Учреждение государственной думы. Учреждение государственной думы VII

В Манифесте от 20февр.1906г.расширялись права законодательной деятельности Гос.совета и Гос.думы.Они наделялись законодательными полномочиями.Положение о том,что законодательные предположения рассматриваются в Гос.думе и,по одобрении ею,поступают в Гос.совет,говорит о том,что Гос.совет превратился во вторую палату российского парламента,Дума стала первой палатой парламента.Согласно указу «О переустройстве учреждения Гос.совета»от 20февр.1906г.были радикально изменены принципы формирования Гос.совета.Ранее его члены назначались царем.По новому Закону Госсовет состоял из двух категорий членов:назначаемых монархом и выборных.Указ содержал 5 категорий выборных членов Госсовета:избираемые Синодом от православного духовенства,избираемые от Академии наук и университетов,выборные от промышленности и торговли,выборные от каждого губернского земского собрания,выборные от дворянских обществ.

23 апреля 1906 г. были изданы «Основные гос.законы» (изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета). В гл. 1 была дана формулировка верховной власти: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Власть управления также принадлежала императору «во всем ее объеме», но законодательную власть император осуществлял «в единении с Гос.советом и Гос.думой», и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить силу без одобрения императора. Однако ст. 87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.

Не подлежали обсуждению Гос.думой и Гос.советом вопросы об исключении или сокращении платежей по гос.долгам, о кредитах Министерству двора, о гос.займах.

Гос.совет и Гос.дума ежегодно созываются указами государя императора. Продолжительность ежегодных занятий Гос.совета и Гос.думы и определяются указами государя императора.Гос.совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам. Общее число членов Совета, призываемых высочайшей властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам.Гос.дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет.Гос.совет проверяет полномочия своих членов по выборам. Равным образом Гос.дума проверяет полномочия своих членов. Членом Гос. совета и членом Гос.думы одно и тоже лицо одновременно быть не может.Состав членов Гос.совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий. Гос.дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом государя императора. Гос.совет и Гос.дума пользуются равными в делах законодательства правами. Ведению Гос.совета и Гос.думы и обсуждению их в порядке, учреждениями их определенном, подлежат дела, указанные в учреждениях Совета и Думы. Законодательные предположения рассматриваются в Гос.думе и, по одобрении ею, поступают в Гос.совет. Законодательные предположения, предначертанные по почину Гос.Совета, рассматриваются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу. Законопроекты, не принятые Гос.советом или Гос.думою, признаются отклоненными.

Об усовершенствовании государственного порядка

Божией милостью

Мы, Николай Второй, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский и прочая, и прочая, и прочая

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского государя неразрывно с благом народным и печаль народа – его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам все6ми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной воли нашей:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия постановленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе, в 17-й день октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же нашего одиннадцатое.

1. Государственная дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к верховной самодержавной власти по силе основных законов и в порядке, установленном в сём учреждении и учреждении Государственного совета.

2. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в положении о выборах в Думу.


3. Государственная дума может быть, до истечения пятилетнего срока полномочий её членов, распущена указом императорского величества. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время её созыва.

7. Для законного состава заседаний Государственной требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава членов Думы.

О членах Государственной думы

14. Члены Государственной думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчётом перед своими избирателями.

18. Члены Государственной думы выбывают из её состава в случае:

а) утраты русского подданства; б) утраты ценза, дающего права на участие в выборах; в) поступление в действительную военную службу и г) назначения по гражданской государственной службе на должность, соединённую с определённым окладом содержания, за исключением должностей министров и главноуправляющих отдельными частями…

20. Член Государственной думы временно устраняется от участия в её собраниях в случае: а) привлечения к следствию или суду по обвинению в преступных деяниях… и б) объявления несостоятельным должником – впредь до определения свойства несостоятельности…

23. Членам Государственной думы в течение сессии производится суточное из казны довольствие в размере 10 рублей в день каждому. Сверх того членам Думы возмещаются из казны раз год путевые издержки по расчёту 5 копеек на версту от места их жительства до С. – Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие вместе с тем должности министров или главнокомандующих отдельными частями, на получают упомянутого суточного довольствия.

