Народный комиссар иностранных дел ссср. Народный комиссариат иностранных дел рсфср

15 сентября г. Ходжсон передал Народному Комиссару по Иностранным Делам отпечатанный в форме ноты от Британ­ского Министра Иностранных Дел пространный документ без адреса и без подписи, датированный 7 сентября, который, по объяснению г. Ходжсона, не предназначался для опублико­вания, но получил, между тем, широкую огласку и послужил предметом обсуждения в печати.

Народному Комиссару по Иностранным Делам доста­точно было бросить беглый взгляд на полученный документ, чтобы заявить г. Ходжсону, что заключающиеся в нем обви­нения или лишены всякого основания, или основаны на лож­ных сведениях и подложных документах. Однако Народный Комиссариат по Иностранным Делам не счел нужным следо­вать примеру, преподанному Министерством Иностранных Дел Великобритании, слишком поспешно возвращающим ноты, заключающие, по его мнению, с первого взгляда ни на чем не основанные обвинения, и, стремясь к устранению вся­ких поводов к недоразумениям между Российским и Британ­ским Правительствами, с величайшей тщательностью рассмо­трел все предъявленные ему обвинения и все факты, которые могли стать почвой для означенных обвинений.

Обвиняя Российское Правительство в нарушении обяза­тельств, принятых им на себя на основании Англо-Русского соглашения от 16 марта *, английская нота ссылается на дея­тельность Российского Правительства и его представителей в странах Востока, якобы направленную против интересов Англии. Обосновывая свои обвинения, нота припутывает к делу III Коммунистический Интернационал, цитируя не­сколько докладов, якобы сделанных его «Центральному Ко­митету» членами и должностными лицами Российского Пра­вительства, как, например, гг. Сталиным, Элиава, Караханом и Нуортева, а также приведя цитату из речи, якобы произне­сенной 8 июня г. Лениным на съезде III Интернационала. Действительно, приведенные цитаты из докладов и речей образуют фон для остальных обвинений и должны служить доказательством того, что сознательно проводимая Россий­ским Правительством политика заключается в стремлении подорвать влияние Британского Правительства на Востоке и возбудить революционное движение в колониях и в зависи­мых от Великобритании странах и что русские представи­тели в своей деятельности лишь осуществляют эту политику III Интернационала, который, как утверждает нота, якобы тождествен с Российским Правительством.

Российское Правительство желает воспользоваться этим случаем, чтобы снова подчеркнуть, как оно это делало много­кратно раньше, что самый факт избрания III Интернациона­лом, по вполне понятным причинам, местопребыванием своего Исполнительного Комитета России как единственной страны, предоставляющей полную свободу распространению комму­нистических идей и личную свободу коммунистам, а также тот факт, что некоторые члены Российского Правительства как отдельные лица принадлежат к Исполнительному Коми­тету, дает для отождествления III Интернационала с Рос­сийским Правительством не больше оснований, чем отождест­вление с бельгийским и Британским Правительством II Ин­тернационала, постоянно пребывающего в Брюсселе и имею­щего в числе членов своего Исполнительного Комитета бельгийского министра г. Вандервельде и члена Британского Кабинета Министров г. Гендерсона. Кроме того, Исполнитель­ный Комитет III Интернационала состоит из 31 члена, из которых только 5 русских, причем трое из этих последних не принадлежат к составу Российского Правительства.

Однако Российское Правительство в состоянии не только формально отвергнуть обвинения, основанные на отождествлении ого с III Интернационалом, но также опровергнуть эти обвинения и по существу. Так, например, г. Сталин, ко­торый, согласно английской ноте, якобы делал различные доклады «Центральному Комитету» от имени «Восточного отдела III Интернационала» в июне 1921 г. по вопросам этого отдела, никогда не имел никакого отношения ни к III Интернационалу, ни к какому-либо из его отделов и поэтому не имел случая делать приписываемых ему докладов и никогда их не делал. Действительно, Восточный отдел пре­кратил свое существование с осени 1920 г. Точно так же ложна цитата, приписываемая г. Элиаве, который также ни­когда не работал для III Интернационала или в связи с ним и никогда не представлял никаких докладов «Центральному Комитету». Также и г. Карахан никогда не делал никаких до­кладов «О положении на Ближнем Востоке» или по другим каким-либо вопросам. Еще менее основательна ссылка на до­клад, сделанный будто бы 20 июня г. Нуортева, которого английская нота титулует «заведующим Отделом пропаганды при III Интернационале». Г-н Нуортева также никогда не выполнял каких бы то ни было функций для III Интерна­ционала, и в то время не существовало никакого «Отдела пропаганды». Более того, г. Нуортева не мог делать означен­ного доклада или каких-либо иных подобных докладов в июне 1921 г. по той простой причине, что он с марта месяца нахо­дится в тюрьме. Что касается речи, приписываемой г. Ленину, якобы произнесенной 8 июня на съезде III Интернационала, то Британское Правительство, если бы оно пожелало ознако­миться с московскими газетами, в которых печатались еже­дневно отчеты о заседаниях съезда, могло бы убедиться, что г. Ленин 8 июня не произносил речи и что в немногих произ­несенных им в разное время речах приписываемые ему фразы совершенно отсутствовали, так как они не имели никакого отношения к предмету его речей.

Совершенно ясно, что все доклады, речи и заявления, пере­численные в английской ноте, вымышлены, сфабрикованы и подделаны для какой-то цели. Они появились несколько вре­мени тому назад в различных контрреволюционных русских газетах, которые также приводили множество других доку­ментов, циркуляров и писем, якобы исходящих от III Интер­национала, различных советских учреждений или гг. Ленина, Троцкого, Чичерина, Литвинова, Преображенского или дру­гих русских, имеющих отношение к Советскому Правитель­ству. Стараясь проследить происхождение этих подложных документов, вплоть до самых источников их, Российское Пра­вительство обнаружило «Бюллетень», издававшийся в Гер­мании под названием «Ост-Информацион» анонимной груп­пой сыщиков и доставлявшийся, главным образом, контрре­волюционным газетам и тайным агентам различных правительств, которые стремятся получить секретные документы, касающиеся Советской России. Несмотря на отметку «весьма секретно», бюллетень не только не скрывает, а прямо печа­тает адрес типографии (А. Винсар, Вильгельмштрассе, 11, Берлин, S. W. 48), и в одном из номеров указаны название и адрес его банка (Вестерхаген и К 0 , Потсдамерштрассе, 127, Берлин; приложение I)*, куда надлежит направлять подпис­ные деньги. Г-ну Ходжсону были показаны в Комиссариате по Иностранным Делам подлинные номера этого бюллетеня, при этом к настоящей ноте прилагаются фотографические снимки с некоторых страниц бюллетеня. Именно в этом са­мом бюллетене публикуется большинство подложных сенса­ционных документов, как-то: инструкции, циркуляры, част­ные письма, признания и т. д. советских вождей. Вероятно, из этого источника была почерпнута ложная информация о Со­ветской России и о советских лидерах, появившаяся в офи­циальном докладе Парламентского комитета, возглавляемого лордом Эммоттом. Особенно заслуживает сожаления то об­стоятельство, что такие вымышленные доклады и речи нашли себе место в официальной ноте Британского Министерства Иностранных Дел в качестве основы для обвинений против Правительства дружественной страны. Совершенно очевидно, что не простым совпадением является тот факт, что большин­ство апокрифических докладов и речей Сталина, Элиавы, Нуортевы, Карахана и Ленина напечатаны в бюллетене гер­манских сыщиков практически в тех выражениях, в каких они цитируются в британской ноте, как, например, доклады, приписываемые Элиаве (приложение II), Нуортеве, Карахану (приложение III), или речь, якобы произнесенная Лениным (приложение IV).

