Минэкономразвития предложило пенсионным фондам инвестировать в инновации. Инвестиционная политика НПФ

Инвестиционная политика НПФ - это основные направления использования накопленных фондом финансовых ресурсов для обеспечения ожидаемого инвестиционного дохода при соблюдении установленных государством инвестиционных ограничений. Отсюда следует, что обоснование инвестиционной политики предполагает Аранжереев М. М., Как обеспечить достойную старость или возможности негосударственных пенсионных фондов - М.: ЭКСМО, 2006.:

Выбор стратегических целей, то есть направления инвестирования;

Формирование инвестиционных предпочтений (объектов инвестирования);

Установление инвестиционных ограничений (предельных величин количества того или иного вида активов).

Если установление ограничений является прерогативой государства или органов, осуществляющих от его имени контроль за деятельностью НПФ, то выбор инвестиционных целей и предпочтений является функцией НПФ и управляющей компанией.

Взаимоотношения между фондом и компанией регламентируются договором. Предметом договора является поручение компании действовать в качестве инвестиционного консультанта и осуществлять управление активами.

При заключении договоров между НПФ и управляющей компанией устанавливаются трастовые отношения. Компания обязуется осуществлять инвестирование аккумулированных НПФ средств в интересах участников фонда и в рамках определяемых им требований. За свои услуги по управлению активами компании получает от НПФ соответствующие комиссионные, которые обычно составляют от 3% до 7% стоимости управляемых активов.

Решающее значение для формирования инвестиционной политики НПФ имеет обоснование стратегических целей инвестирования. Они обуславливаются, с одной стороны, общей целевой направленностью инвестиционной политики фонда, с другой фактически конъюнктурой, сложившейся на финансовом рынке и ожидаемыми тенденциями ее изменениями.

Необходимость выбора целевой направленности инвестиционной политики НПФ обусловлено тем, что разные виды активов, в которые могут быть вложены инвестиционные ресурсы НПФ, отличаются по двум альтернативным параметрам Воронцовский А.Г. Инвестиции и финансирование // Спб., Питер. - 2006. - С. 298:

Эффективность;

Надежность.

Первый из них измеряется нормой доходности от инвестиций, то есть величиной дохода на единицу вложенных средств, тогда как второй - степенью риска при размещении инвестиционных ресурсов. В этом направлении имеются три возможности для характеристики применяемых стратегий Власенко А. Формирование инвестиционного портфеля НПФ. // Пенсионные фонды. - 2001. - №4. - С.24-25.:

Венчурная стратегия, при которой делается прежде всего ставка на высокодоходные направления вложений при высоких значениях риска;

Умеренная стратегия, при которой инвестор стремится к оптимальному сочетанию доходности и надежности вложений;

Консервативная стратегия, рассчитанная на минимальный риск при приемлемых уровнях доходности инвестиций.

Если в зарубежных странах большинство НПФ предпочитает умеренную стратегию, то в России наибольшей популярностью пользуется консервативная инвестиционная стратегия. Ее выбирают 53% российских НПФ, 28% проводят венчурную стратегию и лишь 19% НПФ придерживаются умеренных позиций. Это в основном объясняется тем, что нестабильные экономические и политические условия резко сужают возможность осуществлять достаточно эффективные, но малорисковые инвестиции.

При выборе стратегических целей инвестиционного процесса, формирование инвестиционных предпочтений должны учитываться в установленные государством инвестиционные ограничения.

С целью осуществления своей деятельности фонд разрабатывает правила, которые утверждаются советом фонда. В соответствии с «Законом о негосударственных пенсионных фондах»: правила фонда - это документы, определяющие порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам (пенсионные правила фонда), договором об обязательном пенсионном страховании (страховые правила фонда).

Правила фонда определяют основные обязанности и права фонда в отношении юридических и /или физических лиц перечисляющих целевые взносы, и физических лиц, в пользу которых эти взносы производятся, порядок ведения именных счетов, предлагаемые фондом варианты порядка и условий внесения целевых взносов и осуществления выплат (пенсионные схемы).

В правилах фонда должны быть регламентированы:

1. Основания для получения негосударственной пенсии;

2. Обязательства и ответственность фонда, вкладчиков и участников;

3. Порядок ведения именных (солидарных) пенсионных счетов;

4. Порядок наследования средств, отраженных на именных (солидарных) пенсионных счетах;

5. Порядок информирования вкладчиков и участников фонда о состоянии пенсионных счетов;

6. Порядок оформления договоров по соответствующим вариантам пенсионных схем.

В каждом договоре, заключаемом между вкладчиком и фондом, определены пенсионные схемы, по которым вкладчик обязуется выплачивать пенсионные взносы. В соответствии с «Законом о негосударственных пенсионных фондах»: пенсионная схема - это совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий. Существует два основных типа пенсионных схем Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Некоммерческие организации в России. - 2002.- №5.: негосударственный пенсионный фонд

1. Пенсионная схема с установленными размерами пенсионных взносов - пенсионная схема, в которой устанавливается размер пенсионных взносов и порядок их поступления, а размеры и период выплаты негосударственной пенсии устанавливается после приобретения участником права на выплату ему пенсии, исходя из пенсионных сумм;

2. Пенсионная схема с установленными размерами пенсионных выплат - пенсионная схема, в которой участникам фонда гарантируется определенный размер выплаты при условии поступления в установленном размере и порядке пенсионных взносов от вкладчиков фонда.

