Берггольц Ольга: краткая биография и творчество. Ольга берггольц - биография, фото, история личной жизни поэтессы Берггольц фотографии

Биография

Российская писательница, поэтесса. Ольга Федоровна Берггольц родилась 16 мая (по старому стилю - 3 мая) 1910 года в Петербурге, в семье заводского врача, жившего на рабочей окраине Петербурга в районе Невской заставы. Мать - Мария Тимофеевна Берггольц, младшая сестра - Мария.

В 1924 году в заводской стенгазете были опубликованы первые стихи Ольги Берггольц. В 1925 году Ольга Берггольц вступила в литературную молодежную группу «Смена», а в начале 1926 года познакомилась там с Борисом Петровичем Корниловым* (1907−1938) - молодым поэтом, незадолго до этого приехавшим из приволжского городка и принятым в группу. Через некоторое время они поженились, родилась дочь Ирочка. В 1926 году Ольга и Борис стали студентами Высших государственных курсов искусствоведения при Институте истории искусств. Борис на курсах не задержался, а Ольга несколько лет спустя была переведена в Ленинградский университет.

В 1930 году Ольга Берггольц окончила филологический факультет Ленинградского университета и по распределению уехала в Казахстан, где стала работать разъездным корреспондентом газеты «Советская степь». В это же время Берггольц и Корнилов развелись («не сошлись характерами») и Ольга вышла замуж за Николая Молчанова, с которым училась вместе в университете. (Сборник статей «Вспоминая Ольгу Берггольц») Вернувшись из Алма-Аты в Ленинград, Ольга поселилась вместе с Николаем на улице Рубинштейна, 7 - в доме, называвшемся «слезой социализма». Тогда же была принята на должность редактора «Комсомольской страницы» газеты завода «Электросила», с которой сотрудничала в течении трех лет. Позднее работала в газете «Литературный Ленинград». Через несколько лет умерла младшая дочь Ольги Берггольц - Майя, а спустя два года - Ира.

В декабре 1938 года Ольгу Берггольц по ложному обвинению заключили в тюрьму, но в июне 1939 года выпустили на свободу. Беременная, она полгода провела в тюрьме, где после пыток родила мертвого ребенка. В декабре 1939 года она писала в своем тщательно скрываемом дневнике: «Ощущение тюрьмы сейчас, после пяти месяцев воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения. Не только реально чувствую, обоняю этот тяжелый запах коридора из тюрьмы в Большой Дом, запах рыбы, сырости, лука, стук шагов по лестнице, но и то смешанное состояние… обреченности, безвыходности, с которыми шла на допросы… Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: „живи“. (С. Шульц, „Главная улица Санкт-Петербурга“; „Наука и жизнь“, 2001)

В годы блокады 1941−1943 годов Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер и Ольга Федоровна осталась в городе. „ В. К. Кетлинская, руководившая в 1941 Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга Берггольц, Оленька, как ее все тогда называли, видом - еще очень юное, чистое, доверчивое существо, с сияющими глазами, „обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности“, но теперь - взволнованная, собранная. Спросила, где и чем она может быть полезна.“ Кетлинская направила Ольгу Берггольц в распоряжение литературно-драматической редакции ленинградского радио. Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось „это мило, славно, приятно - не больше“, Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда.» (Сборник «Вспоминая Ольгу Берггольц»). В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу «Говорит Ленинград». Ольга Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умерла Ольга Федоровна Берггольц 13 ноября 1975 в Ленинграде. Похоронена на Литераторских мостках. Несмотря на прижизненную просьбу писательницы похоронить ее на Пискаревском мемориальном кладбище, где высечены в камне ее слова «Никто не забыт и ничто не забыто», «глава» Ленинграда г. Романов отказал писательнице. Библиография Произведения О. Ф. Берггольц Среди произведений Ольги Федоровны Берггольц - поэмы, стихотворения, рассказы, повести, пьесы, публицистика «Углич» (1932; повесть) «Глубинка» (1932; сборник очерков, написанных в Казахстане) «Стихотворения» (1934; сборник лирики) «Журналисты» (1934; повесть) «Ночь в «Новом мире» (1935; сборник рассказов) «Зерна» (1935; повесть) «Книга песен» (1936; сборник) «Февральский дневник» (1942; поэма) «Ленинградская поэма» (1942) «Ленинградская тетрадь» (1942; сборник) «Памяти защитников» (1944) «Они жили в Ленинграде» (1944; пьеса; написана совместно с Г. Макогоненко) «Твой путь» (1945) «Ленинградская симфония» (1945; киносценарий; совместно с Г. Макогоненко) «Говорит Ленинград» (1946; сборник выступлений Ольги Берггольц по радио в годы блокады Ленинграда; первое издание книги было изъято в связи с «ленинградским делом») «У нас на земле» (1947; пьеса) «Первороссийск» (1950; героико-романтическая поэма о петроградских рабочих, строивших в 1918 на Алтае город-коммуну; в 1951 - Государственная премия СССР) цикл стихов о Сталинграде (1952) «Верность» (1954; поэма о Севастопольской обороне 1941−1942 годов) «Дневные звезды» (1959; автобиографическая книга лирической прозы; в 1968 был снят одноименный фильм) «Узел» (1965; сборник стихов 1937-1964 годов) *) В 1936 года Б. П. Корнилов был исключен из Союза писателей, а 19 марта 1937 года арестован. Официальной датой смерти первого мужа Ольги Берггольц считается 21 ноября 1938 года, но место его захоронения неизвестно. «20 февраля 1938 года Выездной сессией Военной Коллегии Верховного Суда СССР под председательством корвоенюриста Матулевича Корнилов был приговорен к исключительной мере наказания. В приговоре содержится следующая формулировка: «Корнилов с 1930 г. являлся активным участником антисоветской, троцкистской организации, ставившей своей задачей террористические методы борьбы против руководителей партии и правительства». Приговор приведен в исполнение 20 февраля 1938 г. в Ленинграде.» (Константин Поздняев, «Расстрел по лимиту. Мифы и правда о трагической гибели Бориса Корнилова»; «Литературное Обозрение», 1993) 20 лет имя поэта Бориса Корнилова было под запретом. Книги его внесли в список подлежащих изъятию, и только «Песня о встречном» («Нас утро встречает прохладой, Нас ветром встречает река…»), написанная им в содружестве с Дмитрием Шостаковичем к кинофильму «Встречный», продолжала жить, но имя поэта-«врага народа» не сообщалось. 5 января 1957 года Борис Петрович Корнилов был реабилитирован («за отсутствием состава преступления»). __________

