Индивидуальные типологические свойства личности собчик. Ito - Психологическая диагностика

МЕТОДИКА: Индивидуально-типологический опросник (ИТО) (Л.Н. Собчик). Методика представляет собой инструмент исследования индивидуально- типологических свойств. В ее основе заложена теория ведущих тенденций и типология индивидуальности разрабатываемая Л.Н. Собчик. В данной теории, норма - это не отсутствие выраженных психологических характеристик, а их наличие, но наличие сбалансированное. Это значит, что человек, относимый к норме, в разных ситуациях проявляется (в силу адап- тивных свойств личности) по-разному. Человек нормы обладает одновременно разными противоположно направленными качествами, которые, будучи умеренно выраженными, проявляются адекватно ситуации и уравновешивают друг друга, что и создает общую картину эмоциональной устойчивости, гармоничности. Если некоторые индивидуально-личностные (типологические) черты про- являются несколько более заостренно, то есть личность не полностью гармо- нична, можно говорить об акцентуации личностных свойств. В этом случае речь может идти о более сложном характере, при котором те или иные за- остренные личностные особенности затрудняют адаптацию человека. Акцентуа- ция характера может проявляться как усиление одной из личностных тенден- ций, но может также быть мозаичной, то есть сочетать в себе акценты по нескольким типологическим свойствам. Более трудными акцентуациями считают- ся те, при которых сочетаются признаки, которые соотносятся с полярными свойствами нервной системы или противоположными типами реагирования. Такие сочетания создают весьма противоречивый паттерн (рисунок) личности, значи- тельно затрудняющий социальную адаптацию человека. Подобное противоречивое сочетание нередко служит базой для выраженного внутреннего конфликта лич- ности и выявляет предиспозицию к развитию психосоматических расстройств. Все варианты избыточно заостренных черт характера могут оказаться настолько сильно выраженными, что поведение человека и его контакты с окружением резко затрудняются и могут осуществляться только при условии, если: 1) окружающие во всем ему уступают, но при этом вынуждены в значи- тельной мере отказаться от реализации собственных интересов; 2) для данного лица создается особая социальная ниша, в которую впи- сывается его резко заостренная индивидуальность; 3) окружающий социум вынужден прибегать к мерам пресечения и выделяет специальный тип обучения или труда под особым надзором; 4) окружающие настаивают на лечении этих лиц, оценивая их поведение как отклоняющееся от нормы. Указанные варианты затрудненной социальной адаптации расцениваются как признаки психопатической личности. Таким образом, во всех описанных автором методики вариантах характе- ров, относимых к норме, а также акцентуаций и психопатий речь идет лишь о различной степени выраженности все тех же типологических свойств. Психодиагностический метод ИТО направлен на определение не только ти- пологической основы характера и склонностей человека, но и количественной оценки степени выраженности этих свойств. Однократное исследование не всегда позволяет дифференцировать акцен- туированные черты личности от состояния, вызванного психотравмой. Динами- ческий вектор психодиагностической модели дает возможность провести грань между преходящими, быстро нормализующимися реакциями лиц психической нор- мы, находящихся в состоянии стресса или временной социально-психологичес- кой дезадаптации, и более устойчивыми формами пограничных психических на- рушений. Надежность методики подтверждена статистической обработкой данных, полученных на основании проведенных исследований в рамках изучения лич- ностных особенностей психически здоровых людей разного пола, возраста и разной профессиональной направленности (свыше 1000 наблюдений) и при об- следовании больных с пограничными психическими расстройствами преимущест- венно ситуативного генеза (более 450 наблюдений). Достоверные связи пока- зателей ИТО (r = +0,73) подтверждены данными корреляционного анализа в процессе сопоставления баллов, отражающих степень выраженности типологи- ческих тенденций, с данными объективного наблюдения и результатами психо- диагностического исследования тестами СМИЛ (MMPI), МЦВ (цветовой тест), МПВ (Сонди) и ДМО (Лири). Опросник отличается от большинства других малым количеством (всего 91) и простотой включенных в него утверждений, не вызывающих насторожен- ности со стороны испытуемых, а также наличием шкал достоверности ("Ложь" и "Аггравация"), позволяющих судить о надежности полученных результатов. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам: * показатели в пределах нормы (3-4 балла) - гармоничная личность; * выраженные умеренно (5-7 баллов) - акцентуированные черты; * выраженные избыточно (8-9 баллов) - состояние эмоциональной напря- женности, затрудненная адаптация. * показатели 0 и 1 балл указывают на гипоэмотивность, плохое самопо- нимание или неоткровенность при обследовании. Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенден- циями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах четырех баллов) это свидетельство сбалансированнос- ти разнонаправленных свойств. Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т.д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим ти- пологическим свойствам. При этом если по шкале лжи (неискренность) набрано более 5 баллов - данные недостоверны. Если по шкале аггравации (подчеркивание проблем) набрано более 5 бал- лов - данные недостоверны. Шкала тревожности при умеренных показателях (3-4 балла) выявляет ос- торожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальную созвучность среде, при показателях выше 4 баллов эта шкала про- является как акцентуация (повышенная мнительность, боязливость), а показа- тели более 7 баллов отражают склонность к навязчивым страхам и паническим реакциям, дезадаптивное состояние. Шкала стеничности (агрессивности) в норме соответствует уверенной тенденции к самоутверждению, к активной самореализации, стремление к от- стаиванию своих интересов. При повышенных баллах (6-7) указывает на эго- центризм и склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интере- сам окружающих, а при баллах выше 7 выявляет явную склонность к агрессив- ным высказываниям или действиям. Шкала интроверсии отражает застенчивость и недостаточную общитель- ность при 6-7 баллах, а при более высоких показателях выявляет замкнутость и аутичность. Шкала экстраверсии, говорящая об обращенности личности в мир реальных явлений при показателях 4-5 баллов, при показателях выше 6 баллов свиде- тельствует о избыточной общительности, а при 9 баллах - о неразборчивости и назойливости в межличностных контактах. Шкала сензитивности бывает повышенной (более 4 баллов) у личностей впечатлительных и весьма чувствительных к давлению окружающей среды. Более высокие показатели (8-9) свидетельствуют о невротической структуре пережи- ваний. Показатели шкалы спонтанности в пределах 4-5 баллов характерны для лиц с