Налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются. Правовое регулирование налога на прибыль организаций: налогоплательщики, основные элементы налога, особенности определения доходов и расходов у разных налогоплательщиков

Российские организации;

Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Не являются плательщиками налога на прибыль организации:

Перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

Применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

Уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящейся к игорному бизнесу;

Являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с гл. 26.1 НК РФ.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибыль определяется:

Для российских организаций - как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с НК РФ;

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

Для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

К доходам относятся:

Доход от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, являющийся выручкой от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так.и ранее приобретенных, выручкой от реализации имущественных прав;

Внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в соответствии с НК РФ.

не учитываются следующие доходы в виде:

Имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

Имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

Имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);

Имущества, имущественных прав, которые получены в пределах первоначального взноса участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;



Имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах первоначального взноса участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";

основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами РФ, а также в соответствии с законодательством РФ атомными станциями для повышения их безопасности, используемых для производственных целей;

имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней; другого имущества, указанного в ст. 251 НК РФ. При исчислении налога плательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов - обоснованных и документально подтвержденных затрат (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытков), осуществленных (понесенных) налогоплательщиком.



Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы, определяемые в соответствии с НК РФ.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя: расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии; расходы на освоение природных ресурсов; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; т

Расходы на обязательное и добровольное страхование;

Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы в виде:

Сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм распределяемого дохода;

Пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными орг ганизациями;

Взноса в.уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество;

Суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

Расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества;

Взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст. 255 и 263 НК РФ;

Взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в ст. 255 НК РФ;

Иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Налоговая ставка устанавливается в размере 24 %, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом в федеральный бюджет зачисляется сумма налога в размере 5 %, в бюджеты субъектов РФ -17 %, в местные бюджеты - сумма налога в размере 2 %.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная ставка не может быть ниже 13 %.

На доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются налоговые ставки в размере:

20 % - с любых доходов, кроме указанных ниже;

10 % - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

Аналоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

6 % - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами РФ;

15 % - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

15 % - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных в следующем пункте), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;

0 % - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированным в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР, внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, 2 месяца, 3 месяца и так далее до окончания календарного года.

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. КТО ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ через постоянное представительство и (или) получают доходы от источников в РФ (п. 1 ст. 246 НК РФ).

Кроме того, с 1 января 2015 г. к российским организациям для целей налога на прибыль приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии со ст. 246.2 НК РФ (п. 5 ст. 246 НК РФ, п. 6 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ).

Таким образом, плательщиками налога на прибыль по общему правилу являются все российские организации и некоторые иностранные организации. Вместе с тем Налоговый кодекс РФ предусматривает исключения. Подробнее об этом мы расскажем в следующем разделе.

Напомним, что к российским организациям относятся организации, которые созданы по российским законам (ст. 11 НК РФ). Это означает, что налогоплательщиками налога на прибыль признаются как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе бюджетные учреждения (ст. 50 ГК РФ).

1.2. КТО ОСВОБОЖДЕН ОТ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА.

КТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ

Налоговый кодекс РФ предусматривает освобождение от обязанностей по уплате налога на прибыль для некоторых категорий организаций. К ним, в частности, относятся организации:

– применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) или являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес;

– участники проекта “Инновационный центр “Сколково” при соблюдении определенных условий.

Также не уплачивают налог организации, которые не признаются плательщиками налога на прибыль, а именно:

1) отдельные иностранные организации – в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи;

2) следующие организации – в связи с подготовкой и проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.:

– Международная федерация футбольных ассоциаций (Federation Internationale de Football Association (FIFA)) и ее дочерние организации;

– иностранные организации (конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA) – в отношении ряда доходов.

1.2.1. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОБЯЗАННОСТИ

ПО УПЛАТЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ

СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА (ЕСХН, УСН, ЕНВД),

А ТАКЖЕ ПРИ УПЛАТЕ НАЛОГА НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

В большинстве случаев организации, применяющие специальные налоговые режимы, освобождены от обязанностей по уплате налога на прибыль. Это организации:

– применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее – ЕСХН) (п. 3 ст. 346.1, п. 10 ст. 274 НК РФ);

– применяющие упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) (п. 2 ст. 346.11, п. 10 ст. 274 НК РФ).

