традиции, знать специальную символику, жить особыми представлениями. В монастырях Тибета «энергетическим» видам кунг-фу обучают с семилетнего возраста. Широко применяется кунг-фу и в тибетской медицине для отключения сознания больного на время проведения операции и приведения его потом в сознание путем нажатия на определенные биологически активные точки организма.

Однако, «энергетические» виды восточных единоборств не являются широко распространенными, т.к. такого рода «тайные» знания тщательно охраняются и зашифровываются, чтобы оградить непосвященных от неумелого и опасного экспериментирования со своей психикой. Кроме того, спекуляции на эзотерических знаниях не могут быть связаны с добрыми намерениями, и к их современным интерпретациям стоит подходить осторожно.

Опыт использования «энергетических» видов восточных единоборств велик, он запечатлен в многочисленных историях, легендах, притчах о выдающихся воинах-мудрецах, основателях школ боевых искусств. Так, Джон Стивенс пересказывает одну из таких историй об известном японском мастере фехтования XIX века Тэссю Ямаскэ, испытавшем «озарение» на пути боевого искусства, что наполнило новым смыслом всю его жизнь.

В молодости он вызвал на поединок знаменитого мастера меча Дзимэй Адзари и после долгой борьбы, используя свои физические преимущества, поверг противника на землю. Но за мгновение до этого Адзари молниеносным ударом сломал три бамбуковые полоски протектора у Ямаскэ. Когда Ямаскэ понял, что был побежден, то стал учеником победившего его мастера.

Адзари обладал колоссальной духовной силой и потому выходил победителем из единоборств. Но лишь через 17 лет упорных тренировок Ямаскэ наконец достиг «озарения» и тоже наполнился духовной силой. Один из учеников, собираясь вступить с ним в поединок, вдруг отбросил меч и воскликнул: «Сэнсей, пожалуйста остановитесь!» - «Почему?» - спросил Ямаскэ. «Я тренировался с вами много лет, - ответил ученик, - но никогда не ощущал такого ужасающего присутствия».

В этой истории кроется ключ к пониманию, почему человек, ведущий порочный образ жизни и делающий зло, никогда не достигнет вершин мастерства. Он может закалить тело, отработать до автоматизма свою технику, но он никогда не сможет достичь озарения, дающего ключ к духовной силе, т.к. не сможет духовно слиться в своем сознании с природой и космосом. И потому будет неизбежно побежден мастером, достигшим этого.

Знаменитые мастера XIX века Сун Шичжун и Го Юньшэнь исходным пунктом Синъицюань называли Саньтиши (положение столба в синъицюань)

Значение практики столба для боевых искусств

Сунь Баоинь в книге «Синъицюань» написал:

«Прежде чем научиться бить, сперва тренируй столб. Тысяча способов происходит из саньтиши.»

Сунь Лутан рассказывал о своем ученике Ци Гунбо:

«Ци Гунбо три года практиковал саньтиши, поэтому его внутренняя сила сконцентрировалась, форма и мысль соеденились в одно. Если тронешь его, тут же усилия всего тела скоординируются, и он мгновенно производит сильный «взрыв» силы; руки его взлетают как стрелы – будто тигр бросается на ягненка и тот в страхе бежит…»

По словам Сунь Цзяньюнь, дочери Сунь Лутана,

«Ци Гунбо не практиковал ничего, кроме саньтиши в течении 3 лет. Ежедневно он приходил на тренировку и становился в эту позиции, без просьб научить его чему-нибудь еще. В конце концов, он стал лучшим учеником отца в синъицюань.»

такое внимание практике столба уделяют не только в синъицюань. В тайцзицюань практика столба относится к вспомогательной наработке. Прорабатывают «стояние столбом» и стояние в основных 8 методах (Пэн, Люй, Цзи, Ань, Цай, Ле, Чжоу, Као). Об этом подробно написал мастер Ван Пэйшен в книге «Тайцзицюань дэ цзянь шэньхэ цзи цзи цзо юн».

Ван Сянчжай – основатель стиля дачэнцюань — называл практику столба «главной практикой».

«В багуачжан «стояние столбом» не относится к числу важнейших тренировочных методов, а используется как вспомогательная практика при тренировке вращения ладоней в хождении по кругу до достижения «построения каркаса». По этой причине ей уделяют мало времени, однако ее нельзя упускать из виду»
писал Ша Гочжэн.