Государственная дума в России в документах и материалах.

1. Государственная ду ма учреждается для обсуждения законо-дательных предположений, восходящих к верховной самодержавной власти по силе основных законов и в порядке, установленном в сем учреждении и учреждении Государственного совета.

2. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в положении о выборах в Думу.

3. Государственная дума может быть, до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов, распущена указом императорского величества. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.

4. Продолжительность ежегодных занятий Государственной думы и сроки их перерыва в течение года определяются указами императорского величества.

5. Государственная дума может для предварительной разработки подлежащих ее рассмотрению дел образовывать из своей среды отделы и комиссии.

6. Число отделов и комиссий, их состав, а также предметы их ведомства устанавливаются Государственной думой.

7. Для законного состава заседаний Государственной думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава членов Думы.

8. Расходы по содержанию Государственной думы относятся за счет государственного казначейства. ...

V. О предметах ведения I Государственной думы.

31. Ведению Государственной думы подлежат:

а) предметы, требующие издання законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б) государственная роспись доходов и расходов* вместе с финансовыми сметами министерства и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные,- на основании установленных правил;

в) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;

г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем высочайшего соизволения;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;

е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым высочайшим повелениям.

Примечание. Ведению Государственной думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного земскими собраниями и городскими думами.

32. Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст. 55-57), за исключением Основных государственных законов.

33. Государственная дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельным частям, подчиненным но закону правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, кои представляются незакономерными (ст. 58-60).

О членах Государственной думы

14. Члены Государственной думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями. ...

18. Член Государственной думы выбивает из ее состава в случае-

а) утраты русского подданства; б) утраты ценза, дающего права на участие в выборах; в) поступления на действительную военную службу и г) назначения по гражданской государственной службе на должность, соединенную с определенным окладом содержания, за исключением должностей министров и главноуправляющих отдетьными частями.

20. Член Государственной думы временно устраняется от участия в ее собраниях в случае: а) привлечения к следствию или суду по обвинению в преступных деяниях... и б) объявления несостоятельным должником - впредь до определения свойства несостоятельности. ...

23. Членам Государственной думы в течение ее сессии производится суточное из казны довольствие в размере 10 руб. в день каждому. Сверх того членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету 5 коп. на версту от места их жительства до С.-Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие вместе с тем должности министров или главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянутого суточного довольствия.

Государственная дума и России в документах и материалах - М., 1957.- С. 115-122.

* Одной из важнейших функций Думы было ведение бюджета. Однако свыше 40% расходных назначений росписи бюджета Дума не могла изменить, так как они были забронированы на основании ст. 9 сметных правил от 8 марта 1906 г. Дума была не вправе сокращать или изменять расходы, основанные на законах, штатах, положениях, расписаниях, высочайших повелениях и т. д. За первые пять лет работы Думы cyмма «забронированных» кредитов возросла на 36 млн. руб.

Глава первая. О составе и устройстве Государственной Думы.

1. Государственная Дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к верховной самодержавной власти по силе Основных законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и Учреждении Государственного Совета.

2. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в Положениях о выборах в Думу...

5. Государственная дума может для предварительной разработки подлежащих ее рассмотрению дел образовывать из своей среды отделы и комиссии...

7. Для законного состава заседаний Государственной думы требуется присутствие не менее одно трети всего числа данного состава членов Думы.

8. Расходы по содержанию Государственной думы относятся на счет Государственного казначейства...

Глава третья. О членах Государственной думы.

14. Члены Государственной думы пользуются полной свободой суждения и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями.

15. Член Государственной думы может быть подвергнут лишению или ограничению свободы не иначе, как по распоряжению судебной власти, а равно не подлежит личному задержанию за долги...