Примечание

Организации, которые применяют УСН или ЕСХН, обязаны уплачивать налог на прибыль с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11 НК РФ);

– применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) (п. 4 ст. 346.26, п. 10 ст. 274 НК РФ).

Также от обязанности по уплате налога на прибыль освобождены организации, занимающиеся игорным бизнесом (п. 9 ст. 274 НК РФ).

Обратите внимание, что те организации, которые перешли на ЕНВД или занимаются игорным бизнесом, не платят налог на прибыль только в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД и налогом на игорный бизнес (п. 4 ст. 346.26, п. 9 ст. 274 НК РФ). Следовательно, по иным видам деятельности они исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке.

Например, организация “Альфа” занимается оптовой и розничной торговлей. По розничной торговле она применяет ЕНВД и освобождена от уплаты налога на прибыль. Однако в отношении оптовой торговли такое освобождение не действует. Таким образом, по оптовой торговле организация уплачивает налог на прибыль в общем порядке.

Отметим, что, несмотря на освобождение от уплаты налога на прибыль, указанные выше организации не освобождены от исполнения обязанностей налоговых агентов (п. п. 3, 6 ст. 275, п. п. 4, 5 ст. 286, ст. 310, п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11 НК РФ). В частности, по общему правилу указанные организации должны перечислить в бюджет налог на прибыль:

– при выплате дивидендов (п. п. 3, 6 ст. 275 НК РФ);

– при выплате определенных доходов иностранным организациям (п. 1 ст. 309, ст. 310 НК РФ).

Примечание

Порядок удержания налога на прибыль налоговым агентом при выплате дивидендов рассмотрен в разд. 15.2 “Доходы от долевого участия в деятельности организации. Понятие дивидендов для целей налогообложения”.

1.2.2. КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ ПРИЗНАЮТСЯ

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ В СВЯЗИ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ

И ПРОВЕДЕНИЕМ XXII ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР

И XI ПАРАЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР 2014 Г. В Г. СОЧИ

В связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи для некоторых иностранных организаций предусмотрены налоговые льготы.

В частности, не признаются налогоплательщиками:

1) в 2008 – 2016 гг. – иностранные организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением игр (п. 2 ст. 246 НК РФ, ст. 3, ч. 5, 6 ст. 31 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ);

2) в 2010 – 2016 гг. – иностранные маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением игр (п. 2 ст. 246 НК РФ, ст. 3.1 Закона N 310-ФЗ, п. 4 ст. 3, п. 1 ст. 9, ч. 1, 6 ст. 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

При этом если иностранный маркетинговый партнер МОК является также и официальной вещательной компанией игр (ч. 2 ст. 3.1 Закона N 310-ФЗ), то в указанный период он не уплачивает налог на прибыль и в отношении некоторых иных доходов (п. 2 ст. 246 НК РФ, ч. 1, 6 ст. 12 Закона N 242-ФЗ).

Перечень лиц, которые относятся к организаторам XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и маркетинговым партнерам Международного олимпийского комитета, а также к официальным вещательным компаниям, закреплен в ст. ст. 3, 3.1 Закона N 310-ФЗ.

1.2.3. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ – УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

“ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР “СКОЛКОВО”.

ПРИМЕНЕНИЕ СТАВКИ 0% ПОСЛЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ

Российская организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково” (далее – проект “Сколково”), может быть освобождена от обязанностей налогоплательщика. Такое право организация имеет в течение 10 лет со дня получения указанного статуса. Применять его можно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения статуса участника проекта “Сколково” (п. 1, абз. 1 п. 4 ст. 246.1 НК РФ).

Это означает, что организация в период такого освобождения не обязана, в частности:

– исчислять и уплачивать налог на прибыль (пп. 1 п. 1 ст. 23, ст. ст. 286, 287 НК РФ);

– вести налоговый учет в соответствии со ст. 313 НК РФ (пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Примечание

Участники проекта “Сколково” в соответствии с абз. 4 п. 5.1 ст. 284 НК РФ вправе вести книгу учета доходов и расходов в порядке, установленном ст. 346.24 НК РФ. В то же время абз. 4 п. 5.1 ст. 284 НК РФ содержит ссылку на п. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”. Однако с 1 января 2013 г. Закон N 129-ФЗ утратил силу. При этом соответствующих изменений в указанную норму Налогового кодекса РФ внесено не было. В связи этим рекомендуем обратиться за разъяснениями по порядку ведения налогового учета в льготном режиме в свою налоговую инспекцию.