Однако в Багуачжан используется и другая практика столба – «движущийся столб» (подвижный низ, фиксированный верх), который является основной практикой.

Столб практикуется во всех боевых искусствах Китая, в одних используется как вспомогательная практика, в других — является главной. Применяется для взращивания энергии и закаливания духа, для вырабатывания внутренней силы, необходимой в кулачном искусстве.

Три составляющих «столба»

I.Регулирование тела

Регулирование тела – это принятие правильного положения во время практики столба, что является обязательным условием для свободной циркуляции энергии и крови по всей системе меридианов. При принятии неправильного положения

«Если энергия не движется, то мысль не концентрируется, что приводит к беспорядочному рассеиванию энергии».

Одним из главных требований в «регулировании тела» — является понятие сун (расслабление). Сун означает расслабление тела, выраженное в естественном расслаблении мышц, сухожилий, соединительных тканей, суставов и всех внутренних органов, приведение их в состояние не напряжения. Когда это достигнуто, занимающийся будет ощущать комфортность в данном положении, которую необходимо сохранять до конца практики «столба». Если цзинь зарождается в стопах, управляется поясницей и выражается в кистях; то напряжение, напротив, зарождается в кистях и распространяется по всему телу. Поэтому важное значение во время практики столба, и не только столба, но и боевых искусств вообще – придается положению кисти. А положение ладони относительно тела, влияет на распределение энергии внутри его. Это можно видеть на примере саньтиши — фото 1, 2, на которых изображен Сунь Лутан. Комментарии дает его дочь Сунь Цзяньюнь:

«Позиция Саньтиши, что упомянута в книге моего отца (Синъицюань сюэ), была изменена отцом, когда ему было уже 60 лет. В книжном варианте пальцы руки, расположенной спереди, направлены прямо наружу (см. Фото 1). Когда ему было за 60 лет, он изменил положение впереди расположенной руки (изменилось вообще положение кистей — прим. Б.В.): пальцы направлены вверх и запястье стало согнуто. В это время его книга уже была издана, и я предполагаю, что он сфотографировался в новом положении для того, чтобы я обучала людей последнему положению. Он говорил: «Я был не прав, демонстрируя первое положение». Он почувствовал, что если кисть прямая и пальцы направлены наружу, энергия выходит из кисти наружу. Это будет хорошо для боя, но плохо для взращивания энергии. Если взращивается энергия, она должна сохраняться в теле. Когда кисть поднята вверх, энергия остается в ней и возвращается в тело».

А. Классификация столбов в боевых искусствах
(на примере стилей Внутренней семьи боевых искусств)

Мастер Кан Гэу в книге «Чжунго ушу шиюн цюаньшу» приводит классификацию «столбов»:

  • а) «Стоящий столб» (чжаньчжуан) – тренирует цельность формы и собирает энергию. «Стоящий столб» используется во всех боевых искусствах, он в свою очередь подразделяется на:
    • а) Столб с «одиночной тяжестью» — когда большая часть веса распределена на одной из ног.
    • б) Столб с «двойной тяжестью» — вес равномерно распределен между ногами.

    Мастер Сун Шичжун описывает это таким образом:

«В искусстве синъицюань выделяют искусство дао и воинское искусство. Саньтиши разделяют на стойки с одиночной и двойной тяжестью. Тренируясь в воинском искусстве, применяют позу с двойной тяжестью, когда центр тяжести располагается между ног. Всё тело обладает силой, чистое и мутное неразделимы, сяньтянь и хоутянь неразличимы. Используют волю хоутянь чтобы вести ци дыхания и накапливать в даньтянь, укрепить подобно железному камню. Всё тело стоит погруженно вниз, как гора Тайшань, не боятся пинка ногой и удара рукой.Упражняясь в искусстве дао, в саньтиши применяют позицию с одиночным весом. Впереди — полное, сзади — пустое, центр тяжести на задней ноге, передняя нога может быть пустой или полной. В центре [сердце] не применяется сила. Прежде нужно опустошить сердце, мышление соединяется с даньтянь. «.

  • б) «Движущийся столб» (синчжуан) – направляет энергию к ногам, делая так, что перемещения становятся легкими и ноги опускаются быстро. Фиксированный верх и подвижный низ – практикуются в багуачжан и синъицюань. В багуачжан он является основной практикой и называется «Внутренняя работа» (нэйгун).
  • в) «Бьющий столб» (цзачжуан) – собирает цзинь и наполняет стопы, тренирует мощь выброса цзинь; посылает упорядоченную в «стоящем столбе» цзинь наружу. Бьющий столб практикуется только в синъицюань.

