История костюма эпохи средневековья. История украшений

Нередко на улицах можно видеть людей в мрачной темной одежде с необычным макияжем, в котором активно используется черный цвет. Этих странных людей называют готами. Их украшения с черепами, цепями, скарабеями, крестами и иной символики загробного мира порой могут покоробить. Но это всего лишь способ заявить о себе.

Своими корнями этот стиль уходит в далекое средневековье - один из самых мистических и таинственных периодов в истории. В те времена тоже носили похожие украшения. Есть стили, которые, возникнув и пережив звездный час, спустя десятилетия или столетия возвращаются и вновь становятся популярными, каждый раз что-то повторяя, а что-то меняя. Именно к таким относится готика. В основе каждого стиля лежит определенная философия. Готика произрастает из философско-религиозных представлений прошлого.

Что же собой представляет этот одновременно старинный и новый стиль? На сегодняшнем этапе он подпитывается темными энергиями, связанными с потусторонним миром, вампиризмом - изображением «глаза Ра», пентаграммы, летучих мышей, распятий, черепов, гробов, крестов и пр. Они подчеркивают необычность, брутальность, агрессивность его поклонников. Однако в этом стиле есть и украшения романтической направленности.

Сегодня дизайнеры, сочетая готическую культуру средневековья с современными направлениями, создают обновленный стиль в искусстве ювелирных украшений.

Направления в ювелирной готике

Ряд известных брендов, таких как французские Christian Dior и Akillis, а также российский Gourji, создают коллекции в готическом стиле. Вообще-то, под этим понятием кроется несколько направлений, порой соперничающих между собой.

Одно из них - это изделия Victorian goth, Renessance, Antiquity, Romantic. Пожалуй, самые изящные и роскошные. И хотя это несколько странно, но они тоже - ответвления мрачной готики. В этих изделиях активно применяют белые металлы. Оправы из платины, белого золота и серебра контрастируют с тяжеловесными яркими кристаллами - сапфирами, алмазами и пр. Как и раньше, украшения делают массивными, используя крупные кристаллы. Роскошь в сочетании с мрачными, зловещими символами смерти создает ореол мистики и тайны. Именно поэтому эти изделия так популярны.

Androgyn Goth - украшения унисекс, подходящие как мужчинам, так и женщинам: шипы, бандажи, ошейники, кольца с соответствующей символикой.

К Fetish Goth, прежде всего, относят предметы направленности фетиш: цепи, наручники, бандажи и ошейники с многочисленными шнуровками и символами, связанными с колдовством, потусторонними силами и т.д. Здесь обычно не используют дорогие металлы, но яркие камни присутствуют, часто искусственные.

А Vampyre Goth включает украшения вампирской направленности, которая ассоциируется с загробным миром, темными силами. На изделиях изображаются летучие мыши, знак бессмертия и бесконечности «анкх», паутина и прочая символика.

Что носили в средневековье?

Мы перечислили сегодняшние ответвления ювелирной готики. В средневековье также носили готические украшения. В изготовлении украшений в средние века использовали цепи, украшенные подвесками с крупными камнями, пряжки с камнями и религиозной символикой, а также аграфы (застежки), их преподносили возлюбленным, поэтому они украшались любовными символами - пронзенными сердцами, розами и пр. Массивные перстни украшали драгоценными кристаллами и эмалями с религиозными символами.

Однако готика понятие широкое. Атрибутами настоящего готического стиля, кроме вышеперечисленного, являются также короны, мечи, щиты и др. Использовали в готике бархат, кожу, кружева и жемчуг. Бриллианты и белый жемчуг на черном бархате и кружевах выглядят очень эффектно…

Кому подходят украшения в готическом стиле?

Такие украшения предполагают определенный стиль в одежде, прическе, макияже и т.д. Подобные изделия прекрасно сочетаются со средневековыми мотивами в одежде. Поэтому стоит тщательно продумать свой образ и решить, готом какого направления хотите стать и в каких случаях уместно все это носить. Хотя, как мы упоминали, есть также украшения, позволяющие более свободно подходить к выбору антуража.

Считается, что готический стиль, прежде всего, подходит для уверенных в себе мужчин и роковых женщин, ну и, конечно, для молодых и дерзких, держащих руку на пульсе современных модных тенденций и следующих им. Стилизация - одна из главных черт современной моды.