Советское Правительство ясно сознает, что Британское Министерство Иностранных Дел введено в заблуждение шай­кой профессиональных фальсификаторов и мошенников и что если бы оно знало, из каких сомнительных источников в дей­ствительности исходят его сведения, то нота от 7 сентября никогда не была бы написана.

Российское Правительство еще не имело возможности об­наружить источник столь же ложной информации Британ­ского Правительства относительно остальных обвинений, которые упомянуты в ноте от 7 сентября под заголовком «Ин­дия», «Персия», «Туркестан», «Ангора» и «Афганистан» и ко­торые также в значительной степени базируются на выше­указанных несуществующих докладах и речах. Но оно желает самым категорическим образом заявить, что с мо­мента заключения Англо-Русского соглашения оно не имело сношений, ни прямых, ни косвенных, с г. Чаттопадхайя или с какими-нибудь другими революционерами Индии; что не су­ществует никакой пропагандистской школы в Ташкенте в целях подготовки эмиссаров для Индии; что оно никогда не имело никаких отношений с д-ром Гафизом и ничего не знает о его заводе бездымного пороха. Однако верно то, что один индус, который предложил Советскому Правительству орга­низовать торговлю оружием в Кабуле, был арестован как агент-провокатор и все еще содержится в тюрьме. Советское Правительство совершенно определенно слагает с себя вся­кую ответственность за действия в Кабуле Джемаля-паши, ко­торому никакого содействия оказано не было. Переход рус­ской границы по дороге в Афганистан уроженцами Индии или лицами, принадлежащими к другой национальности, яв­ляется не большим нарушением Англо-Русского договора, чем гостеприимство и свобода передвижения, которые предо­ставлены в Англии значительному числу контрреволюцион­ных заговорщиков.

Далее Советское Правительство желало бы отметить, что содержащееся в британской ноте заявление, будто бы оно пыталось воспрепятствовать соглашению ангорского прави­тельства с Британским Правительством, лишено всякого осно­вания, так же как и утверждение, что Советским Правитель­ством будто бы сконцентрированы значительные силы на гра­ницах Анатолии. Это обвинение тем более лишено основания, что Народный Комиссариат по Иностранным Делам еще совсем недавно оказал существенное содействие встрече бри­танского официального агента с турецким послом в Москве, предоставив им возможность обсудить имеющиеся между их правительствами разногласия.

Если бы Британское Министерство Иностранных Дел рас­полагало более точной информацией и имело бы в руках по­длинные русские документы, оно узнало бы о строгих ин­струкциях, данных после заключения Англо-Русского согла­шения Российским Правительством его представителям на Востоке**, которыми последним предписывалось воздержи­ваться от всякой антибританской пропаганды и сообразовать свою деятельность с новыми отношениями, создавшимися ме­жду Российским и Британским Правительствами после под­писания Соглашения. Российское Правительство не имеет оснований полагать, что его представители действуют не в со­ответствии с инструкциями и что они не ограничиваются лишь защитой российских интересов, не нарушая интересов Велико­британии. Верное своему принципу права всех народов на самоопределение, Советское Правительство и его представи­тели с величайшим уважением относятся к независимости государств Востока, отказавшись от всех преимуществ и усту­пок, силою вынужденных у них царским правительством, и оказывая даже небольшую материальную и денежную по­мощь, исправляя тем самым несправедливости, причиненные им дореволюционной Россией. Российскому Правительству непонятно, каким образом помощь, оказанная Афганистану совершенно открыто, на основании Договора, о котором Бри­танское Правительство было оповещено г-ном Красиным, мо­жет истолковываться как недружелюбный по отношению к Великобритании акт. Обвинения, выдвинутые в этом случае Британским Правительством, либо неопределенны и несу­щественны, или же опираются на совершенно вымышленные факты, как, например, сообщение об образовании г-ном Ротштейном революционного комитета в Тегеране или о его по­пытках добиться отставки афганских представителей, кото­рые, в действительности, им высоко ценятся и пользуются его личной дружбой.

Можно допустить, что в некоторых случаях представители Российского Правительства могли бессознательно нарушить британские интересы, не зная в точности, в чем они заклю­чаются. Следует вспомнить, что во время переговоров об Англо-Русском соглашении именно Российское Правитель­ство не раз требовало полного обсуждения данных вопросов и точного определения взаимных обязательств и что оно это делало с единственной целью, как это было указано во всех его нотах, устранить на будущее время любые недоразуме­ния, вытекающие из неопределенности их обязательств, и что именно Британское Правительство настаивало на заключении соглашения путем обмена радиотелеграммами и на сведении взаимных обязательств до неопределенной формулы. Тем не менее, Российское Правительство сделало все, что было в его силах, для точного выполнения всех принятых им на себя обя­зательств и стремилось избегать всяких поводов к трениям и недоразумениям; но оно, конечно, не могло помешать зло­умышленникам подделать документы и вводить таким обра­зом в заблуждение Британское Правительство. Оно не могло ожидать, что Британское Министерство Иностранных Дел найдет возможным воспользоваться такими документами с целью дискредитировать Российское Правительство и поста­вить под сомнение лояльное выполнение принятых им на себя обязательств.

Российское Правительство, с своей стороны, считает себя вынужденным отметить, что позиция, занятая по отношению к России Британским Правительством за последнее время, от­нюдь не имела дружественного характера. Арест британскими властями в Константинополе целого ряда российских торго­вых представителей и высылка их оттуда без предъявления им каких-либо обвинений, совместная с французским прави­тельством деятельность в так называемом «русском вопросе», постоянная поддержка французских планов, имеющих целью воспрепятствовать всем попыткам различных стран и между­народных организаций оказать помощь голодающему насе­лению России, и, наконец, самое предъявление британской ноты от 7 сентября с заключающимися в ней серьезными обви­нениями, основанными исключительно на вымышленных фак­тах и непроверенных сведениях, полученных из сомнительных источников, в то время, когда Франция побуждала Польшу и Румынию объявить войну России, не являются такого рода фактами, которые заставили бы Российское Правительство верить в искреннее желание Британского Правительства культивировать дружественные отношения между народами и Правительствами обеих стран.

Британскому Правительству хорошо известна готовность Российского Правительства дружественным образом обсу­дить наилучшие способы и средства к устранению всех пре­пятствий на пути к установлению нормальных отношений, и когда Британское Правительство вместо того, чтобы прибе­гать к необоснованным обвинениям, имеющим целью под­вергать сомнению добросовестность Российского Правитель­ства и препятствовать другим народам заключать соглаше­ния с Россией, со своей стороны, проявит одинаковую готов­ность улаживать разногласия деловым путем, оно увидит и со стороны Российского Правительства такую же готовность идти ему навстречу.

Заместитель Народного Комиссара

по Иностранным Делам

Максим Литвинов

Печат. по арх. Опубл в газ. «Известия»

* Приложения не печатаются.

1. НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ РСФСР ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ

Наркомат по инделам РСФСР НКИД РСФСР (1917-1922 гг.)

Начал функционировать фактически лишь с ноября (середины - конца) 1917 г. из-за саботажа чиновников старого аппарата МИД России.

В течение ноября реорганизация аппарата НКИД была проведена Н.Г. Маркиным (1893-1918 гг.), матросом Балтфлота, членом РКП (б) с 1916 г., который как контролер НКИД взял на себя груз всей черновой работы по чистке и созданию режима нормальной работы НКИД, освободив Л.Д. Троцкого от этой трудной функции. Н. Г. Маркин провел и первое опубликование секретных (тайных) договоров царской России с Антантой.

Наряду с центральным аппаратом НКИД в Москве были открыты представительства уполномоченных НКИД в Петрограде, Архангельске, Ташкенте по поддержанию отношений с местными правительствами и зарубежными странами соответствующих регионов. Так, Петроград сносился с Финляндией и Эстонией, Архангельск - с Норвегией, Ташкент - с Бухарой, Хивой. В 1919 г. были открыты первые постпредства в Швейцарии и Германии, генконсульства в Берлине, Стокгольме, Вене, Иране, Афганистане, в 1920 г. в Турции, Финляндии, Латвии, Литве, Эстонии были открыты полпредства и торгпредства.