позитивной самооценкой и стремлением к нормальному самоутверждению, а при показателях в 6-7 баллов проявляются раскованностью поведения и стремлением к лидированию; показатели в 8-9 баллов выявляют высокую им- пульсивность; в сочетании с экстравертированностью и агрессивностью этот фактор формирует "сильный" (гиперстенический) тип поведения. В то же время сензитивность в сочетании с интровертированностью и тревожностью формирует типологически "слабый" (гипостенический) конститу- циональный тип. Шкала ригидности выявляет при умеренных показателях устойчивость к стрессу и педантизм, а при показателях выше 7 баллов - субъективизм, инертность (тугоподвижность) установок, настойчивость и настороженную по- дозрительность. Шкала лабильности при показателях более 5 баллов отражает изменчи- вость настроения, мотивационную неустойчивость, а при более высоких пока- зателях - избыточную эмотивность, черты выраженной демонстративности, ис- тероидные проявления. Эти две шкалы формируют смешанные варианты по отношению к чисто ги- перстеническому и чисто гипостеническому. Стиль межличностного поведения по конформному типу базируется на ти- пологических свойствах тревожности и сензитивности и при повышенных пока- зателях проявляется избыточной ориентированностью на общепринятые нормы поведения. Повышенная тревожность в сочетании с эмоциональной неустойчивостью формируют такое качество, как компромиссность, когда индивид стремится к самоутверждению, но при этом избегает конфликта с референтной группой. Зависимый стиль взаимодействия с микросоциумом выводится из повышен- ных показателей по шкалам интроверсии и сензитивности (чувствительность и ранимость в отношении средовых воздействий с выраженной потребностью в глубокой и постоянной привязанности и в защите со стороны более сильной личности), так как эти тенденции создают почву для поведения, направленно- го на избегание конфликта и поиска щадящей социальной ниши. Лидерство проявляется при умеренных показателях самостоятельностью в принятии решений, предприимчивостью и стремлением быть ведущим, а не ведо- мым и формируется сочетанием умеренно выраженных показателей шкал спонтан- ности и экстраверсии. При высоких баллах (6-7) по этим шкалам стиль меж- личностного поведения отличается самоуверенностью и неумением соблюдать субординацию по отношению к старшим по должности или по возрасту лицам, а при оценке в 8-9 баллов выявляются черты самовлюбленности и мания величия. Наиболее высокие показатели по шкалам лабильности и экстраверсии про- являются коммуникативностью. Социальная пассивность базируется на интровертированности и проявля- ется как сниженная внешняя реактивность при одновременно более богатой ин- трапсихической активности и высокой рефлексивности. Социальная активность связана со степенью выраженности экстравертиро- ванности и проявляется склонностью к широким социальным контактам, двига- тельной раскрепощенностью при отсутствии тенденции к самоанализу. Индивидуализм как стиль межличностного поведения формируется сочета- нием повышенных показателей по шкалам интроверсии и ригидности и проявля- ется устойчивостью собственного, временами достаточно самобытного и субъ- ективного мнения. Сочетание повышенных показателей по шкалам ригидности и агрессивности проявляется конфликтным и неконформным стилем поведения. У женщин чаще встречаются акцентуации по сензитивному, тревожному и эмотивному типу, а у мужчин - по спонтанному, агрессивному и ригидному. Сочетание высоких показателей по шкалам спонтанности и интроверсии характерно для экспансивных шизоидов. Склонность к перепадам настроения проявляется изменчивостью показате- лей шкал интровертирсии и экстраверсии у циклотимной личности. Социально активные коммуникабельные экстраверты отличаются преоблада- нием правополушарных характеристик: освоение новой информации им дается легче через разговорное общение. Эмоционально лабильные и тревожные личности отличаются художествен- ным, наглядно-образным типом восприятия, склонностью к опоре на цельно- чувственные образы, что в профессиональном плане способствует формированию тяги к таким видам деятельности, где человек оказывается эмоционально во- влеченным в контакты с окружением, может перевоплощаться в разные социаль- ные роли и быть в центре внимания окружающих, а также проявлять свои худо- жественные наклонности. Спонтанные личности при той же целостности восприятия при постижении новой информации больше ориентированы на собственную интуицию. Их знание или понимание проблемы может опережать опыт. В процессе принятия решений они руководствуются догадкой, предвосхищением и способны на основании ми- нимальной информации выстроить целое, пренебрегая детальной проработкой изучаемого материала. Их профессиональная деятельность лежит преимущест- венно в сфере предпринимательства, администрирования. Спонтанно-стеничные личности больше ориентированы на двигательную ак- тивность (спортивная деятельность, путешествия, военная служба, профессии, связанные с повышенными физическими нагрузками). Тревожный тип чаще встречается среди воспитателей, учителей и пред- ставителей других профессий, требующих самоотречения. Это и личности, нуж- дающиеся в особой, щадящей социальной нише (священнослужители, миссионеры, общественные деятели, борцы за воплощение в жизнь гуманных идей). Социально пассивные интроверты в большинстве своем демонстрируют ле- вополушарный когнитивный стиль. При этом лица, типологически относимые к сензитивным и тревожным (конформным и зависимым) личностям, больше ориен- тированы на вербальный стиль освоения материала (через словесную информа- цию). Отсюда выбор таких профессий, как преподавание, наука, канцелярская, библиотечная работа, филология и прочие гуманитарные виды деятельности. Социально пассивные индивидуалисты и ригидные личности обладают пре- имущественно системным, синтетическим, прагматичным стилем мышления. Сбаланиированность и умеренная степень выраженности разных типологи- ческих свойств отражает стабильность и уравновешенность гармоничной лич- ности. При дезадаптации эти тенденции усиливаются и заостряются в зависи- мости от предиспозиции. Признак инфантилизма у взрослых людей - высокие баллы по шкале эк- страверсии в сочетании с выраженной спонтанностью или лабильностью. Высокие баллы (6-7) по шкалам интроверсии и ригидности проявляются по типу недоверчивой и замкнутой акцентуации личности, по шкалам интроверсии и спонтанности - экспансивно-шизоидной акцентуации, по шкалам спонтанности и агрессивности - неконформно-импульсивной акцентуации, по шкалам агрес- сивности и ригидности - эксплозивно-паранойяльной акцентуации. Максимальные баллы (8-9) выявляют дезадаптивные (психопатические) черты соответствующего паттерна. Если при акцентуации личностных черт в социально значимой ситуации индивид способен контролировать свое поведение и высказывания, то психопатическая личность не склонна усваивать нажитой опыт и - по типу клише - каждый раз демонстрирует дезадаптивные паттерны поведения. Для