Хотя психологи утверждают, что готикой увлекаются люди, имеющие массу психологических проблем, комплексов, склонных к депрессии и даже суициду. Одновременно некоторые исследования доказывают, что эта субкультура помогает таким людям вписаться в социум.

Как бы там ни было, изделия в этом стиле, опирающиеся на традиции средневековья будут популярны во все времена, ведь тяга людей к тайне и мистике неистребима.

Искусствоведы часто обходят вниманием дороманский период (476-1000 гг.) в истории западноевропейского средневекового искусства и делают это очень даже зря. Ведь именно в это время была наработана основа для последующего бурного развития различных искусств, в том числе и ювелирного.

Ювелирные изделия и средневековая культура

Считается, что Средние века наступили с падением Рима в 476 году. Поселившиеся на территории бывшей Западной Римской империи многочисленные варварские народы - франки, саксы, лангобарды, англы, вестготы и остготы не были варварами в том смысле, какой мы придаем этому слову сегодня. У них было своё самобытное искусство, в том числе и ювелирное. А после знакомства этих народов с античным наследием, византийскими и кельтскими традициями, оно стало развиваться особенно интенсивно.

Что же за предметы характерны для западноевропейского ювелирного искусства дороманского периода? Конечно, в первую очередь, это украшения. Они не только традиционно являлись знаком статуса и указывали на социальный статус их владельцев, но также были связаны и с ритуальной функцией.

Как правило, это были украшенные драгоценными камнями подвески из золота или серебра, круглые фибулы с излюбленным мотивом расправившего крылья орла, разнообразные кольца - их, кстати, носили не только взрослые, но и дети.

Высокого уровня в то время достигло мастерство западноевропейских ювелиров-оружейников. Даже викинги, совершающие набеги на Британию или Франкию, или же посещавшие Европу по торговым делам, больше всего ценили мечи франкского производства.

Интересно, что личные вещи сохранились до наших дней не в таком количестве, в каком сохранились предметы религиозного культа - многочисленные кресты, мощехранительницы, реликварии, чаши для причастий, оклады церковных книг. Это и понятно, ведь Средние века в Европе - эпоха, прошедшая в первую очередь под знаком христианства. И это несмотря на то, что христианизация Европы была довольно длительным этапом и проходила в период с IV по X вв.

Что подарили миру европейские ювелиры Средних веков

В ювелирном искусстве главенствовал так называемый полихромный стиль, который был широко распространен на территории Европы с конца V в. и вплоть до конца VIII в. Он отличается экспрессивностью - излюбленные ювелирами сцены охоты и схваток между животными представлены очень выразительно и динамично. В этом можно увидеть наследие «звериного стиля», характерного для кочевников, в частности скифов и сарматов. Помимо названных черт, полихромному стилю свойственна склонность к стилизации и декоративности.

Есть основание считать, что любовь к абстрактным орнаментам варварам привили, в частности, кельты, соседствовавшие с римлянами на их землях еще до Великого переселения народов. Варварам нравилось, чтобы «было побогаче», поэтому ювелирные произведения раннего Средневековья отличаются обилием золота и крупных не ограненных - производить огранку тогда еще не умели - драгоценных камней и кабошонов.

Особенно любили ярко кровавые гранаты и рубины, сияющие изумруды и топазы. А, к примеру, в изделиях IX в. одновременно встречаются золото, эмали, жемчуг, драгоценные камни и цветное стекло. Да-да, рубины и гранаты не стеснялись чередовать с красным цветным стеклом, изумруды - с зеленым, а сапфиры, соответственно, с синим.

Что немаловажно, в Западной Европе дороманского периода знали разнообразные ювелирные техники - чеканку, филигрань, зернь. Отдельно хочется сказать об эмалях, непрозрачных и многоцветных, сияющих не хуже драгоценных камней.

От кельтов варварские народы узнали выемчатые эмали. Изготавливая вещь в подобной технике, мастер сначала прорезал специальным инструментом лист металлической основы, а затем заполнял пустые участки-выемки непрозрачным стекловидным составом. Однако классическим видом эмали считается не выемчатая, а перегородчатая, пришедшая в Европу из Византии. Рисунок такой эмали формировался не с помощью выемок, а как вы могли догадаться, с помощью прикрепляемых к основе перегородок (как правило, медных). Интересно, что перегородчатые эмали встречаются уже в галльских произведениях эпохи Меровингов (V-VIII вв.), причем в сочетании с античными камеями, что говорит о неослабевающем влиянии античности на искусство Средних веков.