Требования к пенсионным схемам применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения определяются Правительством Российской Федерации.

В целях осуществления своей деятельности негосударственный пенсионный фонд производит активные и пассивные операции.

Основой пассивных операций фонда являются ресурсы, поступающие от корпораций, предприятий, а также взносы рабочих и служащих, обычно составляющие 20-30 % всех поступлений. Доля взносов колеблется по разным корпорациям, предприятиями странам. Чем мощнее и богаче корпорация, тем меньше доля взносов рабочих и служащих. Особенность накопления капитала заключается в том, что он формируется за счет взносов предпринимателей, рабочих и служащих, аккумулируемых так же, как и при страховании жизни, на довольно длительные сроки - 10 и более лет.

Основой активных операций является инвестирование активов в ценные бумаги. Почти 80% активов фондов составляют ценные бумаги частных корпораций. При этом свыше 30% активов приходится на обыкновенные акции, что позволяет фонду активно влиять на политику корпорации.

В соответствии с «Правилами инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов» активы фондов могут быть размещены в Колобаев О.М. Размещение пенсионных резервов - инвестиционная деятельность НПФ. // Пенсия. - 2000. - №11. - с.44-48.:

Ценные бумаги Правительства Российской Федерации;

Ценные бумаги органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Банковские вклады (депозиты);

Ценные бумаги других эмитентов;

Недвижимое имущество;

Валютные ценности;

Денежные средства на расчетном счете.

К ценным бумагам, в которые в соответствии с Правилами могут быть инвестированы активы фондов, относятся облигации, акции, векселя, депозитные сертификаты.

Размещение пенсионных активов осуществляется на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации в соответствии с правилами размещения пенсионных активов фондов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Предоставление займов и кредитов юридическим и физическим лицам;

Ложение в интеллектуальную собственность;

Существление торгово-посреднической, банковской и производственной деятельности;

Заключение договоров купли-продажи кроме заключаемых по перечисленным выше объектам инвестирования;

Оплата расходов по ведению дел фонда и т.п.

Понятие ликвидности означает способность пенсионных активов менять свою форму без ощутимых материальных потерь для владельца.

Понятие доходности представляет собой свойство, характеризующее доход от размещаемых активов в количественном выражении.

Понятие диверсификации означает необходимость вложений средств фондов в разнообразные источники доходов.

Запрещается инвестирование активов по следующим направлениям:

Предоставление займов (кредитов) физическим и юридическим лицам;

Вложение в интеллектуальную собственность;

Осуществление торгово-посреднической, банковской и производственой деятельности.

Активы НПФ не могут служить предметом залога и уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам гаранта. В соответствии с действующими в России нормами инвестирования активов фондов должно отвечать следующим требованиям:

В ценные бумаги Правительства Российской Федерации всех видов, за исключением дисконтных векселей, должно быть размещено не менее 30% общей суммы активов;

В целях соблюдения принципов диверсификации в один объект инвестиций, кроме инвестирования в ценные бумаги Правительства Российской Федерации, не должно быть размещено более 10% от общей суммы активов.

Активы фондов могут размещаться в ином порядке, нежели предусмотрено установленными Правилами, при соблюдении действующего законодательства Российской Федерации и по согласованию с Инспекции НПФ. При этом фонды и компании несут ответственность за выполнение Правил и соблюдении экономических нормативов надежности и платежеспособности, утверждаемых Инспекций. Действие Правил не распространяется на инвестиционную деятельность фондов в отношении собственных средств.

Контроль за соблюдением Правил осуществляется Инспекцией на основании квартальных отчетов фондов по формам, утверждаемым Инспекцией. При неисполнении предписаний Инспекции, непредставлении отчетности или представлении недостоверной отчетности Инспекция применяет к фонду санкции в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 7 августа 1995 года № 792 « Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов». Постановлением Российской Федерации от 7 августа 1995 года № 792 « Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов».

Степень финансовой устойчивости и платежеспособности НПФ и компаний по управлению их активами нуждается в постоянном отслеживании и оценке с помощью особой системы показателей.

Как известно, большинство людей в любой стране и при любом состоянии экономики мечтает о спокойной и обеспеченной старости. Но не всегда эти желания, к сожалению, совпадают с возможностями, особенно при условии, если для этого нет соответствующих политических и экономических условий.

Тем не менее, во множестве современных стран вот уже порядка более полувека с разной степенью успеха работают свои пенсионные программы и системы. Основной задачей этих государственных и частных институтов является обеспечение приемлемого уровня жизни и потребления материальных и интеллектуальных благ на всем протяжении жизни человека, в зависимости от его непосредственного вклада в развитие экономического потенциала страны.