истерической психопатии характерны высокие показатели одновремен- но по двум полярным шкалам - лабильности и ригидности; для неврастеничес- кого варианта личности - сочетание высокой сензитивности со столь же высо- кой спонтанностью. Психосоматическая предиспозиция характеризуется повы- шенными показателями ортогональных (полярных по значению) типологических свойств. Формируя психологическую компенсированность одного полярного признака другим, такой паттерн обрисовывает конфликтную разнонаправлен- ность тенденций, которая создает почву для перевода социально-психологи- ческих проблем в соматические расстройства. Сравнительный анализ данных лиц практической нормы и больных с погра- ничными состояниями обнаружил связь типа дезадаптации с индивидуально-лич- ностными особенностями, выявленными как базисные свойства. Наряду с этим была обнаружена зависимость между определенной избирательностью к психо- генным факторам и эмоционально динамическим паттерном. Моделью усиления индивидуально-личностных тенденций может служить исследование психогенно обусловленных реакций и пограничных нервно-психических расстройств. Изуче- ние репрезентативной группы больных с пограничными психическими расстрой- ствами (неврозы, невротические реакции, невротические и патохарактерологи- ческие развития личности, психопатии) показало следующее. У больных неврозами с наличием в клинической картине заболевания ипо- хондрической симптоматики было выявлено преобладание тормозимых черт: тре- вожности, сензитивности, интровертированности (r= +0,84). У больных, отличавшихся выраженной эмоциональной неустойчивостью, с истероидными проявлениями и склонностью к фиксированным страхам, отмеча- лось значительное преобладание показателя лабильности на фоне повышенной тревожности. Преобладание в структуре клинической картины астено-депрессивных нев- ротических расстройств оказалось достоверно связано с гипостеническим ти- пом реагирования, признаками преобладания показателей интроверсии, сензи- тивности по данным ИТО. При навязчивых страхах у больных была выявлена достоверная связь (r = +0,88) с равновысокими показателями тревожности и эмоциональной лабильности при смешанном типе реагирования. У больных с преобладанием в клинической картине истерических проявле- ний выявлена достоверная связь (r = +0,73) между показателями эмоциональ- ной лабильности и ригидности. При патохарактеролотическом развитии личносcи наряду с сензитивностью и тревожностью были выявлены признаки гомономного (стенического) типа реа- гирования (ригидность, спонтанность, агрессивность). При алкоголизме следует обрашать внимание на признаки змоциональной незрелости (высокие баллы по экстраверсии и спонтанности), а также на за- острение черт гипертичного круга (высокие баллы по агрессивности, ригид- ности). Иногда отмечается нарастание интроверсии, изредка - лабильности. Изменения личности при шизофрении весьма разнообразны и зависят от формы, течения и длительности заболевания. Естественно, неврозоподобные проявления отражаются преобладанием показателей тревожных, сензитивных и интровертных индивидуально-типологических свойств. При психопатоподобной форме отмечается соответственное усиление гипертимных типологических ха- рактеристик. Однако в силу плохого самопонимания и снижения критичности (особенно при изменениях в интеллектуальной сфере) самооценка больных не- адекватна, что следует иметь в виду при анализе результатов исследования. При изучении посттравматическнх стрессовых состояний следует исходить из той предпосылки, что реакция каждого конкретного человека произрастает из его и идивидуально-типологических особенностей и не носит сколько-ни- будь специфического характера. Зная типологическую принадлежность конкрет- ного человека, можно своевременно принять профилактические меры и индиви- дуализировать пути коррекции и нарастающей эмоциональной напряженности. Опросник состоит из 91 утверждений. Примерное время тестирования 30 минут. ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ: --- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. Методика: Индивидуально-типологический опросник (ИТО). Ф.И.О: Доп. данные: Достоверность: Л ╟─░░───────┼─────────╢> A ╟─░░░░─────┼───────╢> Индивидуально-типологические свойства: * 9 ┼ ▄▄ 8 ┼─────────────██────────── 7 ┼ ██ 6 ┼ ██ ▄▄ 5 ┼─────────────██─██─────── 4 ┼ ▄▄ ▄▄ ██ ██ 3 ┼────██─██─▄▄─██─██─▄▄─▄▄─ 2 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ 1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ 0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──* Эк Сп Ст Рг Ин Сн Тр Лб Эк <╟───────────────░░░░┼░░░░▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓████─╢> Ин Сп <╟───────────▒▒▒▒░░░░┼░░░░▒▒▒▒▓▓▓▓───────╢> Сн Ст <╟───────────▒▒▒▒░░░░┼░░░░▒▒─────────────╢> Тр Рг <╟─────────────▒▒░░░░┼░░░░▒▒─────────────╢> Лб <─Д─><──А─><─Нормативность─><─А──><─Д─> Тестовые показатели: Неискренность - Л = 1 Аггравация - А = 2 I. Экстраверсия - Эк = 2 II. Спонтанность - Сп = 4 III. Стеничность - Ст = 4 IV. Ригидность - Рг = 3 V. Интроверсия - Ин = 9 VI. Сензитивность - Сн = 6 VII. Тревожность - Тр = 3 VIII. Лабильность - Лб = 3 ^^^ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: Открытость и откровенность в раскрытии своих проблем, отсут- ствие сознательного намерения приукрасить свой характер. Отсутствие значимой тенденции к подчеркиванию существующих затруднений, эмоционального дискомфорта или неприятных ощущений. Тенденция к обращенности в мир реальных явлений: крайне низ- кий тестовый показатель. Тенденция к позитивной самооценке и стремлению к нормальному самоутверждению: нормативность. Тенденция к уверенному самоутверждению, к активной самореали- зации, стремлению к отстаиванию своих интересов: нормативность. Тенденция к устойчивости к стрессу и педантизму: норматив- ность. Тенденция к ограничению социальных контактов, которая может быть связана как с наличием затруднений в отношениях с окружающи- ми, так и с отсутствием особого интереса к людям. Склонность отда- вать предпочтение общению с узким кругом друзей и близких знако- мых. Направленность интересов в мир собственных увлечений или из- бранной сферы деятельности. Степень выраженности тенденции: временная или устойчивая фор- ма социально-психологической дезадаптации. Тенденция к повышенной чувствительности, ранимости, впечат- лительности. Склонность к сильным волнениям, резкому снижению нас- троения при неудачах и неприятностях. Отзывчивость по отношению к окружающим, способность сопереживать другим людям. Hе всегда умеет постоять за себя, иногда может отказаться от своей точки зрения - хотя она и является правильной - под давлением более напористого партнера. Степень выраженности тенденции: состояние психологического стресса или акцентуация личностных свойств. Тенденция к осторожности в принятии решений, ответственности по отношению к окружающим, социальной созвучности среде: норматив- ность. Тенденция к изменчивости настроения и мотивационной направ- ленности личности: нормативность.

