Нод учителей логопедов средняя группа. Конспект индивидуальной логопедической НОД учителя-логопеда

Елена Анатольевна Скоркина
Конспект итогового логопедического НОД в старшей группе «В стране красивой речи»

Цель : закрепление пройденного материала.

Коррекционно - развивающие задачи :

Корригировать произношение;

Корригировать и развивать зрительное восприятие;

Корригировать и развивать слуховое восприятие;

Корригировать и развивать моторику кистей рук;

Корригировать и развивать мыслительную деятельность (анализ и синтез, логика, мышление) ;

Корригировать и развивать связную речь (словарный запас) .

Развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивость) .

Коррекционно – образовательные задчи :

Уточнить словарь по лексическим темам «Животные» , «Предметный мир» , «Игрушки» , «Насекомые» , «Цветы» , «Птицы» и др.

Систематизировать и обобщить знания раздела «Обучение грамоте» .

Коррекционно – воспитательные задачи :

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям ;

Воспитывать самостоятельность.

Здоровьесберегающие задачи :

Планировать объём материала с учётом утомляемости детей;

Соблюдать правильную посадку детей;

Способствовать созданию благоприятного психологического климата;

Соблюдать режим охраны зрения;

Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование.

Доска, указка, мольберт, картинки-упражнения, пеналы для звукового анализа слов, пеналы со схемами предложений, зеркала по количеству детей; методический инструментарий учителя-логопеда (раздаточный материал игра «Подарки» , упражнение «Соберём горошины» , мяч, цветные магниты, смайлики (весёлый и грустный) с магнитами; компьютер, проектор, сопровождающая презентация к занятию.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Скажите, какое у вас сегодня настроение?

Тогда давайте встанем в круг.

Справа-друг и слева - друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2. Основная часть.

2.1. Сообщение темы занятия.

Скажите, а вы любите играть?

А вы любите путешествовать?

За высокими горами

За далёкими лесами

Чудо государство есть

Слов красивых там не счесть .

Приглашение пришло из этой страны

Скорее же в путь отправимся мы.

Сегодня мы совершим путешествие в страну красивой речи , которая называется «Грамотей-ка» . А правит той страной старичок – Речевичок . Жители этой страны говорят красиво и грамотно .

В этой Волшебной стране живут Звуки . Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (Гласные) . Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки? (Согласные) .

А поможет нам попасть в страну красивой речи воздушный шар .

2.2. Дыхательная гимнастика.

Отправляемся в волшебную страну «Грамотей-ка» . Садимся на воздушный шар и отправляемся в путешествие. Надуваем шар (живот) 1, 2, 3, 4. Сдуваем 1, 2, 3, 4, 5.

Воздух выходит из шара : Вдох и выдох со звуком ш-ш-ш.

2.3. Артикуляционная гимнастика.

Итак, мы с вами в стране красивой речи . Что за жители здесь живут? Присаживайтесь поудобнее и приготовьтесь внимательно слушать и выполнять упражнения из сказки.

Жили были в стране «Грамотейка» весёлые жители. Просыпались ежедневно жители страны «Грамотейка» рано-рано (дети зевают, потянулись) . Открывали широко окна (упр. «Окошко» , чистили свои зубки (упр. «Почистим зубки» , пили чай с конфетами (упр. «Конфетка» , и блинчиками (упр. «Блинчик» ) и отправлялись каждый по своим делам. Одни любили кататься на лошадке (упр. «Лошадка» , другие качаться на качелях (упр. «Качели» , но были среди них и трудолюбивые жители, которые весь день работали, как дятел-лекарь леса (упр. «Дятел» ). Они красили забор (упр. «Маляр» ). Все жители страны «Грамотейка» были приветливыми и улыбались друг другу (упр. «Улыбка» .) А ещё они любили собирать грибы (упр. «Грибок» ). А когда им становилось совсем грустно, они смотрели на часы как они тикают (упр. «Часики» ). А затем снова играли, как и мы с вами.

2.4. Зрительная гимнастика.