Пример украшения с перегородчатой эмалью

Считается, что в VII в., в период правления франкского короля Дагоберта, ювелирное искусство получило новое развитие. Известны короны правителей того времени, разнообразные кресты, которые сегодня хранятся в многочисленных музеях, сокровищницах и соборах по всей Европе.

Следующий расцвет происходил во времена правления династии Каролингов, в период, получивший в искусстве название «каролингское возрождение».

Итак, можно чётко выделить некоторые черты западноевропейского ювелирного искусства дороманского периода. Прежде всего, это любовь к декоративности и орнаментам вкупе с яркостью и многоцветностью полихромного стиля. Сюда необходимо отнести и сочетание крупных кабошонов с золотом, жемчугом, цветным стеклом и эмалями, а также использование новых техник, почерпнутых у античных, кельтских и византийских мастеров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ювелирные изделия очень широко использовались и в других ранних цивилизациях, например в текстах Ветхого и Нового завета уже упоминается несколько драгоценных камней. Греки и римляне отдавали предпочтение декорированным золотым украшениям, питая меньше симпатии к драгоценным камням, хотя среди римлян были популярны резные камни в виде камей. Они же первыми стали использовать алмазы. В так называемые «темные века» был создан ряд действительно прекрасных ювелирных изделий, таких, как кресты, броши, гребни, украшенные самыми разными камнями. Ювелирные изделия существовали при всех известных цивилизациях, и оригинальные стили возникли, например, у ацтеков в Мексике, у инков в Перу, у китайцев в период династий Хан, у ашанти и их предшественников в Западной Африке. Следует сказать, однако, что До сравнительно недавнего времени заметных достижений в области производства новых искусственных камней не отмечалось.

Огранка камней была впервые введена в Европе в XVI в., и это постепенно привело к тому, что бесцветные камни, довольно невзрачные при обработке в виде лишенного граней кабошона, стали завоевывать популярность. Слово «кабошон» восходит к древнефранцузскому caboche - голова. Хотя цветные, и особенно красные, камни сохранили свою ценность, примерно с XVI в., вероятно во времена правления короля Генриха VIII, широкую популярность приобретает алмаз.

В средние века драгоценные камни наделяли почти магическими свойствами. В своем великолепном сочинении «Очерк о происхождении и свойствах камней», написанном в 1672 г., Роберт Бойль говорит: «Не подлежит сомнению, что редкость, блеск и ценность камней послужили причиной того, что во все времена они считались самыми прекрасными и самыми изысканными созданиями природы».

Бойль был склоиеи верить в то, что камни могут исцелять от болезней: «Мие самому никогда не приходилось наблюдать какое-либо проявление могущества этих твердых и дорогих камней (алмазов, рубинов, сапфиров), которые обыкновенно носят в кольцах. Но, принимая во внимание, что лекари иа протяжении стольких веков считали обязательным добавлять кусочки драгоценных камней в некоторые из самых лучших лекарств от болезней сердца, а также что многие известные представители этой профессии, в том числе лично знакомые мне, писали или говорили мие о замечательном действии некоторых камней (особенно хрусталя"), свидетелями которого им доводилось быть... я не могу сразу отвергнуть все те целебные качества, которые традиция и люди приписывают этим благородным минералам».

Бойль верил, что измельченные камни, добавленные в лекарства, могут оказывать благотворное воздействие, что путем добавления к жидкости незначительных количеств минералов можно создать минеральные «воды», похожие на воды из ееi-ествениых источников. Эту гипотезу нельзя считать необоснованной. Бойль был одним из величайших химиков своего времени и первым установил, что камни в природе образуются из флюидов, а их цвет обусловлен небольшим количеством примесей металлов. Он произвел первое описание камней, измерил их плотность, а также отметил, что рубин и сапфир обладают сходными свойствами, за исключением цвета. Бойль, кроме того, охарактеризовал естественную форму, или «габитус», кристаллов и выдвинул теорию, что правильные формы кристаллов образуются в результате регулярного расположения «корпускул»: еще одна гипотеза, ие очень далекая от истины. «Очерк» также содержит описание экспериментов по изготовлению драгоценных камней, но поскольку обязательным процессом каждого опыта было растворение в воде, то полученные «камни» были весьма недолговечны.