Русская писательница, прозаик и поэтесса, Ольга Федоровна Берггольц родилась в мае (16 н.с./3с.с.) 1910 года в Петербурге.

Свое детство Оля провела в районе Невской заставы, на окраине Петербурга. Отец Ольги был заводским врачом. Младшую сестру Оли, как и маму, звали Марией. С детства Оля увлекалась поэзией. Ее первые стихи опубликовали в 1924 году, а с 1925 года Берггольц состояла в литературной молодежной группе «Смена».

В 1926 году она там познакомилась с Борисом Корниловым, который впоследствии стал ее первым мужем. У молодой четы родилась девочка, назвали ее Ирой. В 1926 году супруги стали студентами Высших государственных курсов искусствоведения (при Институте истории искусств).

Борису быстро наскучили курсы, а Ольга по их окончанию перевелась на филологический факультет в Ленинградский университет и закончила его в 1930 году. После университета по распределению она поехала в Казахстан, где работала корреспондентом газеты. Ольга и Борис развелись с формулировкой «не сошлись характерами», и Берггольц вышла замуж за своего бывшего однокурсника Николая Молчанова.

По возвращению из Алма-Аты в Ленинград на протяжении трех лет Берггольц работает редактором заводской газеты «Комсомольские страницы» завода «Электросила», потом - в газете «Литературный Ленинград». Очень скоропостижно умирают обе дочери Ольги – младшая Майя, а через два года и Ира.

Нелегким оказался для писательницы 1938-й год. Беременную ее полгода держат в тюрьме по ложному обвинению в «связях с врагами народа». В июне 1939 года она выходит на свободу, но в результате пережитого стресса и пыток рождает мертвого ребенка.

Воспоминания о времени проведенном в тюрьме мучили ее очень долго. Всю свою жизнь Ольга ведет дневники и в одном из них она сетует на то, что ощущение тюрьмы «после пяти месяцев воли, возникает острее, чем в первое время после освобождения». В военные годы, во время блокады Ленинграда (1941−1943), Ольга Берггольц оставалась в осажденном городе. В ноябре 41-го они с мужем должны были покинуть Ленинград, но не успели.

Ее второй супруг, Николай Степанович Молчанов, скончался и Ольга не стала уезжать из города. Во время блокады города голос писательницы стал самым узнаваемым и любимым голосом жителей Ленинграда. Всю блокаду ее голос призывал к стойкости. Ежедневно она появлялась в редакции и вела радиопередачи, в результате чего появилась ее книга «Говорит Ленинград».

Ольга Берггольц награждена медалями и орденами (Ленина и Трудового Красного Знамени). Умерла известная писательница 13 ноября 1975 года в Ленинграде, похоронена на Литераторских мостках, несмотря на то, что еще при жизни просила, чтобы ее похоронили на Пискаревском мемориальном кладбище.

Ольга Фёдоровна Берггольц (3 мая 1910 – 13 ноября 1975) – советская поэтесса и автор множества невероятно красивых стихотворений о родине и любви.

Детство

Ольга Фёдоровна родилась 3 мая в Ленинграде, в семье военного хирурга и по совместительству акушера в одной из городских больниц. Отец будущей поэтессы был человеком известным и уважаемым, поэтому семья жила в достатке и не нуждалась в деньгах. Мать Ольги не работала, а только приглядывала за детьми. Кроме Ольги, была вторая девочка, её младшая сестра Мария, у которой с детства были проблемы с сердечно-сосудистой системой. Иронично, но отец мог лишь облегчить страдания Марии, поскольку справиться с подобным хроническим недугом на тот момент не мог ни один врач.

В 1918 году семья переезжает в маленький городок Углич, на территории которого находится бывший Богоявленский монастырь. Поскольку на тот момент отец девочки теряет работу и скопленные сбережения (из-за серьезных проблем с начальством), семья вынуждена довольствоваться бывшими кельями монастыря, поскольку приобрести собственное жилье они больше не могут. Однако никто не падает духом. Мать старательно обустраивает жилище, а отец семейства полон сил и стремится быстрее найти новую работу.

Когда маленькой Ольге приходит время идти учиться, родители, посовещавшись, отдают её в трудовую школу, поскольку позволить себе домашнее обучение ребенка, как было модно на тот момент, они не могут из-за финансовых трудностей. Так, будущая поэтесса оказывается в самом бедном и, к слову, единственном учебном заведении, которое располагается в Угличе. Но это ничуть не смущает девочку. Она практически сразу находит себе новых друзей и начинает новую жизнь, несмотря на семейные проблемы и неурядицы.