Так как сегодня нам будет помогать играть компьютер, нужно обязательно выполнить гимнастику и для наших глаз.

Мы гимнастику для глаз

С тобой выполним сейчас!

Белка по деревьям скачет,

И в дупле орехи прячет.

(движение глазами вверх - вниз по дорожке)

Пчёлки летают вперёд и назад,

Мёд принести они в улья спешат!

(движения глаз вправо-влево)

Посмотри, над цветущим лужком

Бабочки летают кругом!

(Круговые движения глаз)

А сейчас зажмурим глазки,

Поморгаем много раз,

И весёлая зарядка,

Сохранит здоровье глаз!

2.5. Упражнение «Что лишнее?»

Зонт-зерно-стакан-корзина;

снежинка-бусы-собака-заяц;

пружина-роза-крыжовник-кружка;

дрова-лиса-трава-рак.

2.6. Упражнение «Назови ласково»

солнце-, перо-, гнездо-, сова-, рыба., самолёт-….

2.7. Динамическая пауза «Жук»

Жук залез на лесенку,

Распевает песенку

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я на лесенке сижу» .

Жук свалился с лесенки и запел он песенку

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я под лесенкой лежу» .

Мы жучка поднимем и ласково обнимем.

2.8. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Высоко-…

Далеко-…

Горячий-…

Чёрный-…

Грустный-…

Больной-…

Солёный-…

Толстый-…

2.9. Упражнение «Один - много» (хором)

Помидор - помидоры;

самовар-…

карандаш-…

2.10. Пальчиковая гимнастика «Лягушки» (дети проходят за столы)

Две зелёные лягушки

Две весёлые подружки «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»

Хором песни распевают «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»

Всем ребятам спать мешают «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»

2.11. Загадка (по описанию)

Угадайте, что это?

Её опасно трогать, хоть она и очень привлекательна.

У неё есть шипы, её дарят женщинам, она приятно пахнет и очень радует нас.

(роза)

2.12. Упражнение «Выложи схему слова» (РОЗА)

2.13. Упражнение «Составь предложение»

Придумайте предложения со словом «РОЗА» .

2.14. Упражнение «Соберём горошины»

(раздаточные картинки)

шишка-мишка, лягушка-подушка, малыши-камыши, мошка-кошка, снежинка-пружинка, ножи-ежи, пирожок-флажок, жук-лук, бинт-винт, ком-дом, мишка-мышка.

2.15. Упражнение «Подарки»

(раздаточный материал)

Будем дарить подарки – картинки в названии которых есть звуки С, З, Ж, Р. (по 2 картинки каждому ребенку)

3. Итог занятия (рефлексия) - Ребята, скажите, вам понравилось гостить и играть в стране красивой речи ?

А как называется страна красивой речи ?

Нам пора возвращаться в детский сад.

Что вам больше всего понравилось?

Если вам всё понравилось и вам не было сложно, то возьмите весёлого смайлика , а если были трудности, то грустного смайлика.

Вы сегодня молодцы! Отлично показали свои знания, совсем как жители страны «Грамотей-ка»

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Звук и буква «С»

Тема недели: «Домашние животные». Тема НОД : «Знакомство с буквой «С»

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Коммуникация
  • Здоровье

Технологии:

  • использование игровых методов;
  • игровые технологии, направленные на развитие зрительного внимания;
  • информационные компьютерные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, самомассаж лица;
  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая гимнастика;
  • коррекционные технологии: психогимнастика.

Коррекционно-образовательные: совершенствовать навыки звуково­го анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).

Коррекционно-развивающие: учить правильно произносить звук [С], выделять его в начале, середине и в конце слов.

Продолжать формировать понятие «согласный звук».

Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику, длительный плавный выдох, зрительное внимание, память, мышление.

Материал:

магнитная доска, предметные картинки на звук «С», карточка из азбуки буква «С», синие фишки, тетради, цветные карандаши, мяч, карточки для определения места звука в слове для каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент /вступительная беседа/
– Ребята, какое сейчас время года?
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите их?
– Какой сейчас месяц?
– А какой сегодня день?