Естественно, что не всегда и везде эти системы работают безукоризненно, но сам факт того, что в странах с развитой финансовой инфраструктурой и продолжительность жизни выше и доступность для пожилых людей практически всех возможных благ цивилизации говорит о том, что правильное понимание существа пенсионной формы обеспечения не имеет предела совершенства.

Основой такой системы, кроме собственно состояния самой экономики и национальных финансов, определяется наличием и развитием таких важных финансовых институтов, как пенсионные фонды.

По своему принципу работы они ничем практически не отличаются от , работающих на своих учредителей или акционеров. Но главное отличие пенсионных фондов состоит в том, что и учредителями (в виде правительственных или коммерческих) структур и акционерами являются сами бенефициары, т.е. будущие и настоящие пенсионеры.

Пенсионные инвестиционные фонды России, основные виды и характеристики

В настоящее время в Российской Федерации законодательством предусмотрено и разрешено функционирование двух основных видов пенсионных фондов:

  1. Учрежденный государством и находящийся под его непосредственным контролем — Пенсионный фонд России (ПФР)
  2. Не государственные пенсионные фонды , учредителями которых являются различные коммерческие структуры или отдельные предприниматели, которые на основе специальных договорных отношений (с одной стороны государство, с другой — сами граждане) осуществляют за определенное вознаграждение управление пенсионными накоплениями будущих и существующих пенсионеров.

Деятельность как ПФР, так и НПФ регламентируется довольно обширным перечнем нормативных документов (для краткости изложения нормативные документы в данной статье будут упомянуты только при необходимости) и подлежит строгому надзору со стороны специальных надзорных органов в виде ЦБ, ФСФР, ФНС.

Инвестиционная деятельность Пенсионного фонда РФ строится на правовой базе, которую составляет — Федеральный закон № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». В соответствии с ним Государственная управляющая компания, функции которой в настоящее время выполняет «Внешэкономбанк» (ВЭБ), вкладывает пенсионные накопления граждан в два инвестиционных портфеля.

Эти портфели представлены следующими видами:

  • Базовый портфель инвестирования :
  1. — облигации федерального займа (ОФЗ), долговые обязательства регионов (например, облигации Правительства г. Москвы)
  2. Корпоративные облигации российских эмитентов , по которым имеется гарантия правительства страны (например, облигации Сбербанка или Газпрома)
  • Расширенный портфель инвестирования :
  1. государственные ценные бумаги Российской Федерации;
  2. российских эмитентов, гарантированные Российской Федерацией;
  3. банковские депозиты в рублях и иностранной валюте;
  4. ипотечные ценные бумаги (например, бонды АИЖК или девелоперских групп федерального значения);
  5. облигации международных финансовых организаций (например, Еврооблигации или казначейские бумаги ФРС США)

Главной особенностью работы ПФР и его управляющей компании ВЭБа являются несколько существенных моментов, на которые стоит обратить пристальное внимание, прежде, чем сделать окончательный выбор:

  1. ПФР не несет никакой ответственности за результаты работы с пенсионными накоплениями граждан, поскольку непосредственно договорных отношений застрахованного гражданина с организацией управляющей его деньгами (в данном случае с ВЭБ) не существует. Другими словами, все риски по управлению своими пенсионными капиталами несет на себе сам инвестор, т.е. пенсионер.
  2. Будущий пенсионер может изменить управляющую компанию (т.е. ПФР на не государственный фонд) только 1раз в году и до определенного срока (до 31 декабря), подав соответствующее заявление. Правда эта опция имеет только одно достоинство – такое заявление можно сейчас подать в электронном виде через портал «Госуслуги».
  3. Другим немаловажным фактором является доходность или эффективность работы ПФР и его УК по увеличению благосостояния добропорядочного гражданина, деньгами которого они пользуются не много ни мало — порядка 30-50 лет. Для этого стоит взглянуть на представленную таблицу, где показаны результаты работы всех пенсионных фондов России за 2015 год. Как видно из нее, УК ВЭБ всего на пару процентов перекрывает официальную инфляцию, при том, что ее реальный уровень как минимум в два раза выше.

Что касается НПФ, то здесь все таки ситуация немного лучше, поскольку принцип работы НПФ построен на конкуренции в получении от ПФР доступа к управлению пенсионными активами населения. Правда наилучшую доходность, как видно из таблицы, показали только четверть УК НПФ, что в принципе является неплохой альтернативой ПФР