Глава пятая. О предметах ведени.: Государственной думы.

31. Ведению Государственной думы подлежат:

1) предметы, требующие издания законов и штаты, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

2) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, -на основании установленных правил;

3) отчет Государственного контроля по исполнению государственной росписи;

4) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие высочайшего соизволения;

3!) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;

6) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

7) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым высочайшим повелениям.

Примечание. Ведение Государственной думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного земскими собраниями и городскими думами...

Глава шестая. О порядке производства дел в Государственной думе.

34. Законопроекты или вносятся в Государственную думу министрами, либо главноуправляющими отдельными частями, либо комиссиями, образованными из членов думы (ст.57), или же поступают в Думу из Государственного совета (ст.49)...

55. Об отмене или изменении действующего или издании нового закона члены Государственной думы подают письменное заявление ее председателю. К заявлению об изменении действующего или издании нового закона должен быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона с объяснительной к проекту запиской. Если заявление это подписано не менее, чем тридцатью членами, то председатель вносит его на рассмотрение Думы...

(ПСЗ. Собр. 3-е. Т. XXVI. №27424)

27.Извлечение из "Основных Государственных Законов" (1906 г.)

Раздел первый

1. Государство Российское едино и нераздельно.

2. Великое княжество Финляндское, составляя нераздельную часть государства Российского, во внутренних своих делах

Управляется особыми установлениями на основании особого законодательства.

3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных Установлениях. Употребление местных языков и наречий в

государственных и общественных установлениях определяется особыми законами.

Глава первая

О существе верховной самодержавной власти

4. Императору всероссийскому принадлежит верховная

самодержавная власть. Повиноваться власти его не только за страх,

но и за совесть сам бог повелевает.

7. Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой.

8. Государю императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные государственные законы могут подлежать пересмотру в Государственном совете и Государственной думе.

9. Государь император утверждает законы и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.

10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского.

В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим его именем и по его повелениям.

11. Государь император в порядке верховного управления издает в соответствии с законами указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.



12. Государь император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства.

13. Государь император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.

14. Государь император есть державный вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского государства...

16. Государю императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида.

17. Государь император назначает и увольняет председателя Совета Министров, министров и главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения...

19. Государь император жалует титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Им же непосредственно определяются условия и порядок пожалования титулов, орденов и отличий...

22. Судебная власть осуществляется от имени государя императора установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение именем императорского величества...

О законах.

84. Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке...

86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения государя императора...

87. Во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном. Совет министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта, не может, однако, вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в учреждения Государственного совета или Государственной думы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим министром или главноуправляющим отдельной частью не будет внесен в Государственную думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная дума или Государственный совет...

Глава десятая

О Государственном совете и Государственной думе и образе их действий

98. Государственный совет и Государственная дума ежегодно взываются указами государя императора.

99. Продолжительность ежегодных занятий Государственного совета и Государственной думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами государя императора.

104. Состав членов Государственного совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий их членов по указу государя императора, коим назначаются и новые выборы членов Совета.

105. Государственная дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом государя императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва

106. Государственный совет и Государственная дума пользуются равными в делах законодательства правами.

107. Государственному совету и Государственной думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно государю императору.

ПО. Законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет. Законодательные предположения, предначертанные по почину Государственного совета, рассматриваются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу.

111. Законопроекты, не принятые Государственным советом или Государственной думой, признаются отклоненными.

(ПСЗ. Собр.3-е. Т. XXVI. № 27805)

28.Из именного Высочайшего указа, данного Сенату "Учреждение Государственного Совета" (25 апреля 1906 г.)

В ведение

1. Государственный совет составляет государственное установление, в коем обсуждаются законодательные предположения, восходящий к верховной самодержавной власти по силе Основных государственных законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственной думы. В

Государственном совете образуются также департаменты и особые присутствия для рассмотрения дел, к ведению оных отнесенных.