2. Психогимнастика
Логопед:
«На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте, изобразим, как мы лепим снеговика /имитация движений/. Поработали, отогрелись, расслабились».

3. Сообщение темы занятия
– Послушайте, пожалуйста, загадки, если вы их отгадаете, то узнаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся.

Заворчал живой замок

Лег у двери поперек.

– Какой первый звук в этом слове?/«с»/
– В каком положении губы? /улыбка/
– Где находится язычок? /язык широкий, за нижними зубами/.

– Посмотрите на экран нашего компьютера.

4. Характеристика звука (слайд 3)
– Звук «с» согласный, твердый.

– Каким символом обозначаем согласный твердый звук?
– Какие желтогрудые птицы зимуют вместе с нами?

5. Упражнение на дыхание
– Ребята, представьте, что подул сильный ветер, обжигающий лицо. СССС /выдыхают твердый звук «с»/». Когда лопается колесо и выходит воздух, то раздается такой звук «ССС».
6. Рассматривание картинок на звук «С» (Слайд 5)

Дети называют картинки и определяют место звука в словах.

7. Игра с мячом «Эхо»
– Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» .
«с», «а» – «са»;
«с», «и» – «си»;
«с», «у» – «су»;
«с», «о» – «со».

8. Раскрась картинки, в названии которых есть звук «С» (работа в тетрадях)

9. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки дети

Маша кашей всех кормила. мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу Загибают по одному пальчику на левой руке.

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. Сдувают «крошки» с ладошки.

10. Знакомство с буквой «С» (слайд 7)

Послушайте стихотворение про букву «С»:

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

– На что похожа буква «С»?

– Давайте сложим ее из пальцев.

– Найдите букву «С» в своих тетрадях в правом верхнем углу. Каким цветом ее нужно раскрасить? Раскрашивайте. Обведите ее пальчиком, напишите в воздухе по очереди всеми пальцами обеих рук.

11. Рассматривание слайдов 8,9

12. Составление предложений по картинкам

Санки, автобус, миска, собака.

13. Итог занятия

Прислала

Учитель-логопед

Стелла Данелян

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Технологическая карта занятия по теме: «У Пугало в гостях»

подготовительная группа компенсирующей направленности «Умка»

Образовательная область «Речевое развитие».

Направление: коммуникативная деятельность.

Тема «У Пугало в гостях».

Педагогическая цель: создание условий для речевого развития детей, интонационной выразительности речи.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить находить слово по звуковой схеме.

Рассмотреть образование сложного слова – овощехранилище.

Закрепить умение делить слова на слоги.

Упражнять в выделении звука [К]в начале, середине и конце слова.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно - развивающие:

Развивать интонационную выразительность речи: изменение голоса по высоте, узнавание чувств радости, грусти, гнева.

Развитие речевого дыхания.

Развитие координации движений, напряжения и расслабления мышц.

Продолжать совершенствовать умение узнавать овощ по запаху.

Воспитательные:

Расширять интерес детей к труду взрослых.

Воспитывать чувство сопереживания.

Совершенствовать умение работать в коллективе, выслушивать ответы сверстников.

Словарная работа: Овощехранилище.

Целевые ориентиры образования: обладает развитыми коммуникативными способностями, а также воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; проявляет ответственность за начатое дело.

Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Средства реализации: Мультимедийная презентация Power Point; табличка: ОГОРОД; схема предложения: У Пугало.; свежие овощи: чеснок, огурец, перец, помидор; емкости для овощей; предметные картинки: кабачок, картофель (2 шт.), капуста (3 шт.), тыква (2 шт.), баклажан, морковь (2шт.), лук (3 шт.), свекла (2 шт.), чеснок (2 шт.), петрушка, горох (2 шт.); конверт, с изображением буквы К; звуковые схемы слов: капуста, горох, лук; три машины – грузовика с цифрами 1, 2, 3; шарики Су – Джок (по количеству детей).