Кроме того, с 1 января 2013 г. участники проекта “Сколково” обязаны вести бухгалтерский учет. При этом они вправе применять упрощенный способ его ведения, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”).

Напомним, что до указанной даты организация, осуществлявшая налоговый учет в льготном режиме, должна была вести бухгалтерский учет только основных средств (абз. 2, 3 п. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ).

Полагаем также, что указанным организациям не стоит отказываться от ведения налогового учета по правилам гл. 25 НК РФ. Ведь в случае утраты статуса участника проекта “Сколково” им нужно будет восстановить и уплатить налог (п. 3, абз. 4 п. 6 ст. 246.1 НК РФ). А при отсутствии данных налогового учета сделать это будет затруднительно;

– представлять налоговые декларации по итогам отчетных и налогового периодов (пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 289 НК РФ).

Обратите внимание!

По мнению Минфина России, организации – участники проекта “Сколково” не освобождены от обязанности представлять налоговые декларации (Письма от 19.12.2011 N 03-03-06/1/832, от 24.11.2011 N 03-03-06/1/779 (п. 3)).

В то же время налоговые органы не разделяют позицию финансового ведомства. По их мнению, в период использования освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика декларации по налогу на прибыль представлять не нужно (Письма ФНС России от 15.12.2011 N ЕД-21-3/375 (п. 3), УФНС России по г. Москве от 24.08.2011 N 16-15/082365@).

Также отметим, что возможна ситуация, когда организация получает освобождение не с начала года, а в течение налогового периода. В этом случае если освобождение используется начиная с первого месяца квартала (а также при уплате ежемесячных авансовых платежей из фактической прибыли), то представить налоговую декларацию нужно только за предшествующий отчетный период. Если же освобождение применяется со второго или третьего месяца квартала, организация обязана в общеустановленные сроки представить налоговую декларацию за текущий отчетный период. При этом в декларации отражаются финансовые показатели за месяцы, предшествующие месяцу получения освобождения, т.е. за период с 1 января до 1-го числа месяца, с которого применяется освобождение (Письма ФНС России от 20.08.2012 N ЕД-4-3/13704@, от 15.12.2011 N ЕД-21-3/375 (п. 6));

– представлять документы, предусмотренные нормами гл. 25 НК РФ, за исключением перечисленных в ст. 246.1 НК РФ (пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Нужно отметить, что само по себе наличие статуса участника проекта “Сколково” не дает права на освобождение от обязанностей налогоплательщика. Так, участник проекта “Сколково” не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем начала использования освобождения, должен направить в налоговый орган по месту своего учета (п. п. 2, 4, 7 ст. 246.1 НК РФ):

– письменное уведомление об использовании права на освобождение по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2010 N 196н;

– документы, подтверждающие статус участника проекта “Сколково”;

– выписку из книги учета доходов и расходов участника проекта или отчет о финансовых результатах, подтверждающие, что объем годовой выручки не превысил 1 млрд руб.

Для последующего использования права на освобождение необходимо ежегодно не позднее 20 января представлять в налоговую инспекцию по месту учета уведомление о продлении с приложением указанных выше документов (п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

Обратите внимание!

Если участник проекта “Сколково” не представит перечисленные документы или подаст недостоверные сведения, налог за прошедший налоговый период подлежит восстановлению и уплате в бюджет вместе с соответствующей суммой пеней (абз. 4 п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

Как отмечает Минфин России, налог также следует восстановить и уплатить, если необходимые документы участник проекта представит позже установленного срока (Письмо от 20.06.2012 N 03-03-06/1/316).

Организация теряет право на освобождение в следующих случаях (п. 2 ст. 246.1 НК РФ):

1) если лишится статуса участника проекта “Сколково” – с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;

2) если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) превысит 1 млрд руб. – с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение. Объем выручки рассчитывается в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В этом случае нужно восстановить и уплатить в бюджет налог за налоговый период, в котором произошло превышение. При этом взыскиваются пени за несвоевременную уплату авансовых платежей и налога (абз. 4 п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

Примечание

О порядке определения выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) см. разд. 2.2.1.1 “Определяем сумму выручки”.