Центральный аппарат НКИД РСФСР (1917-1922 гг.)

2. Заместитель наркома.

3. Секретариат НКИД.

4. Отделы НКИД по региональному признаку:

а) Отдел Запада (с 1921 г. - Политический отдел по делам Запада. В него входили страны Западной, Южной и Северной Европы, атакже все западные соседи СССР - лимитрофы Прибалтики и Польша);

б) Отдел Средней Европы (в него входили страны Центральной Европы - Германия, Австрия, Венгрия, Чехословакия);

в) Отдел нейтральных стран;

г) Румынский отдел;

д) Украинский отдел;

е) Отдел Востока.

5. Отделы по отраслям дипслужб:

а) Экономико-правовой отдел;

б) Отдел виз;

в) Отдел дипкурьеров;

г) Информационное бюро.

6. Временный отдел по особым проблемам:

Бюро по делам военнопленных.

7. Административно-хозяйственная часть;

а) Отдел личного состава;

б) Финансовый отдел;

в) Отдел денежных ссуд и переводов;

г) Хозяйственный отдел.

2. НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР (1923-1940 гг.)

Наркоминдел СССР

НКИД СССР

Был реорганизован из НКИД РСФСР 6 июля 1923 г. На IV сессии ЦИК СССР было утверждено Положение о НКИД СССР, заменившее прежнее Положение о НКИД союзных республик (12 ноября 1923 г.) (см. Вестник ЦИК, СНК и СТО.- 1923-1924. - № 10.-С, 299).

Центральный аппарат НКИД СССР (1923-1940 гг.)

1. Нарком (народный комиссар).

2. Два-три заместителя наркома.

3. Коллегия наркомата (10 чел., не более) (коллегия существовала до 1934 г., в 1934-1938 гг. была упразднена, в 1938 г. - возобновлена).

4. Секретариат.


Региональные отделы НКИД (по странам):

а) 1-й Западный отдел (Прибалтика, Скандинавия, Польша);

б) 2-й Западный отдел (Центральная Европа, Балканы);

в) 3-й Западный отдел (США, Англия, Франция, Бельгия, Италия, Испания и все испаноязычные страны Южной Америки);

г) 1-й Восточный отдел (Ближний и Средний Восток, Турция, Иран, Афганистан, Йемен, Неджд и др.);

д) 2-й Восточный отдел (Дальний Восток - Китай, Япония и др.).


Отделы по отраслям деятельности:

а) Отдел печати;

б) Правовой отдел;

в) Консульский отдел;

г) Протокольный отдел;

д) Экономическая часть (вопросы экономических отношений).


а) Отдел кадров;

б) Финансовый отдел;

в) Хозяйственный отдел (АХО);

г) Отдел по учету государственных имуществ;

д) Учебный отдел;

е) Литиздат НКИД. Существовал фактически с 1923 по 1934 г. Устав Литиздата НКИД был утвержден 18 мая 1927 г.


Реорганизация НКИД РСФСР в НКИД СССР состояла не только в перестройке и расширении центрального аппарата в Москве, но и в том, что НКИД СССР с 6 июля 1923 г. брал в свое ведение руководство теми сношениями с зарубежными странами, с которыми устанавливали дипотношения союзные республики помимо РСФСР и с которыми эти республики вели дела до своего вступления в Союз ССР.

Так, УССР имела отношения с Польшей, Германией, Австрией, Италией, Чехословакией, Турцией; БССР - с Польшей, Германией; ЗСФСР - с Германией, Турцией; Грузия - с Чехословакией.

Тем самым СССР еще до «эры признания» вступил в отношения с Германией, Польшей, Турцией, Чехословакией, Австрией, Италией, Ираном.

В 20-30-х гг., накануне второй мировой войны, НКИД СССР в основном сохранял вышеуказанную структуру, но в его крупных подразделениях - отделах - началось разукрупнение в связи с ростом объема работы, происходившим вслед за полосой признания СССР в 1924 г.

К началу 1924 г. СССР имел дипломатические отношения с 10 государствами, с теми, с которыми непосредственно граничил: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Ираном, Монголией, Афганистаном, а из непограничных стран - с одной лишь Германией. За 1924 г. были установлены отношения с 12 государствами: Англией, Италией, Австрией, Швецией, Норвегией, Данией, Грецией, Францией в Европе, а из азиатских - с Китаем, Японией, Хиджазом (Аравией) и в Америке - с Мексикой.

Первая реорганизация структуры центрального аппарата НКИД была предпринята в 1925 г. Она учитывала происшедшие изменения и шла по линии количественного увеличения подразделений центрального аппарата путем механического преобразования ряда подотделов в самостоятельные отделы. Так, например, подотдел Скандинавских стран в составе 1-го Западного отдела НКИД был преобразован в самостоятельный отдел Скандинавских стран, а подотдел стран-лимитрофов был «поднят» до ранга Отдела Прибалтийских стран. Аналогичные перемены происходили и в других крупных отделах.

Такое положение, т. е. новое структурное деление НКИД, сформированное в 1925 г., сохранялось до 1934 г. неизменным.

В годы мирового экономического кризиса обнаружились некоторые новые сдвиги в международных отношениях: увеличилось число стран, с которыми СССР установил дипломатические отношения, произошла перегруппировка стран на международной арене, изменилось соотношение сил между отдельными группами стран, сложилась иная расстановка сил в капиталистическом мире. Все эти перемены были учтены при корректировке соотношения между отделами НКИД и отчасти нашли отражение в изменении личного состава и даже в смене названия некоторых отделов, но основа структуры НКИД, заложенная в 1925 г., оставалась незыблемой. Более явной, более видимой стала лишь ориентация на Европейские отделы как на основное поле деятельности советской дипломатии, что объяснялось двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что главный узел напряженности находился в Европе в связи с созданием фашистской Германии и ростом внешнеполитической активности фашистских государств, и, во-вторых, тем, что США и находившиеся в орбите американской политики страны Северной и Южной Америки фактически устранялись от участия в международной жизни Европы (изоляционизм) и одновременно продолжали занимать враждебную позицию в отношении СССР: к 1933 г. лишь одни США из числа крупных капиталистических держав продолжали отказываться от признания СССР и от установления с нашей страной нормальных дипломатических отношений. Такое признание последовало 16ноября 1933 г., и это вызвало необходимость создания в Центральном аппарате НКИД особого Североамериканского отдела.

За этими частными исключениями структура НКИД вплоть до второй мировой войны не подвергалась серьезным изменениям.

Реорганизации НКИД были предприняты трижды в течение второй мировой войны в связи созначительными изменениями в международной обстановке: в 1939 г., в 1941 г. и в 1944 г. Суть этих реорганизаций состояла в переформировании Европейских отделов таким образом, чтобы они в каждый конкретный исторический момент отвечали по своему составу стран той реальности, которая складывалась на политической карте Европы. Последняя реорганизация 1944 г. учитывала те изменения на мировой арене, которые вытекали из разгрома гитлеровской Германии и из договоренностей СССР с союзниками по антифашистской коалиции. Учитывалось изменение роли малых стран в Европе, их региональное тяготение, что повлекло увеличение числа Европейских отделов.

Послевоенная организация Германии, предстоящее создание ООН, выход на международную арену национально-освободительных движений - все это нашло отражение в структуре МИД, который пришел на смену НКИД в 1946 г. и подготовка к реорганизации которого была начата в 1944 г. Одновременно 1 февраля 1944 г. был принят закон СССР о праве союзных республик вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, В связи с этим в республиках были образованы национальные министерства иностранных дел, правда, носившие первое время несколько формальный характер. В первую очередь собственные МИД обрели Украина и Белоруссия, являвшиеся членами ООН, а также республики Закавказья - Грузия, Армения и Азербайджан.