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Овощи»;
  • придумывание загадок об овощах;
  • просмотр мультфильма «Чипполино»

Примерный хронометраж этапов НОД:

Этапы занятия, продолжительность Задачи этапа Ресурсы этапа Деятельность педагога Деятельность детей Методы, формы, приемы организации, возможные виды деятельности Содержание материала Ожидаемый результат

1. Мотивационно-побудительный

Организация направленного внимания.

Формирование представлений о предстоящей деятельности.

Следы, ведущие к залу.

Таблица: Огород

Схема предложения: У Пугало.

Создание развивающей среды – огород.

Организация образовательного пространства. Создание проблемной ситуации, требующей разрешения. Направление к деятельности наводящими и проблемными вопросами.

Осознают и принимают поставленную задачу.

Желание к общению, заинтересованность в игре.

Коммуникативная, игровая деятельности.

Беседа, игровые приемы. Сюрпризный момент.

Создание проблемной ситуации.

Рассматривание развивающей среды.

Готовность к предстоящей деятельности.

Внутренняя мотивация на деятельность.

2.Организационно-поисковый

20 – 24 мин

Усвоение, закрепление, расширение, обобщение имеющихся знаний.

Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости.

Применение знаний и умений.

Мультимедийная презентация «У Пугало»

Наглядно-дидактические пособия, шарики Су – Джок.

Организация поисковой деятельности, взаимодействия в достижении результатов.

Объяснение, рассказывание.

Самостоятельно рассуждают, отвечают на вопросы, проговаривают четко слова, изменяют интонацию голоса, участвуют в поиске заданий, в играх. Делают выводы, выполняют физ.упражнения.

Игровая, двигательная,

Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельности.

Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Решение проблемных ситуаций. Объяснение с наглядной демонстрацией материала.

Дидактические игры. Демонстрация презентации. Игровые приемы.

Мультимедийная презентация . Изображение огорода, в центре – Пугало. (прил.1)

Игр.упр. «Эхо» (прил.1)

Мультимедийная презентация . Появление овощей (помидор, огурец, лук)

Игровое упр. «Узнай по интонации» (прил.2)

Дид.игра «Узнай по запаху» (прил.3)

Дид.игра «Найди звук К» (прил.3)

Физ. минутка «Овощи» (прил.3)

Дид. игра «Найди слово по звуковой схеме» (прил.3)

Дидактическая игра «Какой сок?» (прил.4)

Мультимедийная презентация .

Обращение Пугало к детям. (прил.4)

Дид.игра «Собери урожай» (прил.4)

Способность самостоятельно действовать, решать проблемные ситуации.

Сформированные представления, умения и навыки.

Любознательность и активность.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Овладение определенным объемом знаний и умений.

3.Рефлексивно-корригирующий

Подведение итогов НОД, обобщение полученных знаний.

Формирование элементарных навыков самооценки.

Мультимедийная презентация «У Пугало», наклейки (по количеству детей) Подведение итогов НОД – сопоставление результатов с целью. Рассказывают об экскурсии в огород, обобщают полученные знания.

Коммуникативная деятельность.

Демонстрация презентации.

Беседа, обсуждение, поощрение.

Оценка ориентирующая

Мультимедийная презентация .

Обращение Пугало к детям. (прил.4)

Осознание собственных знаний, полученных результатов - сформированность элементарных навыков самооценки.

Приложение 1

Пугало: - Здравствуйте, ребята! У меня случилась беда. Посадил я весной огород и забыл на каких грядках что растет. Мои овощи просто заблудились. Помогите мне их найти, чтобы собрать урожай. Поможете?

Игровое упражнение «Эхо»

Цель: развитие интонационной выразительности речи: изменение голоса по высоте, речевого дыхания.

Приложение 2

Игровое упражнение «Узнай по интонации»

Цель: развитие интонационной выразительности речи: узнавание чувств радости, грусти, гнева.

Ход: Помидор (весело): Я - помидор! Я красный, круглый, соч­ный! Очень вкусный!