Налогоплательщик также вправе добровольно отказаться от освобождения с начала нового налогового периода. Для этого он должен направить соответствующее уведомление в налоговый орган по месту учета не позднее 1 января года, с которого он намерен реализовать эту возможность. При этом повторное освобождение такой организации впоследствии не предоставляется (п. 5 ст. 246.1 НК РФ).

В том случае, если участник проекта “Сколково” утратил право на освобождение или отказался от него, полученная прибыль может облагаться по ставке 0% (п. 5.1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо, чтобы совокупный размер прибыли, полученной участником проекта “Сколково” с начала налогового периода, в котором организация прекратила использовать право на освобождение, не превышал 300 млн руб. (п. 5.1 ст. 284 НК РФ). Совокупный размер прибыли определяется как суммы прибыли (убытка), рассчитанные по итогам каждого предыдущего налогового периода (абз. 2 п. 18 ст. 274 НК РФ).

Например, по итогам деятельности за полугодие объем выручки организации “Альфа” – участника проекта “Сколково” превысил 1 млрд руб. В связи с этим организация утратит право на освобождение от обязанностей налогоплательщика (п. 2 ст. 246.1 НК РФ). Поэтому налоговую базу за весь год, в котором ею утрачено право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, она определит нарастающим итогом (п. 18 ст. 274 НК РФ). Допустим, финансовым результатом окажется убыток в размере 50 млн руб.

Также нарастающим итогом организация будет определять налоговую базу каждого следующего налогового периода. Предположим, что в следующем году прибыль составила 150 млн руб., а в последующем – 210 млн руб.

Полученные значения организация должна суммировать (п. 18 ст. 274, п. 5.1 ст. 284 НК РФ). Совокупный размер прибыли составит 310 млн руб. (-50 млн руб. + 150 млн руб. + 210 млн руб.). Поэтому по итогам года, в котором совокупный размер выручки превысит 300 млн руб., организация “Альфа” должна уплатить налог на прибыль по общей ставке, а также пени за несвоевременную уплату авансовых платежей в течение этого года (п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

Налогоплательщики, применяющие льготную ставку 0%, обязаны вместе с декларацией по налогу на прибыль представлять в налоговый орган расчет совокупного размера прибыли (п. 6 ст. 289 НК РФ).

Примечание

Форма и Порядок заполнения расчета налоговой базы участника проекта “Сколково”, а также форма расчета совокупного размера прибыли утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2010 N 196н.

Если же организация утратит статус участника проекта “Сколково” или основания для применения нулевой ставки налога, прибыль, полученная в этом налоговом периоде, подлежит налогообложению по ставке 20%. При этом начисляются пени за несвоевременную уплату авансовых платежей и налога (п. 3, абз. 4 п. 6 ст. 246.1, абз. 2 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

В заключение отметим, что для участников проекта “Сколково” предусмотрено ограничение по переносу убытков, которые они понесли до применения освобождения. После прекращения использования освобождения такие убытки на будущее не переносятся (п. 9 ст. 246.1 НК РФ).

1.2.4. КТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

В СВЯЗИ С ПОДГОТОВКОЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ ЧЕМПИОНАТА МИРА

ПО ФУТБОЛУ FIFA 2018 Г. И КУБКА КОНФЕДЕРАЦИЙ FIFA 2017 Г.

В 2018 г. в России будет проходить финальный турнир 21-го чемпионата мира по футболу Международной федерации футбольных ассоциаций (Federation Internationale de Football Association (FIFA)).

Годом раньше на территории РФ под эгидой FIFA состоится восьмой по счету футбольный турнир среди национальных сборных – Кубок конфедераций 2017 г.

Подготовка и организация указанных спортивных мероприятий ведутся в соответствии с Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Закон N 108-ФЗ внес ряд изменений в том числе в Налоговый кодекс РФ.

