Налоговые ставки по видам налогов. Налоговая ставка

Уже с древних времен вместе с возникновением товарного производства, классовым разделением общества и появлением государства, нуждающегося в серьезных средствах на содержание чиновников, судов, армии, возникли налоги. В процессе становления и его развития усилилось и их значение: государство, выражающее общественные интересы в самых различных сферах и осуществляющее соответствующую политику, обеспечивало эффективную реализацию государственных функций, в том числе экономической и финансовой. Они стали являться основным источником формирования государственного бюджета. Под воздействием всевозрастающих потребностей государства в доходах складывалась и практика налогообложения.

На сегодняшний день налоговым кодексом его понятие определено достаточно полно. Здесь же следует отметить немаловажную деталь: налоговый платеж должен быть установлен законодательно.

Установленным налог считается в том случае, когда определены как налогоплательщики, так и элементы налогообложения,которыми являются:

  • объект налогообложения;
  • нал-я база;
  • нал-я ставка;
  • нал-й период;
  • порядок исчисления нал.;
  • порядок и сроки уплаты нал..

Налоговая ставка — один из обязательных элементов, представляющих собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

По способу установления различают следующие виды налоговых ставок:

  • твердые (специфические) ставки;
  • процентные (адвалорные) ставки — в % от единицы нал-жения.

Твердые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме, определенном размере на объект (единицу) нал-жения и не зависят от , получаемого налогоплательщиком. При установлении специфических нал-овых ставок законом фиксируется определенная (твердая) сумма, подлежащая уплате в виде нал. с единицы обложения.

В качестве примеров применения твердых налоговых ставок могут быть приведены следующие виды налогов:

  • Транспортный — ставка устанавливается в твердой сумме (в рублях) в зависимости от мощности двигателя (в расчете на 1 лошадиную силу), регистровой тонны или единицы транспортного средства. Сумма определяется произведением налоговой базы и налоговой ставки (например, 100 л.с. х 5 руб.).
  • Сбор за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов — налоговая ставка устанавливается в рублях за одну животную единицу, или за одну тонну.
  • На игорный бизнес — налоговая ставка устанавливается также в твердой сумме за один игровой стол, или игровой автомат, одну кассу тотализатора или букмекерской конторы.

Также законодательством предусматривается использование при налогообложении сочетания твердых и процентных (специфических и адвалорных) ставок. Примером такого сочетания могут быть государственные пошлины, обложение акцизами.


