Федеральный закон "О товарных биржах и биржевой торговле". Общие положения

Общие положения деятельности биржи

Замечание 1

Отношения, которые связаны с деятельностью товарных бирж и осуществление биржевой торговли, регулируются Законом «О товарной бирже и биржевой торговле», а так же нормативными документами биржевой торговли.

Товарная биржа является юридическим лицом, которое занимается организацией публичных торгов.

Биржевой сделкой называется зарегистрированный биржевой договор, который подписывается между участниками отношений. Регистрация и оформление сделок регулируется биржей. Сделки, которые были осуществлены на бирже, но не отвечают установленным требованиям, не считаются биржевыми. Биржевые сделки не могут совершаться за счет биржи и от ее имени.

Участники могут совершать сделки:

  • передача прав собственности на товар;
  • передача прав собственности на товар с отсрочкой его поставки;
  • осуществлять фьючерские сделки;
  • другие операции, которые не противоречат правилам биржевой торговли.

Организация и порядок приостановления биржевой торговли

Для организации биржевой деятельности необходимо получить лицензию. Лицензия выдается Комиссией по товарным биржам. Для получения лицензии необходимо представить такие документы:

  • заявление установленной формы;
  • устав товарной биржи;
  • учредительный договор;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • правила проведения биржевых торгов;
  • список учредителей, и информацию об их долевой части.

Правила осуществление биржевой торговли

В правилах должны быть прописаны следующие условия:

  • условия проведения биржевых торгов;
  • основные виды биржевых сделок;
  • структурный состав биржи;
  • условия информирования участников биржи о начале биржевых торгов;
  • условия регистрации и учета биржевых сделок;
  • порядок формирования цены;
  • информирование членов биржи о конъюнктуре биржевых торгов;
  • контроль над процессом формирования цены;
  • номенклатура нарушений, за которые биржей взыскиваются штрафы;
  • размеры отчислений и сборов.

Организация биржевой торговли

Участниками биржевых торгов могут быть как члены биржи, так и разовые посетители. Граждане нерезиденты, могут принимать участие в проведении биржевых торгов, только через своих биржевых посредников.

Биржевые сделки осуществляются в ходе проведения биржевых торгов через биржевых брокеров.

Для осуществления фьючерских и опционных сделок брокеру необходимо получить лицензию. Учет проведенных биржевых сделок, брокер должен хранить на протяжении 5 лет, со дня совершения сделки, а также предоставлять необходимую информацию, которая будет интересовать Комиссию по товарным биржам.

Государственное регулирование товарной биржи

Замечание 2

Государственное регулирование деятельности биржи осуществляется Комиссией по биржевой деятельности. В своей деятельности Комиссия руководствуется нормативными документами РФ, указами и постановлениями Правительства РФ.

Функции комиссии:

  • выдает лицензию на провидение биржевых торгов;
  • производит контроль выдачи лицензии на осуществление фьючерсных и опционных сделок;
  • осуществляет контроль за выполнением биржевой торговли;
  • проводит работу по изучению деятельности товарных бирж;
  • занимается разработкой методического обеспечения по подготовке и провидению биржевых торгов;
  • разрабатывает предложения по усовершенствованию проведения биржевых торгов.

В деятельность биржи запрещается вмешательство органов местного самоуправления и других руководителей власти.

Органы местного самоуправления и органы управления, деяния которых повлекли за собой неисполнение биржевых сделок и нанесли ущерб сторонам сделки, несут ответственность в полном объеме и возмещают нанесенный ущерб. Сумма ущерба, который был причинен, возмещается с собственных доходов.

Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" направлен на урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах.

Общие положения

Законодательство о товарных биржах и биржевой торговле

Отношения, связанные с деятельностью товарных бирж (их филиалов и других обособленных подразделений) и биржевой торговлей, регулируются Законом "О товарных биржах и биржевой торговле" и иными актами законодательства Российской Федерации, а также учредительными документами бирж, правилами биржевой торговли и другими внутренними документами бирж, принятыми в соответствии с законодательством.

Понятие товарной биржи

Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Товарная биржа может иметь филиалы и другие обособленные подразделения, учреждаемые в соответствии с законодательством.

Сфера деятельности товарной биржи

Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. Однако биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Данное ограничение не распространяется на юридическое и физическое лицо, являющееся членом биржи. Биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий, учреждений и организаций, если указанные предприятия, учреждения и организации не ставят целью осуществление деятельности, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли.

