Цель простыми словами. Смотреть что такое "цель" в других словарях

Цель - осознанное представление о том результате, который должен быть достигнут путем направленных усилий личности в ходе ее взаимодействия и общения. "-В психологии понятие "-цель"- также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система- предвосхищаемый полезный результат (образ "-потребного"- будущего по Н. -А. -Бернштейну), определяющий целостность и направленность поведения организма"- (А. -Г. -Асмолов). В логике именно человеческой активности понятие "-цель"-, выступая в качестве желаемой модели осознаваемых действий, своего рода предвосхищающего образа намеренных усилий субъекта, предполагает предварительное выстраивание плана специфических поведенческих актов и последовательный их анализ и соотнесение с поставленной целью. В рамках социальной психологии развития личности и психологии управления (прежде всего тогда, когда речь идет об организации) цель нередко раскрывается в качестве своеобразного временно отдаленного образа, своего рода социального "-маяка"-, на который ориентируются, планируя какое-то целенаправленное действие, и с которым сверяют правильность и адекватность выбранного курса, вектора развития.

Как правило, подобный "-горизонтный"- образ обозначают с помощью специального термина - "-vision"-. Так, выдвинув, обосновав и прияв определенный "-vision"-, например, если дело касается какой-то конкретной фирмы, ее собственники, менеджерский состав совместно с организационными консультантами, планируя и анализируя как принимаемые ими и реализуемые стратегические решения развития компании, так и повседневные совершенно обыденные решения, должны достаточно жестко соотносить их последствия с тем образом, который выстроен ими как определенная, привязанная к совершенно конкретному времени по исполнению цель. Кстати, личностный "-vision"- требует от субъекта столь же неукоснительных сопоставлений конкретных поведенческих действий и конечной цели. Если оказывается, что принимаемые решения и осуществляемые поступки не "-работают"- на "-vision"-, то необходимо либо перестраивать образ будущего, либо кардинально менять содержание и направленность актуальной поведенческой активности. Практически та же ситуация складывается, когда речь идет конкретно о сфере образования. Так, если теоретическая педагогика, отвечая на вопрос "-как должно быть?"-, практически выстраивает модель желаемого (свое рода "-vision"-), психология, отвечая на вопрос "-что есть на самом деле?"-, позволяет судить о том, адекватны ли данной модели конкретные усилия. И если выявлено несоответствие, решение вопроса опять же лежит в логике: либо должна меняться целевая модель, либо должны быть подобраны иные, соответствующие ей способы ее достижения.

Практически все современные специалисты в области психологии менеджмента и организационного развития сходятся на том, что формирование качественного видения желаемого результата является одним из абсолютно необходимых условий успешности организации и важнейшей лидерской функцией. При этом видение результата в современных условиях все чаще рассматривается как сложный феномен, включающий когнитивные, поведенческие и эмоциональные аспекты как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. Так, например, по мнению П. -Вейла, "-...видение - не просто описание того, ради чего существует организация и какие товары и услуги она намерена выводить на рынок. Видение - это отображение действий, которые организация намерена предпринять, и свойств, которые она стремится приобрести. Последние отражают смысл всех этих действий для сотрудников"-. При этом "-в формулировке видения мотивационные аспекты выражены не менее сильно, чем описательные. Оно выражает чувство, которое испытывают обладатели видения по отношению к организации и ее функционированию"-. В организационном контексте "-видение выступает цементирующей основой, связывающей людей, которые прилагают совместные усилия и разделяют общие ценности"- .

Справедливости ради стоит отметить, что, с точки зрения П. -Вейла, в собственно социально-психологическом смысле "-понятия видения и общей цели тесно связаны между собой и в то же время различаются. Оба этих выражения подразумевают, что группа приписывает чему-либо позитивный смысл, который способен активизировать эту группу и ее членов. В понятии &ldquo-видения&rdquo- подчеркнуто наличие ясного представления о том, что именно проникнуто этим позитивным смыслом, - это нечто осязаемое, вроде здания или нового товара, или события, наступления которого ожидают. ... Цель, или назначение, представляют собой причину , по которой это &ldquo-нечто&rdquo- кажется нам желаемым и наполненным смыслом. ... Видение и цель &ldquo-соединенными усилиями&rdquo- привносят ясность и согласие членам организации и укрепляют их преданность делу"- .

И все же, с практической точки зрения, в большинстве случаев представляется совершенно оправданным рассматривать цель и видение в качестве не просто взаимосвязанных, но во многом синонимичных понятий. В этой связи наибольший интерес представляют достаточно подробно разработанные на сегодняшний день схемы формирования общего видения в группах, функционирующих в рамках различных организаций, тем более, что данный процесс является одним из базовых компонентов целенаправленной деятельности по формированию команд.