Целым рядом экономистов высказывается мнение о том, что твердые ставки представляют собой одну из форм льготного налогообложения. И действительно, для плательщиков, эффективно использующих объект налогообложения, такой вид ставки существенно уменьшает налоговые расходы. Однако, верно также и то, что и и экономического спада, которые имеют отрицательное влияние на реальные доходы субъектов экономики, использование твердых ставок может стать одной из причин банкротства и разорения плательщиков.
  • 9. Система права: понятие и основные элементы. Характеристика налогового права как подотрасли финансового права.
  • 10. Юридические факты: понятие и виды. Виды юридических фактов как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.
  • 11. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки.
  • 12. Правотворчество и законотворчество. Правотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.
  • 13. Реализация права. Особенности реализации налогового права.
  • 14. Юридическое определение и правовые признаки налогов, сборов и пошлин.
  • 15. Применение права. Правоприменительные полномочия органов налогового контроля.
  • 16. Правовые основания установления налогов. Правовые элементы налогов.
  • 5. Порядок исчисления налога.
  • 19. Правовые основы исполнения налоговой обязанности.
  • 20. Правовые основы принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов.
  • 21. Правовые основы специальных налоговых режимов.
  • 22. Правовые особенности досудебного урегулирования налоговых споров.
  • 23. Понятие, виды и принципы юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
  • 2) Дисциплинарная.
  • 24. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах.
  • 1. Консультационные услуги по налоговому планированию в организациях: методы осуществления.
  • 3 Фазы развития налогового консалтинга:
  • 2. Порядок распределения между организациями обязанностей по уплате налогов и сборов при различных формах реорганизации.
  • 3. Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.
  • 1) По принадлежности к уровню власти:
  • 2) По методу взимания:
  • 3) По субъекту уплаты:
  • 4) По способу обложения:
  • 5) По объекту:
  • 6) По применяемой ставке:
  • 7) По назначению:
  • 8) По срокам уплаты:
  • 11) По уровню установления и изъятия:
  • 4. Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документы.
  • 5. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
  • 1) Понятие «риск»; 3 результата.
  • 2) У налогоплательщиков может быть возможность попасть в рисковую ситуацию.
  • 3) Классификации.
  • 6. Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
  • 1. Подготовка:
  • 7. Порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок: современная практика и новые тенденции.
  • 8. Налоговый контроль: назначение, методы, формы осуществления. Пути повышения эффективности его в рф.
  • 9. Федеральная налоговая служба Российской Федерации: задачи, функции и организационная структура.
  • 10. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.
  • 1) Финансовые:
  • 2) Экономико-хозяйственные:
  • 3) Этические:
  • 4) Принципы налогового администрирования:
  • 11. Налоговое консультирование: виды услуг и типы консультационных организаций типы консультационных организаций.
  • 12. Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию.
  • 1. Объективность и беспристрастность;
  • 2. Независимость консультанта;
  • 3. Конфиденциальность;
  • 4. Законность;
  • 5. Профессионализм/Профессиональная компетентность;
  • 13. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
  • 14. Права и обязанности налогового консультанта. Профессиональная этика налогового консультанта.
  • 1. Независимость.
  • 2A) Персональная ответственность.
  • 2B) Материальная ответственность.
  • 3. Внимание и добросовестность.
  • 4. Конфиденциальность.
  • 16. Услуги налогового консультанта: критерии и оценка уровня их качества.
  • 4 Вида оплаты труда:
  • 17. Оформление и реализация материалов налоговых проверок.
  • 18. Выездная налоговая проверка, ее назначение, порядок планирования, порядок проведения и реализации материалов.
  • 19. Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.
  • 20. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.
  • 21. Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
  • 22. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
  • 23. Налоговая система государства: понятие, составные элементы, факторы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
  • 25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.
  • 1. Акцизы: сущность, налогоплательщики, элементы налога, механизм исчисления и уплаты.
  • 3. Ндс: налоговые вычеты и порядок их применения.
  • 4. Налог на добавленную стоимость по экспортно-импортным операциям. Особенности исчисления, уплаты и возмещения.
  • 5. Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
  • 1) Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав – доходы от реализации.
  • 2) Внереализационные доходы.
  • 3) Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в цкелях налогообложения
  • 9. Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в целях налогообложения
  • 10. Земельный налог: механизм исчисления и уплаты, перспективы развития
  • 11. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: назначение, сфера применения, механизм исчисления и уплаты, перспективы замены патентной формой налогообложения.
  • 13. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль коммерческими банками.
  • 14. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам, по ремонту и гарантийному обслуживанию и их влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль организаций производственной сферы.
  • 15. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог): назначение, механизм исчисления и уплаты, перспективы развития.
  • 16. Налогообложение доходов организаций в виде дивидендов.
  • 17. Страховые взносы во внебюджетные государственные фонды социального назначения: назначение, объект обложения, порядок исчисления и уплаты. Порядок администрирования страховых взносов.
  • 18. Имущественные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 19. Система налоговых вычетов по ндфл. Характеристика, условия и порядок применения стандартных налоговых вычетов.
  • 20. Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, необлагаемые доходы, налоговые ставки.
  • 21. Действующий механизм исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
  • 22. Социальные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 23. Специфика налогообложения доходов физических лиц от предпринимательской деятельности.
  • 24. Налог на имущество физических лиц: действующий механизм исчисления, современные проблемы и пути их решения.
  • 25. Упрощенная система налогообложения: назначение, механизм исчисления и уплаты единого налога, перспективы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.

    Понятие

    Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Формы и виды налоговых ставок

    Виды

    В зависимости от объекта налогообложения ставки бывают:

    1) Твердые (специфические) устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются при обложении НДПИ, акцизов.

    2) Процентные (адвалорные) устанавливаются к стоимости объекта налогообложения. Применяются при уплате большинства налогов.

    3) Комбинированные сочетают в себе и твердые, и процентные ставки. Например, при уплате акцизов на сигареты и папиросы 550 рублей за 1 000 штук + 8 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1 000 штук.

      Маргинальные – ставки, приведенные в налоговом законодательстве.

      Фактические – отношение суммы уплаченного налога к величине нал.базы.

      Экономические – отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода.

    Формы

    Прогрессивные ставки – с увеличением стоимости объекта увеличивается и их размер (НИФЛ, транспортный налог).