Биржевые союзы, ассоциации и другие объединения

Биржи могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, в том числе для организации совместных торгов. Но запрещается создание биржевых союзов, ассоциаций и других объединений, если их образование противоречит требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации и Закону "О товарных биржах и биржевой торговле", а также являются недействительными соглашения и действия бирж, имеющие целью или влекущие за собой устранение либо ограничение конкуренции в биржевой торговле.

Биржевой товар

Под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.

Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.

Биржевая сделка

Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей.

Сделки, совершенные на бирже, но не соответствующие требованиям, биржевой сделки, не являются биржевыми. Гарантии биржи на такие сделки не распространяются. Биржа вправе применять санкции к участникам биржевой торговли, совершающим не биржевые сделки на данной бирже.

Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи.

Виды биржевых сделок

Участниками биржевой торговли в ходе биржевых торгов могут совершаться сделки, связанные с:

· взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

· взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

· взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

· уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки);

· а также другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.

Биржевое посредничество на товарных биржах

Биржевая торговля осуществляется путем:

· совершения биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента (брокерской деятельности);

· совершения биржевых сделок биржевым посредником от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже (дилерской деятельности).

Биржевое посредничество в биржевой торговле осуществляется исключительно биржевыми посредниками.

Биржевые посредники

Под биржевыми посредниками понимаются брокерские фирмы, брокерские конторы и независимые брокеры.

Брокерская фирма является предприятием, созданным в соответствии с Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

Брокерской конторой в целях настоящего Закона является филиал или другое обособленное подразделение предприятия, учреждения, организации, имеющее отдельный баланс и расчетный счет.

Независимым брокером является физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Учреждение, организация и порядок прекращения деятельности товарной биржи

Учреждение товарной биржи

Биржа может учреждаться юридическими и (или) физическими лицами и подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

В учреждении биржи не могут участвовать:

· высшие и местные органы государственной власти и управления;

· банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление банковских операций;

· страховые и инвестиционные компании и фонды;

· общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;

· физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать десяти процентов.

Лицензия на организацию биржевой торговли

Биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии, выдаваемой в установленном порядке Комиссией по товарным биржам при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Для получения лицензии в Комиссию представляются следующие документы:

· заявление;

· устав товарной биржи;

· учредительный договор или заявка на регистрацию либо иной соответствующий документ, если он предусмотрен при создании товарной биржи;

· свидетельство о государственной регистрации товарной биржи;

· правила биржевой торговли;

· документ, подтверждающий внесение в уставный капитал товарной биржи не менее 50 процентов объявленной суммы; документ, удостоверяющий право пользования соответствующим помещением для проведения торгов;

· список учредителей и распределение между ними долей (в процентах) в уставном капитале товарной биржи с указанием для физических лиц их должностей по всем местам работы.

Документы, прилагаемые к заявлению на лицензию, представляются прошитыми и скрепленными печатью биржи либо нотариально заверенными.

За достоверность сведений, представленных для получения лицензии, заявитель несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Комиссия принимает решение о выдаче лицензии в течение двух месяцев со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Комиссия вправе отказать в выдаче лицензии в случае представления ненадлежащим образом оформленных документов, а также их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации и возвратить указанные документы заявителю для переоформления.

Повторное рассмотрение документов осуществляется Комиссией в течение одного месяца со дня получения нового заявления на выдачу лицензии.

Товарная биржа вправе обжаловать в судебном порядке решение Комиссии об отказе в выдаче лицензии.

При принятии решения о выдаче лицензии Комиссия руководствуется заключением экспертизы документов товарной биржи, представленным в письменной форме членом Комиссии, которому они направлялись на рассмотрение.

Каждый член Комиссии вправе ознакомиться с документами товарной биржи, поступившими на рассмотрение.

Вопрос о выдаче лицензии рассматривается Комиссией в присутствии заявителя.

Письменное уведомление о дате рассмотрения документов заявитель должен получить не менее чем за 3 дня до проведения заседания Комиссии.

При соблюдении сроков уведомления заявителя о дате проведения заседания Комиссия вправе принимать решение о выдаче лицензии в отсутствие заявителя.

Лицензия выдается товарной бирже в течение 15 дней после принятия решения, в одном экземпляре, при предъявлении документа, подтверждающего перечисление разового сбора.

Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 151 "О сборах за выдачу лицензий товарным биржам" был установлен разовый сбор за выдачу лицензии на организацию биржевой торговли товарной бирже, зарегистрированной в качестве коммерческой организации, в 30-кратном размере установленной законом минимальной оплаты труда, товарной бирже, зарегистрированной в качестве некоммерческой организации, - в 20-кратном размере установленной законом минимальной оплаты труда. Сборы за выдачу лицензий товарным биржам перечисляются в федеральный бюджет (Подписано Председателем Правительства РФ г-ном Черномырдиным).

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 года N 2383-I "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 18, ст. 961; 1993, N 22, ст. 790; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 17, ст. 1776; 2009, N 48, ст. 5731; 2011, N 48, ст. 6728) следующие изменения:

1) статью 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Стороны внебиржевых сделок с биржевым товаром, в том числе долгосрочных договоров поставки, должны представлять товарной бирже информацию о таких сделках в случаях, в порядке, в объеме и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.";

2) в статье 12:

а) в пункте 1:

в абзаце первом слово "выдаваемой" заменить словом "выданной";

абзац второй признать утратившим силу;

б) пункты 2 - 5 признать утратившими силу;

3) в части первой статьи 23 слово "выдаваемых" заменить словом "выданных";

4) в части второй статьи 24 слова "федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банка России";

5) статью 34 изложить в следующей редакции:

"Статья 34. Функции Банка России по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров

Банк России:

контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации о биржах;

рассматривает жалобы участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушения законодательства Российской Федерации в биржевой торговле.";

6) в статье 35:

а) в наименовании слова "федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банка России";

"Банк России вправе:";

в) абзац второй признать утратившим силу;

г) в абзаце шестом слова "федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банка России";

7) в статье 36:

а) в пункте 1 слова "Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банк России";

б) в пункте 2 слова "федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банк России";

в) в пункте 4:

в абзаце первом слова "федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банком России";

в абзаце втором слова "Федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банку России";

8) в статье 37:

а) в пункте 2:

в абзаце шестом слова "федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банк России";

в абзаце седьмом слова "федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банка России";

б) в пункте 3 слова "Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банком России";

9) в пункте 2 статьи 38:

а) абзац первый после слова "Решения" дополнить словами "Банка России,";

б) в абзаце втором слова "Федеральные органы" заменить словами "Банк России, федеральные органы".

Статья 2

Подпункт 1 пункта 2 статьи 27 6 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 2002, N 52, ст. 5141; 2005, N 25, ст. 2426; 2006, N 1, ст. 5; 2007, N 1, ст. 45; N 50, ст. 6247; 2010, N 41, ст. 5193; 2011, N 48, ст. 6728; 2012, N 53, ст. 7607) изложить в следующей редакции:

"1) регистрация проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг), допуск биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг либо допуск эмиссионных ценных бумаг к организованным торгам без их включения в котировальные списки;".

Статья 3

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1075, 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172, 175; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 25, 29; N 7, ст. 840; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008, 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3582, 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759, 2767; N 26, ст. 3120, 3122, 3131; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 28, ст. 3553; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192, 5193; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10, 23, 54; N 7, ст. 901, 905; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2714, 2715; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873, 3881; N 29, ст. 4290, 4298; N 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; N 46, ст. 6406; N 48, ст. 6728, 6730; N 49, ст. 7025, 7061; N 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 19, ст. 2278, 2281; N 24, ст. 3068, 3069, 3082; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4330; N 47, ст. 6402, 6403; N 49, ст. 6757; N 53, ст. 7577, 7602, 7640, 7641; 2013, N 14, ст. 1651, 1657, 1666; N 19, ст. 2323, 2325; Российская газета, 2013, 2 июля) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 4.5 после слов "о рынке ценных бумаг," дополнить словами "страхового законодательства, законодательства";

2) статью 13.25 дополнить частью 3 следующего содержания:

"3. Неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.";

3) в статье 14.24:

а) в абзаце первом части 4 слова "федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банком России";

б) в абзаце первом части 6 слово "информации, -" заменить словами "информации, а равно непредоставление такой информации -";

4) абзац первый статьи 15.18 изложить в следующей редакции:

"Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг операций, связанных с переходом прав на эмиссионные ценные бумаги, до регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) в случае, если регистрация такого отчета предусмотрена законодательством и если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -";