П. -Вейл и его коллеги на основании результатов лонгитюдных исследований в данной области выявили восемь факторов, наиболее значимых для формирования эффективного группового видения: создание продуктивного межличностного взаимодействия в группе- развитие чувства команды- рассмотрение ключевых проблем организации с "-внешней"- позиции- открытость и доступность официального лидера- работа по разрешению конфликтов и интеграции альтернативных точек зрения- работа над раскрытием чувств- работа над схемой трансляции видения персоналу организации- систематизация дальнейшей работы по реализации видения, а при необходимости и его трансформации.

Создание продуктивного межличностного взаимодействия в группе предполагает обеспечение условий максимальной открытости и социальной безопасности, не только позволяющих, но и в известном смысле провоцирующих членов группы к содержательному обсуждению проблем, полностью или частично табуированных в условиях повседневной профессиональной деятельности, причем в максимально неформальной, доверительной манере. Как считает П. -Вейл, "-сюда включаются разговоры, происходящие между сотрудниками организации, которые в обычных условиях не имеют поводов для общения. Разговоры на темы, которые в обычных условиях, как правило, не затрагиваются. Разговоры на более личностном уровне, чем обычно... такие, которые участники вряд ли могут вести при обычных обстоятельствах"- .

Развитие чувства команды в данном контексте подразумевает прежде всего повышение групповой сплоченности и осознание членами группы важности межличностной кооперации и вклада каждого участника для реализации как групповых, так и индивидуальных целей. По справедливому замечанию П. -Вейла, "-слишком часто члены организации нуждаются в укреплении чувства команды еще до того, как можно начать говорить о выработке общего видения. Чувство команды укрепляется путем выполнения различных задач, порой в конкурентных условиях, которые порождают более тесные взаимоотношения между людьми"- . Заметим, что в этих целях могут использоваться и иные приемы и техники, направленные на усиление действия факторов, повышающих групповую сплоченность.

Рассмотрение ключевых проблем организации с "-внешней"- позиции предполагает отказ как от когнитивных, так и эмоциональных стереотипов, связанных с профессиональной деятельностью членов группы, и возможность оценить силу, слабость и перспективы организации в широком контексте, связанном с изменениями, происходящими в отрасли и обществе в целом. Как считает П. -Вейл, "-формулирование видения предполагает необходимость занять более &ldquo-отдаленную&rdquo- точку наблюдения. Используя специальные упражнения, члены организации могут лучше оценить, в каком направлении развиваются мировые процессы и какие конкретно роли должна сыграть организация в создавшихся условиях. ... Часто члены организации узнают о ней и среде, в которой она существует, много интересного, то, о чем раньше им никогда не приходилось слышать: например, о имеющихся у организации возможностях или о существовании угроз. Такой опыт поясняет многое и может послужить мощным толчком к формированию более ясного видения"- .

Работа по разрешению конфликтов и интеграции альтернативных точек зрения прежде всего подразумевает решительный отказ от попыток "-заморозить"- и "-затушевать"- конфликты, возникающие в процессе работы по формированию видения, а также от игнорирования любых, даже самых абсурдных, на первый взгляд, точек зрения. Это тем более важно, поскольку "-любое обсуждение столь важных вопросов, как организационное видение, может выявить (и, более того, практически всегда выявляет - В. -И., М. -К. ) существование различных мнений и точек зрения на вопрос, а часто и вполне обозначившиеся конфликты. Если эти разногласия не признавать и не разрешать, они будут проявляться в интерпретации видения сотрудниками, за счет чего не удастся достичь необходимой приверженности общему делу"- .

Работа над раскрытием чувств необходима, поскольку полноценное видение, как уже отмечалось выше, обязательно содержит отчетливо выраженный эмоциональный компонент - "-...видение - не просто абстрактное представление об организации. Это прочувствованное лично представление об организации, какой она может стать, о ее человеческих ценностях и о роли, которую каждый может сыграть в реализации видения"-. Кроме того, возможность открыто выражать не только содержание перспективных целей, но и связанные с ним эмоции существенно повышают эффективность групповой работы по формированию видения. Более того, по мнению П. -Вейла и его коллег, без этого работа обречена на неуспех: "-Энтузиазм, страсть, приверженность, оптимизм, ощущение настоятельной необходимости - вот самые важные чувства. Если они не возникают на семинаре, посвященном формированию видения, это значит, что обсуждаемое не вызвало интереса у участников"- .