№ п/п Формализованное наименование управляющей компании Наименование инвестиционного портфеля
доход средняя СЧА без учета вновь переданных
сумма отношение к средней СЧА
руб. % руб.
1 АГАНА УК КОНСЕРВАТИВНЫЙ 3 711 845,27 17,04 18 695 321,48
2 АГАНА УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ 39 569 934,64 14,82 232 190 652,87
3 АК БАРС КАПИТАЛ УК 374 560 811,83 14,20 2 354 811 878,47
4 АЛЬФА-КАПИТАЛ УК 190 255 566,53 19,43 899 543 380,43
5 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УК 5 912 603,44 19,00 28 287 758,00
6 АТОН-МЕНЕДЖМЕНТ УК 140 131 517,16 18,03 723 745 885,93
7 БИН ФИНАМ ГРУПП УК 65 367 954,69 13,85 444 001 151,72
8 БКС УК ДОХОДНЫЙ 140 951 916,96 21,31 613 078 753,45
9 БКС УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ 7 077 257,05 12,56 50 592 563,56
10 БФА УК 190 312 808,57 14,39 1 244 841 990,02
11 ВТБ КАПИТАЛ ПЕНСИОННЫЙ РЕЗЕРВ УК 1 289 354 054,05 18,16 6 594 337 773,65
12 ВТБ КАПИТАЛ УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ УК 188 969 723,97 19,77 755 847 244,01
13 ВЭБ УК РАСШИРЕННЫЙ 237 339 346 805,75 12,47 1 706 232 095 262,79
14 ВЭБ УК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 2 462 859 116,00 13,36 9 549 106 024,26
15 ИНВЕСТ ОФГ УК 17 232 395,05 16,95 95 709 078,84
16 ИНГОССТРАХ-ИНВЕСТИЦИИ УК 30 342 353,59 14,66 147 620 540,33
17 КАПИТАЛЪ УК 285 707 472,92 12,55 2 077 419 157,39
18 ЛИДЕР УК 79 947 485,41 16,75 427 873 408,38
19 МДМ УК 27 118 238,09 13,11 193 724 682,14
20 МЕТАЛЛИНВЕСТТРАСТ УК 85 231 194,31 15,09 501 162 060,31
21 МЕТРОПОЛЬ УК 5 377 207,53 5,28 95 434 180,15
22 МОНОМАХ УК 14 392 684,40 23,22 53 081 608,79
23 НАЦИОНАЛЬНАЯ УК 3 382 929,17 12,67 24 765 033,87
24 ОТКРЫТИЕ УК 64 401 463,93 13,67 383 407 232,98
25 ПАЛЛАДА УК 9 609 392,78 12,06 75 821 645,02
26 ПЕНСИОННАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ УК 27 463 688,66 16,72 144 133 334,34
27 ПРОМСВЯЗЬ УК 22 377 144,58 9,52 220 850 411,52
28 РЕГИОН ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ УК 77 493 518,72 16,89 418 621 676,44
29 РЕГИОН ТРАСТ УК 158 884 649,43 13,24 1 139 699 294,72
30 РЕГИОН ЭСМ УК 21 348 171,09 24,12 84 204 961,74
31 РФЦ-КАПИТАЛ УК 157 838 726,34 10,97 1 320 400 917,65
32 СБЕРБАНК УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ УК 1 069 082 755,09 14,94 6 274 545 218,96
33 СОЛИД МЕНЕДЖМЕНТ УК 306 306 824,46 13,01 1 702 135 018,02
34 ТКБ ИНВЕСТМЕНТ ПАРТНЕРС УК 110 198 018,69 17,66 565 942 117,72
35 ТРИНФИКО УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ 5 149 705,20 13,39 34 393 318,71
36 ТРИНФИКО УК ДОЛГОСРОЧНОГО РОСТА 10 604 029,01 11,44 75 791 501,31
37 ТРИНФИКО УК КОНСЕРВАТИВНОГО СОХРАНЕНИЯ КАПИТАЛА 1 948 588,90 10,48 15 777 112,67
38 УМ УК 81 610 018,25 19,07 382 972 014,50
39 УРАЛСИБ УК 792 306 429,35 16,19 4 566 151 077,31
40 ФИНАМ МЕНЕДЖМЕНТ УК 8 528 893,77 14,44 52 954 303,04
ИТОГО 245 912 265 894,63 15,16 1 750 815 766 547,49
в т.ч. без ГУК 6 110 059 972,88 15,68 35 034 565 260,44

Если же рассматривать саму деятельность НПФ и их УК, то следует принять во внимание следующие интересные аспекты:

  1. инвестиционная декларация для пенсионных фондов, работающих вне государственной системы страхования, включает в себя более широкий перечень финансовых инструментов, чем у ВЭБа. Подход к инвестированию у НПФ построен на принципе получения высокой доходности, так как вознаграждение УК напрямую зависит от ее уровня.
  2. негосударственный пенсионный фонд, инвестиционная политика которого определяется не закрытым перечнем нормативных требований, а следованию рыночной конъектуры финансового рынка, во многом более успешна, даже при существующих рисках работы с ценными бумагами
  3. негосударственные пенсионные фонды имеют договорные отношения с каждым из своих клиентов, ведут персональный учет застрахованных лиц и поступивших на их счета сумм, т.е. они работают вплотную с самими клиентами
  4. Правилами большинства негосударственных пенсионных фондов, кроме обязательного ежегодного публичного предоставления отчетности (в некоторых продвинутых фондах это можно делать в он-лайн режиме) и информирования о состоянии пенсионных счетов, предусмотрена обязанность своевременно информировать о состоянии пенсионного счета по запросу инвестора.
  5. Персонифицированный учет позволяет фонду доводить до сведения клиентов информацию о рыночной стоимости пенсионных накоплений практически ежемесячно, что невозможно в довольно примитивной и устаревшей системе «ПФР – клиент».
  6. Кроме того, крупнейшие негосударственные пенсионные фонды имеют развитую сеть представительств и фронт — офисов практически во всех регионах страны, что позволяет обеспечить непосредственный контакт с будущими и существующими пенсионерами.