В 1953 г. в МИД произошли новые изменения. Прежде всего началось укрупнение Европейских отделов, их общее число сократилось, и Европа как регион вообще с этих пор стала составлять более скромную часть внешнеполитических проблем МИД СССР. Новым моментом в структуре МИД стало расширение подразделений, занимающихся проблемами Америки (Северной и Южной), Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки (особенно с 1960 г.) и Дальнего Востока, а также возникновение проблемных оперативных отделов.

Результатом всего этого процесса стала новая структура МИД СССР, сложившаяся к 1955 г. и окончательно утвердившаяся после XX съезда КПСС. Она целиком отвечала тому состоянию международных отношений, которое существовало к 1956 г. Именно эта структура МИД сохранялась практически без существенных изменений в течение 30 лет - до 1986 г.

3. МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР (с середины 50-х гг., после XX съезда КПСС)

Центральный аппарат МИД

1. Министр иностранных дел.

2. Первые заместители министра (число их не фиксировалось заранее, назначались по обстановке и надобности), обычно не более двух-трех.

3. Заместители министра (в количестве пяти-семи).

4. Члены Коллегии МИД (от трех до шести человек).

5. Генеральный секретарь МИД.

В совокупности эти пять категорий должностных лиц МИД составляли Руководство МИД СССР.

Министр утверждается Верховным Советом СССР. Назначается и освобождается от должности по представлению Председателя Совета Министров Президиумом Верховного Совета СССР с последующим внесением Указа Президиума на утверждение Верховного Совета СССР (объединенных палат, на пленарном заседании). Министр единолично отвечает за руководство министерством.

Коллегия назначается Советом Министров СССР, в ее состав входят министр, его первые заместители, заместители и несколько членов Коллегии, в том числе Генеральный секретарь. Коллегия - совещательный орган при министре. Если Коллегия не согласна с министром, то она (ее члены каждый отдельно) имеет право апеллировать в Совет Министров о своем несогласии. Но министр все равно осуществляет, проводит свое решение, одновременно сообщая Совету Министров, что Коллегия с этим его решением не согласна.

Вспомогательные и совещательные органы при Руководстве МИД:

советники при министре (число их в разное время различно, чаще всего шесть-семь из числа послов с большим стажем дипломатической работы);

Генеральный секретариат (основные функции: контроль, проверка исполнения во всем аппарате МИД, информация посольств и миссий СССР за рубежом по всем вопросам внутренней и внешней политики СССР, организация делопроизводства и всей внутренней оперативной работы МИД).

Оперативные дипломатические отделы МИД

1. Территориальные отделы (всего 12 отделов):

1) 5 европейских отделов:

а) 1-й Европейский;

б) 2-й Европейский;

в) 3-й Европейский;

г) 4-й Европейский;

д) 5-й Европейский.

2) Отдел Скандинавских стран (ОСС) - Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия. Вопросы, касающиеся Свальбарда (Шпицберген) и выполнения договора о демилитаризации Аландских островов. Вопросы, затрагивающие Полярный бассейн и Гренландию;

3) Отдел стран Америки (ОСА) - США и страны Латинской Америки: Центральной, Карибского бассейна и Южной;

4) Отдел стран Ближнего Востока (ОБВ);

5) Отдел стран Среднего Востока (ОСВ);

6) Отдел Юго-Восточной Азии (ОЮВА);

7) Отдел стран Африки (ОА);

8) Дальневосточный отдел (ДО).

2. Функциональные отделы (всего 6):

1) Консульское управление;

2) Протокольный отдел;

3) Отдел печати (все вопросы печати внешней ивнутренней в аспекте внешней политики);

4) Отдел международных организаций;

5) Отдел международных экономических организаций;

6) Договорно-правовой отдел.

Оперативные недипломатические отделы:

1) Управление кадров;

2) Отдел дипломатической связи (дилпочта);

3) Архивное управление (АУ), Комиссия по изданию дипломатических документов при АУ;

4) Центральная научная библиотека МИД (ЦНБ);

5) Управление учебными заведениями:

а) Высшая дипломатическая школа (ВДШ);

б) Московский государственный институт международных отношений (МГИМО);

в) Курсы иностранных языков - школа переводчиков;

г) Техкурсы (секретари, делопроизводители, машинистки).

Административно-хозяйственные отделы:

1) Управление делами;

2) Валютно-финансовое управление;

3) Управление по делам обслуживания дипломатического корпуса (УПДК).

4. МИД СССР В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ

В 1988-1989 гг.структура МИД претерпела резкие изменения: были созданы новые управления, отделы, подразделения. В результате к декабрю 1989 г. МИД имел следующую структуру, которая, однако, не продержалась неизменной и года (до декабря 1990 г.).

Руководство:

Министр, его первый заместитель и 11 заместителей - всего 13 чел. В состав руководства входит также Коллегия МИД, состоящая из предыдущих 13 человек, которые входят в нее по должности, и из 13 человек, как правило, начальников управлений (но далеко не всех) и начальников некоторых отделов. Поскольку член Коллегии - это не штатное, а престижное должностное поручение, то ни сама Коллегия, ни число ее членов, ни тем более указание на совмещаемые ими основные их должности в официальный перечень личного состава МИД не входят. Не каждый начальник управления и далеко не каждый заведующий отделам является членом Коллегии, а главное - не обязательно члены Коллегии должны представлять одни и те же подразделения МИД в любой данный момент. Назначение членом Коллегии зависит как от складывающейся международной конъюнктуры, от важности того или иного отдела или управления, так и от личных качеств того или иного руководителя управления (так, на 1 июля 1991 г. в состав Коллегии МИД входили (кроме министра и его заместителей):

1) начальник общего секретариата;

2) начальник управления стран Восточной Европы;

3) зав. 3-м европейским отделом;

4) начальник управления кадров;

5) начальник управления оценок и планирования;

6) начальник управления по работе с совпосольствами;

7) начальник управления информации;

8) начальник управления государственного протокола;

9) председатель Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО;

10) руководитель научно-координационного центра;

11) ректор Дипломатической академии;

12) ректор МГИМО;

13) главный редактор журнала «Международная жизнь»).

В состав руководства входит также и постоянный представитель СССР в ООН. Как правило, начиная с середины 60-х годов это - один из заместителей министра иностранных дел, и он уже как таковой, по должности, входит в состав Коллегии. Таким образом, в целом руководство МИД - это коллектив в 26 человек.

К этому коллективу примыкают в качестве консультантов иисполнителей наиболее важных поручений руководства МИД и правительства СССР советники министра, число которых не всегда строго зафиксировано, но которое не превышает 10 человек, чаще всего - 8, а также послы по особым поручениям-10 человек, т. е. еще 18-20 человек с совещательным голосом при решении важных дел руководства. Эти почти полсотни человек и составляют мозг и сердце МИД СССР. Координирует и обеспечивает бесперебойность работы МИД:

Общий секретариат:

начальник;

2 заместителя;

заведующий приемной МИД

и штат технических сотрудников.

В состав главных оперативных дипломатических органов МИД входят:

3 Европейских отдела:

1-й Европейский (романские страны Южной Европы);

2-й Европейский (Скандинавские и нейтральные страны);

3-й Европейский (Германия, Австрия);

9 региональных управлений , построенных по страноведческому принципу:

Управление социалистических стран Европы;

Управление США и Канады;

Управление латиноамериканских стран;

Управление стран Ближнего Востока и Северной Африки;

Управление стран Среднего Востока;

Управление социалистических стран Азии;

Управление стран Южной Азии;

Управление стран Тихого океана и Юго-Восточной Азии;

Управление стран Африки;

9 отраслевых управлений - по традиционным для МИД отраслям дипломатической службы:

Консульское управление;

Историко-дипломатическое управление (архивы МИД);

Международно-правовое управление (юридическое);

Управление информации {пресса, радио, ТВ);

Управление по культурным связям и Секретариат Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО;

Управление международных организаций;

Управление по работе с советскими посольствами;

Управление государственного протокола;

Управление международных экономических отношений.