Работа над схемой трансляции видения персоналу организации, в отличие от предшествующих факторов, носит отчетливо выраженный конвергентный характер. Она предполагает создание надежно функционирующих каналов доведения сформулированного видения в доступной и эмоционально привлекательной форме до всех сотрудников организации. Это тем более важно, что "-в возбуждении, сопутствующем формированию видения, легко забыть, что успех зависит от того, что участники совещания смогут донести до рабочих мест, что они скажут сотрудникам, которые не были на совещании, какие шаги предпримут, чтобы начать внедрять видение и т. -д. Если не будут подняты эти вопросы на семинаре, практический успех менее вероятен. Если видение не оказывает большого влияние на организацию, то, скорее всего, слишком мало внимания было уделено повседневной работе, что будет проводиться по его окончании"- .

Систематизация дальнейшей работы по реализации видения, а при необходимости и его трансформации наиболее тесно связана с предыдущим фактором. Ее необходимость обусловлена необходимостью постоянной проверки траектории движения организации к намеченной цели, оценки промежуточных результатов, а также при необходимости внесения корректив как в само видение, так и в схему его трансляции персоналу организации. Как отмечают на основе анализа результатов научно-исследовательской и практической работы П. -Вейл и его коллеги, часто участники семинаров и других форм групповой работы по формированию видения совершенно самостоятельно приходят к выводу о необходимости продолжения работы в подобном формате вплоть до полной реализации видения.

Легко заметить, что все перечисленные факторы тесно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому П. -Вейл приходит к совершенно обоснованному выводу о том, что "-на эффективных семинарах по формированию видения обязательно обращают внимание на все восемь факторов. На менее успешных - обязательно проигнорируют какие-то"- . Как показывает практика, привлечение социального психолога для организации и оптимизации работы по формированию видения является наиболее эффективным средством избежать этих и иных упущений. Вполне понятно, что в таком случае обеспечение условий для формирования качественного группового видения в организационном контексте, отслеживание этого процесса и управление им являются непосредственной предметной задачей социального психолога-практика, на решение которой направлены его усилия. Однако и при решении прикладных социально-психологических задач, не имеющих непосредственного отношения к формированию видения, вопрос о реальных целях и путях их достижения как группы в целом, так и отдельных ее членов, как правило, является высоко значимым. Поэтому практический социальный психолог, работая с конкретной общностью, должен иметь исчерпывающую информацию о целевых намерениях ее членов и ее в целом как коллективного субъекта, так как в противном случае он оказывается неспособным соотнести свои профессиональные цели с индивидуальными и групповыми целями в вверенной его попечению общности.

590 Вейл -П. Лидерство, основанное на видении // Курс МВА по менеджменту. М., 2004. С. 29, 33.

591 Вейл -П. Лидерство, основанное на видении // Курс МВА по менеджменту. М., 2004. С. 34.

592 Там же. С. 57.

593 Там же.

594 Вейл -П. Лидерство, основанное на видении // Курс МВА по менеджменту. М., 2004. С. 57-58.

595 Там же. С. 58.

596 Там же.

597 Вейл -П. Лидерство, основанное на видении // Курс МВА по менеджменту. М., 2004. С. 58-59.

598 Там же. С. 59.

599 Там же.

Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. В психологии понятие Ц. также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся...

Что такое цель – великие умы человечества с древних времен пытались ответить на этот вопрос. Ф. Шиллер говорил о важности постановки больших целей – в них легче попасть, а великий полководец Александр Македонский о целях выразился так: «Раз это невозможно – это должно быть сделано!».

Что такое цель – определение

Что такое цель в жизни человека можно определить следующими словами: идеальный или реальный образ того, к чему есть стремление личности с удержанием в сознании предвосхищаемого окончательного результата. Цель имеет свою структуру и начинается с осознания ее человеком и продумывания способов, способствующих ее реализации. Без цели нет роста – реализовав одну, в природе личности заложено свойство не останавливаться на достигнутом и помешать здесь может лишь сильный и незнание «как?».

Зачем ставить цели?

Что такое цель в жизни – все люди когда-нибудь задумываются над этим вопросом. Причины того, что заставляет личность ставить перед собой цели и задачи, разные, и в основном они базируются на удовлетворении потребностей:

  • материальных;
  • физиологических;
  • духовных.

Как правильно ставить цели?