5) в абзаце первом части 4 статьи 15.19 слова "нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "нормативными актами Банка России";

6) в статье 15.29:

а) в абзаце первом части 8 слова "федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банк России";

б) в абзаце первом части 9 слова "федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков" в соответствующем падеже заменить словами "Банк России" в соответствующем падеже;

7) в абзаце первом части 3 статьи 15.35 слова "федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банка России";

8) в абзаце первом части 9 статьи 19.5 слова "федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа" заменить словами "Банка России";

9) в статье 19.7 3:

а) в наименовании слова "федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банк России";

б) абзац первый изложить в следующей редакции:

"Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, когда в соответствии со страховым законодательством Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -";

10) часть 1 статьи 23.1 после цифр "14.49" дополнить словами "частью 2 статьи 14.51, статьями";

11) статьи 23.47, 23.65, 23.72, 23.73 признать утратившими силу;

12) статью 23.74 изложить в следующей редакции:

"Статья 23.74. Банк России

1. Банк России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.53 - 5.55, частями 1 и 3 статьи 13.25, частью 1 статьи 14.4 1 , статьями 14.24, 14.29, 14.30, 15.17 - 15.22, частями 1 - 10 статьи 15.23 1 , статьями 15.24 1 , 15.26 1 , частями 1 - 3 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий), статьями 15.28 - 15.31, 15.35, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7 3 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Банка России вправе:

1) Председатель Центрального банка Российской Федерации, его заместители, руководитель территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации, его заместители - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи;

2) руководители структурных подразделений Центрального банка Российской Федерации, их заместители, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков (за исключением банковской деятельности), - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.53 - 5.55, частями 1 и 3 статьи 13.25, частью 1 статьи 14.4 1 , статьями 14.24, 14.29, 14.30, 15.17 - 15.22, частями 1 - 10 статьи 15.23 1 , статьями 15.24 1 , 15.26 1 , частями 1 - 3 статьи 15.27 (за исключением административных правонарушений, совершенных кредитными организациями, должностными лицами кредитных организаций, сотрудниками кредитных организаций, указанными в примечании 2 к статье 15.27), статьями 15.28 - 15.31, 15.35, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7 3 настоящего Кодекса;

3) руководители территориальных подразделений Центрального банка Российской Федерации, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков (за исключением банковской деятельности), - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.53 - 5.55, частями 1 и 3 статьи 13.25, частью 1 статьи 14.4 1 , статьями 14.24, 14.29, 14.30, 15.17 - 15.22, частями 1 - 10 статьи 15.23 1 , статьями 15.24 1 , 15.26 1 , частями 1 - 3 статьи 15.27 (за исключением административных правонарушений, совершенных кредитными организациями, должностными лицами кредитных организаций, сотрудниками кредитных организаций, указанными в примечании 2 к статье 15.27), статьями 15.28 - 15.31, 15.35, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7 3 настоящего Кодекса.";

13) статью 23.75 признать утратившей силу;

14) в части 2 статьи 28.3:

а) пункт 61 признать утратившим силу;

б) пункт 81 изложить в следующей редакции:

"81) должностные лица Банка России - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 3 статьи 14.1, статьей 14.36, частью 11 статьи 15.23 1 , статьей 15.26, статьей 15.36 (за исключением административных правонарушений, совершенных кредитной организацией), частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 настоящего Кодекса;";

в) пункт 91 признать утратившим силу;

г) в пункте 97 слова "частью 3" заменить словами "частями 2 и 3";

15) часть 1 статьи 28.7 после слов "о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах," дополнить словами "страхового законодательства,".

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7619) следующие изменения:

1) пункт 4 статьи 4 изложить в следующей редакции:

"4) дополнить статьей 15 2 следующего содержания:

"Статья 15 2 . Страхование гражданской ответственности застройщика

1. Исполнение обязательств застройщика по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору может обеспечиваться страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче жилого помещения по договору путем:

1) участия застройщика в обществе взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков (далее - общество взаимного страхования), имеющем соответствующую лицензию на осуществление взаимного страхования и созданном исключительно для осуществления указанного вида страхования;

2) заключения договора страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору (далее - договор страхования) со страховой организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховании и удовлетворяющей следующим требованиям:

а) осуществление страховой деятельности не менее пяти лет;

б) наличие собственных средств в размере не менее чем 400 миллионов рублей, в том числе уставного капитала в размере не менее чем 120 миллионов рублей;

в) соблюдение требований финансовой устойчивости, предусмотренных законодательством Российской Федерации о страховании, на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

г) отсутствие оснований для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

д) отсутствие решения Центрального банка Российской Федерации (Банка России) о назначении временной администрации страховой организации;

е) отсутствие решения арбитражного суда о введении в отношении страховой организации одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

2. Застройщик в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, до государственной регистрации договора, заключенного с первым участником долевого строительства, за свой счет осуществляет страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче жилого помещения по договору.