    Регрессивные – с увеличением стоимости объекта уменьшается их размер (ЕСН до 2010 года).

    Пропорциональные – ставки действуют в одинаковом размере к объекту обложения (большинство налогов).

    Роль налоговой ставки в реализации функций налогов

    Значительный вклад в развитие неоклассической теории налогов внес профессор А.Лаффер, которые установил количественную зависимость между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета, построив параболическую кривую, получившую название кривая Лаффера. Из рисунка видно, что рост налоговых ставок только до определенного предела (точка М) ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.

    По мнению А.Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    По мнению А. Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.

    Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного н\пл.

    Функции налога:

    Необходимо выделить 4 основных функции:

    Фискальную;

    Регулирующую;

    Социальную;

    Контрольную.

    1) Фискальная – через уплату налогов пополняется бюджет страны для осуществления гос.расходов (управление государством: дума, министерства, оборона, порядок, МВД, суд, соц.защита, медицина, культура, образование).

    С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

    2) Распределительная – посредством налогообложения государство распределяет более равномерно доходы между гражданами.

    3) Контрольная – посредством налоговой системы государство может контролировать финансовые потоки (осуществление нал.контроля – проведение нал.проверок).

    Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

    4) Регулирующая – влияние налога на экономическое развитие тех или иных видов деятельности (спрос и предложение, инвестиции, налоговые льготы для отраслей).

    Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов. Цель применения налоговых льгот - сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит. Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

    В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

    Снижение налоговой ставки;

    Сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период - возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ - получило название налоговых каникул);

    Возврат ранее уплаченного налога или его части;

    Отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

    Зачет ранее уплаченного налога;

    Замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

    Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

    5) Стимулирующая – разными налоговыми льготами государство может стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики (налоговые кредиты, налоговые каникулы, преференции).

    Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

    6) Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

    К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

    Вопрос №3.

    Налог на имущество относится к группе региональных. Право устанавливать величину налоговой ставки – прерогатива законодателей субъектов РФ. Однако, при этом закон требует учитывать предельный верхний порог ставок, указанный в главе 30 НК РФ.

    Имущественное налоговое бремя распространяется как на юридических (предприятия и организации, на балансе которых находится облагаемое имущество), так и на физических лиц, у которых установленным образом подтверждено право собственности на тот или иной имущественный объект.

    Ставка налога на имущество в 2018 году для юрлиц

    Кто является плательщиком?

    Обязательное условие для начисления налога – наличие на балансе плательщика недвижимого и движимого имущества, учитываемого в качестве основных средств. При этом налоговой базой является кадастровая или среднегодовая стоимость имущества.

    Ставка налога на имущество 2018 года

    Законодательные власти в регионах наделены правами самостоятельно устанавливать величину налоговой ставки, а также предоставлять плательщикам льготы в части налога на имущество. Но в тоже время налоговая ставка по налогу на имущество 2018 г., определенная нормативными актами регионов, согласно п. 1 ст. 380 НК РФ, не может быть выше установленного максимума, и составляет:

    На местном уровне эти ставки могут дифференцироваться в зависимости от вида имущества и категории налогоплательщика.

    Движимое имущество

    Указанное в п. 25 ст. 381 НК движимое имущество, принятое к учету с 01.01.2013 г., в 2018 году облагается налогом по ставке 1,1%, если меньшая ставка не была соответствующим образом установлена региональным актом, либо данное имущество не освобождено специальным решением от налогообложения.

    В тех случаях, когда решением субъекта не определена специальная налоговая ставка на имущество, за основу при расчете суммы к уплате принимаются ставки, указанные в НК РФ. Подробнее о налоге на движимое имущество в 2018 г. читайте .

    Льготы по имущественному налогу

    Ст. 381 НК устанавливает перечень организаций и учреждений, подпадающих под действие льгот по имущественному налогу юрлиц .

    Нормами статьи предусмотрено две категории федеральных налоговых привилегий:

    • Первая – освобождение от необходимости платить налог на имущество в полном объеме (в этом случае отсутствует база для его начисления);
    • Вторая – частичное (доля устанавливается для каждой категории льготников отдельно) освобождение от уплаты налогового бремени. Оно может быть выражено в применении к общей массе имущества льготной налоговой ставки, или высвобождении от налогового бремени некоторые виды имущества.

    Также можно выделить третью категорию льгот – региональную, установленную в конкретном субъекте РФ.