Так, с 1 января 2014 г. не признаются плательщиками налога на прибыль (п. 4 ст. 246 НК РФ, п. 5 ст. 41, ч. 2 ст. 58 Закона N 108-ФЗ):

2) дочерние организации FIFA, к которым согласно п. 18 ст. 2 Закона N 108-ФЗ относятся российские и иностранные юридические лица, участвующие в мероприятиях по подготовке и проведению в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г., если выполняется хотя бы одно из условий:

– доля FIFA в уставном капитале организации составляет не менее 50%;

3) следующие иностранные организации:

– конфедерации (п. 2 ст. 2 Закона N 108-ФЗ);

– национальные футбольные ассоциации (п. 3 ст. 2 Закона N 108-ФЗ);

– производители медиаинформации FIFA (п. 23 ст. 2 Закона N 108-ФЗ);

– поставщики товаров, работ, услуг FIFA (п. 16 ст. 2 Закона N 108-ФЗ).

Отметим, что иностранные организации, которые мы перечислили в п. 3, не признаются плательщиками налога на прибыль только в отношении доходов, полученных в связи с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г. (абз. 2 п. 4 ст. 246 НК РФ, п. 12 ст. 2, п. 5 ст. 41, ч. 2 ст. 58 Закона N 108-ФЗ).

Срок действия льготы на данный момент не ограничен.

1.3. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Обязанность заплатить налог возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, нет и оснований для уплаты налога.

Для налога на прибыль объектом налогообложения признается прибыль, которую получила организация (ст. 247 НК РФ).

Что такое прибыль? По общему правилу прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами организации (ст. 247 НК РФ).

Если налогоплательщиком является иностранная организация, которая работает в России через постоянное представительство, то прибылью для нее признается разница между доходами этого представительства и его расходами (п. 2 ст. 247 НК РФ).

Если постоянного представительства у иностранной организации в России нет, то прибылью, с которой ей необходимо заплатить налог, признаются доходы, которые она получила от источников в России (п. 3 ст. 247, ст. 309 НК РФ).

Таким образом, ответ на вопрос, что же такое прибыль для целей налогообложения, может быть разным в зависимости от категории налогоплательщика, который этот вопрос задает.

Как видим, возникновение обязанности по уплате налога на прибыль непосредственно связано с такими понятиями, как доходы и расходы. Поэтому каждый налогоплательщик должен четко понимать, что такое доходы и что такое расходы для целей налогообложения, какие доходы и расходы учитываются при определении налогооблагаемой прибыли, а какие нет.

Нормативно-правовая база: Налоговый кодекс гл.25.

налогоплательщиками налога на прибыль организаций в соответствии со ст.246 НК РФ являются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ;

3) иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ.

К российским организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.

Плательщиками налога на прибыль являются любые юридические лица, у которых возникает объект налогообложения, вне зависимости от цели их создания, следовательно, ими могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Таким образом, налогоплательщиками налога на прибыль организаций в частности являются: промышленные организации, банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, бюджетные учреждения и др.

При осуществлении деятельности в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности) каждый из участников являются самостоятельным налогоплательщиком налога на прибыль. Так, согласно ст.278 НК РФ доходы, полученные от участия в совместной деятельности, включаются в состав внереализационных доходов налогоплательщиков-участников договора.

Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ, связанные с наличием этого представительства, образуют самостоятельную группу плательщиков налога на прибыль.

К иностранным организациям относятся: иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Для того чтобы иностранные организации относились ко второй группе налогоплательщиков, они должны обладать двумя следующими признаками:

1) действовать на территории РФ через постоянное представительство;

2) получать доходы от источников в РФ, в связи с наличием этого представительства.

При определении понятия «постоянного представительства» необходимо руководствоваться ст.306 НК РФ, а также соответствующими международными налоговыми договорами (соглашениями).

Отличительной чертой другой категории иностранных организаций - налогоплательщиков является то, что получение ими дохода не связано с наличием у них на территории РФ постоянного представительства. К таким доходам в частности относятся: дивиденды, процентный доход от долговых обязательств любого вида, доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности, доходы от международных перевозок, штрафы и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств и др. Данные доходы облагаются налогом, который удерживается источником выплаты.