Как ставить цели – любой человек на определенном этапе жизни задается этим вопросом. Сложности в успешном достижении целей характерны для творческих людей с иррациональным мышлением – любые границы и контроль для их уклада жизни воспринимаются болезненно, но методов много и человек всегда может найти для себя приемлемый. Правильно ставить цели – это процесс от осознания того, чего хочется достигнуть до совершения эффективных действий приводящих к конечному результату.

Постановка целей на год

Постановка целей помогает организовать свою жизнь. Человек должен развиваться постоянно и цели долгосрочные или краткосрочные – способ придать своей жизни новые смыслы. Как ставить цели на год:

  1. Определить для себя приоритеты. В этом может помочь методика «Колесо баланса». Выделить сферы, нуждающиеся в проработке.
  2. Составить общий список целей. Пронумеровать в порядке важности.
  3. Расписать на каждый месяц действия, например, для того чтобы за год накопить определенную сумму, каждый месяц надо откладывать столько-то и немного сверх того, для непредвиденных случаев.
  4. Каждодневное прописывание целей на следующий день – это помогает двигаться постоянно.
  5. Промежуточный анализ достижений: неделя, месяц, полгода.

Методы постановки целей

Как ставить цели и достигать их – сегодня, в век информационных технологий существует множество техник и методик, с разными подходами. Важно выбрать тот метод, который откликается больше, и помнить, что даже такой серьезный процесс как постановка и достижение целей требует творческого подхода, а сама цель должна быть «вкусной и манящей» так, что все маленькие трудности и неудобства, препятствия возникающие на пути не снижали уровень , тогда все получится. Любой метод не будет рабочим без веры в себя.

SMART-система постановки целей

Постановка целей по SMART родом из Америки. SMART – это аббревиатура из пяти критериев, помогающих добиваться эффективных результатов:

  1. Specific – конкретизация. Чем четче прописана задача, тем выше шансы на успех. Каждая поставленная цель должна иметь 1 конкретный результат.
  2. Measurable – измеримость. Определяются критерии, по которым проводится измерение, например баллы, проценты, шкала измерений до и после.
  3. Achievable – достижимость. Оценить все возможные ресурсы на данный момент и не ставить заоблачную цель, только то, что конкретно может быть достижимо.
  4. Realistic – реалистичность. Этот критерий перекликается с Achievable и также связан с ресурсами, предполагает создание . Пересмотр ресурсов, если их не хватает ставится новая промежуточная цель, которая поможет в дальнейшем поставить новую.
  5. Time-bound – ограниченность по времени. Четкие временные рамки помогают контролировать процесс достижений.

Теория постановки целей Локка

Как правильно ставить цели и достигать их без четкого представления это очень сложно. В 1968 г. Эдвин Локк разработал свою теорию по постановке целей перед работниками, основные положения которой используются многими предпринимателями, руководителями и в современное время:

  1. Осознание и оценка происходящего.
  2. Сложность – чем сложнее цель, тем эффективнее ее результаты.
  3. Четкое представление.
  4. Собственная выгода.
  5. Приверженность и готовность затрачивать собственные усилия.

Постановка целей по методу Сильва

Что такое цель – это желание воплотить в реальность свою мечту. Цель должна обладать тремя параметрами:

  • желание должно быть горячим;
  • сильная убежденность в том, что достижение цели реально;
  • состояние ожидания – получение ответов от пространство, что выбран верный путь.

Постановка целей и планирование жизни по методу Х. Сильва состоит из нескольких этапов;

  1. Определение того, что важно . Выбрать для себя область, нуждающуюся в продвижении (здоровье, карьера, финансы, семья, образование, путешествия). Составить список, где в порядке важности разместить эти категории.
  2. Цели должны быть долгосрочные . Представить изменения и достижения по всем категориям через 5 – 10 лет. Достойные цели должны немного волновать и пугать.
  3. Продумать действия для достижения цели на ближайший год . Это промежуточный этап, когда ставятся краткосрочные цели чтобы переходить затем к следующему этапу достижений. Например прохождение курсов, повышение своей компетенции.
  4. «Таблица планирования жизни ». Расчертить страницу так, чтобы в ней были горизонтальные столбцы: время, месяцы, годы. Вертикальные столбцы: финансы, семья, здоровье – все то, что нуждается в изменении. Разделить лист пополам. В левой половине прописываются краткосрочные цели, в правой список долгосрочных целей на 5 лет.
  5. Визуализация . Каждый день работать с таблицей, представляя себя достигшим целей, под каждую цель можно составить свою .
  6. Действия . Совершение маленьких шагов плюс визуализация раскрывают сознание и внутренний потенциал. Появляются нужные люди, формируются события.