Размещение средств пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда, сформированных в соответствии с пенсионными правилами негосударственного пенсионного фонда,

  • производится исключительно в целях сохранения и прироста средств пенсионных резервов в интересах участников негосударственного пенсионного фонда.

3. Негосударственные пенсионные фонды организуют размещение средств пенсионных резервов через управляющую компанию (управляющие компании),

  • которая (которые) должна (должны) способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, обеспечить надлежащее управление переданными ей (им) фондом средствами пенсионных резервов по договорам доверительного управления.

  • обеспечения сохранности указанных средств;
  • обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;
  • определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;
  • учета надежности ценных бумаг;
  • информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;
  • прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им;
  • профессионального управления инвестиционным процессом.

Инвестирование средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов

Их обособленный учет позволяет учитывать суммы поступивших доходов, полученных от инвестирования, а также средства пенсионных накоплений и резервов нарастающим итогом. Ежедневный контроль за правильностью управления указанными средствами, законностью совершаемых сделок осуществляется специализированным депозитарием.

Размещение средств фондом, управляющей компаний невозможно до заключения договора об оказании услуг специализированного депозитария. При обнаружении нарушения специализированный депозитарий в течение одного дня обязан уведомить об этом фонд и ФСФР России, которая своим предписанием имеет право запретить фонду проведение всех или части операций, аннулировать у него лицензию, применить иные меры ответственности, установленные федеральными законами.
Деятельность по управлению инвестиционным процессом является профессиональной, т.е. выполняется юридическим лицом за вознаграждение.

Глава vi. размещение средств пенсионных резервов

Российской Федерации» и

  • не являются аффилированными лицами негосударственного пенсионного фонда, его управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и аудиторской организации, с которой заключен договор на проведение обязательного аудита.

При этом оценка имущества должна осуществляться

  • при его приобретении, а также
  • не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными актами Банка России.

Лицо, с которым заключен договор на проведение оценки имущества негосударственного пенсионного фонда, предусмотренного настоящим пунктом,

  • несет ответственность перед негосударственным пенсионным фондом за причиненные ему убытки, возникшие в связи с использованием итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном этим лицом.

Федеральный закон «о негосударственных пенсионных фондах»

Важно

Согласно стратегии Фонда совокупная доля акций не должна превышать 10% от средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов соответственно.

  • С целью контроля кредитного риска кроме законодательных требований установлены дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов в долговые инструменты определенных эмитентов/банков. Облигации и депозиты с неудовлетворительным кредитным качеством исключаются из инвестиционного процесса, а на остальные устанавливаются предельные лимиты на объем инвестирования.

Таким образом, выбранная стратегия позволяет контролировать возможные убытки в условиях высокой волатильности и обеспечивает получение устойчивого финансового потока, снижая зависимость от рыночной конъюнктуры.


С 2017 г.

Вы точно человек?

  • Инвестиционная политика
  • Инвестирование средств пенсионных резервов
  • Руководство
  • Официальная информация
  • Инвестиционная политика
    • Инвестирование средств пенсионных резервов
    • Управляющие компании
    • Специализированный депозитарий
  • Реквизиты
  • Новости и пресса
  • Вакансии

НПФ «ГАЗФОНД» осуществляет управление средствами пенсионных резервов вкладчиков и участников с 2004 года. Фонд размещает средства пенсионных резервов самостоятельно и через управляющие компании.

Требования по формированию состава и структуры пенсионных резервов устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением правительства РФ № 63 от 1 февраля 2007 г.

Инвестирование средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов

При этом оценка имущества должна осуществляться при его приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа. Лицо, с которым заключен договор на проведение оценки имущества, предусмотренного настоящим пунктом, несет ответственность перед фондом за причиненные ему убытки, возникшие в связи с использованием итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном этим лицом. 7. Фонд заключает с управляющей компанией договор доверительного управления, обязательные условия которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 8. Деятельность фондов по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений не относится к предпринимательской.
9.

Результаты инвестирования средств пенсионных накоплений нпф

Разрешается, только если они обращаются на организованных торгах и удовлетворяют требованиям, установленным Банком России, а также при их первичном размещении, если они удовлетворяют требованиям, установленным Банком России Денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;депозиты в валюте РФ и в иностранной валюте в кредитных организациях, в том числе субординированные депозиты;иностранную валюту на счетах в кредитных организациях. Разрешается только в тех кредитных организациях, которые отвечают требованиям, установленным законодательством РФ к кредитным организациям — участникам системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ Банком России могут устанавливаться дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений.

Подробности 1. Негосударственный пенсионный фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов

  • самостоятельно, а также
  • через управляющую компанию (управляющие компании).

Негосударственные пенсионные фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов

  • банковские депозиты и
  • иные объекты инвестирования, предусмотренные Банком России.