Юность и начало поэтической карьеры

Поскольку трудовая школа была чересчур скучна для маленькой девочки, даже несмотря на многочисленных друзей и подруг, она начала увлекаться поэтической деятельностью. Еще в детстве она обнаружила у себя талант достаточно легко и просто придумывать рифмующиеся строчки, которые отражали её настроение и всё, что творилось вокруг. И здесь, в окружении друзей и учителей, Ольга впервые начала сочинять стихи.

В 1925 году поэтесса заканчивает работу над своим первым стихотворением «Ленин». А поскольку оно выходит достаточно интересным и достойным признания, школьные учителя решают помочь ей и просят одну из редакций газеты «Красный ткач» опубликовать стих под авторством Ольги Берггольц. Уже на второй день редактор начинает принимать восторженные письма от читателей, которые говорят об исключительном таланте юной особы.

В конце этого же года юное дарование заканчивает работу над еще одним творением и в прозе сочиняет рассказ «Заколдованная тропинка», который практически сразу же с радостью публикует журнал «Красный галстук».

В 1926 году Ольга решает, что для поэтессы она слишком мало знает о «теоретической части создания произведений» и идет в литературное объединение рабочей молодежи под названием «Смена», где надеется не только познакомиться с уже более опытными коллегами, но и с их помощью изучить профессию и состояться в качестве настоящей поэтессы. Там она знакомится с Маяковским и Багрицким и даже перенимает опыт у таких литературных идолов того поколения, как Эйхенбаум, Тынянов и другие. К слову, именно там, в «Смене», Ольга Берггольц впервые выходит на сцену в один из вечеров для декламирования стихотворения своего собственного сочинения. В этот вечер в зале находился Корней Чуковский, прибывший туда по приглашению лучшего друга. Услышав невероятно хорошо подобранные рифмы, прочувствовал стих с начала и до конца, Чуковский крайне положительно отозвался о творчестве Берггольц, заявив даже о том, что в будущем именно она станет всемирно популярной поэтессой.

Работа редактором и судьба во время войны

В 1930 году Ольга из-за неприятностей в творческой жизни уезжает в Казахстан, где устраивается на работу редактором газеты «Советская степь». Казалось бы, идеальное место для того, чтобы доносить до народа правду и одновременно публиковать собственные произведения. Но спустя год Ольга снова возвращается в Ленинград и становится редактором газеты завода «Электросила». В это время она публикует там свои произведения «Годы штурма», «Ночь в новом мире», а также первый сборник стихотворений.

13 декабря 1938 года Ольгу Берггольц обвиняют в сговоре с врагами и заключают под стражу. На тот момент поэтесса беременна своим вторым ребенком, но из-за постоянных разбирательств, стресса и допросов с многочисленными побоями она теряет ребенка. Позже женщину отпускают и полностью реабилитируют, однако она до последнего дня своей жизни ненавидит тех, кто забрал у нее малышку.

С августа 1941 года Ольга Берггольц работает радиоведущей. Несмотря на свою собственную боль и сложную судьбу, ей удаётся вселять в слушателей уверенность в победе. Как отмечали многие библиографы, поэтесса всегда обладала отличным даром успокоения, но сама никогда не отличалась спокойным и послушным характером. В это же время Ольга узнает о том, что её отец, отказавшись сотрудничать с представителями НКВД, ссылается в Минусинск. Будучи в страшной депрессии и подавленном состоянии от столь страшного события, Ольга Берггольц посвящает любимому отцу такие произведения, как «Ленинградская поэма» и «Февральский дневник».

Личная жизнь

С первым своим мужем, поэтом Борисом Корниловым, поэтесса знакомится на одном из вечеров в литературном объединении «Смена». Они официально женятся в 1928 году, и на свет появляется дочка. Но, к несчастью, из-за хронических проблем с сердечно-сосудистой системой, которые, предположительно, были «проклятием» рода Берггольц, она умирает в семилетнем возрасте от ослабленного иммунитета. Но Ольга и Борис не сдаются. В 1932 году у пары рождается второй ребенок – девочка Майя, у которой также обнаруживается порок сердца, и через год малышка умирает. История пары заканчивается 21 февраля 1938 года. Бориса Корнилова расстреливают также по подозрению в сговоре с врагами народа.

В годы Второй Мировой войны поэтесса выходит замуж второй раз за литературоведа Молчанова. Из-за прошлых неудач, связанных с деторождением, Ольга Берггольц уже не хочет иметь детей, а спустя год её второй муж умирает в блокадном Ленинграде от голода.

Фильмография

Экранизации

Награды и премии

Адреса в Ленинграде

Справочная литература

Биография

Ольга Берггольц родилась в Петербурге 3 (16) мая 1910 года в семье врача. Детские годы прошли на окраине Невской заставы. С 1918 по 1920 годы вместе с семьёй жила в Угличе в бывших кельях Богоявленского монастыря. Росла и училась в трудовой школе, которую окончила в 1926 году.

Первое стихотворение поэтессы «Пионерам» было напечатано в газете «Ленинские искры» в 1925 году, первый рассказ «Заколдованная тропинка» - в журнале «Красный галстук».В 1925 году пришла в литературное объединение рабочей молодежи - «Смена», где встретила поэта Бориса Корнилова (первого мужа), с которым позднее училась на Высших курсах при Институте истории искусств. Здесь преподавали такие учителя, как Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, выступали Багрицкий, Маяковский, И. Уткин.