Учитель – логопед: Какой помидор веселый!

Огурец (грустно): Я - огурец! Я зеленый, длинный, креп­кий, весь в пупырышках!

Учитель – логопед: Ребята, помидор веселый, а огурец какой?

Лук (сердито): Я - лук! Я очень, очень горький! И совсем не зеленый, а репчатый!

Учитель – логопед: Ребята, а лук какой?

Приложение 3

Дидактическая игра «Узнай по запаху»

Цель: совершенствовать умение узнавать овощ по запаху.

Ход: В ведерках лежат овощи (чеснок, огурец, помидор, болгарский перец) с небольшими надрезами, дети, нюхая, узнают их по запаху.

Дидактическая игра «Найди звук К»

Цель: упражнять в выделении звука [К]в начале, середине и конце слова.

Ход: Дети рассматривают картинки овощей (картофель, кабачок, капуста, тыква, баклажан, морковь, лук, свекла, чеснок, петрушка), находят место звука К в их названиях.

Физ.минутка: Игра «Овощи»
Цель: Развитие координации движений, напряжения и расслабления мышц.

Совершенствовать умение отстукивать ритм (медленно – быстрее - быстро).

Ход: Учитель - логопед : - Я превращаю вас в маленькие семена овощей.
Присядьте. Теплое солнышко пригревало, семена росли, росли и стали растениями. Растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку /повторить расслабление/.

Дидактическая игра «Найди слово по звуковой схеме»

Цель: совершенствовать умение находить слово по звуковой схеме.

Ход: Дети по звуковым схемам отгадывают названия овощей (лук, горох, капуста)

Приложение 4

Дидактическая игра «Какой сок?»

Цель: совершенствовать грамматический строй речи.

Ход: Дети по очереди называют из какого овоща будут выжимать сок и проговаривают, сжимая в кулачке шарик Су - Джок: Я сделаю сок из тыквы – получится тыквенный сок…..

Пугало: Спасибо, ребята! Мои овощи нашлись. А куда же мне их сейчас убрать? Вы не знаете, где хранят овощи? (на овощехранилище , объясняют значение сложного слова)

Дидактическая игра «Собери урожай»

Цель: закрепить умение делить слова на слоги.

Ход: На машинах – цифры 1, 2, 3. Дети раскладывают овощи по машинам в соответствии с количеством слогов в названии овощей.

Пугало: Спасибо, ребята! Теперь я могу отвести свой урожай в овощехранилище. А за

вашу помощь я дарю вам вот такие наклейки! Спасибо!

Познавательные УУД:

Выделять и формулировать познавательную цель.

Нахождение путей выхода из проблемной ситуации.

Соединение с другими буквами.

Коммуникативные УУД:

Сотрудничество ребёнка, со взрослым, для решения поставленных задач.

Планирование совместной деятельности.

Умение донести свою позицию и понять других.

Регулятивные УУД

Ставить перед собой учебную задачу.

Выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.

Личностные УУД

Умение оценивать свои действия, стремления к созидательной деятельности.

ЦЕЛИ непосредственно образовательной деятельности:

Закрепление знаний по разделам программы «Звуковая культура речи», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Коррекционно-образовательные задачи:

ОО. Речевое развитие:

- Закреплять навык произношения звука (л) в слогах, словах, предложениях.

Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из букв слова, и из слов предложения; обогащение словарного запаса.

Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования - закреплять умение употреблять имена существительные во множественном числе, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе падеже).

ОО. Познавательное развитие:

- Совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью (ориентация на листе бумаги).

ОО. Здоровье:

Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья.(игровой массаж «Мячик»).

Коррекционно-развивающие задачи:

ОО. Речевое развитие:

Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи.

Внимания, памяти, мышления.

Автоматизация звука (л) и правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков; совершенствование навыков чтения слогов.

ОО. Познавательное развитие:

Развитие мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);

ОО: Здоровье:

Развитие интонационной и мимической выразительности;

Развивать самоконтроль.