Книги по постановке целей

Теория постановки целей опирается на базовые алгоритмы, среди которых самый важный – это определение для себя конкретного результата в итоге. Почему не все цели реализуются? Здесь важно понять для себя: что такое истинная цель? Это та цель, которая идет от души, все остальные это навязанные когда-то родителями, близкими, обществом. Во всем многообразии того, как ставить цели помогут следующие книги:

  1. «Достижение целей. Пошаговая система » М. Аткинсон, Рае Т.Чойс. Трансформационный коучинг с его техникой открытых вопросов помогает увидеть свой потенциал, поставить перед собой цель и действовать уже начиная с текущего дня.
  2. «Стив Джобс. Уроки лидерства » Дж. Эллиот. Опыт успешного человека, ставшего миллионером в 25 лет очень показателен. Нет предела в постановке целей. Добился одну – ставь следующую, всегда есть к чему стремиться.
  3. «Ставь цели! Найти свою цель и достичь ее за 1 год » И. Пинтосевич. Уникальная личность, тренер по постановке целей делится своими секретами в своей книге-бестселлере.
  4. «В этом году я… » М. Дж. Райан. Достижение целей всегда связано с переменами, и многие люди боятся этого, что привычный уклад жизни будет нарушен. Автор книги поможет найти точку отсчета, с которой комфортно будет начать путь к своим достижениям.
  5. «Жить по принципу 80/20 » Р. Кох. гласит, что лишь 20% усилий приводит к 80% результату – это правило работает везде и в достижении целей тоже.

Человека. В психологии понятие Ц. также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению к-рых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система; предвосхищаемый полезный результат ( «потребного будущего» по Н. А. Бернштейну ), определяющий целостность и направленность поведения организма. Представления о Ц. как предвосхищаемом полезном результате используются при анализе биологической предыстории возникновения осознаваемой цели человека и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных поведенческих актов. Понятие о Ц. как осознаваемом образе предвосхищаемого результата служит при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности (см. ). Основой формирования Ц. у человека является его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все время, пока выполняется действие. Цель - всегда сознательна. В психологии понятие цели употребляется и в иных значениях:

1 ) формальное описание конечных ситуаций, к достижению коих стремится любая саморегулируемая функционирующая система;

2 ) предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма.

Представление о цели как предвосхищаемом полезном результате используется при анализе биологической предыстории появления осознаваемой цели и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных актов поведенческих. Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата применяется при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности (см. ). Чем сложнее поставленная цель, тем более длительный путь нужно пройти для ее осуществления. Поэтому достижение больших целей предполагает прогнозирование и планирование деятельности. Планирование предполагает выдвижение как конечной, так и промежуточных целей. Разработанная система целей и средств предусматривает направленное изменение объектов и самой деятельности.

Цель задает действие, действие обеспечивает достижение цели. Характеризуя цель, можно охарактеризовать действие. Цели бывают весьма разнообразны, а главное - разномасштабны. Крупные цели членятся на более мелкие, те могут дробиться дальше. Соответственно крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. Чтобы понять, что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления, нужно обратиться к понятиям потребностей и мотивов.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Синонимы :

Смотреть что такое "цель" в других словарях:

    цель - цель, и … Русский орфографический словарь

    цель - цель/ … Морфемно-орфографический словарь

    ЦЕЛЬ - один из элементов поведения и сознат. деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ. средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий… … Философская энциклопедия

    цель - и; ж. 1. Объект для попадания при стрельбе или метании. Воздушная ц. Движущаяся ц. Выйти на ц. Стрелять в ц., по цели. Точно выбрать, поразить ц. Целью поражения служат военные объекты и живая сила противника. Попасть в ц. (также: сказать или… … Энциклопедический словарь

    Цель - Цель. [Слово цель (до 1917 г. писалось цѣль)], несомненно, в языковом сознании говорящих как то связывалось с корневым элементом цѣл. Например, А. А. Бестужев Марлинский писал своему брату Павлу (от 26 мая 1835 г.): «Напиши что нибудь, хоть… … История слов

    цель - сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? цели, чему? цели, (вижу) что? цель, чем? целью, о чём? о цели; мн. что? цели, (нет) чего? целей, чему? целям, (вижу) что? цели, чем? целями, о чём? о целях 1. В военном деле, спорте целью… … Толковый словарь Дмитриева