Поступила на филологический факультет Ленинградского университета. Преддипломную практику проходила во Владикавказе, в газете «Власть труда» (с августа 1991 года - «Северная Осетия»). Освещала строительство ряда народнохозяйственных объектов, в частности, Гизельдонской ГЭС. Позже, в 1939 году она написала об этом периоде своей биографии стихотворение «Дорога в горы»:

Окончив в 1930 году университет, уезжает в Казахстан, работая корреспондентом газеты «Советская степь», о чём рассказала в книге «Глубинка» (1932). Вернувшись в Ленинград, работала редактором в газете завода «Электросила» (1931-1934). В 1933-1935 выходят книги: очерки «Годы штурма», сборник рассказов «Ночь в Новом мире», сборник «Стихотворения», с которых начинается поэтическая известность Берггольц.

13 декабря 1938 была арестована по обвинению «в связи с врагами народа» и как участник контрреволюционного заговора, в заключении после побоев разрешилась мертворождённым ребенком (обе её дочери умерли прежде). 3 июля 1939 освобождена и полностью реабилитирована. Первый муж - Борис Корнилов - был расстрелян 21 февраля 1938 года в Ленинграде.

В 1940 году вступила в ВКП(б).

В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Её второй муж, литературовед Н. Молчанов, умер от голода. Отец, Фёдор Христофорович Берггольц, высылается из блокадного Ленинграда органами НКВД по национальному признаку в Красноярский край в марте 1942 года. В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму». После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470.000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены именно её слова:

После войны выходит книга «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны. Написала пьесу «Они жили в Ленинграде», поставленную в театре А. Таирова. В 1952 году - цикл стихов о Сталинграде. После командировки в освобождённый Севастополь создала трагедию «Верность» (1954). Новой ступенью в творчестве Берггольц явилась прозаическая книга «Дневные звезды» (1959), позволяющая понять и почувствовать «биографию века», судьбу поколения.

При этом в стихах не для печати Берггольц так отозвалась о смерти Сталина:

В середине 1950 - начале 1960-х несколько стихотворений Берггольц были распространены в самиздате. В 1960-е вышли её поэтические сборники: «Узел», «Испытание», в 1970-е - «Верность», «Память».

Дневники, которые поэтесса вела много лет, при её жизни не были опубликованы. После смерти Ольги Берггольц её архив был конфискован властями и помещен в спецхран. Фрагменты дневников и некоторые стихотворения появились в 1980 году в израильском журнале «Время и мы». Большинство не публиковавшегося в России наследия Берггольц вошло в 3-й том собрания её сочинений (1990).

А сама она похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Памятник на могиле поэтессы появился только в 2005 году.

В 1994 году Ольге Берггольц присвоено звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга».

Фильмография

  • 1962 - Вступление - голос за кадром, читает свои стихи

Экранизации

  • 1966 - Дневные звёзды (реж. Игорь Таланкин)

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1951) - за поэму «Первороссийск» (1950)
  • медаль «За оборону Ленинграда» (1943)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Почетный гражданин Санкт-Петербурга (1994)

Адреса в Ленинграде

1932-1943 годы - дом-коммуна инженеров и писателей - улица Рубинштейна, 7, кв. 30.

Последние годы жизни - дом № 20 на набережной Черной речки.

Память

Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе Санкт-Петербурга. На улице Рубинштейна, 7, где она жила, открыта мемориальная доска. Ещё один бронзовый барельеф её памяти установлен при входе в Дом радио.

Во дворе Филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Ольге Берггольц установлен памятник. Памятник Ольге Берггольц также установлен во дворе Ленинградского областного колледжа культуры и искусств на Гороховой, 57-а: где в годы Великой Отечественной войны был госпиталь.

Справочная литература

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М .: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8
  • Самиздат Ленинграда 1950-е - 1980-е. Литературная энциклопедия. М.: Новое литературное обозрение, 2003, с.97-98.
Пленницы судьбы. | Памяти Ольги Берггольц (3 05.1910 - 13.111975) - Великой музе Ленинграда. (смотрим 3 видео)

"Писать честно, о том именно, что чувствуешь, о том именно, что думаешь, - это стало и есть для меня заветом", - сказала Берггольц в начале своего творческого пути и осталась верна себе до конца.

Русская советская поэтесса О.Ф. Берггольц родилась 3 (16) мая 1910 года в Санкт-Петербурге, на старой питерской окраине - Невской заставе, в семье заводского врача. Там же, на рабочей окраине Петербурга, прошло ее детство. Ее детские и юношеские годы мало чем отличались от множества других юношей и девушек в первые годы после Октябрьской революции. В 1920-х годах она училась в трудовой школе, писала стихи. Ее первые стихи были опубликованы уже в 1924 году, в заводской стенгазете. Тогда еще никто не мог предсказать поэтическое будущее Ольги.

Мария Тимофеевна Берггольц с дочерьми Ольгой (внизу) и Марией. 1916-17 год.

В 1925 году 15-летняя Ольга Берггольц пришла в литературное объединение рабочей молодежи "Смена", где преподавали такие учителя, как Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, выступали Багрицкий, Маяковский, И.Уткин. В начале 1926 года Берггольц познакомилась там с Борисом Петровичем Корниловым (1907-1938), молодым поэтом, незадолго до этого приехавшим из приволжского городка и принятым в группу. Борис Корнилов принадлежал к старшей ветви т.н. "комсомольских поэтов". Его кумиром в поэзии был Сергей Есенин. В 1925 году губком комсомола направил молодого поэта на учебу в Ленинград, где тогда же и было опубликовано его первое стихотворение. Очень скоро после знакомства 19-летний Борис Корнилов и 16-летняя Ольга Берггольц поженились, родилась дочь Ирочка. В 1926 году Ольга и Борис стали студентами Высших государственных курсов искусствоведения при Институте истории искусств. Борис на курсах не задержался, а Ольга несколько лет спустя была переведена в Ленинградский университет. Их брак оказался недолгим, но оставил неизгладимый след в душе каждого из них.