Средневековье было периодом расцвета алхимии. Вполне возможно, что алхимики делали попытки выращивать драгоценные камни из смесей минералов или химических соединений путем нагревания их в печн. Язык их отчетов в большинстве случаев ие позволяет точно понять, что они делали или собирались делать. Не сохранились записи непосредственно и о синтезе драгоценных материалов. Конечно, основная забота алхимиков заключалась в получении золота из простых металлов, ио можно предположить, что они пытались получить также рубии, алмаз, сапфир и другие драгоценные камни.

Современная история создания искусственных самоцветов началась в 1837 г., когда французский химик Марк Годен, сплавив две соли - квасцы (сульфат калия и алюминия) и хромат калия, получил кристаллы рубина весом примерно в 1 карат (0,2 г) f 16]. Эксперименты Годеиа явились продолжением ряда аналогичных исследований, проводимых минералогами, которые пытались воспроизвести или смоделировать естественную кристаллизацию в породах. Самые ранние из

таких экспериментов были выполнены в Англии Холлом и Уоттом , изучавшими кристаллизацию лав в окрестностях Эдинбурга, а также иа Этие и Везувии.

Успешный синтез Годена был воспроизведен рядом других французских и немецких химиков, экспериментировавших с различными солями в качестве компонентов для получения рубина. Работы того времени заложили основы метода получения кристаллов, который теперь известен как выращивание с флюсом или, по терминологии специалистов, кристаллизация из раствора в расплаве. Этот метод основан на растворении материалов с высокой точкой плавления в растворителе, или «флюсе», имеющем значительно более низкую точку плавления. Кристаллы тугоплавкого компонента получают путем охлаждения раствора-расплава или испарением растворителя аналогично тому, как кристаллы сульфата меди образуются из водного раствора. Получение кристаллов рубина стало возможным только благодаря тому, что было уже известно, что рубии состоит из окиси алюминия и примеси окиси хрома, придающей ему красный цвет.

Одновременно с попытками добиться прогресса в деле получения крупных кристаллов рубина Дж. Эбельмен искал способ получения кристаллов изумруда , Он растворял низкосортный изумруд в расплавленной окиси бора В^Оз, поэтому в его опытах имела место скорее рекристаллизация, а не синтез, другими словами, кристаллы образовывались из собственных химических компонентов. Эбельмену не удалось получить изумруд ювелирного качества, и первому успешному синтезу этого минерала предстояло ждать еще 40 лет - до 1888 г., когда Отфель и Перре ввели новые растворители - молибдат лития U2MO2O7 и ванадат лития L1VO3. Образующиеся кристаллы изумруда были очень мелкими, но впоследствии модификация этого метода была успешно применена в промышленном производстве ювелирного изумруда, о чем более подробно рассказано в гл. 3.

Первые эксперименты обычно проводились с использованием печен крупных фабрик. Электроэнергия для печей являлась новшеством в то время, когда повсеместно применялся газ или твердое топливо. Эксперименты Эбельмсна, например, выполнялись на знаменитой французской фабрике фарфора в Севре, а фабрика по производству стекла в Сен-Гобене стала местом проведения другой серии знаменитых экспериментов Эдмона Фреми и его учеников. Фреми занимался исключительно рубином, «минералом, который, вероятно, больше, чем другие, испытывал смекалку и ум химиков». В 1877 г. Фреми и Фейль описали эксперимент, в ходе которого 20-30 кг раствора окиси алюминия в расплаве окиси свинца нагревали в течение 20 сут в большом фарфоровом сосуде. Кристаллизация явилась результатом одновременно протекающих процессов испарения растворителя и химической реакции со стенками сосуда и печными газами, например с водяным паром. Несмотря на большой объем расплавов, размер кристаллов был очень мал, что объясняется неудовлетворительным регулированием температуры печи. Кристаллы Фреми были выставлены в Естественно-историческом музее в Париже. К. Нассау и Дж. Нассау }



error: Контент защищен !!