Размещение средств пенсионных резервов

  • в государственные ценные бумаги Российской Федерации,
  • банковские депозиты и
  • иные объекты инвестирования,

предусмотренные Банком России, осуществляется негосударственными пенсионными фондами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инвестирование средств пенсионных резервов нпф

Инфо

Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции) 9. Правила размещения средств пенсионных резервов, в том числе установление особенностей в зависимости от принятого фондом способа формирования и учета пенсионных резервов и порядок осуществления контроля за их размещением устанавливаются Банком России.


(п. 9 в ред.

Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 10. Фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, не вправе самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений.

(п. 10 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 410-ФЗ) 11. Результаты инвестирования средств пенсионных накоплений учитываются фондом на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года — пенсионных счетах накопительной пенсии) в порядке, установленном Банком России. (п. 11 в ред.
Фонд имеет право управлять средствами пенсионных резервов и пенсионных накоплений самостоятельно и (или) через управляющую компанию (управляющие компании). В любом случае эта деятельность проводится в соответствии с ГК РФ, комментируемым Законом, Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2007 г.
N 63 и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Комментируемая статья определяет основные принципы, в соответствии с которыми осуществляется эта деятельность. Целью формирования и управления указанными средствами является возможность фонда выполнять обязательства перед своими участниками и застрахованными лицами, т.е.

Финансовый рынок представляет собой сложноорганизо­ванный механизм с большим количеством участников и посред­ников, которые оперируя различными финансовыми инструмен­тами, обслуживают и управляют экономическими процессами.

К важнейшим финансовым инструментам, с помощью которых осуществляется распределение и перераспределение финансо­вых ресурсов, следует отнести банковские кредиты, корпоратив­ные и государственные займы, частное и государственное стра­хование. Одним из важнейших сегментов финансового рынка является рынок долевых и долговых ценных бумаг. Он позволяет государству и бизнесу значительно расширить источники фи­нансирования за рамками банковских кредитов и самофинан­сирования. С другой стороны, инвесторы благодаря существова­нию фондового рынка могут вложить свои накопленные средства в различные инвестиционные организации.

Основная задача финансового рынка привлечь инвести­ции в экономику страны. Для этого необходимо создать усло­вия для мобилизации активов и эффективной трансформации накоплений в инвестиции путем установления необходимых взаимосвязей между субъектами, которые, с одной стороны, нуждаются в финансовых средствах, и субъектами, желающи­ми инвестировать избыточные средства.

Но эффективная деятельность на рынке ценных бумаг требует от инвестора профессиональной финансовой подго­товки и немалых временных затрат на принятие обоснованных инвестиционных решений.

Таким решением является коллективное инвестирование, которое дает возможность объединить денежные средства частных инвесторов и профессиональное управление актива­ми. Из всех видов коллективного инвестирования здесь будут рассмотрены паевые инвестиционные фонды и негосудар­ственные пенсионные фонды, а также их различия в плане ре­гулирования и надзора за их деятельностью со стороны госу­дарства и общественных организаций.

Регулирование и надзор в сфере деятельности паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов

Опыт стран с развитыми финансовыми рынками показы­вает, что фонды коллективного инвестирования развиваются в двух направлениях:

Повышение надежности для вкладчиков;

Получение более высокой доходности по сравнению с другими инвестиционными организациями.

Паевые инвестиционные фонды имеют ряд преимуществ перед другими формами коллективного инвестирования:

Размер активов ПИФов законодательно не ограничен, а это позволяет управляющему фондом собрать в профессио­нальное управление неограниченную сумму активов;

Управляющий должен публиковать проспект эмиссии паев и правила фонда, что очень привлекательно для мелких инвесторов;

Инвестиции в паевой инвестиционный фонд имеют бес­срочный характер;

Пай фонда обладает статусом ценной бумаги;

Жесткие нормативные ограничения к структуре активов повышают надежность инвестирования в паевой инвестици­онный фонд;

Суммы вознаграждения и расходы регламентированы в предельных значениях.

Поэтому на сегодняшний день ПИФы - это самая пер­спективная форма организации коллективного инвестирова­ния, которая лучше всего решает вопросы сбережения и капи­тализации средств мелких инвесторов.

Закон «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года № 156-Ф3 определяет деятельность паевых инвестицион­ных фондов как «отношения, связанные с привлечением де­нежных средств и иного имущества путем размещения акций или путем заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты..., а также с управлением (доверительным управле­нием) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранени­ем инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом».

Паевые фонды

Основные отличия вложения средств в паевой инвестици­онный фонд от банковского вклада заключаются в следующем:

Кредитные организации, включая ПИФы, функциони­руют под строгим контролем Центробанка РФ;

Банковские вклады населения вместе с гарантиями их сохранности зависят от успешности функционирования Агентства по страхованию вкладов населения.

Для обеспечения защиты вкладов инвестора законода­тельство регулирует взаимодействия паевого инвестиционно­го фонда со всеми инфраструктурными звеньями, к которым относятся управляющая компания и все организации, в чьи обязанности входят управление и контроль за деятельностью ПИФа.