    На введенный в РФ с 2018 года налог на движимое имущество также распространяются льготы, но только региональные. Федеральными актами они не предусмотрены. Однако, для того, чтобы установленная в регионе льгота действовала, следует учитывать один существенный аспект:

    • решение о предоставлении льгот должно быть вынесено до наступления текущего налогового периода (в данном случае – до наступления 2018 года).

    Если таковое решение было ратифицировано в течение налогового периода (т.е. – после 01.01.2018 года), региональная льгота не применяется, а по налогу на имущество, которое принято собственником на учет до, либо после 01.01.2013 года, должна быть применена предельная ставка – 1,1%.

    Ставка налога на имущество в 2018 году для физических лиц

    Обязанность уплачивать налог на имущество распространяется и на физических лиц – граждан РФ. С 2018 года для этой категории плательщиков он исчисляется по новым правилам.

    Для физлиц налоговая ставка по налогу на имущество 2018 г. применяется исходя из кадастровой либо инвентаризационной стоимости объекта.

    О ставках при кадастровой оценке

    В большинстве регионов РФ начисление налога на имущество физлиц производится из учета его кадастровой стоимости, определяемой на начало налогового периода. Там, где действует закон о применении кадастровой оценки в качестве налоговой базы, предельные ставки составляют (п.2 ст. 406 НК РФ):

    Если законом региона ставки не определены, для расчета применяют указанные значения.

    При расчете суммы налога на имущество для физлиц применяется понижающий коэффициент, величина которого напрямую зависит от периода его применения. Так, в субъектах, где налог рассчитывается из учета кадастровой стоимости, и применяется:

    • второй год относительно налогового периода – расчетный коэффициент вырастает с 0,2 до 0,4;
    • третий год – величина коэффициента будет составлять 0,6,
    • четвертый – 0,8.

    О ставках при инвентаризационной оценке

    В субъектах России, где в качестве налоговой базы принята инвентаризационная стоимость имущества, при начислении суммы налога она индексируется на фиксированный коэффициент-дефлятор , в 2018 г. равный 1,481 (в предыдущих налоговых периодах этот показатель составлял 1,425).

    П. 4 ст. 406 НК РФ предусматривает следующие пределы ставок налога, рассчитываемого из суммарной инвентаризационной стоимости объектов:

    В субъектах, не установивших свои налоговые ставки, налог исчисляется из расчета:

    • 0,1% - по объектам суммарной стоимостью (с учетом коэффициента-дефлятора) не более 500 тыс. руб.:
    • 0,3% - по остальным объектам.

    Налоги - основной источник финансирования потребностей государства. Эффективный их сбор во многом предопределяет устойчивость экономической системы страны. Политика налогообложения государства включает разработку, во-первых, собственно, налогов для тех или иных субъектов хозяйственных активностей, а во-вторых - определение ставок, в соответствии с которыми они должны взиматься. Решение как первой, так и второй задачи в одинаковой степени важно с точки зрения выстраивания в государстве стабильной системы налогообложения. Изучим то, исходя из каких принципов могут применяться те или иные ставки по налогам и сборам. Какие концепции могут лежать в основе их определения?

    Что такое ставка налога?

    Прежде чем рассматривать те или иные виды ставок налогов, полезно будет исследовать сущность рассматриваемого термина. Какие распространенные теории экспертов заслуживают в данном случае особого внимания?

    В соответствии с популярной в среде российских юристов точкой зрения, под ставкой налога следует понимать размер соответствующего сбора, который приходится на ту или иную единицу налогообложения. Как правило, рассматриваемый показатель выражается в процентах. Ставки по тем или иным налогам могут фиксироваться как в единственном числе, так и в виде перечня, отдельные пункты которого применяются в той или иной ситуации. Утверждение налоговых ставок - один из ключевых инструментов государственного регулирования национального хозяйства.

    Классификация ставок

    Те или иные виды ставок налогов могут быть определены, исходя из самых разных оснований для их классификации. Так, распространен подход, в соответствии с которым показатели, о которых идет речь, могут быть представлены в следующих категориях:

    • равные налоговые ставки;
    • тождественные или твердые показатели;
    • процентные или долевые ставки.

    Рассмотрим данную классификацию подробнее.