Эти техники акцентируют внимание на управлении энергией посредством мысли, перемещении тела посредством энергии и выбросе силы посредством тела. Мысль, энергия, цзинь и форма (син) – если собираются, то собираются все в одно; если происходит выброс одного, выбрасываются все.

Б. Три степени сложности выполнения «столба»

По степени сложности «столб» можно разделить на три вида: в высокой, средней и низкой стойке.

Высокая стойка предполагает незначительное сгибание ног в коленях, что не требует больших усилий. В этой стойке легче всего войти в состояние между бодрствованием и сном, в котором осуществляется «Внутренняя практика».

В средней стойке колени сгибаются под углом около 130 градусов, что обычно используется после получения определенных результатов в высокой стойке.

Низкая стойка требует сгибать колени под углом 90 градусов. Это положение используется только, когда достигнут результат при работе в первых двух. Низкая стойка может служить тестом для определения глубины «Внутренней практики». По продолжительности нахождения в ней можно определить, на каком этапе находится практикующий. Когда практикующий будет на этапе «преобразования духа (шэнь) в пустоту (сюй), время нахождения в этой стойке «исчезает», и человек может находиться в низком положении столько, сколько пожелает. Одной силой мышц этого не выполнить.

В. Положение тела практикующего относительно сторон света

Человек находится под постоянным воздействием магнитного поля земли, поэтому очень важно сориентировать тело относительно сторон света.

Наиболее благоприятным направлением тела, если нет проблем со здоровьем, является положение «лицом на юг, спиной на север». Если в организме имеются отклонения, то направление может измениться. Положение тела, сориентированного в направлении «север – юг», совпадает с направлением силовых линий Земли. В результате усиливается магнетизм биологического поля человека, что положительно влияет на работу всего организма и результаты занятий.

Г. Выбор времени для занятий

Время для практики «столба» выбирается в зависимости от поставленной задачи:
23 –01 часов — время циркуляции энергии по меридиану желчного пузыря, период укрепления Изначальной ян
05 – 07 часов — время циркуляции энергии по меридиану толстого кишечника, период укрепления Истинной ян.
11 – 13 часов — время циркуляции энергии по меридиану сердца, период укрепления Изначальной инь
17 – 19 часов — время циркуляции энергии по меридиану почек, период укрепления Истинной инь.

Это время выбирается в том случае если вы будете практиковать «столб» отдельно от остальных занятий. Если вы включите его в свой тренировочный процесс, то лучше всего его практиковать после разминки и растяжки, перед выполнением основной части.

II.Регулирование дыхания

Регулирование дыхания – означает его упорядочение с помощью сознания. Отрегулированное дыхание возбуждает Истинную энергию человека, гармонизирует циркуляцию энергии и крови, массирует внутренние органы, способствует расслаблению тела, слиянию мысли и энергии, погружению мозга в состояние покоя. Все это делает «Регулирование дыхания» – важной составной частью «внутренней практики». В практике «столба» используется – естественное и обратное дыхание. Естественное дыхание – это обычное диафрагмальное дыхание, при котором одновременно с вдохом живот плавно раздувается, выпячивается, а с выдохом — постепенно поджимается.

Обратное дыхание – одновременно с вдохом живот плавно поджимается внутрь, а с выдохом постепенно выпячивается.

До этапа «преобразования семени (цзин) в энергию», рекомендуется использовать естественное дыхание, а после этого этапа можно практиковать на выбор. Дыхание должно быть ровным, медленным, глубоким и, прежде всего, естественным и незаметным. Диафрагмальное дыхание способствует собиранию энергии в Даньтянь. «Регулирование дыхания» должно происходить естественным образом, искусственное форсирование только отдалит цель.

III.Регулирование сознания

Под регулированием сознания понимается его тренировка. Во время практики необходимо успокоиться, полностью сосредоточившись на упражнении, устранить посторонние мысли, погрузившись в состояние высокой степени покоя «пустоты», расслабления, радости и комфорта. К регулированию сознания относится «концентрация мысли», что означает определенную степень сосредоточенности на точках собственного тела и перемещения мысли по меридианам. А если вспомнить, что мысль ведет энергию, то фактически «регулирование сознания» означает регулирование энергии или Взращивание (культивирование) энергии.