Тест ИТО Л.Н. Собчик (психология индивидуальности) направлен на диагностику самосознания, самооценки, самоконтроля личности. Ведущие тенденции (свойства личности, черты характера) определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленность мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов. Индивидуально типологический опросник был создан Людмилой Собчик на основе русской версии теста MMPI - СМИЛ . Методика ИТО Л. Собчик позволяет отнести каждого конкретного человека к определенному типу.

В опроснике всего 91 простых и понятных утверждений. Время выполнения теста - 30 минут.

Тест ИТО Л.Н. Собчик (Индивидуально типологический опросник / Методика Л. Собчик):

Инструкция.

Прочитав каждое утверждение, зачеркните "Да" перед номером соответствующего утверждения, если согласны с утверждением или "Нет" если не согласны.

Ответ ДА

Ответ НЕТ

Утверждение

1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним

2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер

3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве чем в присутствии многих людей или в шумном месте

4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи

5. Я очень редко заговариваю первым с незнакомыми людьми

6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках

7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели

8. Я часто тревожусь по пустякам

9. В моих неудачах виноваты определенные люди

10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь

11. Меня мало касается все, что случается с другими

12. Мне интересны яркие, артистичные личности

13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих

14. В шумной компании я чаще всего - в роли только наблюдателя

15. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей

16. Я – человек абсолютно правдивый и искренний

17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми

18. Меня часто тянет к шумным компаниям

19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно

20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых

21. Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать прежде чем начать действовать

22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнения, когда я уверен в своей правоте

23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода

24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок

25. Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей

26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов

27. Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь

28. Я чрезвычайно чувствителен к изменениям в настроении окружающих меня людей

29. Я могу не смущаясь дурачиться в веселой компании

30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей

31. Я никогда не поступаю как эгоист

32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение

33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один, а не в присутствии многих людей

34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела

35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей

36. Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет

37. Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным

38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие

39. Я всегда бываю упрям в тех случаях, когда уверен в своей правоте

40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно

41. Никто не может навязать мне свое мнение

42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками

43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих

44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с попутчиками

45. Я никогда не вру

46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следовало сделать сегодня

47. Я вечно ни чем не доволен

48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях

49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой

50. Мне нравится командовать другими

51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела

52. Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких

53. Мне нередко приходилось в драке защищать свои права

54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи

55. Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает

56. Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью

57. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся

58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление

59. Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений

60. Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения

61. Меня любят все мои друзья

62. У меня трагичная судьба

63. У меня много близких друзей

64. Я самый несчастный человек на свете

65. Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах

66. Я стараюсь быть таким «как все», не выделяться среди других

67. Я – человек спокойный, уравновешенный

68. Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться»гневной реакцией

69. Я очень чувствителен к изменениям погоды

70. Я не люблю присутствовать на шумных застольях

71. Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок

72. Я люблю ходить в гости

73. Мне все равно, что обо мне думают окружающие

74. Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей

75. Я никогда не испытываю желания выругаться

76. Я никого никогда не обманывал

77. Мне никто не нужен и я не нужен никому

78. Я – человек застенчивый

79. Мне ужасно не везет в жизни

80. Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности

81. Я бы очень переживал, если бы кого-то задел или обидел

82. Меня ни чем не испугать

83. Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем

84. В своих неудачах я в первую очередь виню самого себя

85. Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды

86. Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу

87. Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома»

88. Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей

89. Малейшая неудача резко снижает мое настроение

90. Я никогда не сержусь

91. Я отвечал на все вопросы очень правдиво

Ключ к Тесту ИТО Л.Н. Собчик (Индивидуально типологический опросник / Методика Л. Собчик).

Ложь:
Да 16, 31, 45, 46, 60, 61, 75, 76, 90

Аггравация:
Да 2, 17, 32, 47, 62, 64, 77, 79

Экстраверсия:
Да 12, 27, 29, 42, 44, 72
Нет 14, 57, 87

Спонтанность:
Да 4, 19, 21, 34, 49, 50
Нет 6, 65, 80

Агрессивность:
Да 7, 22, 36, 37, 51, 53, 68
Нет 66, 81

Ригидность:
Да 9, 24, 26, 39, 41, 56
Нет 71, 83, 86

Интроверсия:
Да 3, 5, 33, 35, 48, 78
Нет 18, 20, 63

Сензитивность:
Да 15, 28, 43, 59, 89
Нет 11, 13, 30, 74

Тревожность:
Да 8, 23, 38. 52, 54, 69, 84
Нет 67, 82

Лабильность:
Да 10, 25, 40, 55, 58
Нет 70, 73, 85, 88

Интерпретация Теста ИТО Л.Н. Собчик (Индивидуально типологический опросник / Методика Л. Собчик).

Перечень факторных шкал:

  • ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете)
  • аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера)
  • экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность)
  • спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках)
  • агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов)
  • ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений)
  • интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость)
  • сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив)
  • тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость)
  • лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности)

Пример представления результата:

На круговой диаграмме 8 последних шкал объединены в четыре полярные пары: экстраверсия – интроверсия, спонтанность – сензитивность и т.п.

Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам (исключая шкалы “ложь” и “аггравация”):

  • 0-1 балл – гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
  • 3–4 балла (норма значения теста) – гармоничная личность;
  • 5–7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты;
  • 8–9 баллов (избыточная выраженность) – состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация.

Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств.

Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.

По шкалам “аггравация” и “ложь” можно судить о надежности полученных результатов:

  • высокие показатели по шкале “ложь” выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете;
  • высокие показатели по шкале “аггравация” выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера;
  • если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны.

Достоверные связи показателей ИТО (r = +0,73) подтверждены данными корреляционного анализа в процессе сопоставления баллов, отражающих степень выраженности типологических тенденций, с данными объективного наблюдения и результатами психодиагностического исследования тестами СМИЛ (MMPI), МЦВ (Люшер), МПВ (Сонди) и ДМО (Лири). Наиболее сильные связи обнаружены по факторам“экстраверсия”, “тревожность”, “агрессивность”, “спонтанность” и “сензитивность” (r = +0,84), несколько ниже показатели корреляции по факторам “ригидность” и “лабильность” (r = +0,68).