3. В случае, если застройщик выбрал страхование в качестве способа обеспечения исполнения своих обязательств по передаче жилого помещения по договору, он обязан довести до сведения участников долевого строительства условия страхования, а также сведения об обществе взаимного страхования или о страховой организации (далее - страховщик), которые осуществляют страхование гражданской ответственности застройщика.

4. Условия страхования определяются правилами страхования, принятыми или утвержденными страховщиком с учетом требований, установленных настоящей статьей.

5. Страхование гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче жилого помещения по договору осуществляется в пользу выгодоприобретателей - участников долевого строительства, указанных в части 6 настоящей статьи.

6. Выгодоприобретателями по договору страхования являются граждане или юридические лица (за исключением кредитных организаций), денежные средства которых привлекались в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) объекта долевого строительства по договору, предусматривающему передачу жилого помещения. Допускается замена выгодоприобретателя, указанного в договоре страхования, другим лицом в случае уступки права требования по договору с уведомлением об этом страховщика в письменной форме.

7. Объектом страхования являются имущественные интересы застройщика, связанные с его ответственностью перед участниками долевого строительства в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им обязательств по передаче жилого помещения по договору.

8. Страховым случаем является неисполнение или ненадлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору, подтвержденные:

1) решением суда об обращении взыскания на предмет залога в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;

2) решением арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также выпиской из реестра требований кредиторов о размере, составе и об очередности удовлетворения требований.

9. Договор страхования считается заключенным со дня государственной регистрации договора участия в долевом строительстве и действует до предусмотренного таким договором срока передачи застройщиком жилого помещения участнику долевого строительства. При этом выгодоприобретатель сохраняет право на получение страхового возмещения по страховому случаю, наступившему в течение двух лет по истечении предусмотренного договором участия в долевом строительстве срока передачи ему жилого помещения.

10. Минимальная страховая сумма по договору страхования, в пределах которой при наступлении страхового случая страховщик должен будет осуществить страховое возмещение, рассчитывается исходя из цены договора и не может быть менее суммы, рассчитанной исходя из общей площади жилого помещения, подлежащего передаче участнику долевого строительства, и показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в субъектах Российской Федерации, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и (или) реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, и подлежит применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение, строительство жилых помещений за счет средств федерального бюджета, на дату заключения договора страхования.

11. Договором страхования может предусматриваться право страхователя уплачивать страховую премию в рассрочку в порядке, установленном правилами страхования. Обязанность по уплате страховой премии (части страховой премии) считается исполненной страхователем со дня поступления денежных средств на банковский счет или в кассу страховщика.

12. В договоре страхования не может устанавливаться франшиза (часть причиненных участнику долевого строительства убытков, не подлежащая возмещению по договору страхования).

13. В договоре страхования должно устанавливаться обязательство страховщика направлять конкурсному управляющему информацию о размере произведенного участникам долевого строительства страхового возмещения.

14. Страховщик имеет право требования к застройщику в размере выплаченного страхового возмещения в случае привлечения застройщика в деле о банкротстве к ответственности в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

15. Расторжение или досрочное прекращение договора страхования не освобождает страховщика от обязанности выплатить страховое возмещение по страховым случаям, наступившим в течение срока действия договора страхования. В случае расторжения или досрочного прекращения договора страхования страховщик обязан уведомить об этом участников долевого строительства в течение семи рабочих дней.

16. Особенности создания и порядок деятельности общества взаимного страхования, предусмотренного настоящей статьей, устанавливаются Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 286-ФЗ "О взаимном страховании".";";

2) часть 3 статьи 7 после слов "статей 4, 12 1 , 15 1 , 15 2 и" дополнить словами "пункта 3 части 7 статьи".