    Равные ставки

    Равные ставки предполагают, что каждый налогоплательщик будет вносить в бюджет ту же сумму налога, что и другой, относящийся к той же категории субъектов правоотношений. Примером подобной ставки может быть показатель, который входит в структуру формулы фиксированного платежа ИП в государственные фонды. Все российские индивидуальные предприниматели должны вносить в бюджет одинаковые взносы - вне зависимости от наличия у них дохода.

    Твердые ставки

    Следующий тип ставок - те, которые классифицируются в рамках рассматриваемой концепции как твердые. Их основное отличие от первых - величина соответствующих показателей может, так или иначе, зависеть от размера налогооблагаемой базы. Например, транспортный уплачивается как раз таки на основе твердых ставок. Но фактическая величина платежей в бюджет определяется исходя из показателей соответствующего актива - мощности автомобиля в л. с. Можно отметить, что твердые ставки занимают промежуточное положение между равными и процентными. Изучим сущность вторых подробнее.

    Процентные ставки

    Применение процентных налоговых ставок предполагает начисления того или иного сбора пропорционально величине налогооблагаемой базы. Например - если речь идет о зарплате гражданина, то на нее начисляется НДФЛ в размере 13 % в корреляции с фактической величиной соответствующей компенсации. Главное отличие процентных ставок от твердых - главным образом в применении непропорциональной корреляции между фактической величиной налога и размером базы. Например, с зарплаты 10 000 руб. человек должен уплатить НДФЛ в размере 13%, то есть 1300 руб. С 15 000 рублей он также уплатит 13%, то есть, 1950 руб. В свою очередь, транспортный налог с легковой машины мощностью 100 л. с. составит, исходя из текущих формул, утвержденных законодательством, 1500 руб., в то время как при мощности машины в 150 л. с., сбор будет 3000 рублей - в два раза больше, хотя показатели в л. с. различаются в иных пропорциях.

    Виды ставок налогов могут предопределяться также иными основаниями для их классификации. Так, распространен подход, по которому соответствующие показатели делятся на пропорциональные, прогрессивные, а также регрессивные. Изучим особенности данной концепции подробнее.

    Пропорциональные ставки

    Данные виды ставок налогов, в принципе, соответствуют процентным - что рассмотрены нами выше. Главный их признак - фиксированность соответствующего процента. В случае с НДФЛ, человек платит 13% с зарплаты вне зависимости от ее размера. Примеры других пропорциональных ставок - имущественный сбор, налог на прибыль, НДС.

    Можно отметить, что в РФ виды налоговых ставок по НДФЛ - разные для резидентов РФ, а также тех граждан, которые основную часть времени живут за рубежом. Резиденты платят НДФЛ по ставке 13%. Те граждане, которые в основном живут за рубежом, уплачивают соответствующий сбор по ставке 30%. Можно отметить, что факт наличия паспорта РФ никак не влияет на получение налогоплательщиком того или иного статуса. Даже если человек - гражданин России, но постоянно живет за рубежом, то он будет платить налоги по ставке в 30%. В свою очередь, иностранцы, преимущественно проживающие в РФ, будут отдавать государству 13% от своего дохода.

    Ставки и вычеты

    Примечательно, что государство может применять ставки, схожие с налоговыми, при исчислении вычетов - тех платежей, которые, в свою очередь, должны перечисляться не в бюджет, а из него - гражданам и организациям. Данную работу в РФ осуществляет, в частности, ФНС.

    Например, что касается вычетов по НДФЛ, соответствующая ставка составляет 13%, но применяется она в отношении расходов гражданина, признаваемых в качестве основания для соответствующих выплат. Это могут быть затраты, связанные с приобретением жилья - для имущественного вычета, с оплатой учебы - для социальных компенсаций. Использование преференций, о которых идет речь, может предполагать ряд ограничений по размеру выплат, исходя из предельной величины расходов, которая установлена законодательно. Есть вычеты также и для бизнесов, например, по НДС.

    Прогрессивные ставки

    Данная разновидность показателей предполагает, что величина фактических платежей в бюджет увеличивается синхронно с ростом налогооблагаемой базы. Таким образом, если человек зарабатывает больше, возрастают также его обязательства перед государством. Данная схема налогообложения распространена в западных странах. Вместе с тем данные виды налоговых ставок в РФ также могут находить применение. Выше мы рассмотрели особенности исчисления транспортного сбора и убедились - платежная нагрузка на владельцев автомобилей увеличивается по мере роста показателей мощности транспортного средства в л. с.