Новым явлением в структуре МИД является расширение работы проблемных подразделений и создание в связи с этим проблемных отделов и управлений . Таковы 4 управления и 2 отдела:

Управление по проблемам ограничения вооружений и разоружения;

Управление оценок и планирования;

Управление по международному гуманитарному сотрудничеству н правам человека;

Управление по вопросам международного научно-технического сотрудничества;

Отдел по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе;

Отдел по вопросам Движения неприсоединения.

Вновь были созданы также 2 отдела по связям МИД СССР с внутрисоюзными государственными структурами :

Отдел по связям с Верховным Советом СССР и межпарламентскому сотрудничеству;

Отдел по союзным республикам.

Значительно разрослись к приняли многообразные формы те подразделения МИД СССР , которые прежде занимались вопросами науки, учебных заведений, издательской деятельности и подготовки личного состава МИД :

Главное управление кадров и учебных заведений;

Научно-координационный центр;

Дипломатическая академия;

Московский государственный институт международных отношений;

Редакция журнала «Международная жизнь».

Преобразовались и вспомогательные традиционные подразделения :

Управление переводческого обеспечения и резерва международных организаций;

Отдел днпломатнческо-курьерской связи;

Отдел информатики и организации труда.

Бывшая АХЧ и административно-хозяйственные отделы также приняли более внушительный вид в связи с резким изменением объема и характера хозяйственных дел, которыми стал заниматься МИД:

Управление делами МИД;

Валютно-финансовое управление;

Управление капитального строительства и эксплуатации загранобъектов МИД СССР;

Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД СССР.


МИД СССР помимо своего центрального аппарата в Москве имеет традиционно также свои представительствав ряде городов СССР , перечень которых неоднократно менялся начиная с 1918 г. в зависимости от складывавшихся обстоятельств.

В 1990 г. МИД СССР имел представительства в следующих городах СССР:

1. В Санкт-Петербурге (традиционное, с 1918 г.)

2. В Батуми (открыто в послевоенные годы)

3. В Находке (традиционное)

4. В Одессе (традиционное)

5. В Сыктывкаре (Коми АССР) (открыто в 60-70-е гг. в связи с созданием в Коми АССР Болгарской лесозаготовительной концессии, фактически занимающей территорию всего обширного Удорского района, по площади равного Бельгии).

6. 18 нояб. 1991 г. МИД России открыл свое представительство в г. Биробиджане (Еврейская автономная республика). Представительству предоставлено право оформлять документы на выезд за рубеж и принимать иностранные делегации.


После событий 19-21 авг. 1991 г. (путч ГКЧП) начатая еще летом реорганизация МИД СССР приняла совершенно иное направление - по линии сокращения аппарата МИД и персонала посольств. А в нояб. 1991 г. было решено создать вместо МИД Министерство внешних сношений, что и произошло 4 нояб. 1991 г. на заседании Госсовета СССР.

Госсовет заслушал, обсудил и принял решение по докладу министра иностранных дел Б. Д. Панкина «Об основах дальнейшей деятельности МИД СССР и его радикальной реорганизации». В результате Госсовет пришел к выводу о необходимости сократить личный состав МИД СССР на одну треть, преобразовать его отделы и управления, а также изменить само наименование министерства, назвав его Министерством внешних сношений. Основное новшество в преобразовании МИД в МВС состоит в том, что помимо внешнеполитических функций ему были приданы функции Министерства внешнеэкономических связей - с учетом перехода к рыночным принципам как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами. Советские торгпредства, существовавшие за границей, должны были быть упразднены и заменены торгово-экономическими отделами в советских посольствах. Центральный аппарат МИД должен был быть сокращен «побольше 30 %» (компромиссная формулировка Б. Н. Ельцина), а персонал посольств за рубежом - весьма сильно (в зависимости от конкретных условий в отдельных странах), но в то же время должен был быть дополнен представителями отдельных республик и торгпредами, так что общее сокращение не превысило бы трети.

Однако все эти мероприятия не успели осуществиться, так как 8 декабря 1991 г. решением президентов трех славянских республик - России, Беларуси и Украины был принят акт об аннулировании действия договора 1922 г. о создании Союза ССР, и СССР таким образом и фактически, и формально прекратил существовать как государственный организм унитарного государства. Его правопреемниками стали первоначально три республики, заключившие соглашение о создании совершенно нового Союза Независимых Государств, присоединение к которому открыто для всех бывших республик СССР (как союзных, так и автономных) и которое не имеет центра, стоящего над ним, а координирует свои действия и мероприятия посредством договоренностей и взаимного обсуждения всех возникающих проблем. Координационным центром СНГ определен г. Минск в Беларуси. Все эти события сняли вопрос о существовании надреспубликанских учреждений, в том числе и МВС СССР, которое фактически должно было прекратить свое существование как союзный внешнеполитический орган.

Таким образом, в декабре 1991 г. практически закончилась история существования центральных ведомств внешней политики в общесоюзном государстве.

С момента своего зарождения (1537 г.) и до дня своей «кончины» (1992 г.) единые централизованные органы управления внешней политикой государства в нашей стране просуществовали 455 лет, или немногим менее половины тысячелетия.

II. РУКОВОДИТЕЛИ СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ (1917-1991)

1. НАРОДНЫЕ КОМИССАРЫ РСФСР ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ

26.10.(8.11.)1917-13.3.1918 – Троцкий (Бронштейн) Лев Давидович

9.4.1918-6.7.1923 – Чичерин Георгий Васильевич (нарком с 30.5.1918)

2. НАРОДНЫЕ КОМИССАРЫ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

6.7.1923-25.7.1930 – Чичерин Георгий Васильевич

25.7.1930-4.5.1939 – Литвинов (Валлах) Максим Максимович

4.5.1936-15.3.1946 – Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович

3. МИНИСТРЫ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

15.3.1946-4.3.1949 – Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович

4.3.1949-7.3.1953 – Вышинский Андрей Януарьевич

7.3.1953-24.12.1956(?) – Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович

2.6.1956-14.2.1957 – Шепилов Дмитрий Трофимович

15.2.1957-16.7.1985 – Громыко Андрей Андреевич

16.7.1985-20.12.1990 – Шеварнадзе Эдуард Амвросиевич

21.12.1990-15.1.1991 – в Правительстве СССР пост мининдел оставался вакантным

15.1.-23.8.1991 – Бессмертных Александр Александрович

с 28.8.1991 – Панкин Борис Дмитриевич

9.9.1991 – Коллегия МИД СССР объявляет о самороспуске.

) года с качестве Народного комиссариата по иностранным делам и входил в число первых народных комиссариатов, образованных в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров».

30 декабря 1922 года Первый съезд Советов СССР принял Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Вторая сессия ЦИК СССР утвердила 6 июля 1923 года Конституцию СССР , согласно статей 49 и 51 которой был образован НКИД СССР .

12 ноября 1923 года 4-я сессия ЦИК СССР утвердила новое положение о НКИД СССР. Наркоминделы союзных республик и их представительства за рубежом были ликвидированы. Одновременно в союзных республиках были созданы Управления уполномоченных НКИД СССР.

В 1923-1925 годах главой Управления уполномоченного НКИД СССР при СНК РСФСР был Виктор Леонтьевич Копп, а в 1925-1927 годах - Семён Иванович Аралов .

В 1944 году Народный комиссариат иностранных дел РСФСР был воссоздан. В 1944-1946 годах наркомом являлся Анатолий Иосифович Лаврентьев. В 1946 году реформировано в Министерство иностранных дел РСФСР.