5 Rating 5.00 (1 Vote)

Транскрипт

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИТО-ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (Л.Н.СОБЧИК) Методика ИТО представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств. Она позволяет отнести каждого конкретного человека к определенному типу. В основе методики лежит разработанная Л.Н. Собчик теория ведущих тенденций, согласно которой основу личностного фактора составляет одна или несколько ведущих тенденций, пронизывающих разные уровни развития личности от врожденных свойств темперамента, через характер, который формируется в процессе взаимодействия темперамента с социальной средой, к зрелой личности, в которой объединение осуществляется интегрированным Я (самосознание, самооценка, самоконтроль). Ведущие тенденции определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленность мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ Психодиагностические исследования личности взрослых людей с целью профконсультации, выявления направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т.п. СТРУКТУРА МЕТОДИКИ Опросник ИТО опирается на значительный опыт автора по разработке и интерпретации данных русской версии теста MMPI - СМИЛ. Опросник отличается небольшим количеством (всего 91) и простотой включенных в него утверждений, не вызывающих настороженности со стороны испытуемых, а также наличием шкал достоверности (ложь и аггравация), которые позволяют судить о том, насколько мотивационные искажения могут повлиять на результаты тестирования. Время выполнения теста - 30 минут. ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРНЫХ ШКАЛ ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете) аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера) экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность) спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках) агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов) ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений) интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость) сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив) тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость) лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности) На круговой диаграмме 8 последних шкал объединены в четыре полярные пары: экстраверсия интроверсия, спонтанность сензитивность и т.п. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам (исключая шкалы ложь и аггравация): 0-1 балл гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании; 3 4 балла (норма) гармоничная личность; 5 7 баллов (умеренная выраженность) акцентуированные черты; 8 9 баллов (избыточная выраженность) состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация.

2 Следует учесть, что данные интервальные границы сформулированы автором по теоретическим соображениям и не опираются в данном случае на структуру статистического распределения тестовых баллов. По этому признаку ИТО приближается к «авторским тестам». Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств. Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам. По шкалам аггравация и ложь можно судить о надежности полученных результатов: высокие показатели по шкале ложь выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете; высокие показатели по шкале аггравация выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера; если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Пример результата (скачать в формате MS Word, отчет для психолога). Результаты теста могут быть представлены в трёх формах: круговая диаграмма, указывающая значения по 8 основным факторам; текстовые интерпретации факторов; таблица данных, в которую включены сырые баллы, стены, процентили (процент от выбор ки стандартизации). ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ Методика ИТО разработана Л.Н.Собчик, ведущим специалистом в области психологии индивидуальности. Методика успешно применяется с 1996 года и уже послужила основой для целого ряда научно-исследовательских и практических работ в сфере изучения профессионально важных личностных свойств и толерантности к стрессу на контингенте лиц, профессиональная деятельность которых проходит в особо сложных и опасных условиях (милиция, вневедомственная охрана, инкассаторы), а также в сфере межличностной коммуникации в рамках управленческих структур различных профессиональных групп. Надежность методики подтверждена статистической обработкой данных, полученных в результате проведенных исследований по изучению личностных особенностей психически здоровых людей разного пола, возраста и разной профессиональной направленности (свыше 1000 наблюдений) и при обследовании больных с пограничными (ситуативно обусловленными) расстройствами (более 450 наблюдений). Достоверные связи показателей ИТО (r = +0,73) подтверждены данными корреляционного анализа в процессе сопоставления баллов, отражающих степень выраженности типологических тенденций, с данными объективного наблюдения и результатами психодиагностического исследования тестами СМИЛ (MMPI), МЦВ (Люшер), МПВ (Сонди) и ДМО (Лири). Наиболее сильные связи обнаружены по факторам экстраверсия, тревожность, агрессивность, спонтанность и сензитивность (r = +0,84), несколько ниже показатели корреляции по факторам ригидность и лабильность (r = +0,68). Инструкция: Прочитав каждое утверждение, зачеркните «Да» перед номером соответствующего утверждения, если согласны с утверждением или «Нет» если не согласны.

3 Ответ ДА Ответ НЕТ Утверждение Да Нет 1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним Да Нет 2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер Да Нет 3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве чем в присутствии многих людей или в шумном месте Да Нет 4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи Да Нет 5. Я очень редко заговариваю первым с незнакомыми людьми Да Нет 6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках Да Нет 7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели Да Нет 8. Я часто тревожусь по пустякам Да Нет 9. В моих неудачах виноваты определенные люди Да Нет 10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь Да Нет 11. Меня мало касается все, что случается с другими Да Нет 12. Мне интересны яркие, артистичные личности Да Нет 13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих Да Нет 14. В шумной компании я чаще всего - в роли только наблюдателя Да Нет 15. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей Да Нет 16. Я человек абсолютно правдивый и искренний Да Нет 17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми Да Нет 18. Меня часто тянет к шумным компаниям Да Нет 19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно Да Нет 20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых Да Нет 21. Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать прежде чем начать действовать Да Нет 22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнения, когда я уверен в своей правоте Да Нет 23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода Да Нет 24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок Да Нет 25. Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей Да Нет 26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов Да Нет 27. Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь Да Нет 28. Я чрезвычайно чувствителен к изменениям в настроении окружающих меня людей Да Нет 29. Я могу не смущаясь дурачиться в веселой компании Да Нет 30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей Да Нет 31. Я никогда не поступаю как эгоист Да Нет 32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение Да Нет 33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один, а не в присутствии многих людей

4 Да Нет 34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела Да Нет 35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей Да Нет 36. Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет Да Нет 37. Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным Да Нет 38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие Да Нет 39. Я всегда бываю упрям в тех случаях, когда уверен в своей правоте Да Нет 40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно Да Нет 41. Никто не может навязать мне свое мнение Да Нет 42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками Да Нет 43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих Да Нет 44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с попутчиками Да Нет 45. Я никогда не вру Да Нет 46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следовало сделать сегодня Да Нет 47. Я вечно ни чем не доволен Да Нет 48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях Да Нет 49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой Да Нет 50. Мне нравится командовать другими Да Нет 51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела Да Нет 52. Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких Да Нет 53. Мне нередко приходилось в драке защищать свои права Да Нет 54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи Да Нет 55. Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает Да Нет 56. Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью Да Нет 57. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся Да Нет 58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление Да Нет 59. Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений Да Нет 60. Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения Да Нет 61. Меня любят все мои друзья Да Нет 62. У меня трагичная судьба Да Нет 63. У меня много близких друзей Да Нет 64. Я самый несчастный человек на свете Да Нет 65. Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах Да Нет 66. Я стараюсь быть таким «как все», не выделяться среди других