    Налог на основе прогрессивных показателей может исчисляться двумя способами. Первый предполагает, что ставка растет в корреляции со всей налогооблагаемой базой - как в случае с исчислением транспортного налога. Второй способ определения фактических размеров платежей в бюджет предполагает, что ставка будет увеличиваться в корреляции с какой-либо частью налогооблагаемой базы.

    Регрессивные ставки

    Весьма распространенными в мировой практике видами налоговых ставок являются регрессивные показатели. В свою очередь, они предполагают уменьшение платежной нагрузки в бюджет, выражаемой в процентах, при условии роста налогооблагаемой базы. В качестве практического примера подобной схемы исчисления налоговых обязательств можно привести определение размера государственной пошлины при подаче заявки в арбитражный суд.

    Виды налогов, налоговые ставки могут определяться на основе самых разных методологий. Рассмотрим примеры иных популярных концепций.

    Маргинальные ставки

    Так, исследователи выделяют маргинальные ставки. Данные показатели фиксируются в нормативно-правовых актах, посредством которых государство вводит тот или иной налог. Как правило, применяются соответствующие ставки в определенным налоговым разрядам либо отдельным компонентам дохода. Как правило, применяется в целях налогообложения конкретных разновидностей выручки, например, дохода со сделок по продажам ценных бумаг.

    Фактические и экономические ставки

    Еще один вид ставок налогообложения, выделяемый экспертами, - фактические. Предполагают исчисление отношения уплаченного сбора к налоговой базе. Существуют также экономические ставки. Предполагают исчисление отношения уплаченного сбора к полученному налогоплательщиком доходу.

    Относительные и абсолютные ставки

    Виды налогов, налоговые ставки могут классифицироваться исходя из отнесения вторых к абсолютным или относительным. Рассмотрим данный аспект подробнее. Абсолютные ставки, в принципе, соответствуют твердым - тем, которые мы рассмотрели выше наряду с равными и процентными. В свою очередь, использование относительных показателей предполагает исчисление налога исходя из отношения ставки к единице налогообложения.

    • процентные ставки - соответствующие тем, что мы рассмотрели выше;
    • кратные - предполагающие соотнесение величины сбора и единицы налогообложения, исходя из величин, кратных установленному показателю;
    • денежные ставки - устанавливающие фактический платеж в размере конкретной суммы, коррелирующей с величиной налогооблагаемой базы или ее частью.

    Таковы основные формы и виды налоговых ставок, применяемые в российской и мировой практике. Их применение может зависеть от специфики конкретного субъекта налогообложения, а также приоритетов в государственной политике.

    Отметим, что основные виды налоговых ставок, рассмотренные нами, могут также сочетаться между собой. В этом случае они будут именоваться комбинированными. В ряде случаев государство может корректировать положения законодательства, регулирующие применение тех или иных показателей. Могут устанавливаться различные виды платежей, исчисляемых в фиксированной формуле, те или иные виды налогов - в процентной. Ставки при этом регулируются, исходя из текущих экономических задач государства.

    Ставки и законодательство

    В ряде случаев соответствующие показатели могут фиксироваться на уровне законодательства отдельных субъектов РФ. Основной источник права, в котором фиксируются налоговые ставки - НК РФ. Региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие соответствующие показатели, не должны противоречить положениям НК РФ. В ряде случаев политика государства в части регулирования применения налоговых ставок может быть в достаточной мере консервативной, в иных - характеризоваться внесением в соответствующие нормативно-правовые акты новшеств на регулярной основе.

    Резюме

    Итак, мы рассмотрели понятие и виды налоговых ставок. Какие выводы мы можем сделать, изучив специфику соответствующих показателей? Прежде всего, можно отметить разнообразие подходов к определению ставок.

    Что может быть фактором выбора государством конкретных показателей для эффективной организации налогообложения? Применение тех или иных ставок чаще всего предопределяются следующими основными факторами:

    • уровнем развития частной предпринимательской инициативы в государстве;
    • степенью централизации экономической модели;
    • политическими факторами - коррелирующими, к примеру, с договоренностями с другими государствами о применении единых подходов к налогообложению;
    • уровнем экономического развития национального хозяйства в целом.

    Применение тех или иных ставок налогообложения может предопределяться спецификой конкретной отрасли экономики, характеристиками хозяйственных активностей тех или иных субъектов бизнеса.

    Ставки на транспортный налог в 2017 году существенно отличаются в разных регионах. От чего они зависят и как начисляются, будет полезно знать каждому автовладельцу.