    ЦЕЛЬ - Легче идти вперед, чем в нужном направлении. Михаил Генин Лишены прозорливости не те люди, которые не достигают цели, а те, которые проходят мимо нее. Франсуа Ларошфуко Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер … Сводная энциклопедия афоризмов

    Цель-ам-Зе - Город Цель ам Зе Zell am See Герб … Википедия

    цель - Мета, мишень; виды, намерение, конец, мечта, идеал, стремление. С этой целью, на сей конец. Цель жизни, предмет сладчайших грез... Ср. . достигать цели, задаться целью, иметь целью, преследовать цель, с предвзятой целью, с целью... .. Словарь… … Словарь синонимов

    Цель - Цель ♦ But То, к чему мы стремимся, то, чего добиваемся, что хотим получить, в чем желаем преуспеть. Стоики различали конечную цель (telos) и просто цель (skopos). Цель является чем то внешним по отношению к действию – такова мишень, в… … Философский словарь Спонвиля

Любая организация создается для достижения целей. И управление по целям как технология менеджмента начинается с осознания и формулирования целей организации. Это никем не оспаривается. Но что же это такое - цель?

Обратимся сначала к классике. В Толковом словаре живого великорусского языка Владимир Иванович Даль дает такое определение: «Цель - желанье, стремленье, намеренье, чего кто силится достигнуть. Цель есть начало или корень дела, побужденье; за ним идет средство, способ, а вершит дело цель, достиженье ее». Интересно и оригинально. В другом авторитетном источнике - Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона - находим: «Цель есть представление, которое человек стремится осуществить». Коротко и ясно. Похожее и хорошее определение дано в книге А.Г. Асмолова «Психология личности»: «Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека».

Все это правильно и сомнению не подлежит. Теоретически. Но практически цели разными людьми понимаются по-разному. В практике управления могу выделить два подхода к определению целей.

Первый подход - цель понимается как представление об идеальном состоянии или желаемых изменениях . Например, максимизация прибыли, рост объема продаж, сокращение издержек, увеличение производительности труда, уменьшение текучести персонала, выполнение проекта и т.д. В такой формулировке цель определяется как некий вектор , т.е. направление изменения, но при этом не уточняется, в какой момент происходит достижение цели. И именно так, чаще всего, формулируются цели руководителями в начальной стадии целеполагания. Ведь, чтобы понять, чего мы планируем достичь, надо сначала понять, чего мы хотим или должны делать в принципе, в каком направлении двигаться и развиваться. Это цели-функции , описывающие желаемый полезный эффект от деятельности организации.

Второй подход - цель понимается как планируемый результат деятельности . В этом случае в формулировке цели указывается конкретный полезный эффект, к которому мы стремимся, и требуемые затраты ресурсов и времени для его достижения. Например, в следующем месяце увеличить выручку предприятия на 5%, в течение года повысить удовлетворенность клиентов до уровня 85%, выполнить все работы проекта без претензий заказчика в установленный срок при соблюдении установленного бюджета. Это цели-результаты . Они формулируются на основе функций. Результаты - это «оцифрованные» функции.

Именно к таким целям-результатам применимы известные правила SMART. Вспомним о них. Вообще, одно из значений слова «smart» в переводе на русский язык - это быстрый, проворный. Так, выражение « to make a smart job of it » означает «быстро и хорошо выполнить работу». Так что, эта аббревиатура не случайна. Если придерживаться правил SMART, то, скорее всего, работа на самом деле будет выполнена быстро и хорошо. Итак, что же это за правила?

Правило первое - цели должны быть КОНКРЕТНЫМИ (S pecific ), т.е. четкими, недвусмысленными и понятными. Формулировать цель надо на простом языке и при этом полезно убедиться, что сотрудник ее понял. Например, вместо «подготовьте управленческую отчетность о вашей деятельности за предыдущий отчетный период и предоставьте мне для проверки в соответствии с установленным регламентом документооборота», лучше сказать: «Чтобы отчет о работе за прошлый месяц лежал у меня на столе сегодня к 18.00». При этом неплохо, если сотрудник повторит задачу вслух.

Правило второе - цели должны быть ИЗМЕРИМЫМИ (M easurable ) . Чтобы оценить выполнение задачи, необходимо уметь измерить полученный результат - количественно или, хотя бы, качественно. С количественной оценкой вроде бы все ясно. Например, если поставлена задача «К концу квартала уменьшить просроченную дебиторскую задолженность на 9%», то надо просто вести бухгалтерский учет и контролировать просроченную дебиторку. А если объективных количественных показателей для измерения результата нет? Значит, надо оценивать субъективно по качественным показателям. Например, если поставлена цель «В течение месяца разработать качественные должностные инструкции на всех сотрудников отдела», то качество этих самых инструкций можно (и нужно) оценивать только субъективно. Примерно так же, как учитель в школе ставит оценки своим ученикам.