В начале 30-х годов наступила вторая полоса признания СССР, когда были установлены дипломатические отношения с Испанией, США, Болгарией, Венгрией, Албанией, Румынией, Чехословакией, Бельгией, Люксембургом, Колумбией.

В декабре 1936 года в соответствии с вновь принятой Конституцией 1936 года НКИД изменил название. Он стал называться Наркомат иностранных дел , а не по иностранным делам , как было раньше.

Народные комиссары иностранных дел


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Народный комиссар иностранных дел СССР" в других словарях:

    - (НКИД СССР или Наркоминдел) государственный орган СССР, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1923 1946 гг. Содержание 1 История 2 Руководство наркомата … Википедия

    НКВД Народный комиссариат внутренних дел РСФСР (НКВД РСФСР) центральный орган государственного управления РСФСР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1917 1930 годах. В период своего существования НКВД РСФСР выполнял… … Википедия

    Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД или Наркоминдел) государственный орган РСФСР / СССР в ранге министерства, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917 1946 гг. История Первоначально образован декретом … Википедия

    Запрос «СНК» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Совет народных комиссаров СССР (СНК, Совнарком) c 6 июля 1923 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и законодательный) орган… … Википедия

    Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД или Наркоминдел) государственный орган РСФСР / СССР в ранге министерства, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917 1946 гг. История Первоначально образован декретом … Википедия

    - (НКИД или Наркоминдел) центральный исполниительный государственный орган РСФСР, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917 1923 гг. Содержание 1 История 2 Руководство наркомата … Википедия

    Февральская революция. Военные поражения на фронтах Первой мировой войны и нараставший экономический хаос вызвали общественные волнения. В феврале 1917 хлебные бунты в столице привели к всеобщей забастовке, результатом которой стало отречение… … Энциклопедия Кольера электронная книга


Новая социалистическая внешняя политика требовала и создания новой дипломатической системы. Организация нового специального органа была неотложным делом, поскольку предстояли важнейшие переговоры с Германией и ее союзниками. Новая власть начала свою деятельность с ликвидации старых министерств и создания новых органов государственной власти – народных комиссариатов.

Народный комиссариат по иностранным делам был образован в соответствии с декретом II Всероссийского съезда Советов «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым 26 октября 1917 г. В Конституции РСФСР 1918 г. в статье 43 Народный комиссариат по иностранным делам был назван первым среди перечисленных в ней 18 народных комиссариатов, что говорит о крайне важности его учреждения. 1 Подчеркивая это, управляющий делами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевич отмечал: «Первый комиссариат, который мы… организовали, был комиссариатом по иностранным делам, на что нас толкала сама жизнь». Первым наркомом был назначен Лев Троцкий. На самом деле, он меньше всего подходил для дипломатической работы, но для пропаганды идей революции трудно было найти более подходящую кандидатуру. 2

На ноябрь 1917 года НКИД состоял из народного комиссара и двух его уполномоченных, Отдела военнопленных, Правового отдела, Шифровального отдела, Отдела печати, Отдела виз, Отдела личного состава, Секретариата наркома, Восточного отдела, Западного отдела, Хозяйственного отдела и Регистратуры. Также в его состав входили: Комиссия по Румынским делам, Межведомственная комиссия по исполнению мирного договора, Академия, архивы. Для ведения внешней торговли также был организован соответствующий отдел. В НКИД сначала насчитывалось 30 сотрудников, с 26 декабря 1917 года – 126 сотрудников, к февралю 1918 года – почти 200 человек.

В целях прекращения и дальнейшего недопущения контрреволюционной деятельности осенью 1917 года НКИД предложил всем сотрудникам посольств и консульств незамедлительно сообщить, будут ли они проводить политику Советского правительства. На случай отказа правительство планировало передать их полномочия служащим ниже по рангу, оказавшимся более сговорчивыми. Было очевидно, что представители прежнего правительства не подчинятся НКИД. В связи с этим 26 ноября 1917 года был отдан приказ об увольнении 28 сотрудников посольств. В это время работать в наркомате было практически некому. Однако новый внешнеполитический орган был крайне важен, и позволить ему угаснуть на первых этапах развития было невозможно. В связи с этим на ответственные посты массово назначались активные люди с организаторскими способностями, которые заслужили доверие руководства партии. Только через несколько лет в Наркоминделе были преимущественно высококвалифицированные работники.

Народный комиссариат составляли члены партии большевиков, активно участвовавших в международном рабочем движении и, как правило, обладавших немалым политическим опытом. Некоторые из них провели долгие годы в эмиграции и успели изучить обстановку в различных странах, изучить несколько языков. Такие люди были особенно полезны в комиссариате.

Первоначально основной деятельностью НКИД признавалась не чисто дипломатическая работа, а в большей степени информационная деятельность, которую нужно было проводить за границей. Однако действительность заставляла заботиться не только информационной (пропагандистской) деятельностью, но и думать об установлении дипломатических контактов с другими странами, без чего было невозможно вывести Россию из дипломатической изоляции, в которой она оказалась после октября 1917 года. 3

К числу первоначальных задач НКИД относились:

    установление внешних отношений Советского государства

    подготовка и проведение мирных переговоров с целью выхода из войны

    обеспечение осуществления внешнеторговых сделок

    информирование мировой общественности о политическом курсе нового правительства

    способствование переводов средств через Красный Крест для содержания российских воен­нопленных и решение вопросов об их дальнейшей судьбе

Уже в первые дни Советской власти перед большевиками встал вопрос об организации советских представительств за рубежом. Это объяснялось тем, что многие прежние дипломаты и послы включились в борьбу против Советской власти.

Осенью 1917 года представителем РСФСР в Дании, Швеции и Норвегии стал В.В. Воровский. Полномочным представителем Советской России в Англии стал М.М. Литвинов. Л.Б. Красин стал выполнять важные дипломатические задачи, его помощником стал И.И. Майский. Проблема состояла в том, что капиталистические государства отказывались воспринимать Советское правительство, а, соответственно, и его дипломатов и послов.

18 октября был издан декрет СНК об учреждении советских консульств за рубежом. 30 июня 1918 года было утверждено « Положение о работе НКИД», в котором определялось его внутреннее устройство и функции зарубежных представительств.

Позднеев структура наркомата произошли некоторые изменения: была создана отдельная канцелярия заместителя наркома, в Отдел личного хозяйства было включено отделение денежных переводов и ссуд, Западный отдел был переименован в Отдел Запада с отделением Срединной Европы. Были созданы стол дипломатических курьеров и общая регистратура.

В январе 1918 года заместителем народного комиссара по иностранным делам стал Г.В. Чичерин. Фактически, он им уже был, т.к. Троций все время пребывал в Брест-Литовске на переговорах. А после их срыва и нарушения распоряжений Центрального Комитета партии в марте 1918 года Троцкий был снят с должности. 30 марта Чичерин официально занял его место. К этому времени его уже характеризовало высшее руководство партии как прекрасного работника.

В связи с необходимостью налаживать внешние контакты стала возрастать потребность в профессионально подготовленных дипломатических кадров для нового государства. Осенью 1920 года по инициативе НКИД были сформированы и начали свою первую работу первые краткосрочные курсы подготовки работников дипломатической сферы. На первую сессию записалось 30 слушателей, но завершили ее только 17. Однако, выдающихся деятелей в сфере международных отношений подготовить не удалось. В январе 1921 года прошли новые полугодовые курсы, которые уже имели определенную пользу и внесли вклад в дело подготовки кадров дипломатических и внешнеторговых работников Советской России.