Коррекционно-воспитательные задачи:

ОО. Речевое развитие:

Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии. - Воспитание интереса к правильному произношению звуков родной речи.

ОО. Познавательное развитие:

Воспитание ответственности, сотрудничества со взрослым на занятии.

ОО. Здоровье:

Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

ОО. Социально-коммуникативное развитие:

Воспитание культуры коммуникативных навыков, при взаимодействии со взрослыми.

Методы и приемы:

Наглядный (пособия, картинки, презентация); - Словесный (совместная речевая деятельность); - Игровой (сюрпризный момент - Лунтик); - Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений); - Эмоциональный метод (поощрение); - Самостоятельная работа, беседа, самооценка, формирование рефлексивности, организация самопроверки.

Оборудование занятия : — компьютерная презентация; - дидактический материал - фишки для обозначения звуков, дома для звуков, слогов.

Программное обеспечение:

Операционная система - Windows 7

PowerPoint 2010

Использованная литература:

Е.А.Азова, О.О.Чернова. Домашняя логопедическая тетрадь. Учим звуки [ л], [ль]. Издательство «ТЦ Сфера«,2011.

Н.А. Седых «Воспитание правильной речи у детей», Москва, «Издательство Сталкер», 2003 .

1. Этапы работы.

Организационный момент.

Цель для учителя-логопеда: создать условия для положительного настроя ребёнка, подготовить ребёнка к продуктивной работе на занятии.

Цель для ребёнка: подготовиться к продуктивной работе на занятии, позитивно настроиться на занятие.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесный, наглядный.

Ход занятия:

Организационный момент. - Люба как думаешь, чем мы сегодня будем заниматься на занятии?

-А для чего тебе нужны все эти задания?

- Давай начнём наше путешествие на самолете.

Д/ИГРА: (Слайд № 2) «Летим на самолете»

-Проведи пальчиком по следу, который оставил самолет между облаками, и гуди. Какой звук слышится? ([л]). Как ты думаешь, с каким звуком мы будем сегодня играть? ([л]).

(Слайд № 3) Сюрпризный момент:

- Посмотри, буквы рассыпались, давай составим из них слово и узнаем, кто пришёл к нам на занятие. Назови гласные звуки в этом слове. А теперь все согласные твёрдые, согласные мягкие. Молодец! Всё правильно!

2. Этапы работы.

Закрепление изученного материала.

Цель для учителя-логопеда: помочь ребёнку в автоматизации звука [л], накоплению новых знаний и в систематизации полученных знаний.

Цель для ребёнка: ребёнок должен знать звуки и буквы, называть звуки, давать характеристику звукам речи, строить звукобуквенную и слоговую схему слова, ориентироваться на листе бумаги.

Задачи:

Организовать работу по характеристике звуков;

Организовать работу по автоматизации звука [л]слогах, словах, предложениях;

Направить деятельность ребёнка на составление слоговой и звукобуквенной схемы слова;

Организовать работу по чтению слогов и слов;

Направить деятельность ребёнка на развития словаря, лексико-грамматического строя речи, составлению предложений из слов и выкладывает его схему.

Методы: наглядный, практический, эмоциональный метод (поощрение).

Критерии: правильно - неправильно произносит звук [л] слогах, словах, предложениях;

классифицирует звуки, даёт характеристику звукам, согласовывает лексико-грамматический строй речи, составляет предложение из слов и выкладывает его схему.

Д/ИГРА: (Слайд № 4) «Подружи звуки».

Сейчас нас Лунтик приглашает в плавание на лодке. Покажи путь лодки. Проведи пальчиком по дорожке слева направо, прочитай слоги. Повтори каждый слог несколько раз.

(Слайд № 5)-Посмотри, Лунтик нам предлагает прочитать вот эти строчки.

Д/ИГРА: (Слайд № 6) «Назови картинки».

-Посмотри, Лунтик приготовил нам новую игру.

- Какие предметы нарисованы? Назови их.

- Назови верхнюю правую картинку, левую нижнюю, левую верхнюю, т.д.