5 Да Нет 67. Я человек спокойный, уравновешенный Да Нет 68. Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться»гневной реакцией Да Нет 69. Я очень чувствителен к изменениям погоды Да Нет 70. Я не люблю присутствовать на шумных застольях Да Нет 71. Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок Да Нет 72. Я люблю ходить в гости Да Нет 73. Мне все равно, что обо мне думают окружающие Да Нет 74. Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей Да Нет 75. Я никогда не испытываю желания выругаться Да Нет 76. Я никого никогда не обманывал Да Нет 77. Мне никто не нужен и я не нужен никому Да Нет 78. Я человек застенчивый Да Нет 79. Мне ужасно не везет в жизни Да Нет 80. Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности Да Нет 81. Я бы очень переживал, если бы кого-то задел или обидел Да Нет 82. Меня ни чем не испугать Да Нет 83. Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем Да Нет 84. В своих неудачах я в первую очередь виню самого себя Да Нет 85. Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды Да Нет 86. Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу Да Нет 87. Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома» Да Нет 88. Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей Да Нет 89. Малейшая неудача резко снижает мое настроение Да Нет 90. Я никогда не сержусь Да Нет 91. Я отвечал на все вопросы очень правдиво Ключ к обсчету результатов: Ложь: Да 16, 31, 45, 46, 60, 61, 75, 76, 90 Аггравация: Да 2, 17, 32, 47, 62, 64, 77, 79 Экстраверсия: Да 12, 27, 29, 42, 44, 72 Нет 14, 57, 87

6 Спонтанность: Да 4, 19, 21, 34, 49, 50 Нет 6, 65, 80 Агрессивность: Да 7, 22, 36, 37, 51, 53, 68 Нет 66, 81 Ригидность: Да 9, 24, 26, 39, 41, 56 Нет 71, 83, 86 Интроверсия: Да 3, 5, 33, 35, 48, 78 Нет 18, 20, 63 Сензитивность: Да 15, 28, 43, 59, 89 Нет 11, 13, 30, 74 Тревожность: Да 8, 23, 54, 69, 84 Нет 67, 82 Лабильность: Да 10, 25, 40, 55, 58 Нет 70, 73, 85, 88


Реферат ВКР Тема выпускной квалификационной работы: Психологические особенности формирования профессионального имиджа менеджеров в организации. Автор ВКР: Языкова Екатерина Сергеевна. Научный руководитель

Ключ mmpi 377 >>>

Ключ mmpi 377 >>> Ключ mmpi 377 Ключ mmpi 377 Я любил школу 174. Я более обидчив, чем большинство людей 363. Я боюсь пользоваться ножом или другими острыми предметами 355. Счастливее всего я себя чувствую

Ключ mmpi 377 >>> Ключ mmpi 377 Ключ mmpi 377 Я любил школу 174. Я более обидчив, чем большинство людей 363. Я боюсь пользоваться ножом или другими острыми предметами 355. Счастливее всего я себя чувствую

Психодиагностический комплекс "Люнисо" ООО "Институт Прикладной Психологии". 1993-2015 г.г. Все права защищены. Обследуемый Гончарова Людмила Николаевна Дата обследования: 27.10.2013; Возраст на момент

Личностный опросник Айзенка (EPI) Ключ Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. Экстраверсия - интроверсия: «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; «нет» (-): 5, 15,

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Автор Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина) Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, как это свойство во многом обуславливает

ШКАЛА РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта.

Опросник «Психологический портрет родителя» (Г.В.Резапкина) Шкалы: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль воспитания, уровень субъективного контроля Назначение теста: методика

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (ДПП ПК) для психологов и специалистов кадровой службы Мастер-класс Людмилы Николаевны Собчик «Искусство психодиагностики. Психология индивидуальности.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ГПС МЧС РОССИИ Н.Г. Винокурова, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ Боташева Зухра Алиевна магистрант, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Россия, г. Ставрополь Лукьянов Алексей

ОПРОСНИК МИНИ-МУЛЬТ Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант MMPI, содержит 7 вопрос, шкал, из них оценочные. Первые оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности

Опросник детской депрессии Разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели

Определение уровня мотивации аффилиации (А. Мехрабиан) Теоретические основания Описание методики Методика А. Мехрабиана предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности, входящих

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ТЕЙЛОРА. АДАПТАЦИЯ Т. А. НЕМЧИНОВА. Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке.

ДИАГНОСТИКА ПАРЦИАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ- ЭКСТЕРНАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ (Е.Ф.БАЖИН, Е.А.ГОЛЫНКИНА, А.М.ЭТКИНД) Назначение: Настоящая методика направлена на исследование парциальных шкал локуса контроля.

УДК 005.95-051:005.322-057.875 Т. Д. Стульник, доцент, кандидат педагогических наук Е. В. Абрамова, студентка 4-го курса, бакалавриат Д. А. Казанцева, студентка 4-го курса, бакалавриат Московский авиационный

ОПРОСНИК УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (УСК) Данный личностный опросник предназначен для диагностики интернальности экстернальности, т.е степени готовности человека брать на себя ответственность за то,

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ Локтева А.В. Введение. Семейная депривация оказывает негативное влияние на развитие ребенка, как на психологическом,

МЕТОДИКА ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ (АЛЕШИНА Ю.Е., ГОЗМАН Л.Я., ДУБОВСКАЯ Е.М.) Назначение теста Методика предназначена для исследования характера общения между супругами. Инструкция к тесту Выберите ответ, который

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Версия Эмоциональный интеллект Руководитель АБВГД 12-6-2013 ВВЕДЕНИЕ В отчете по Эмоциональному интеллекту рассматривается эмоциональный интеллект человека, т.е. способность чувствовать, понимать и эффективно

Фамилия Имя Отчество Результаты СПФИ (скрининг действующего персонала) Ф.И.О. тестируемого: Категория, должность: менеджер отдела закупок Дата тестирования: Срок работы в компании: Возраст: Профессиональный

ГБУ Мониторинг мотивации к обучению 2016/2017 учебного года Дата: 28-29 ноября МЕТОДИКА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ (А.А.РЕАН И В.А.ЯКУНИН, МОДИФИКАЦИЯ Н.Ц.БАДМАЕВОЙ) Шкалы: учебные мотивы

Советы неудачника Наше отношение к жизни, к самим себе, к другим людям - это то, что направляет корабль нашей жизни, определяет его путь. Позитивное отношение позволяет нам самим прокладывать этот путь,

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ В МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ О.Ф.ПОТЕМКИНОЙ Назначение теста. Выявление степени выраженности социальнопсихологических установок.