    Получить полную оперативную информацию о истории владения и эксплуатации автомобиля, Вам поможет проверенный онлайн сервис от наших партнеров, портала “АвтоКод “.

    Вносить средства в государственную казну должны как владельцы , так и те, у кого в гараже стоит авто, уже много лет не использовавшееся по назначению. Более того, налогообложению подлежат не только автомобили, но и такие транспортные средства, как:

    • двухколесные мотоциклы;
    • мотороллеры;
    • все разновидности грузового транспорта;
    • самолеты и вертолеты;
    • гидроциклы, яхты, парусники, катера;
    • снегоходы и мотосани.

    Ставки на транспортный налог в 2017 году по регионам определяются местными властями исходя из таких факторов:

    • заработная плата и уровень жизни;
    • количество зарегистрированных ТС.

    В то же время российское законодательство регламентирует, что размер транспортного налога в 2017 году по регионам России не должен отличаться от основной ставки, установленной на государственном уровне, более чем в 10 раз. При этом неважно, идет речь о ее увеличении или уменьшении.

    Еще один фактор, который влияет на величину налога, – мощность транспортного средства и его категория. Это означает, что чем больше лошадиных сил под капотом автомобиля, тем дороже он обойдется своему хозяину. Данная мера призвана способствовать поощрению граждан к покупке малолитражных и более экологичных автомобилей.

    Существенное влияние на итоговую сумму налога окажет и период, в течение которого авто находится в пользовании того или иного плательщика. Но окончательно сформированным тариф будет только после учета , который введен для ТС стоимостью более 3 миллионов рублей. Рассчитывается данный критерий в индивидуальном порядке и снова-таки исходя из особенностей региона, в котором автомобиль зарегистрирован.

    Подытожим: в 2017 году стоимость налога на авто определяется по его мощности, лошадиным силам и повышающему коэффициенту, который применяется к дорогостоящим продуктам автопрома.

    Как показывает таблица транспортного налога, в разных частях России за автомобиль одной и той же мощности можно заплатить довольно разные суммы. К примеру, ставка на автомобиль, под капотом которого разместилось от 151 до 200 лошадиных сил, может составлять 40 рублей за каждую из них в Адыгее, 50 – в Белгородской области и всего лишь 25 – в Алтайском крае.

    В таблице представлены налоговые ставки для легковых и грузовых автомобилей различной мощности по каждому региону России.