Д/ИГРА: (Слайд № 7-12) «Один - много».

- Измени слова.

Д/ИГРА: (Слайд № 13) Отгадай загадки. Люба, Лунтик предлагает нам отгадать загадки.

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (лук)

В сосне дупло,

В дупле тепло,

А кто в сосне живет

В тепле? (белка)

Д/ИГРА: (Слайд № 14) «Где спрятался звук (л)».

- Посмотри на схемы и скажи, где находится звук (Л) в слове ЛУК, выложи столько кружочков, сколько звуков в слове, засели эту картинку на нужный этаж, почему, ты заселила на 1-й этаж, сколько слогов в лове, а почему ты так думаешь? (сколько гласных звуков в слове столько и слогов).

А где находится звук (Л) в слове БЕЛКА. Сосчитай сколько звуков в слове выложи столько кружочков, сколько звуков в слове, засели эту картинку на нужный этаж, почему, ты заселила на 2-й этаж, сколько слогов в слове, а почему ты так думаешь?

­ Д/ИГРА: (Слайд № 15) Физкультминутка.

-Люба давай с тобой отдохнём, помассируем ладошки вот этим мячом и будем проговаривать строчки из стихотворения. Повторяй за мной.

Мышка

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но все мышке было мало.

М. Фомичева

Д/ИГРА: (Слайд № 16-18) «Посчитай»

- Посчитай предметы от 1 до 6. Чтобы тебе было легче считать, «шагай» по кружкам. Молодей!

Д/ИГРА: (Слайд № 19) «Рифмушки».

Лунтик приготовил нам ещё несколько игр: первая «Рифмушки».

- Теперь мы поучимся сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все предложения. Молодец и с этим заданием ты справилась!

Д/ИГРА: (Слайд № 20) «Отвечай-ка». Вторая игра «Отвечай-ка».

- Отвечай на мои вопросы полным предложением.

Д/ИГРА: (Слайд № 21-22) «Придумай предложения».

- Придумай предложения, используя сразу два слова из пары:

лампа - стол, малыш - велосипед. Молодец, а сколько слов в нашем предложении, давай сделаем схему этого предложения.

3. Этапы работы.

Рефлексия.

Цель для учителя-логопеда:

определить степень усвоения изученного материала.

Цель для ребёнка:

продемонстрировать степень усвоения полученных знаний.

Задачи:

Организовать самостоятельную работу,

Организовать беседу, направленную на оценку деятельности на занятии.

Методы: самостоятельная работа, беседа, самооценка, формирование рефлексивности, организация самопроверки.

Критерии: ребёнок рассказывает, какие задачи стояли перед ним, проговаривает все этапы выполняемые им, рассказывает, что было легко, а где ещё возникают трудности.

Итог .

- Какой мы звук сегодня повторяли? А чем ещё сегодня занимались?

Оцени себя, как ты думаешь, как ты работала на занятии. Всё ли у тебя получилось, а в каких заданиях было тебе сложно?

(Слайд № 23) - Молодец! Ты хорошо работала. У тебя все получилось! Лунтик благодарит за правильные ответы и говорит тебе, пока!

Цель: развитие фонематических процессов

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— расширять и активизировать словарь по теме «Транспорт»

— упражнять в дифференциации звуков [ш] и [с]

— упражнять в анализе звуков, слогов и слов

— упражнять в чтении слогов

— закреплять умение чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы

Коррекционно-развивающие:

— развивать коммуникативные умения и навыки

— развивать познавательные процессы: память, внимание, логическое мышление;

— развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать познавательный интерес

— повышать активность и интерес к логопедическим занятиям

Оборудование: магнитофон, билеты-картинки, мяч, картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ш], [с], карточки со слогами, ребус, карточки со словами.

Логопед предлагает детям отправиться в увлекательное путешествие. Но прежде нужно внимательно послушать звуки приближающегося транспорта и угадать на чём мы отправимся путешествовать.

Дети прослушивают магнитофонную запись – стук колёс, приближение поезда.