Оценка надежности водителей психометрическими методами Кабанцева Анастасия Валериевна аспирант Украинской инженерно-педагогической академии (Украина, г.харьков) практический психолог, мл. научный сотрудник

ПСИХОЛОГИЯ УДК 316.61 ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАТНОГО КУЛЬТУРНОГО ШОКА Г.А. Азбергенова, С.В. Дорохова Рассматриваются психологические факторы адаптации личности

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Данный материал содержит первичные диагностические методики для определения особенностей развития личности, выявления факторов риска и для использования

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ (А.А.РУКАВИШНИКОВ) НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ: Данная методика нацелена на интегральную диагностику психического выгорания, включающей различные подструктуры личности. ИНСТРУКЦИЯ:

ШКАЛА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин) 1 Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

СОКРАЩЕННЫЙ МНОГОФАКТОРНЫЙ ОПРОСНИК ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (Mini-Mult, СМОЛ) СМОЛ является адаптированным и стандартизированным вариантом психологического анкетного теста Mini-Mult, который представляет

ТЕСТ ТЕМПЕРАМЕНТА В.М. РУСАЛОВА Методика используется для диагностики предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента и позволяет количественно оценить его свойства: энергичность, пластичность,

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У ВРАЧЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНОЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ Яковлева Н.В., Силина Ю.В., Телепнев Н.А., Парфенов Ю.А., Цой В.С. В последние годы значительно возрос интерес

Информативность психологических тестов и методов для оценки психоэмоционального состояния различных профессиональных групп Амиров Н.Х., Илюхин Н.Е., Краснощекова В.Н., Русин М.Н. Казанский государственный

Тестовый материал психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС для учащихся 5 классов общеобразовательных школ города Йошкар-Олы на 2015-2016 учебный год

Исследование адаптационных стратегий имигрантов в Чешской Республике Předmluva k testové baterie v ruském jazyce Уважаемый респондент/респондентка, вашему вниманию представлены серию опросников, целью

Тест смол 377 вопросов пройти онлайн >>> Тест смол 377 вопросов пройти онлайн Тест смол 377 вопросов пройти онлайн Я люблю ходить в гости или в другие места, где бывает много шумных забав 100. Первая шкала

УДК 159.9 Психологические науки ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА (В НОРМЕ И ПРИ ОТКЛОНЕНИЯХ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЕ) 1 С. М.

Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога Методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она

Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) Данный материал содержит первичные диагностические методики для определения особенностей развития личности,

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ (А.МЕХРАБИАН) НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ: Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде,

Приложение 4 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Тест школьной тревожности Филлипса Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего

Динамика «сырых» оценок выражена слабо, значимый рост наблюдается только по двум субтестам. Число внутритестовых корреляций невелико как в 10-м, так и в 11-м классах. В 10-м общеобразовательном классе

ВНУТРИЛИЧНОСТНОЕ САМООСОЗНАНИЕ способность осознавать и понимать свое настроение, эмоции, стимулы и их воздействие на окружающих. Вы набрали баллов: 6.8. Ваш уровень самоосознания - умеренный. Вы можете

Тест школьной тревожности Филлипса Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам,

Тест Альберта Эллиса. Методика диагностики иррациональных установок В тесте А. Эллиса 50 вопросов, 6 шкал, из них 4 шкалы - основные и соответствуют 4 группам иррациональных установок мышления, выделенным

Методика «Детский вариант шкалы явной тревожности» (CMAS, адаптированный А.М. Прихожан) Диагностические возможности Шкала представляет собой опросник, выявляющий тревожность как хроническое генерализованное

Критерий агрессивности (схема наблюдения за ребенком) Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает

Волович Елизавета.. Научный руководитель: Федоренко Марина Владимировна «Особенности личности одаренных студентов творческой специальности». Личность является предметом изучения многих психологических

Акцентуации личности как факторы, влияющие на нарушение социализации подростков Фейзуханова Р.Г., студентка факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета,

Отчет об исследовании процесса адаптации первоклассников в МКОУ СОШ 12 с. Малая жалга в 2016-2017 учебном году. Количество: 1 класс 6 человек. Цель: Определение уровня адаптации учащихся 1-ых классов.

Опросник «Стиль поведения в конфликте» разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Особенности подростков зависимых от компьютерных игр Причины формирования виртуальной игровой зависимости, как показывают исследования, лежат как в психологической, так и в социальной сферах. Психологический

Методика «Q-сортировка» В. Стефансона. Методика «Q-сортировка» имеет целью диагностику основных тенденций поведения личности в реальной группе и ее представлений о себе как о социальном субъекте. Предполагается

Возрастные особенности 5-классников. Адаптация в средней школе. Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка. 1. Внутренние изменения. * Переход из начального в среднее

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

УДК 159.99 Ахматнабиев Р. Р. Студент 3 курса УИ(ф) РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, Уфа Скрябин С. А. Студент 3 курса УИ(ф) РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, Уфа ВЛИЯНИЕ ИНТРОВЕРСИИ И ЭКСТРАВЕРСИИ НА РАЗЛИЧНЫЕ

Подготовила: Гаврилова Валерия Сергеевна, педагог-психолог определение тревожности; признаки тревожности у детей; причины тревожности у детей; методики психологической диагностики тревожности; рекомендации

Николаев Владимир Григорьевич ТУР-7 для специалиста ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ 22.07.2014 23:07:35 ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ТЕСТИРОВАНИЯ 00:17:49 ДАТА РОЖДЕНИЯ 03.05.1971 ПОЛ РЕСПОНДЕНТА мужской Данные о протоколе тестирования,

«Готовность к школьному обучению» Очень важно, чтобы ребенок, был подготовлен к школе не только интеллектуально, но и физически, и психологически! Желание учиться Хорошее здоровье Развитая моторика, хороший

Аналитическая справка по результатам мониторинга социально-психологической адаптации обучающихся группы 14 «Мастер по обработке цифровой информации. Переход от школы к профессиональному учебному заведению

Собчик Л.Н. – российский психолог, эксперт высшей категории в сфере психологии индивидуальности личности, автор собственной психологической диагностики, доктор психологических наук и более 140 работ, касающихся темы типологии личности и методики ее диагностики, множества статей, публикаций, более 20 методических пособий.