    Таблица тарифов транспортного налога по регионам

    Регион | Ставка руб. за 1 л.с. 0 - 100 101 - 150 151 - 200 201 - 250 251 - ∞
    Адыгея, республика 10 20 40 70 130
    Алтайский край 10 20 25 60 120
    Алтай, республика 10 14 20 45 120
    Амурская область 15 21 30 75 150
    Архангельская область 14 24 50 75 150
    Астраханская область 14 27 48 71 102
    Башкирия, республика 25 35 50 75 150
    Белгородская область 15 25 50 75 150
    Брянская область 10 18 40 75 130
    Бурятия, республика 9.5 17.9 25.5 38.3 76.5
    Владимирская область 20 30 40 75 150
    Волгоградская область 9 20 40 75 150
    Вологодская область 25 35 50 75 150
    Воронежская область 25 35 50 75 150
    Дагестан, республика 8 10 35 50 105
    Еврейская АО 8 16 40 60 95
    Забайкальский край 7 10 20 33 65
    Ивановская область 10 20 35 60 120
    Ингушетия, республика 5 7 10 30 40
    Иркутская область 10.5 14.5 35 52.5 105
    Кабардино-Балкария, республика 7 15 35 65 130
    Калининградская область 2.5 15 35 66 147
    Калмыкия, республика 11 22 47 75 150
    Калужская область 10 25 50 75 150
    Камчатский край 9 24 40 68 130
    Карачаево-Черкесия, республика 7 14 25 35 95
    Карелия, республика 6 30 50 75 150
    Кемеровская область 8 14 45 68 135
    Кировская область 20 30 44 60 120
    Коми, республика 15 20 50 75 150
    Костромская область 14 26.8 38 60 120
    Краснодарский край 12 25 50 75 150
    Красноярский край 5 14.5 29 51 102
    Крым, республика 5 7 15 20 50
    Курганская область 10 27 50 75 150
    Курская область 15 22 40 70 150
    Ленинградская область 18 35 50 75 150
    Липецкая область 15 28 50 75 150
    Магаданская область 6 8 12 18 36
    Марий Эл, республика 25 35 50 90
    Москва, город 12 35 50 75 150
    Мордовия, республика 17.3 25.9 37.9 75 150
    Московская область 10 34 49 75 150
    Мурманская область 10 15 25 40 80
    Ненецкий АО 0 25 50
    Нижегородская область 22.5 31.5 45 75 150
    Новосибирская область 6 10 30 60 150
    Омская область 7 15 30 45 90
    Оренбургская область 0 15 50 75 150
    Орловская область 15 35 50 75 150
    Пензенская область 15 / 21 30 45 75 150
    Пермский край 25 30 50 58
    Приморский край 18 26 43 75 150
    Псковская область 13 / 15 25 50 75 150
    Ростовская область 12 15 45 75 150
    Рязанская область 10 20 45 75 150
    Самарская область 16 20 45 75 150
    Санкт-Петербург, город 24 35 50 75 150
    Саратовская область 14 30 50 75 150
    Сахалинская область 10 21 35 75 150
    Свердловская область 2.5 9.4 32.7 49.6 99.2
    Северная Осетия, республика 7 15 20 45 90
    Севастополь, город 5 7 25 75 100
    Смоленская область 10 20 40 60 100
    Ставропольский край 7 15 36 75 120
    Тамбовская область 20 30 50 75 150
    Татарстан, республика 25 35 50 75 150
    Тверская область 10 21 30 45 90
    Томская область 5 8 20 30 75
    Тульская область 10 25.4 50 75 150
    Тыва, республика 7 11 20 30 70
    Тюменская область 10 30 34 40 66
    Удмуртия, республика 8 20 50 75 100
    Ульяновская область 12 30 45 65 115
    Хабаровский край 12 16 30 60 150
    Ханты-Мансийский АО 5 7 40 60 120
    Хакасия, республика 6 15 25 40 75
    Челябинская область 7.7 20 50 75 150
    Чечня, республика 7 11 24 48 91
    Чувашия, республика 13 23 50 75 150
    Чукотский АО 5 7 10 15 30
    Якутия, республика 8 13 17 30 60
    Ямало-Ненецкий АО 15 24.5 25 37.5 75
    Ярославская область 15.8 28.1 45 68 145

    Транспортный налог на грузовые автомобили в 2017 году был значительно снижен. Касается это, однако, только тяжеловесного транспорта – от 12 тонн. Но это не льгота, а уход от двойного налогообложения: после внедрения на российских дорогах системы «Платон» владельцы большегрузных автомобилей вносят уплату в бюджет через нее.

    Не изменилась и налоговая ставка по транспортному налогу в 2017 году для юридических лиц.

    Таблица ставок транспортного налога для грузового авто

    Всех автовладельцев интересует вопрос, изменились ли ставки транспортного налога в 2017 году? На сегодняшний день каких-то существенных нововведений не отмечено. Даже наоборот – вопрос отмены этого сбора стал обсуждаться гораздо реже.

    Дело в том, что сам по себе налог является одним из самых важных источников наполнения государственной казны. По мнению правительства, сокращать доходные статьи в период кризиса является не только неблагоразумным, но и рискованным.

    Что может стать реальным в текущем году, как уверяют эксперты, так это дифференцированный подход к некоторым типам ТС. Так, скажем, это может коснуться автомобилей, использующих гибридные двигатели или газовое топливо.

    А пока нелишним будет знать, сколько будет стоить ваш автомобиль в текущем году. Уточнить эту информацию можно в местной налоговой службе, тем более что теперь закон обязывает автовладельцев обращаться в уполномоченный орган по вопросу оплаты налога, не дожидаясь уведомительных документов. В противном случае налогоплательщика ожидает штраф в размере 20% от суммы налогового платежа.

    Таблица повышающего коэффициента для транспортного налога

    Стоимость легкового автомобиля, руб. Количество лет, которое прошло с года выпуска автомобиля (включая год выпуска) Повышающий коэффициент
    от 3 000 000 до 5 000 000 включительно не более 1 года 1.5
    от 1 года до 2 лет 1.3
    от 2 до 3 лет 1.1
    от 5 000 000 до 10 000 000 включительно не более 5 лет 2
    от 10 000 000 до 15 000 000 включительно не более 10 лет 3
    свыше 15 000 000 не более 20 лет 3


    error: Контент защищен !!