Назовите, какой это транспорт по месту передвижения?

Дети: поезд, это железнодорожный транспорт.

Логопед: Билет получит тот, кто придумает слово из 3-х звуков.

Дети: Рак, кот, рот,..

/дети называют слова, логопед раздаёт билеты-картинки/

Логопед: Рассмотрите свои билеты, назовите картинки

Дети называют: Шуба, шишка, шапка, самовар, сапоги, санки

Логопед: Назовите первые звуки в словах.

Дети называют.

Логопед: Правильно, мы будем сегодня говорить о звуках [ш] и [с]

Что это за звуки?

Дети дают характеристику звуков: [ш] — согласный, глухой, всегда твёрдый.

[с] — согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким.

Логопед: Где находится язык, когда мы произносим звук [ш]?

Дети объясняют: язык в форме чашечки, за верхними зубами.

Логопед: Где находится язык, когда произносим звук [с]

Дети объясняют: язык в форме горки, за нижними зубами

Логопед: Я произношу звук, вы покажите рукой, как стоит язычок.

Дети показывают.

Станция «А».

Дети читают: ША, СА

Дети: шалаш, салют,…

Логопед: А теперь давайте загрузим вагоны в поезде.

Детям предлагается взять картинки и разложить их по вагонам – слова со звуком [ш] в оранжевый вагон, со звуком [с] – в голубой.

Логопед: потрудились вы на славу, а теперь поиграем.

Игра с мячом: замени звук [с] на [ш].

пр. Сутки шутки

Стиль штиль

Споры шпоры

Марс марш

Маска Машка

Логопед: садимся в поезд и отправляемся в дорогу.

/дети имитируют движение поезда под магнитофонную запись/.

Станция «У»

Логопед: Подъезжаем и читаем слоги.

Дети читают: ШУ, СУ

Логопед: Придумайте слова, в которых есть такие слоги.

Дети: шутка, сухари,…

Логопед: Отдохнём на этой станции и искупаемся в реке:

Тихо плещется вода, (хлопки в ладоши)
Мы плывём по тёплой речке. (плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки, (поднимаем руки вверх)
Разбежались, кто куда. (бег на месте и присели)
Мы из речки вылезаем, (медленно встали)
Чтоб обсохнуть, погуляем. (ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)

Логопед: Пока мы отдыхали, к нам пришла радиограмма.

Детям предлагается исправить ошибки:

На солдате кашка, Папа красил крысу,

Маша ела каску. В мойке Маша моет мишку.

Логопед: Пока мы разбирали радиограмму, в наш поезд пробрался безбилетный пассажир, чтобы узнать кто это, надо разгадать ребус:

Детям предлагается по первым звукам слов-картинок прочитать слово.

Крыша, Осы, Шуба, Колесо, Аист

Дети читают: КОШКА

Логопед: А почему пришла к нам кошка, мы узнаем на следующей станции.

Садимся в поезд и отправляемся в дорогу.

/дети имитируют движение поезда под магнитофонную запись/.

Станция «О».

Логопед: Подъезжаем и читаем слоги.

Дети читают: ШО, СО

Логопед: Придумайте слова, в которых есть такие слоги.

Дети: шоколад, сорока,..

Логопед: Кошка прибежала не случайно, она почувствовала, что проводник разносит еду.

Логопед раздаёт детям картинки — кастрюли, на которых прикреплены карточки со словами, в которых пропущены буквы. Дети дописывают буквы.

РИ.
МЯ. О
ПЫ. КА
КА. А
. УП

Логопед: вот и подошло к концу наше путешествие, садимся в поезд и отправляемся в детский сад.

Итог: короткая беседа о том, что особенно запомнилось за время путешествия.

Название: Занятия логопеда. Конспект НОД в подготовительной к школе группе детей с ОНР: «Весёлое путешествие»

Должность: учитель-логопед
Место работы: ГБДОУ №81
Месторасположение: г. Санкт-Петербург, Приморский район



error: Контент защищен !!