Статья 5

1. Признать утратившими силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона:

1) подпункт "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 30 апреля 1993 года N 4919-I "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 22, ст. 790);

2) абзацы восемнадцатый - двадцать второй части четвертой статьи 24 10 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2006, N 31, ст. 3456; 2011, N 1, ст. 43);

3) подпункты "б" - "г" пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 2006 года N 47-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 17, ст. 1776);

4) абзацы пятый - девятый пункта 18 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 431-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 43).

1) подпункт "б" пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О кредитных историях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 45);

2) абзацы третий - седьмой пункта 2 Федерального закона от 21 марта 2005 года N 17-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О кредитных историях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 13, ст. 1075);

3) пункт 2 и подпункт "а" пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 15 апреля 2006 года N 47-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 17, ст. 1776);

4) пункт 16 и подпункт "б" пункта 17 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 9-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 777);

5) подпункт "а" пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 19 июля 2009 года N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3642);

6) пункт 79, абзацы пятьдесят шестой и пятьдесят седьмой подпункта "а" пункта 80 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 1);

7) пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 5 июля 2010 года N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3553);

8) пункт 4, абзацы второй - одиннадцатый пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 23 июля 2010 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 30, ст. 4007);

9) пункт 8 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4193);

10) пункт 7 статьи 28 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3881);

11) пункты 4, 7, 8 и 10 статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 46, ст. 6406);

12) пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2281).

Статья 6

1) Банк России выступает в качестве заинтересованного лица по делам о привлечении к административной ответственности, возбужденным должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и его территориальных органов, при оспаривании действий должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и его территориальных органов, связанных с привлечением к административной ответственности, при оспаривании постановлений и решений федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и его территориальных органов о привлечении виновных лиц к административной ответственности;

2) Банк России рассматривает дела об административных правонарушениях, которые были возбуждены до 1 сентября 2013 года уполномоченными должностными лицами Федеральной службы по финансовым рынкам или ее территориальных органов и по результатам рассмотрения которых не вынесены постановления со дня окончания рассмотрения указанных дел Федеральной службой по финансовым рынкам.

2. Постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами Федеральной службы по финансовым рынкам или ее территориальных органов, после 1 сентября 2013 года могут быть обжалованы в Банк России в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Судьи (мировые судьи) рассматривают дела об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, по которым на 1 сентября 2013 года уполномоченными должностными лицами Федеральной службы по финансовым рынкам или ее территориальных органов были составлены протоколы, определения о возбуждении дел об административных правонарушениях, если рассмотрение таких дел на указанную дату не завершено.

4. С 1 сентября 2013 года Банк России возбуждает дела об административных правонарушениях за неуплату в срок, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, административного штрафа, назначенного по делам об административных правонарушениях, возбужденным Федеральной службой по финансовым рынкам или ее территориальными органами.

Статья 7

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Статья 3, часть 2 статьи 5, статья 6 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2013 года.

Президент Российской Федерации

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О товарных биржах

Принят Палатой представителей 12 декабря 2008 года
Одобрен Советом Республики 19 декабря 2008 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 9 июля 2012 г. № 388-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.07.2012, 2/1940) ;

Закон Республики Беларусь от 1 июля 2014 г. № 174-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.07.2014, 2/2172) ;

Закон Республики Беларусь от 8 июля 2015 г. № 284-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.07.2015, 2/2282)

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:

аккредитация – предоставление товарной биржей юридическим лицам Республики Беларусь, иностранным и международным юридическим лицам (организациям, не являющимся юридическими лицами) и физическим лицам прав на участие в биржевых торгах и заключение биржевых сделок в качестве посетителей биржевых торгов или биржевых брокеров на основании договоров на биржевое обслуживание;

биржевая логистическая деятельность – деятельность юридических лиц Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Республике Беларусь, а также иностранных, международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами) по хранению, перевозке и проведению экспертизы качества биржевых товаров;

биржевая сделка – договор, заключенный участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара по итогам биржевых торгов;

биржевая торговля – деятельность товарной биржи и участников биржевой торговли, направленная на заключение биржевых сделок;

биржевой брокер – участник биржевой торговли, оказывающий клиентам биржевого брокера посреднические услуги по заключению биржевых сделок от имени клиента биржевого брокера за его счет, от имени клиента биржевого брокера за свой счет и от своего имени за счет клиента биржевого брокера;