Этапы практики «столба»

По мнению даосов практику «столба» можно разделить на пять этапов:

1.Преобразование зародыша (гу) в семя (цзин)

Это построение основы или «закладка фундамента Даньтянь», на которой начинает появляться ощущение энергии и возрастает семя.

Ма Чуаньсюй так говорил об этом:

«Становится важной мысль. Мысль ведет энергию, а энергия ведет силу. Нужно развить энергию Даньтянь, чтобы использовать это – и только тогда это можно назвать «внутренней практикой»».

2.Преобразование семени (цзин) в энергию или циркуляция энергии по Малому Небесному кругу

Когда завершено преобразование семени в энергию, энергия может свободно циркулировать по меридианам Жэнь-Ду (переднесрединный и заднесрединный меридианы).

Вот как мастер Ван Пэйшэн в книге «Шиюн и гун» описывает Малый Небесный круг:

«Вдох – подвести Ци из Даньтянь к т. Хуйинь в промежности и далее через «заставы» Вэйлюй (копчик), Цзяцзи (между лопаток), Юйчжэнь (на затылке) к т. Байхуй (на темени).
Выдох – опустить Ци от т. Байхуй по переднесрединному меридиану и возвратить в нижний Даньтянь.»

Вот мнение мастера Ма Чуаньсюя:

«Малый Небесный круг открывается естественно, а не намеренно, когда ваша внутренняя практика достигает этого уровня».

3.Преобразование энергии (ци) в дух (шэнь) — или циркуляция энергии по Большому Небесному кругу

«Когда завершено преобразование энергии в дух, энергия может свободно циркулировать по всем меридианам тела. Где бы вы ни сконцентрировали внимание, ощущение энергии появится в этом месте и вы будете ощущать живость и ясность».
(Ван Пэйшэн)

Обычно практику Большого Небесного круга описывают как «соединение пяти центров». «Пять центров» – это точки Лаогун в центрах ладоней, точки Юнцюань в центрах стоп и точка Байхуй на макушке. Тренировка проходит в следующей последовательности

  • Охрана мыслью Даньтянь
  • Следование мысли к т. Юнцюань
  • Следование мысли к т. Лаогун
  • Следование мысли к т. Байхуй
  • Впадение 5 центров в Даньтянь

«Необходимо открыть Большой Небесный круг, чтобы энергия могла достичь рук. Это требует времени, вначале необходимо использовать мысль, чтобы направлять энергию в руки».
(Ма Чуаньсюй)

4.Преобразование духа (шэнь) в пустоту (сюй)

Достижение Пустоты является целью Внутренней практики большинства высокоразвитых типов цигун, таким образом все школы цигун стремятся к достижению Пустоты.

«Пустота (Ничто) — это такое состояние, в котором появляется способность двигать энергию без сознательного усилия. Энергия будет вести себя подобно ртути: как только ударите рукой, энергия немедленно вытечет из Даньтянь, пройдет сквозь руку и достигнет запястья. Рука будет чувствоваться противником как очень тяжелая».
(Ма Чуаньсюй)

Вот так описывает мастер Ван Пэйшэн «Практику преобразования духа в Пустоту»:

«Позвольте Ци циркулировать по большому небесному кругу, войдите в состояние в котором достигается ощущение Ци во всем теле.
Не думайте ни о чем, даже о входе в «Ничто». Помните пословицу: «Все желания ложны, истина лишь в отсутствии желаний».

А вот описание ощущений в состоянии «Ничто»:

«Во время входа в состояние Пустоту, перед глазами обычно появляется белый свет и цветное пятно размером с пуговицу. Белый свет и цветное пятно исчезнут после входа в состояние Ничто. Тела как бы исчезает.»

5.Превращение пустоты (сюй) в Дао

Описание этого этапа в источниках нет, можно только догадываться, что он из себя представляет. Вот как писал об этом этапе Чэнь Гу’ань:

«Что касается конкретного воплощения, то в виду того, что я не имею перед собой примера, моя кисть и тушь не могут придать форму содержанию».

Заключение

Данная статья писалась с целью показать практическую пользу для люде увлеченных боевыми искусствами. Чтобы иметь возможность оценить свои занятия и качество преподавания «горе-учителей», которые обучают «столбу» как попало, а то и вовсе опускают обучение этому важному элементу в практике боевых искусств.



error: Контент защищен !!