Спичка отгорела и погасла,
Мы не прикурили от неё.
А луна - сияющее масло -
Тихо уходила в бытиё.

И тогда, протягивая руку,
Думая о бедном, о своем,
Полюбил я горькую разлуку,
Без которой мы не проживем.

Будем помнить грохот на вокзале,
Беспокойный, тягостный вокзал.
Что сказали, что - не досказали,
Потому что поезд побежал.

Все уедем в пропасть голубую.
Скажут будущие: молод… был,
Девушку веселую любую
Как реку весеннюю любил.

Унесет она и укачает,
И у ней ни ярости, ни зла,
А впадая в океан, не чает,
Что меня с собою унесла.

Вот и все. Когда вы уезжали,
Я подумал, только не сказал,
О реке подумал, о вокзале,
О земле, похожей на вокзал…
(Борис Корнилов)

В 1930 году Ольга Берггольц окончила филологический факультет Ленинградского университета и уехала по распределению в Казахстан, где стала работать разъездным корреспондентом газеты "Советская степь", о чём рассказала в книге "Глубинка" (1932). В это же время Берггольц и Корнилов развелись ("не сошлись характерами") и Ольга вышла замуж за Николая Молчанова, с которым училась вместе в университете.


Ольга Берггольц и Николай Молчанов. 1930 год. Алма-Ата.

На съезде советских писателей в 1934 году о Борисе Корнилове говорили, как о надежде советской поэзии. Но именно в это время, после развода с Ольгой Берггольц и ее нового замужества, его имя стало всё чаще и чаще упоминаться в связи с пьянками и дебошем.

Вернувшись из Алма-Аты в Ленинград, Ольга Берггольц поселилась вместе с Николаем Молчановым на улице Рубинштейна, 7 - в доме, называвшемся "слезой социализма". Тогда же она была принята на должность редактора "комсомольской страницы" газеты завода "Электросила", с которой сотрудничала в течение трех лет. Позднее работала в газете "Литературный Ленинград".

Литературный дебют Ольги Берггольц пришелся на начало 1930-х годов. В эти годы выходят ее рассказы для детей и юношества - сборники "Как Ваня поссорился с баранами" (1929), повесть "Углич" (1932) и другие. В 1933-1935 годах выходят очерки "Годы штурма", сборник рассказов "Ночь в Новом мире", а затем ее лирические стихи, в т.ч. первые сборники "Стихотворения" (1934) и "Книга песен" (1936), с которых начинается поэтическая известность Берггольц. Ее стихотворения, с воодушевлением и искренностью рассказывающие о "республике, работе и любви", "счастливой комсомольской семье" с одобрением встретили С.Маршак, К.Чуковский, А.Ахматова, М.Горький. Но вот только в личной жизни не все шло гладко. Умерла младшая дочь Ольги Берггольц - Майя, а спустя два года - старшая Ирина.

В 1936 году Бориса Корнилова исключают из Союза Советских писателей, а 19 марта 1937 года он был арестован - по обвинению в написании и распространении "контрреволюционных произведений". Что пришлось ему перенести в ходе предварительного следствия - неизвестно, но 20 февраля 1938 года состоялось короткое слушание его дела. Военной коллегией Верховного суда СССР Борис Корнилов был приговорен и в тот же день расстрелян. Вся страна распевала "Песню о встречном", написанную Шостаковичем на слова Бориса Корнилова, но упоминание его имени оставалось под строжайшим запретом еще два десятка лет. Он был реабилитирован 5 января 1957 года - "за отсутствием состава преступления". Его могилы не существует.
Корнилов и Берггольц уже не были мужем и женой, Бориса Корнилова уже не было в живых, но Берггольц и в 1939 и 1940 годах пишет стихи, посвященные первому мужу.

Не стану прощенья просить я,
ни клятвы - напрасной - не стану давать.
Но если - я верю - вернешься обратно,
но если сумеешь узнать, -
давай о взаимных обидах забудем,
побродим, как раньше, вдвоем, -
и плакать, и плакать, и плакать мы будем,
мы знаем с тобою - о чем.

Тяжелые испытания выпали на долю и самой Ольги Берггольц.

В 1937 году ее исключили из партии, а 13 декабря 1938 года и ее обвинили "в связи с врагами народа" и заключили в тюрьму, но 3 июля 1939 года выпустили на свободу. Беременная, она 197 дней провела в тюрьме, где после пыток родила мертвого ребенка. В декабре 1939 года она писала в своем тщательно скрываемом дневнике: "Ощущение тюрьмы сейчас, после пяти месяцев воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения. Не только реально чувствую, обоняю этот тяжелый запах коридора из тюрьмы в Большой Дом, запах рыбы, сырости, лука, стук шагов по лестнице, но и то смешанное состояние обреченности, безвыходности, с которыми шла на допросы... Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: "живи". "В 1939-м я была освобождена", - рассказывала Ольга Федоровна в "Автобиографии", - полностью реабилитирована и вернулась в пустой наш дом (обе мои доченьки умерли еще до моего ареста). Душевная рана зияла и болела нестерпимо. Мы еще не успели ощутить во всей мере свои утраты и свою боль, как грянула Великая Отечественная война".