К таким инфраструктурным звеньям инвестиционного фонда относятся специализированные депозитарий и ре­гистратор, аудитор, оценщик. Очень важной формой адми­нистративно-правового регулирования деятельности ПИФа выступает лицензирование деятельности Управляющей ком­пании паевого инвестиционного фонда.

Важным моментом в регулировании деятельности паево­го инвестиционного фонда явилось разделение между различ­ными организациями функций контроля и управления фон­дом. В ведении управляющей компании находится портфель инвестиционного фонда, а надзор за имуществом и хранение активов осуществляет специализированный депозитарий. Функции управления и контроля осуществляют также специ­ализированный регистратор, аудитор и оценщик.

Специализированный депозитарий отвечает за хранение ценных бумаг фонда и осуществляет контроль за проведением операций со средствами ПИФа. Деятельность депозитария на­правлена на защиту интересов вкладчиков фонда.

Для инвесторов очень важной является функция контро­ля депозитария за деятельностью управляющей компании. Депозитарий контролирует следующие показатели:

Расчет стоимости чистых активов фонда и инвестици­онного пая;

Учет имущества паевого инвестиционного фонда;

Состав и структура ценных бумаг в имуществе фонда в соответствии с его Правилами.

В задачи специализированного регистратора входит веде­ние реестра вкладчиков, осуществление учета информации о владельцах паев, их долевое участие в фонде, регистрация всех приобретений, обмена, передачи и погашения паев. Реестр фонда представляет собой базу данных о фонде, о владельцах паев, о всех размещенных и выкупленных паях, о всей доку­ментации, отражающей движение и оформление всех паев инвестиционного фонда.

В функции аудитора входит независимая оценка отчетов управляющей компании.

Пенсионные негосударственные фонды

Если паевой инвестиционный фонд работает с имуще­ством, недвижимостью и некотируемыми ценными бумагами, то ему необходим независимый оценщик для представления независимого экспертного заключения о стоимости этих акти­вов.

Денежные средства паевого инвестиционного фонда, ко­торые были получены в результате деятельности управляю­щей компании, не становятся ее собственностью по той причине, что по законодательству предусмотрено разделение имущества пайщиков и имущества УК. Это повышает надеж­ность вложений пайщиков от возможных незаконных манипу­ляций с вложенными в паевой фонд средствами. К тому же ПИФ не является юридическим лицом и выступает как обосо­бленный имущественный комплекс, который управляется на договорной основе профессиональными менеджерами.

Управляющая компания по законодательству должна заключить договоры с аудиторскими компаниями о регуляр­ной и обязательной аудиторской проверке имущества фонда, бухгалтерской отчетности, стоимостей чистых активов и ин­вестиционного пая и законности сделок, совершенных с иму­ществом фонда. Ежегодный отчет о проведенных проверках управляющая компания должна направлять в ЦБ РФ.

Центробанк детально разработал нормативно-правовую базу деятельности паевых инвестиционных фондов, в частно­сти:

Установил государственный контроль за деятельностью ПИФов;

Создал многосторонний перекрестный контроль всех участников инвестиционной деятельности;

Узаконил разделение управления активами и их хране­ния;

Сформулировал требования к информации для инве­сторов для возможности - принятия ими грамотных решений;

Ликвидировал двойную налоговую нагрузку;

Усовершенствовал систему отчетности.

В настоящее время формирование нормативно-правовой базы деятельности паевых инвестиционных фондов в России практически завершено в полном объеме, что во многом опре­деляет растущую популярность данной формы инвестирова­ния.

В законе об обязательном пенсионном страховании от 01 января 2002 г. прописано введение накопительной части в пенсионную систему. Основным элементом накопительной части обязательной пенсионной системы служит инвестиро­вание средств, которые аккумулируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Это дает возможность защитить пенсионные накопления от инфляции и обеспечить такой доход от их размещения, который превышает внесенные страховые взносы. Именно поэтому очень важное значение имеют правила, которые должны соблюдаться при инвести­ровании пенсионных накоплений. Правила эти содержатся в Федеральных законах:

- «Об инвестировании средств для финансирования нако­пительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.02 № Ш-ФЗ;

- «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.98 № 75-ФЗ.

В законе №111-ФЗ прописано, что все пенсионные нако­пления находятся в собственности Российской Федерации. Поэтому он регулирует все отношения между субъектами, которые связаны с инвестированием пенсионных накоплений для осуществления выплат накопительной части страховой пенсии. Основное внимание в Законе уделяется обеспечению внутренней устойчивости системы накопительного финанси­рования пенсий и ее функционированию.

Основными субъектами, связанными с формированием и инвестированием пенсионных накоплений, являются Пенси­онный Фонд Российской Федерации, управляющие компании, специализированные депозитарии.

Участниками отношений выступают негосударственные пенсионные фонды, кредитные и иные организации, вовле­ченные в этот процесс.

По закону государственное регулирование осуществляет Министерство финансов. Контроль и надзор за инвестирова­нием пенсионных накоплений возложен на Центробанк РФ.

Законом предусматриваются меры общественного кон­троля за формированием и инвестированием пенсионных накоплений. Для этой цели создается Общественный совет. В него входят представители профсоюзов и работодателей, экс­перты рынка ценных бумаг и других общественных организа­ций и объединений.