Не являются плательщиками налога на прибыль организации, применяющие особые режимы налогообложения, которые предусматривают замену обязанности по уплате налога на прибыль уплатой специальных налогов, установленных в разделе VIII.I НК РФ:

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). (гл. 26.1)

Упрощенная система налогообложения. (гл. 26.2)

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. (гл. 26.3)

Не являются плательщиками налога на прибыль организации, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога на основании главы 26.1 НК РФ. На уплату единого сельскохозяйственного налога могут быть переведены только сельскохозяйственные предприятия, отвечающие следующим требованиям, установленным в главе 26.1 НК РФ:

производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях;

выручка которых от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, должны составлять не менее 70 процентов в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг);

не являющиеся сельскохозяйственными предприятиями индустриального типа,

Сельскохозяйственные предприятия, не отвечающие перечисленным требованиям, должны уплачивать налог на прибыль организаций в соответствии с гл.25 НК РФ в общеустановленном порядке.

Не являются плательщиками налога на прибыль соответствии с главой 26.2 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения . Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций и ряда других налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

не являются плательщиками налога на прибыльв соответствии с гл.26.3 организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по прибыли, полученной от этих видов деятельности. По прибыли, полученной от других видов деятельности, они обязаны уплачивать налог в общеустановленном порядке. С учетом этого они обязаны вести раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых в отношении различных видов деятельности к которым применяются разные режимы налогообложения.

При этом необходимо учитывать, что налогоплательщики, применяющие особый режим налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента и удержания сумм налога с доходов у источника выплаты в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Кроме организаций, уплачивающих особые налоги в рамках специальных режимов налогообложения,не являются плательщиками налога на прибыль организации, уплачивающие налог на игорный бизнес , по деятельности, относящейся к игорному бизнесу. Согласно п.9 ст.274 в налоговую базу по налогу на прибыль не должны включаться доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу.

От налогоплательщиков налога на прибыль необходимо отличать налоговых агентов. Налоговыми агентами по налогу на прибыль являются российские организации, в том числе перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство. Обязанность по удержанию налога на прибыль налоговыми агентами предусмотрена в двух случаях: а) при выплате дохода от долевого участия п.2 ст.275 НК РФ; б) при выплате доходов иностранным организациям ст.309, 310 НК РФ.

10.1 Налог на прибыль организаций

Плательщиками налога на прибыль являются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников РФ.

Коммерческие банки различных видов, получившие лицензию ЦБ РФ, Банк внешней торговли РФ, Центральный банк РФ и его учреждения;

Страховые организации, получившие лицензию на обслуживание страховой деятельности;

Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Не являются плательщиками налога на прибыль: организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности; организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности: организации, уплачивающие налоги на игорный бизнес; организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйствен-ного налога.

Объектом налогообложения признается прибыль, которая представляет собой полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Налоговая база – это денежное выражение прибыли. Следует отметить, что существуют различные модификации прибыли как по бухгалтерскому учету, так и для целей налогообложения.

При определении налоговой базы учитывается убыток, полученный налогоплательщиком в отчетном периоде, и вместо существовавшей ранее льготы по налогу на прибыль возникает перенос убытка на будущее. Он осуществляется в течение 10 лет, следующих за соответствующим годом, при этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном периоде не может превышать 30% налоговой базы.

Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Имеются особенности в исчислении налоговой базы у банков, страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг по операциям с ценным бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов. При этом:

Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

Для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов, полученных от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов, полученных при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5 процента.

2. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

1) 20 процентов - со всех доходов;

2) 10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок.

3. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки:

1) 0 процентов - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством в собственность вклада в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей.

2) 9 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями;

3) 15 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями.

4. К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

1) 15 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;

2) 9 процентов - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;

3) 0 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга РФ.

5. Прибыль, полученная Центральным банком РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов.

Расчет налоговой базы составляется предприятием самостоятельно и включает расчет следующих составляющих:

1. Периода, за который определяется база нарастающим итогом.

2. Суммы доходов от реализации, полученных в отчетном периоде.

3. Суммы расходов, произведенных в отчетном периоде, уменьшающих сумму соответствующих доходов от реализации.

4. Прибыли от соответствующей реализации.

5. Суммы внереализационных доходов.

6. Суммы внереализационных расходов.

7. Прибыли от внереализационных операций.