Важным критерием отбора в штат НКИД являлась принадлежность к коммунистической партии. Этот принцип признавался особо значимым. Ленин, объясняя причины безупречного состава служащих Наркоминдела, говорил, что «там, во-первых, не могли остаться в сколько-нибудь заметной доле дипломаты старой марки», во-вторых «Наркоминдел работает под непосредст­венным руководством нашего ЦК» 4

Принципы классовости и партийности сохранялись в НКИД и в дальнейшем, вплоть до распада СССР и не только в комиссариате по иностранным делам. Сложился порядок, при котором назначение на руководящую должность комиссариата невозможно было назначить человека без одобрения Секретариата ЦК и его детальной проверки Секретариатом. Вся дипломатическая служба оказалась фактически под руководством и контролем высших партийных органов.

Советскую Россию на международной арене достойно представляли Г.В. Чичерин, М.М. Литвинов, Л.Б. Красин, А.М. Колонтай, И.М. Майский, А.А. Громыко, Я.А. Малик, В.М. Молотов и многие другие дипломаты.

Прочный фундамент, заложенный в основу создания НКИД и его деятельности, меры по его дальнейшему совершенствованию, хорошая подготовка дипломатических кадров способствовали тому, что с течением времени комиссариат превратился в хорошо организованное министерство. Это министерство было способно обеспечить для Советского государства надежную защиту, внешнеполитическую позицию, налаженные контакты с другими государствами, а так же активное участие в решении всех важных международных проблем.

    Подписание Брестского мира

За всю историю отношений между Россией и Германией, они носили самый разный характер - варьировались от тесного сотрудничества до непримиримой вражды. Еще в середине 18 века, когда Пруссия стала влиятельной фигурой в Европе, сформировались 2 совершенно разных подхода к отношению с Россией. Сторонники первого подхода рассматривали Россию как своего естественного союзника, сторонники другого подхода стремились к созданию Великой Германии и враждебное отношение к России были частью реализации такого подхода. В высших политических кругах Германии были сторонники обоих подходов. В годы Первой мировой войны преобладали сторонники Великой Германии и отражением их действий стал Брестский мир, цель которого заключалась в том, чтобы ослабить Россию и убрать ее из центра международной арены. 5

В 1916-1917 годах в России происходили важные события. Она была наиболее слабым звеном Антанты в экономическом, политическом и военном отношениях. Постоянные поражения на фронте, резкое ухудшение экономического положения в стране приводили к росту недовольства правящей верхушкой.

Обстановка в Германии делала перспективы победы в стране очень проблематичными. Из-за нехватки ресурсов нередки были демонстрации и забастовки народных масс. Победа в России большевиков оживила надежду Германии на победоносное окончание войны, т.к. к власти пришли те люди, которые выступали за поражение «собственного правительства» в мировой войне. Германское правительство оказывало большевикам финансовую поддержку и, возглавив Россию, большевики предложили всем воюющим странам заключить немедленное мирное соглашение, вольно или невольно подыгрывая немцам. На это предложение отозвались Германия и ее союзники (Австро-Венгрия, Турция, Болгария). 6

Предпосылки подписания Брестского мира в России:

    Нарастание антивоенных движений в тылу и на фронтах.

    Материальные недостатки в вооружении, снабжении, военной технике, продовольствии, топливе и т.д.

    Глубокие противоречия между царской монархией с одной стороны и либеральной буржуазии и революционно-демократического лагеря с другой стороны.

    Революционное состояние.

9 декабря в офицерском собрании в Брест-Литовске начались переговоры о мире. Германскую делегацию возглавлял министр иностранных дел Рихард фон Кюльман, австро-венгерскую - министр иностранных дел, графОттокар Чернин. Во главе делегации Советской России стоял А.А.Иоффе. С первых минут переговоров стало ясно, что представители стран-союзниц Германии почти не имеют влияния, Германия фактически вела переговоры от их имени. 7

Исходя из принципов, изложенных в Декрете о мире, российская делегация выдвинула программу мирных переговоров, состоящую из шести следующих пунктов.

"1) Не допускаются никакие насильственные присоединения захваченных во время войны территорий. Войска, оккупирующие эти территории, выводятся оттуда в кратчайший срок.

2) Восстанавливается во всей полноте политическая самостоятельность тех народов, которые во время настоящей войны были этой самостоятельности лишены.

3) Национальным группам, не пользовавшимся политической самостоятельностью до войны, гарантируется возможность свободно решать вопрос о своей принадлежности к тому или иному государству или о своей государственной самостоятельности путем референдума...

4) По отношению к территориям, сообитаемым несколькими национальностями, право меньшинства ограждается специальными законами, обеспечивающими ему культурно-национальную самостоятельность и, при наличности фактической к тому возможности, - административную автономию.

5) Ни одна из воюющих стран не обязана платить другим странам так называемых “военных издержек”...

6) Колониальные вопросы решаются при соблюдении принципов, изложенных в пунктах 1, 2, 3 и 4". 8

После того, как Россия предъявила свою программу, Германия объявила перерыв, который затянулся на три дня. 25 декабря в день возобновления договоров Кюльман объявил, что основные пункты русской декларации могут быть положены в основу мира. Однако «предложения русской делегации могли бы быть осуществлены лишь в том случае, если бы все причастные к войне державы, без исключения и без оговорок, в определенный срок, обязались точнейшим образом соблюдать общие для всех народов условия». Кроме того, Германия была полностью не согласна с пунктом 6 о колониях, заявив о «дружбе и преданности» с покоренными народами. 9

Во время следующего перерыва было решено обсудить каждый пункт будущего договора, а так же дать возможность странам Антанты присоединиться к нему. Иоффе торжествовал, что советские условия были приняты странами Четверного союза. Однако советские делегаты не осознали истинное значение фразы «без аннексий и контрибуций» для Германии. Это вовсе не означало готовность вернуть Польшу, Курляндию и Литву России. Политические и стратегические интересы Германии делали эту идею практически невозможной. Ситуация становилась напряженной, т.к. советские делегаты обсуждали радостное событие не только между собой, но и с делегатами других стран. В результате германский генерал и дипломат Гофман прямо заявил Иоффе о неправильном истолковании будущего мира, что привело к временному срыву переговоров и возвращению Иоффе в Петроград. 10

Однако переговоры были восстановлены. Советскими дипломатами было предложено проведение плебисцита в Литве, Польше и Курляндии, в котором народам будет предоставлено право на самоопределение.

От стран Антанты не приходилось ждать согласия о переговорах. МИД Франции С. Пишон заявил, что «Россия может стремиться заключить сепаратный мир с нашими врагами или нет, - это ее дело. В любом случае, война будет продолжена».

Дальнейшей тактикой переговоров со стороны Советской России была принята тактика их максимального затягивания. Для этой роли главой советской делегации назначили Л.Д. Троцкого. Первым делом он попытался перенести переговоры из Брест-Литовска в Стокгольм, однако в ответ получил решительный отказ и угроза срыва. Днем позже была получена телеграмма: страны Четверного союза отказывались от предыдущих обязательств в связи с нежеланием Антанты участвовать в переговорах.

Троцкий с начала нового этапа конференции дал понять, что он прибыл, чтобы заключить мир, а не завязать дружбу, и его поведение оставляло желать лучшего с точки зрения этики переговоров. В течение месяца Троцкий и Кюльман пытались решить вопрос по поводу самоопределения народов, его форм, принципов и средств реализации. Троцкий всегда выражал свои мысли прямо, нередко демонстрируя открытое презрение к оппоненту. К плюсам его тактики можно отнести стремление говорить о конкретных вещах, к минусам – он не был сведущ в дипломатических тонкостях, в отличие от Кюльмана.

Для ослабления позиций советской делегации и давления на нее были использованы претензии украинской Центральной Рады. 28 декабря, когда на повестке дня было обсуждение территориальных проблем, Центральные державы выдвинули в центр украинский вопрос. Советской делегации было необходимо сделать выбор:

    Признать независимым статус Украины недействительным, что способствовало бы дальнейшим сепаратным переговорам между Украиной и Германией и созданию антироссийского союза.