Известие о начале войны застало Ольгу Берггольц в Ленинграде. Уже в июне 1941 года она пишет стихи о Родине, той самой, которая совсем недавно убила ее ребенка и первого мужа, той самой, которая едва не убила ее саму:

Мы предчувствовали полыханье
этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.
Родина! Возьми их у меня!

Он настал, наш час, и что он значит -
только нам с Тобою знать дано.
Я люблю Тебя - я не могу иначе,
я и Ты по-прежнему - одно.

В.К. Кетлинская, руководившая в 1941 году Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга Берггольц, Оленька, как ее все тогда называли, "обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности", но теперь - взволнованная, собранная. Спросила, где и чем она может быть полезна. Кетлинская направила Ольгу в распоряжение литературно-драматической редакции ленинградского радио. Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось "это мило, славно, приятно - не больше", Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда".

Уже 8 сентября Ленинград был блокирован. Из черных "тарелок" радио звучали патриотические песни, летели в эфир призывы, обращения. Активная пропаганда дикторов оправдала себя. Город не поддался панике. Народ верил в то, что фашисты будут с позором отброшены от стен Ленинграда. Голос Ольги Берггольц источал небывалую энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Ее голос звенел в эфире три с лишним года, почти ежедневно обращаясь к героическому городу. Ее голос знали, ее выступления ждали. Ее слова, ее стихи входили в замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду, и Жизнь продолжала теплиться.

Товарищ, нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни, -
И это уже победа.

Можно было подумать, что с горожанами беседует человек, полный сил и здоровья, но Ольга Федоровна существовала на таком же голодном пайке, как и все горожане.

В ноябре 1941 года ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из блокадного Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер от голода, и Ольга Федоровна осталась в городе. В блокадном 1942-м она создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: знаменитый "Февральский дневник" и "Ленинградскую поэму". Это была удивительной стойкости женщина. Она не только решила остаться в блокадном городе, она делала все, чтобы поддерживать ленинградцев, не давая пасть духом:


Ольга Берггольц на Ленинградском фронте. Сентябрь 1942 года.

В бомбоубежище, в подвале,
нагие лампочки горят…
Быть может, нас сейчас завалит,
Кругом о бомбах говорят…
…Я никогда с такою силой,
как в эту осень, не жила.
Я никогда такой красивой,
такой влюбленной не была.

Только в конце 1942 года ее уговорили ненадолго слетать в Москву. Ольга Берггольц вспоминала: "Я не доставила москвичам удовольствия видеть, как я жадно ем… Я гордо, не торопясь, съела суп и кашу…" И при первой же возможности - назад, в Ленинград, в блокаду. Из ее "московского" письма: "Тоскую отчаянно… Свет, тепло, ванна, харчи - все это отлично, но как объяснить им, что это вовсе не жизнь, это сумма удобств. Существовать, конечно, можно, но жить - нельзя. Здесь только быт, бытие - там…"

Ольга Берггольц была внесена немцами в список лиц, подлежащих после взятия города немедленному уничтожению. Но город выстоял. Вера в победу никогда не умирала в сердцах детей и взрослых. И вот 18 января 1943 года у микрофона - Ольга Берггольц: "Ленинградцы! Дорогие соратники, друзья! Блокада прорвана! Мы давно ждали этого дня, мы всегда верили, что он будет… Ленинград начал расплату за свои муки. Мы знаем - нам ещё многое надо пережить, много выдержать. Мы выдержим всё. Мы - ленинградцы. Уж теперь-то выдержим, теперь-то мы хорошо почувствовали свою силу.

Да здравствует суровый и спокойный,
Глядевший смерти в самое лицо,
Удушливое вынесший кольцо,
Как человек, как труженик, как воин!
Сестра моя, товарищ, друг и брат, -
Ведь это мы, крещенные блокадой,
Нас вместе называют - Ленинград,
И шар земной гордится Ленинградом.

Клянёмся тебе, Большая земля - Россия, что мы, ленинградцы, будем бороться, не жалея сил, за полное уничтожение блокады, за полное освобождение советской земли, за окончательный разгром немецких оккупантов". Во всём мире люди старались услышать радиопередачи из Ленинграда, когда его сжимало безжалостное кольцо, и с самого начала блокады в эфире звучал уверенный и спокойный голос Ольги Берггольц, не оставляющий сомнения в нашей победе. Она представлялась жителям блокадного города богиней Сострадания и Надежды, говорившей с ленинградцами стихами. Потому что в иссушённом организме душа, страдающая и униженная голодом, тоже искала себе пищи.

В годы Великой Отечественной войны Берггольц, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио. Часто, обессиленная от голода, она ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами ("Письма на Каму", "Разговор с соседкой", поэмы "Памяти защитников", 1944, "Твой путь", 1945; сборники "Ленинградская тетрадь", 1942, "Ленинград", 1944), в которых картины блокадного города соседствуют с раздумьями о героизме, верности и любви, побеждающими страдания и смерть. Выступления и радиопередачи 1941-1943 годов из осажденного фашистами Ленинграда после войны вошли в книгу Берггольц "Говорит Ленинград" (1946). Книге не повезло - первое издание было изъято в связи с т.н. "ленинградским делом" после разгрома журналов "Звезда" и "Ленинград". Позднее, правда, пьеса Берггольц "Они жили в Ленинграде", написанная в 1944 году, была поставлена в театре А.Таирова.


Ольга Берггольц и Анна Ахматова. 1947 год.