8. Итого налоговая база за отчетный период за минусом суммы убытка, пере
носимого на будущее.

Налоговый период по налогу на прибыль – календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются 1 месяц, 2 месяц, 3 месяц и т.д. до окончания календарного года.

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа, исходя из ставки налога на прибыль и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению. В течение отчетного периода (месяца) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи равными долями в размере 1/3 фактически уплаченного квартального авансового платежа за предшествующий квартал. Налогоплательщик может перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактической прибыли, заблаговременно уведомив об этом налоговый орган.

Сроки уплаты налога на прибыль следующие.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода.

Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых из цены сделки исключается накопленный купонный (процентный) доход, уплачивается в бюджет налогоплательщиком - получателем дохода в течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход.

Вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка от реализации не превышала 1 млн руб. в месяц либо 3 млн руб. в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ в внесены изменения. Данные изменения применяются с 1 января 2011 года и распространяются на правоотношения по налогообложению налогом на прибыль организаций доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 год и последующие периоды.

Предыдущая

Налогоплательщики. Налог на прибыль является прямым. Налогоплательщиками признаются все российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Иностранные организации уплачивают налог с доходов, полученных от источников в Российской Федерации, а российские организации – из всех источников. Такой порядок называется принципом резиденства.

Объект налогообложения. Представляет собой прибыль, полученную налогоплательщиком. Прибыль – это доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов: П = Д – P, где П – прибыль налогоплательщика, Д – доходы, Р – расходы.

Доходы налогоплательщика подразделяются на две группы:

1. доходы от реализации, представляющие собой выручку от реализации товаров (работ, услуг), а также имущественных прав;

2. внереализационные доходы, включающие все иные доходы непроизводственного характера (от долевого участия в других организациях; признанные должником или подлежащие уплате на основании решения суда штрафные санкции; арендная плата; проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам; безвозмездно полученное имущество и т.п.).

Многие виды доходов не учитываются при определении налоговой базы: доходы в виде имущества (иных средств, имущественных прав), полученного в форме залога или задатка; в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации; полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней; по договорам кредита или займа, а также в счет погашения таких заимствований; унитарными предприятиями от собственника имущества или уполномоченного им органа и др.

Расходы – это обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.Обоснованными расходами признаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, документально подтвержденными – затраты, оформленные в соответствии с действующим законодательством.

Расходы налогоплательщика:

1. связанные с производством и реализацией (материальные расходы на приобретение сырья, материалов, инвентаря, топлива, комплектующих изделий, суммы начисленной амортизации, расходы на оплату труда, ремонт, освоение природных ресурсов, научные исследования, страхование ит.п.);

2. внереализационные расходы – затраты, непосредственно не связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг). К ним, в частности, относятся расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества; проценты по долговым обязательствам любого вида; судебные расходы и арбитражные сборы; расходы на услуги банков; суммы безнадежных долгов; потери от стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных ситуаций и т.п.

Налоговая база. Представляет собой денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Исходя из этого все доходы и расходы налогоплательщика в целях налогообложения учитываются в денежной форме. При определении налоговой базы прибыль исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода. Если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток (то есть прибыль отсутствует), то налоговая база признается равной нулю.

Налоговая ставка. Общая налоговая ставка составляет 24%. При этом сумма налога, исчисленная по ставке 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет; по ставке 17,5% – в региональные бюджеты. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в размере 10% – от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок и 20% – со всех иных доходов.

Налоговый период. Составляет календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей. Налог на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода и суммы авансовых платежей по итогам отчетных периодов определяются налогоплательщиком самостоятельно на основе данных налогового учета.

Ежемесячные авансовые платежи могут исчисляться двумя методами:

1. «от достигнутого», то есть на основе начисленных ранее (в предыдущем отчетном периоде) сумм авансовых платежей;

2. исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Сроки и порядок уплаты налога. В зависимости от метода исчисления ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются:

1. при исчислении налога «от достигнутого» – не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода;

2. при исчислении налога по фактически полученной прибыли – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

Налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 28-го марта следующего года. Именно этот день установлен как последний для подачи налоговой декларации по налогу на прибыль.



error: Контент защищен !!