Правило третье - цели должны быть СОГЛАСОВАННЫМИ (A greed ). Здесь речь идет о согласовании цели между работником и руководителем. Это означает, что работник должен не только понять, что от него требуется, но и психологически принять эту цель или задачу к исполнению. В ходе согласования могут проясняться какие-то детали и тонкости выполнения. Кроме того, руководитель должен убедить и мотивировать работника на качественное исполнение работы и достижение цели. Простые приказы, рассчитанные на слепое повиновение и страх наказания, достаточны только для очень узкого круга людей, обладающих ярко выраженной мотивацией избегания. А таких людей в организациях не более 10-15%.

Правило четвертое - цели должны быть РЕАЛИСТИЧНЫМИ (R ealistic ), т.е. достижимыми и подвластными этому человеку. Понятно, что в противном случае мотивации на достижение цели не будет. «Зачем я буду напрягаться, если все равно не успею (или это от меня не зависит, или у меня не хватит ресурсов)?» - подумает сотрудник и будет прав. Если подчиненный сомневается, то реалистичность задачи надо доказать в ходе согласования (см. предыдущее правило). Безусловно, реалистичность должна быть обоснованной, а не кажущейся. Мало ли, что нам может показаться...

Правило пятое - цели должны быть ОГРАНИЧЕННЫМИ ВО ВРЕМЕНИ (T imebound ), т.е. быть завершенными к определенному моменту. Это самое простое правило, но о нем руководители почему-то часто забывают. Наверное, думают, что это само собой разумеется. А подчиненные думают по-другому и откладывают решение задачи на неопределенный срок. Зачем спешить, если время не назначено! Конечно, опытные подчиненные сами напомнят руководителю: «а когда это надо сделать?». Ведь потом, когда придет пора отчета, попробуй, докажи своему начальнику, что он не определил сроки! Уж очень это хлопотно и неприятно. Лучше сразу все выяснить.

Так что, перед тем, как формулировать цель организации, подразделения или сотрудника, ее надо «протестировать» с помощью этих правил. Со временем это войдет в привычку и станет важным управленческим навыком. Лучше потратить лишние пять минут на правильную постановку цели, чем потратить пять часов (дней, месяцев, лет и т.д.) на устранение последствий ее неправильного решения.

SMART - известная и простая методика. Но достаточно ли этих пяти букв, чтобы сформулировать цель качественно? Думаю, нет. Для этого требуется более глубокое знание латинского алфавита. Как минимум, необходимы еще три буквы:

V - цели должны соответствовать ЦЕННОСТЯМ (V aluables) и ВИДЕНИЮ (V ision) организации.

I - цели должны быть ВДОХНОВЛЯЮЩИМИ (I ncentive), привлекательными и заманчивыми для сотрудников организации.

P - цели должны быть согласованы с оперативными и стратегическими ПЛАНАМИ (P lans) организации.

Если к SMART-правилам добавить VIP-правила, то мы получаем более полный набор требований, предъявляемых к правильной постановке целей. Все перечисленные правила не догма и даже не руководство к действию, но о них полезно помнить, если мы хотим управлять целями организации и управлять организацией с помощью этих целей.

Возникновение цели

Возникновение цели называют постановкой. Существуют два основных вида постановки цели: прямая и опосредованная . В первом случае сначала ставится цель, затем определяются способы её достижения. В случае опосредования цели наличествует некоторый протекающий процесс. Субъект этого процесса намечает некоторое состояние объекта процесса, которое определяет как удовлетворяющее смыслу процесса. Тогда это состояние называется целью процесса.

Конечная и промежуточная цель

Если процесс, воздействующий на некоторый объект , прекращается при достижении цели, то цель называют конечной . Если нет, то промежуточной .

В случае прямой постановки конечной цели на пути к её достижению могут выделять несколько промежуточных целей. В случае опосредованной постановки конечной цели промежуточные цели выделяют лишь изредка.

На практике обычно промежуточные цели выделяют для длительных процессов, либо же процессов, очень сильно воздействующих на качественные характеристики их объектов .

В технике

Цель в технике предусматривает положительную динамику , изменение текущего состояния чего-либо в сторону улучшения, удовлетворения определённых потребностей или требований . Измеримость цели предполагает, что по описанию цели можно легко определить, насколько её достижение улучшит текущее состояние (с <состояние> до <состояние>).