В 1950 году Ольга Берггольц написала героико-романтическую поэму "Первороссийск", посвященную петроградским рабочим, в 1918 году отправившимся на Алтай для создания там коммуны. За эту поэму поэтессе в 1951 году была присуждена Государственная премия СССР. В 1952 году О.Ф. Берггольц написала цикл стихов о Сталинграде.

Ольга Берггольц и Евгений Шварц. 1950 год.

После командировки в освобожденный Севастополь создала трагедию "Верность" (1954). О своей судьбе, неразрывно связанной с судьбой страны и народа, рассказала Берггольц в автобиографической повести "Дневные звезды" (1959), над которой работала до последнего часа, мечтая сделать своей главной книгой. В 1968 году по этой повести был снят одноименный фильм.


Ольга Берггольц и Владимир Луговской

В середине 1950 - начале 1960-х несколько стихотворений Берггольц были распространены в самиздате. В 1960-е годы вышли ее поэтические сборники: "Узел", "Испытание", в 1970-е - "Верность", "Память". Среди произведений Ольги Берггольц - поэмы, стихотворения, рассказы, повести, пьесы, публицистика.


Александр Твардовский, Агния Барто, Лев Ошанин и Ольга Берггольц на пленуме Союза писателей. Москва, 1957 год.

(конец 50-х)

Ольга Берггольц и Алиса Фрейндлих - исполнительница роли Маши в пьесе "Рождены в Ленинграде". 1961 год.

На юбилейном вечере в честь 60-летия Ольги Берггольц. Ленинград, Дом писателей имени Маяковского. 1970 год.

О.Ф. Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе Санкт-Петербурга. На улице Рубинштейна, 7, где она жила, открыта мемориальная доска.


Ещё один бронзовый барельеф её памяти установлен при входе в Дом Радио.


Строки О.Берггольц высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища: "Никто не забыт, ничто не забыто". Умерла Берггольц в Ленинграде 13 ноября 1975 года. Несмотря на прижизненную просьбу писательницы похоронить ее на Пискаревском кладбище, "глава" города Г.Романов отказал, и писательница была похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Долгое время найти место упокоения великой поэтессы на Волковском кладбище было непросто. В первые годы после смерти Ольги Федоровны памятник на ее могиле так и не появился. Сама Берггольц в одном из своих стихотворений писала:

И когда меня зароют
Возле милых сердцу мест,
Крест поставьте надо мною,
Деревянный русский крест.

Но никакого креста там не было и в помине, ни деревянного, ни каменного. Все, что там было, - это несколько досок штакетника, сколоченных в форме мольберта, на котором укрепили рамку с застекленным портретом поэтессы. И через 30 лет после смерти место ее захоронения поражало убожеством. Найти земляной холмик с небольшой табличкой "Ольга Берггольц. 1910-1975" было не так-то просто.

Гороховая ул./Санкт-Петербург, д. 57а во дворе Ленинградского областного колледжа культуры и искусства

Впрочем, это тот редчайший случай, когда в равнодушии к памяти женщины, ставшей символом блокадного Ленинграда, винить власти невозможно. Установить надгробие на могиле Ольги Берггольц пытались дважды - сначала советские власти сразу после похорон, затем российские, но оба раза неудачно. В первый раз все закончилось на стадии конкурса - сестре поэтессы Марии Федоровне не понравился ни один из предложенных вариантов. Позднее, 3 октября 1994 года президент России Борис Ельцин издал указ N1968 "Об увековечении памяти О.Ф. Берггольц". Согласно этому документу памятник поэтессе должны были поставить на ее могиле в первом полугодии 1995 года. Дело дошло до изготовления памятника скульптором Трояновским, но сестра Ольги Берггольц вновь не захотела ничего менять на могиле. Там так и остался убогий мольберт да кустики клубники, посаженные Марией Федоровной. А отвергнутый памятник поставили на Манежной площади у Дома Радио.


Режиссер: Игорь Таланкин

Композитор: Альфред Шнитке

В ролях: Алла Демидова, Андрей Попов

Очень необычная экранизация одноимённой автобиографической повести Ольги Берггольц. О судьбе советской женщины-поэта, о её становлении, о борьбе за жизнь, борьбе с врагом в блокадном Ленинграде.

В августе 2003 года в возрасте 91 года скончалась Мария Федоровна Берггольц, та самая Машенька, которой посвящено не одно замечательное стихотворение.

Машенька, сестра моя, москвичка!
Ленинградцы говорят с тобой.
На военной грозной перекличке
слышишь ли далекий голос мой?"...

Замечательная ленинградка, петербурженка, она была другом, надеждой и опорой своей сестры - поэтессы Ольги Федоровны Берггольц. Мария Федоровна очень много сделала для популяризации творчества своей сестры. Она проводила многочисленные встречи не только с почитателями таланта Ольги, но и с молодежью, воспитывая подрастающее поколение в духе патриотизма, любви к Родине и родному городу. Великолепная, разноплановая актриса, Мария Федоровна после смерти сестры целиком посвятила себя святому делу увековечения памяти о поэтессе. При ее непосредственном участии издавались все книги Ольги Берггольц.

Я клянусь так жить и так трудиться,
чтобы Родине цвести, цвести...
Чтоб вовек теперь ее границы
никаким врагам не перейти.
Пусть же твой огонь неугасимый
в каждом сердце светит и живет

ради счастья Родины любимой,

ради гордости твоей, народ.