Банком России были определены функции по норматив­но-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка. К основным направлениям деятельно­сти Банка России в сфере финансовых рынков были отнесены: улучшение регулирования и надзора, уменьшение системных рисков, содействие развитию финансового рынка, правовая за­щита мелких инвесторов и акционеров.

Таким образом, Банку России были переданы полномо­чия по защите вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов, лиц застрахованных по обязательному пенсионному страхованию.

Законодательство четко устанавливает требования к субъ­ектам и другим участникам отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений.

В первую очередь это относится к управляющим компа­ниям и депозитариям. Они не только выбираются на конкурс­ной основе на определенный срок, но и проходят регулярные аудиторские поверки.

Передача средств в Управляющие компании значительно расширяет число потенциальных объектов инвестирования, где могут быть размещены пенсионные накопления. Это дает возможность значительно повысить доходность от инвести­рования пенсионных накоплений. В то же время для защиты этих средств от возможных потерь устанавливаются ограниче­ния по объектам инвестирования, чтобы пенсионные накопле­ния размещались только в надежные активы. К таким объек­там относятся:

  1. Государственные ценные бумаги Российской Федера­ции.
  2. Акции и облигации российских эмитентов.
  3. Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в России.
  4. Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях.
  5. Ценные бумаги международных финансовых органи­заций, допущенных к обращению на территории Российской Федерации.

Размещать пенсионные накопления в другие объекты ин­вестирования прямо запрещается. По законодательству Цен­тробанк РФ имеет право вводить дополнительные ограниче­ния по использованию перечисленных активов как объектов инвестирования. Например, размещать средства в российские ценные бумаги можно только в том случае, если они имеют обращение на организованном рынке ценных бумаг.

Инвестирование в ценные бумаги зарубежных эмитентов возможно только путем приобретения паев, долей, акций в индексных инвестиционных фондах. Этот способ инвестиро­вания является наиболее надежным и низкозатратным. Но даже в этом случае законодательство устанавливает серьезные ограничения по объемам средств, которые инвестируются в зарубежные активы, и жесткие требования к выбору инвести­ционных фондов.

По законодательству, пенсионные накопления в НПФ определяются как совокупность средств, находящихся в соб­ственности фонда и предназначенных для выполнения обяза­тельств перед застрахованным лицом в соответствии с догово­рами об обязательном пенсионном страховании.

К необходимым расходам на инвестирование пенсион­ных накоплений следует отнести оплату услуг Управляющих компаний, специализированного депозитария, аудиторов, страховых компаний и других участников. Оплата необходи­мых расходов Управляющей компании производится Пенси­онным Фондом с одновременной передачей средств пенсион­ных накоплений. Порядок расчетов определяется договором доверительного управления.

Законодательство регулирует основные положения и правила заключения Договоров, связанных с этими расхода­ми. Договор со специализированным депозитарием заключа­ется на 5 лет, договор доверительного управления с Управляю­щей компанией действует не более 15 лет, а с государственной управляющей компанией - не более 5 лет.

Специализированный депозитарий и управляющие ком­пании отбираются на конкурсной основе. По результатам кон­курсов выбираются один специализированный депозитарий и несколько управляющих компаний, что дает возможность выбора и создает стимулы для их более эффективной работы.

Повышение доходности от инвестирования средств пен­сионных накоплений во многом достигается за счет расши­рения списка инструментов, в которые законодательством разрешается вкладывать средства, а также проведения более активной инвестиционной политики.

Пенсионная система Российской Федерации испытывает в настоящее время значительные трудности в области раци­онального инвестирования средств пенсионного накопления. Причиной является отсутствие достаточного количества ин­струментов, которые могут гармонично подходить по всем трем параметрам: удовлетворение законодательству, обеспе­чение хорошей доходности и сохранение сформировавшегося уровня государственных пенсионных гарантий.

В то же время коллективные инвесторы НПФ должны играть более значительную роль на рынке вторичных ценных бумаг, поскольку имеют дело с «длинными деньгами», чей инвестиционный горизонт в развитых странах достигает не­скольких десятилетий. Долгосрочные инвестиции всех других игроков финансового рынка планируются на значительно бо­лее короткие сроки.

Операции с «длинными деньгами» имеют свои особен­ности. Они заключаются в долгосрочном периоде накопления денег, в консервативной политике инвестирования средств, в обеспечении надежности вложений в НПФ, в необходимости защиты интересов и прав участников фонда, которые являют­ся будущими пенсионерами.

Нормативно-правовое регулирование и контроль за дея­тельностью паевых инвестиционных фондов и негосударствен­ных пенсионных фондов в Российской Федерации определяет порядок организационно-финансовых отношений участников коллективного инвестирования и предусматривает строгий контроль за движением финансовых ресурсов, что повышает надежность и инвестиционную привлекательность рынка кол­лективных инвестиций.

ИПАТЬЕВ Иван Романович
студент, соискатель кафедры финансовых рынков и банков Финансового университета при Правительстве Российской Федерации



error: Контент защищен !!