2. Государственный совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам.

3. Председатель и вице-председатель Государственного совета назначаются ежегодно высочайшей властью из числа членов Совета по высочайшему назначению...

Раздел первый

О Государственном совете

Глава первая

О членах Государственного совета

9. Общее число членов Государственного совета, призываемых высочайшей властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам. Состав присутствующих в Совете членов по высочайшему назначению может быть пополняем из числа сих членов, как не присутствующих в Совете, так и вновь назначаемых. Члены по высочайшему назначению увольняются только по их о том просьбам.

Глава вторая

О порядке производства дел в Государственном совете.

29. Законопроекты поступают в Государственный совет из Государственной думы. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета, вносятся в Совет либо министрами и главноуправляющими отдельными частями, либо комиссиями, образованными из членов Государственного совета...

43. Государственный Совет может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст.54-56), за исключением Основных государственных законов...

Раздел второй.

О департаментах и особых присутствиях в Государственном совете.

Глава первая.

О департаментах.

66. В составе Государственного совета состоят два департамента: Первый и Второй...

68. Ведению Первого департамента подлежат:

1) дела об учреждении заповедных имений;

2) дела об утверждении в почетных достоинствах (княжеском, графском и баронском) и о передаче дворянами фамилий, гербов и титулов;

3) дела, из общих собраний Правительствующего сената на основании Учреждения оного поступающие;

4) дела об ответственности за преступные деяния, совершенные членами Государственного совета и членами Государственной думы при исполнении или по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по сим званиям, а также об ответственности за нарушение долга службы председателя Совета Министров, министров, главноуправляющих отдельными частями, наместников и генерал-губернаторов и о предании суду за преступления должности прочих высших чинов, занимающих должности первых трех классов;

5) дела об употреблении имуществ или капиталов, пожертвованных для определенной надобности казне, земству, городу или какому-либо обществу, учреждению и т.п., если употребление сих имуществ или капиталов, сообразно указанному жертвователем назначения, сделается по изменившимся обстоятельствам невозможным (зак. гражд., ст. 986).

69. Ведению Второго департамента подлежат:

1) кассовый отчет министра финансов;

2) годовые отчеты Государственного банка и государственных сберегательных касс;

3) годовые отчеты государственных Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков;

4) отчеты С.- Петербургской и Московской ссудных казен при разногласии между министром финансов и государственным контролером;

5) годовой отчет по операции выдачи ссуд на сельскохозяйственные улучшения;

6) дела о разрешении постройки частных железных дорог, если не требуется ассигнования средств из казны, а равно дела об устройстве подъездных путей в тех случаях, когда для сего требуется высочайшее разрешение...

7) дела об избрании способов удовлетворения правительства по его претензиям к железным дорогам, принятым в казенное

заведование от несостоятельных обществ (Уст. железн. дор., изд. 1886 г., ст. 143)...

(ПСЗ. Собр.3-е. Т. XXVI. № 27808)

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ (1906 г., февраля 20)

(Извлечение )

I. О составе и устройстве Государственной Думы.

  • 1. Государственная Дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к Верховной Самодержавной Власти по силе Основных Законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственного Совета.
  • 2. Государственная Дума образуется из Членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в Положении о выборах в Думу.
  • 3. Государственная Дума может быть, до истечения пятилетнего срока полномочий ее Членов, распущена указом Императорского Величества. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.
  • 4. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки их перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества.
  • 5. Государственная Дума может для предварительной разработки подлежащих ее рассмотрению дел образовывать из своей среды Отделы и Комиссии.
  • 6. Число Отделов и Комиссий, их состав, а также предметы их ведомства, устанавливаются Государственной Думой.
  • 7. Для законного состава заседаний Государственной Думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава Членов Думы.

ПСЗ, Собрание третье, т. XXVI, отделение первое , № 27424.



error: Контент защищен !!