Научные достижения

В 1970 году защитила диссертационную работу на тему «Психология индивидуальности». В ней впервые в России был представлен опыт применения диагностики, с помощью опросов и тестов, расширен известный опросник MMPI. Поскольку методика была модифицирована, ей присвоили новое название – СМИЛ.

Собчик применила новый подход к определению целостной личности. На основе своей теории разработала методику многостороннего изучения личности, с применением психодиагностики. На базе этой системы создана индивидуально - личностная типология.

Авторские методики тестирования

Людмила Николаевна разработала несколько эксклюзивных систем психологической диагностики, адаптировала для российских условий несколько иностранных тестов. Все авторские методики Собчик, опубликованные в ее работах, получили свои электронные версии. Программы лицензированы, они пользуются успехом у специалистов по подбору персонала и управления кадрами, а также у практикующих психологов и социальных педагогов.

Версия для взрослых

Тест нацелен на диагностику самооценки личности, умения контролировать себя, проявление лидерских качеств или, напротив, пассивности. С конца 90-х годов широко применяется для тестирования личностных свойств людей, чьи профессии связаны со стрессами и опасными условиями, что подтверждает надежность и достоверность данного опросника. Гарантом того, что тестируемый был честен, проходя опрос, является шкала «лжи», которая не даст исказить результаты. Всего предлагается ответить на 91 простой вопрос, кликнув «да» или «нет».

Детская адаптированная версия опросника

Опросник включает в себя 61 вопрос, на которые так же нужно дать короткий утвердительный или отрицательный ответ. Предназначен для детей подросткового возраста 10-15 лет и поможет узнать, насколько ребенок самостоятелен, адаптирован к окружению, существуют ли у него какие-либо переживания.

Изображение в шапке -

Эта методика, разработанная Л.Н. Собчик, несмотря на свою лаконичность является весьма информативной. В первую очередь, с помощью ИТО легко определяются типологические особенности индивида, ведущие черты его характера. Кроме того, она способствует выявлению спектра наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу видов профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств. По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован. Поэтому тест может успешно использоваться в профориентации, при отборе и расстановке кадров, в семейном консультировании, в сфере образования в целях индивидуализации подхода к отдельной личности. Время выполнения теста — 30 минут.

Инструкция. Прочитав каждое утверждение реши верно ли оно по отношению к тебе, согласен ли ты с ним. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, поставь «+». Если оно неверно, то поставь «-».

Опросник

  1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним (искренней).
  2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер.
  3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте.
  4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи.
  5. Я очень редко заговариваю первым (первой) с незнакомыми людьми.
  6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках.
  7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели.
  8. Я часто тревожусь по пустякам.
  9. В моих неудачах виноваты определенные люди.
  10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь.
  11. Меня мало касается все, что случается с другими.
  12. Мне интересны яркие, артистичные личности.
  13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих.
  14. В шумной компании я чаще всего в роли только наблюдателя.
  15. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей.
  16. Я — человек абсолютно правдивый и искренний.
  17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми.
  18. Меня часто тянет к шумным компаниям.
  19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно.
  20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых.
  21. Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать, прежде чем начать действовать.
  22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен(а) в своей правоте.
  23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.
  24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мной порядок.
  25. Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей.
  26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов.
  27. Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь.
  28. Я чрезвычайно чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих меня людей.
  29. Я могу, не смущаясь, дурачиться в веселой компании.
  30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей.
  31. Я никогда не поступаю как эгоист (эгоистка).
  32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение.
  33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один (одна), не в присутствии многих людей.
  34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела.
  35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей.
  36. Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет.
  37. Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным.
  38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.
  39. Я всегда бываю упрям(а) в тех случаях, когда уверен(а) в своей правоте.
  40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно.
  41. Никто не может навязать мне свое мнение.
  42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками.
  43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих.
  44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с соседями по купе.
  45. Я никогда не вру.
  46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
  47. Я вечно ничем недоволен (недовольна).
  48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях.
  49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой.
  50. Мне нравится командовать другими.
  51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.
  52. Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких.
  53. Мне нередко приходилось в драке защищать свои права.
  54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи.
  55. Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает.
  56. Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью.
  57. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся.
  58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление.
  59. Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений.
  60. Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения.
  61. Меня любят все мои друзья.
  62. У меня трагичная судьба.
  63. У меня много близких друзей.
  64. Я-самый несчастный человек на свете.
  65. Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах.
  66. Я стараюсь быть таким (такой) «как все», не выделяться среди других.
  67. Я — человек спокойный, уравновешенный.
  68. Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться» гневной реакцией.
  69. Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям погоды.
  70. Я не люблю присутствовать на шумных застольях.
  71. Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок.
  72. Я люблю ходить в гости.
  73. Мне все равно, что обо мне думают окружающие.
  74. Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей.
  75. Я никогда не испытываю желания выругаться.
  76. Я никого никогда не обманывал(а).
  77. Мне никто не нужен, и я не нужен (не нужна) никому.
  78. Я — человек застенчивый.
  79. Мне ужасно не везет в жизни.
  80. Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности.
  81. Я бы очень переживал(а), если бы кого-то задел(а) или обидел(а).
  82. Меня ничем не испугать.
  83. Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем.
  84. В своих неудачах я в первую очередь виню самого (саму) себя.
  85. Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды.
  86. Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу.
  87. Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома».
  88. Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей.
  89. Малейшая неудача резко снижает мое настроение.
  90. Я никогда не сержусь.
  91. Я отвечал(а) на все вопросы очень правдиво.

Бланк ответов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
81 82 83 84 85 86 87 88 89 90
91

Ключ к ИТО

L. Ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете) верно: 16,31,45,46,60,61,75,76,90
F. Аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера) верно: 2,17,32,47,62,77,64,79
неверно: 91
I. Экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность) верно: 12,27,29,42,44,72
неверно: 14,57,87
II. Спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках) верно: 4,19,21,34,49,50
неверно: 6,65,80
III. Агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов) верно: 7,22,36,37,51,53,68
неверно: 66,81
IV. Ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений) верно: 9,24,26,39,41,56
неверно: 71,83,86
V. Интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость) верно: 3,5,33,35,48,78
неверно: 18,20,63
VI. Сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив) верно: 15,28,43,59,89
неверно: 11,13,30,74
VII. Тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость) верно: 8,23,38,52,54,69,84
неверно: 67,82
VIII. Лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности) верно: 10,25,40,55,58
неверно: 70,73,85,88


error: Контент защищен !!