    Признать статус Украины и ее делегатов, в результате чего на переговорах ее бы представляли враждебные большевикам представители Центральной Рады.

Троцкий был вынужден признать независимость и суверенность Украины (иначе бы это противоречило предыдущим заявлениям о предоставлении народам права на самоопределение), представителей же признал Четверной союз. Украина официально стала полноправным участником переговоров. 11

30 декабря большевики сформулировали свои требования по спорным территориальным вопросам, а именно: дать возможность самоопределения Литве, Польше, Курляндии. На этот раз Центральные державы дали конкретный отказ и предъявили свои условия: «линия Гофмана» отрезала от территории бывшей Российской империи 150 кв. верст, а именно: бывшее Царство Польское, Литва, части Белоруссии, Украине, Эстонии и Латвии. 12 Советская Россия вновь попросила о перерыве.

Заседания возобновились 17 января. В Брест-Литовск прибыли представители правительства Украины из Харькова. Картина стала еще более запутанной. Украину представляли два правительства, и Центральные державы в зависимости от обстоятельств решали с кем иметь дело. Троцкий попытался оспорить представительство Центральной Рады, однако был встречен протестом. 27 января был подписан сепаратный мир между Центральной Радой Украины и Четверным союзом.

Безусловно, этот договор существенно ослабил позиции советской делегации. В тот же день Кюльманом был предъявлен ультиматум на основе «линии Гофмана», на что Троцкий ответил знаменитой фразой «ни мира, ни войны». Это означало, что Советская Россия больше не может вести переговоры, война объявляется прекращенной, а российские войска демобилизируются.

5 февраля 1918 года германские и австрийские войска начали очередное наступление, на что русские войска не смогли оказать сопротивление. В этих условиях Четверному союзу была отправлена телеграмма согласием о мире, однако, наступление продолжалось.

23 февраля был получен ультиматум от Германии, который предусматривал еще большие территориальные уступки.

Вновь делегации встретились 1 марта в Брест-Литовске. Во главе советской делегации был Г. Сокольников, который подписал мирный договор:

    Состояние войны признавалось прекращенным.

    Россия должна была признать независимость Украины во главе с Центральной Радой.

    Россия лишалась Царства Польского, Украины, Курляндии, Лифляндии, Великого княжества Финляндского.

    На Кавказе Россия лишалась Карсской и Батумской области.

    Россия должна была провести демобилизацию армии и флота.

    Россия лишалась Балтийского и Черноморского флота.

    Репарации России приравнивались 6 миллиардам марок, так же она должна была выплачивать убытки, понесенные Германией в ходе русской революции. 13

Брест-Литовский мир был неизбежен для России. Ее военный потенциал не соответствовал масштабам войны, и страна близилась к военной катастрофе. Уже в первые годы войны стало понятно, что русское войско для Антанты – «пушечное мясо». В связи с этим стремление большевиков заключить сепаратный мирный договор вполне объяснимо. В российской истории Брестский мир традиционно считается унизительным и позорным, хотя некоторые историки считают его подписание дипломатической хитростью. Германию одолевали внутренние беспорядки, и назревала революция. Существует мнение, что мир был хитростью ради победы, потому как после долгожданной революции в Берлине РСФСР аннулировал Брестский мир.



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Главы наркомата
    • 2.1 Народный комиссар иностранных дел СССР
    • 2.2 1-е заместители

Введение

Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД или Наркоминдел ) - государственный орган РСФСР / СССР в ранге министерства, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917-1946 гг.


1. История

Первоначально образован декретом 2-го Всероссийского съезда Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года в качестве Народного комиссариата по иностранным делам и входил в число первых народных комиссариатов, образованных в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров».

Первым Народным комиссаром стал Лев Троцкий, в мае 1918 года его сменил Г. В. Чичерин. С 1918 по 1952 годы (в 1946 году реформирован) размещался в Москве в бышем доходном доме Первого Российского страхового общества (Улица Кузнецкий Мост, 21/5 - Большая Лубянка, 5/21).

В соответствии с первой Конституцией РСФСР 1918 года, принятой 10 июля 1918 года, наркомат стал называться НКИД РСФСР . 18 октября 1918 г. были приняты декреты СНК РСФСР об организации консульств за рубежом («Об упразднении рангов дипломатических представителей» и «О консулах»).

Дипломатическая изоляция Советского государства в первые годы Советской власти, во время Гражданской войны и Военной интервенции привела к тому, что официальные и неофициальные представительства НКИД РСФСР за рубежом были ликвидированы, а первые советские дипломаты Иоффе А. А., Литвинов М. М., Воровский В. В., Берзин Я. А. и др. высланы из соответствующих стран и возвратились в Москву.

В декабре 1919 г. VII Всероссийский съезд Советов предложил державам Антанты немедленно начать мирные переговоры и поручил ВЦИК и НКИД «систематически продолжать политику мира».

В 1920-1921 годах Советскому государству удалось установить дипломатические отношения с рядом государств Запада и Востока, в том числе с республиками Прибалтики, Финляндией, Польшей, Афганистаном, Монголией, Персией, Турцией, а также с рядом республик Закавказья и Средней Азии, вошедших несколько позже в состав СССР.

В апреле 1922 года Советская Россия была впервые приглашена на международную конференцию в Генуе, в ходе которой 16 апреля был подписан Рапалльский договор (1922) с Германией, устанавливавший дипломатические отношения между двумя странами. С другими западными странами - Австрией, Великобританией, Норвегией - были установлены договорные отношения де-факто. В ноябре 1922 года открылось генеральное консульство РСФСР в Стамбуле (Турция).

30 декабря 1922 года Первый съезд Советов СССР принял Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Вторая сессия ЦИК СССР утвердила 6 июля 1923 года Конституцию СССР, согласно статьям 49 и 51 которой был образован НКИД СССР .

12 ноября 1923 года 4-я сессия ЦИК СССР утвердила новое положение о НКИД СССР. Наркоминделы союзных республик и их представительства за рубежом были ликвидированы. Одновременно в союзных республиках были созданы Управления уполномоченных НКИД СССР.

В 1923-1925 годах главой Управления уполномоченного НКИД СССР при СНК РСФСР был Виктор Леонтьевич Копп, а в 1925-1927 годах - Семён Иванович Аралов.

В 1944 году Народный комиссариат иностранных дел РСФСР был воссоздан. В 1944-1946 годах наркомом являлся Анатолий Иосифович Лаврентьев. В 1946 году реформировано в Министерство иностранных дел РСФСР.

В начале 30-х годов наступила вторая полоса признания СССР, когда были установлены дипломатические отношения с Испанией, США, Болгарией, Венгрией, Албанией, Румынией, Чехословакией, Бельгией, Люксембургом, Колумбией.

В декабре 1936 года в соответствии с вновь принятой Конституцией 1936 года НКИД изменил название. Он стал называться Наркомат иностранных дел , а не по иностранным делам , как было раньше.

В 1946 г. НКИД реформирован в Министерство иностранных дел СССР (МИД СССР) .


2. Главы наркомата

2.1. Народный комиссар иностранных дел СССР

  • с 05.12.1936 до 03.05.1939 - Литвинов, Максим Максимович
  • с 03.05.1939 до 15.03.1946 - Молотов, Вячеслав Михайлович

2.2. 1-е заместители

  • 193?-1937 гг. - Крестинский Николай Николаевич
  • 1937-1940 гг. - Потёмкин Владимир Петрович
  • 1940-1946 гг. - Вышинский Андрей Януарьевич
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 09.07.11 13:41:52
Похожие рефераты: Народный комиссар иностранных дел Азербайджанской ССР , Народный комиссар ВМФ СССР , Народный комиссар Вооружённых Сил СССР ,


error: Контент защищен !!