Цель - отвечает на вопрос «Чего нужно достигнуть?», а задача - на вопрос «Какими действиями этого можно достигнуть?». Цель в технике часто ошибочно отождествляют с задачей. Например, «цель - строительство нового многоэтажного жилого дома». На самом деле, «строительство многоэтажного жилого дома» - задача, цель же - «повышение благосостояния отдельной категории граждан». Пример - цели и задачи создания автоматизированной системы учёта :

  • целями создания автоматизированной системы учёта являются:
  1. повышение точности учёта… [с <было> по <стало>];
  2. снижение затрат, связанных с…;
  3. повышение эффективности… + расшифровка, в чём заключается эффективность;
  • задачи создания автоматизированной системы учёта:
  1. замена устаревших приборов учёта на приборы, отвечающие современным требованиям;
  2. автоматизация процесса измерения учитываемых физических величин;
  3. автоматизация процесса консолидации данных об измеренных величинах.

Множество целей управления, которое должно реализовываться системой управления , определяется как внешними, так и внутренними факторами и, в частности, потребностями субъекта А. Различают три вида целей:

В военном деле

Цель - объект применения оружия, который должен быть разрушен, повреждён (для ядерного оружия - любые объекты в зоне поражения; для обычного оружия: техника, укрытия, сооружения и т. п.) или ранен/убит (военнослужащий противника). Применяется для обезличенного обозначения объекта, подлежащего уничтожению/повреждению во время боевых действий . «Работа по цели» - применение оружия.

В менеджменте

Противоречие, заключённое в понятии цель - необходимость быть побуждением к действию, «опережающим отражением», или «опережающей идеей», и одновременно - материальным воплощением этой идеи, то есть быть достижимой, проявлялось с момента возникновения этого понятия .

В управлении системами необходимо учитывать противоречие между целями объекта и субъекта управления: с одной стороны - идеальное устремление объекта, отражающее направленность процесса самоорганизации, с другой стороны - цель субъекта управления (наблюдателя), которая должна быть конкретна и достижима, по ней оценивается результативность воздействия. Чем больше соответствуют цель субъекта и цель объекта управления, тем эффективнее управление. Например, для организации поездки загородного отдыха трудового коллектива его руководителю нужно прикладывать на порядок меньше усилий, чем для организации субботника. Противоречие целей субъекта и объекта управления (ситуация когда при достижении цели объектом управления невозможно достичь цель субъекта управления) усложняет или делает управление невозможным. В макроэкономике, например, несоответствие индивидуальных целей участников рынка и целей общества приводит к так называемым фиаско рынка: рыночные механизмы самоорганизации не работают или работают плохо в регулировании монополий, создании продуктов общего пользования, эксплуатации природных ресурсов и др. Выявление и разрешение противоречий целей объекта и субъекта управления обеспечивает развитие системы, максимизацию эффекта от применения механизмов самоорганизации, минимизацию расходов при решении управленческой задачи, минимизацию аппарата управления .

В концепции «управления по целям» (англ. management by objective ) (также «управление по результатам») для достижения эффективности при постановке цель (или точнее - планируемый результат) проверяется по критериям акронима SMART :

  • Specific - конкретная, определённая. Цель «немедленно нажимать кнопку» не является чёткой, альтернативой будет «нажимать на кнопку в течение 1 секунды».
  • Measurable - измеримая. Цель должна подразумевать количественную измеримость результата.
  • Achievable - достижимая. Цель должна быть выполнимой для конкретного исполнителя.
  • Relevant - соответствующая контексту. Достижение цели должно быть обеспечено ресурсами.
  • Timed/Time-bounded - привязанная к точке/интервалу времени. Нет привязки - нет цели (есть мечты).

Российские авторы дополняют SMART-принцип свойством «связности» цели. «Если вы разрабатываете дерево целей для различных направлений деятельности компании, цели необходимо связать друг с другом. Для целей верхнего уровня вы должны ответить на вопрос „А за счёт чего её можно решить?“ и найти цель нижнего уровня - таким образом вы способствуете комплексному видению целей компании» .

A и R имеют другие варианты расшифровки, соответствуя возможностям исполнителя и обеспеченности ресурсами:

  • A: Agreed, Attainable, Assignable, Appropriate (соответствующий), Actionable
  • R: Realistic (реальная), Results, Results-focused/Results-oriented (сосредоточенный/направленный на результат), Resourced.

См. также

Примечания

  1. Доброхотов А. Л. Цель // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М. :


error: Контент защищен !!