Через год после этого печального события власти решили предпринять третью попытку поставить памятник поэтессе. Решили, что хотя бы в год 60-летия Победы могила Ольги Берггольц должна, наконец, принять достойный вид. В бюджете Петербурга на 2005 год на эти цели даже выделили деньги. Наконец, 3 мая 2005 года на Литераторских мостках Волковского кладбища, на могиле поэтессы была установлена скульптурная композиция в граните и бронзе, которую венчает контур окна, напоминающий четырехконечный крест (работа петербургского скульптора Владимира Горевого). Ольга Берггольц изображена такой, какой запечатлена на фотографиях 1941-1944 годов, когда ее голос звучал из репродукторов ленинградского радио.



Ольга Берггольц - прижизненная легенда. Ее называли и называют "музой блокадного города", "Мадонной блокады" и просто "нашей Олей"... Ее трагический голос обрел силу в осажденном Ленинграде. "Писать честно, о том именно, что чувствуешь, о том именно, что думаешь, - это стало и есть для меня заветом", - сказала Берггольц в начале своего творческого пути и осталась верна себе до конца.

Ольга Федоровна Берггольц родилась 16 (3) мая 1910 года в Петербурге, в семье заводского врача, жившего на рабочей окраине Петербурга в районе Невской заставы. Мать - Мария Тимофеевна Берггольц, младшая сестра - Мария.

В 1924 году в заводской стенгазете были опубликованы первые стихи Ольги Берггольц. В 1925 Ольга Берггольц вступила в литературную молодежную группу «Смена», а в начале 1926 познакомилась там с Борисом Петровичем Корниловым (1907-1938) - молодым поэтом, незадолго до этого приехавшим из приволжского городка и принятым в группу. Через некоторое время они поженились, родилась дочь Ирочка. В 1926 Ольга и Борис стали студентами Высших государственных курсов искусствоведения при Институте истории искусств. Борис на курсах не задержался, а Ольга несколько лет спустя была переведена в Ленинградский университет.

В 1930 году Ольга Берггольц окончила филологический факультет Ленинградского университета и по распределению уехала в Казахстан, где стала работать разъездным корреспондентом газеты «Советская степь». В это же время Берггольц и Корнилов развелись («не сошлись характерами») и Ольга вышла замуж за Николая Молчанова, с которым училась вместе в университете. (Сборник статей «Вспоминая Ольгу Берггольц») Вернувшись из Алма-Аты в Ленинград, Ольга поселилась вместе с Николаем на улице Рубинштейна, 7 - в доме, называвшемся «слезой социализма». Тогда же была принята на должность редактора «Комсомольской страницы» газеты завода «Электросила», с которой сотрудничала в течении трех лет. Позднее работала в газете «Литературный Ленинград». Через несколько лет умерла младшая дочь Ольги Берггольц - Майя, а спустя два года - Ира.

В декабре 1938 Ольгу Берггольц по ложному обвинению заключили в тюрьму, но в июне 1939 выпустили на свободу. Беременная, она полгода провела в тюрьме, где после пыток родила мертвого ребенка.

В годы блокады 1941-1943 годов Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер и Ольга Федоровна осталась в городе. «В.К. Кетлинская, руководившая в 1941 Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга Берггольц, Оленька, как ее все тогда называли, видом - еще очень юное, чистое, доверчивое существо, с сияющими глазами, «обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности», но теперь - взволнованная, собранная. Спросила, где и чем она может быть полезна.» Кетлинская направила Ольгу Берггольц в распоряжение литературно-драматической редакции ленинградского радио. Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось «это мило, славно, приятно - не больше», Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда». В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу «Говорит Ленинград». Ольга Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Умерла Ольга Федоровна Берггольц 13 ноября 1975 года в Ленинграде. Похоронена на Литераторских мостках. Несмотря на прижизненную просьбу писательницы похоронить ее на Пискаревском мемориальном кладбище, где высечены в камне ее слова «Никто не забыт и ничто не забыто», «глава» Ленинграда г. Романов отказал писательнице.

Среди произведений Ольги Федоровны Берггольц - поэмы, стихотворения, рассказы, повести, пьесы, публицистика: «Углич» (1932 ; повесть), «Глубинка» (1932 ; сборник очерков, написанных в Казахстане), «Стихотворения» (1934 ; сборник лирики), «Журналисты» (1934 ; повесть), «Ночь в «Новом мире» (1935 ; сборник рассказов), «Зерна» (1935 ; повесть), «Книга песен» (1936 ; сборник), «Февральский дневник» (1942 ; поэма), «Ленинградская поэма» (1942 ), «Ленинградская тетрадь» (1942 ; сборник), «Памяти защитников» (1944 ), «Они жили в Ленинграде» (1944 ; пьеса; написана совместно с Г. Макогоненко), «Твой путь» (1945), «Ленинградская симфония» (1945 ; киносценарий; совместно с Г. Макогоненко), «Говорит Ленинград» (1946 ; сборник выступлений Ольги Берггольц по радио в годы блокады Ленинграда; первое издание книги было изъято в связи с «ленинградским делом»), «У нас на земле» (1947 ; пьеса), «Первороссийск» (1950 ; героико-романтическая поэма о петроградских рабочих, строивших в 1918 на Алтае город-коммуну; в 1951 - Государственная премия СССР), цикл стихов о Сталинграде (1952 ), «Верность» (1954 ; поэма о Севастопольской обороне 1941-1942 годов), «Дневные звезды» (1959 ; автобиографическая книга лирической прозы; в 1968 был снят одноименный фильм), «Узел» (1965 ; сборник стихов 1937-1964 годов).



error: Контент защищен !!