биржевой сбор – плата за организацию и проведение биржевых торгов, взимаемая товарной биржей с участников биржевой торговли, размер которой определяется в соответствии с законодательством;

биржевой товар – любые вещи, определяемые родовыми признаками, не изъятые из оборота, а также имущественные права, если иное не предусмотрено настоящим Законом и (или) Президентом Республики Беларусь, допущенные товарной биржей к биржевой торговле в соответствии с законодательством. В случаях, установленных Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, к биржевому товару могут быть отнесены работы и услуги;

биржевые торги – процедура заключения биржевых сделок;

внебиржевая сделка – договор, заключенный в отношении биржевого товара вне биржевых торгов;

клиент биржевого брокера – юридическое лицо Республики Беларусь, иностранное, международное юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом) или физическое лицо, заключившие с биржевым брокером соответствующие договоры на оказание посреднических услуг;

клиринг – определение, учет и взаимозачет обязательств, возникших в результате заключения биржевых сделок;

котировка цен – выявление товарной биржей цен на биржевые товары согласно методике котировки цен, утвержденной в порядке, определенном уставом товарной биржи с учетом требований законодательства;

маклер – работник товарной биржи, уполномоченный осуществлять ведение биржевых торгов и контроль за надлежащим выполнением в ходе биржевых торгов правил биржевой торговли товарной биржи;

посетитель биржевых торгов – участник биржевой торговли, заключающий биржевые сделки от своего имени и за свой счет;

расчетный банк – банк, небанковская кредитно-финансовая организация, осуществляющие отражение по счетам участников биржевой торговли и клиентов биржевых брокеров результатов клиринга;

реальный товар – биржевой товар, за исключением имущественных прав, работ и услуг;

секция – специализированное направление деятельности товарной биржи, в рамках которого осуществляется биржевая торговля одной или несколькими группами биржевых товаров;

стандартный контракт – договор, соответствующий форме, утвержденной в соответствии с законодательством товарной биржей, и предусматривающий куплю-продажу биржевого товара с определенными условиями его передачи и (или) иными условиями исполнения обязательств в будущем;

товарная биржа – юридическое лицо, осуществляющее организацию и регулирование биржевой торговли посредством проведения в заранее определенное время гласных публичных торгов по установленным правилам;

торговая сессия – период, в течение которого участники биржевой торговли заключают биржевые сделки;

торговый день – день, в который на товарной бирже проводятся биржевые торги;

участник биржевой торговли – юридическое лицо Республики Беларусь, иностранное, международное юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом) или физическое лицо, аккредитованные товарной биржей в качестве посетителей биржевых торгов и (или) биржевых брокеров.

Статья 2. Законодательство о товарных биржах

Законодательство о товарных биржах основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства, регулирующих отношения, возникающие в процессе создания и деятельности товарных бирж, а также биржевой торговли.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе создания и деятельности товарных бирж, а также биржевой торговли.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров купли-продажи ценных бумаг и валютных ценностей, а также иных объектов гражданских прав, торговля которыми осуществляется в соответствии с иными законодательными актами.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНЫХ БИРЖ

Статья 4. Осуществление государственного регулирования деятельности товарных бирж

Государственное регулирование деятельности товарных бирж осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство торговли Республики Беларусь, иные государственные органы в пределах их компетенции, определенной законодательством.

Статья 5. Полномочия Президента Республики Беларусь в области государственного регулирования деятельности товарных бирж

Президент Республики Беларусь в области государственного регулирования деятельности товарных бирж определяет государственную политику и осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 6. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области государственного регулирования деятельности товарных бирж

Совет Министров Республики Беларусь в области государственного регулирования деятельности товарных бирж в пределах своей компетенции:

обеспечивает реализацию государственной политики;

определяет в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь, перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах, в том числе внешнеторговые, и условия заключения таких сделок;

устанавливает случаи отнесения к биржевому товару работ и услуг;

устанавливает случаи, сроки и порядок представления стороной внебиржевой сделки товарной бирже сведений для регистрации внебиржевой сделки, состав таких сведений, а также порядок регистрации товарной биржей внебиржевых сделок, ведения реестра указанных сделок и представления заинтересованным лицам информации из этого реестра;

утверждает типовые правила биржевой торговли на товарных биржах;

устанавливает порядок определения товарными биржами размера биржевого сбора;

устанавливает порядок формирования гарантийного фонда товарной биржи и использования его средств;

утверждает положение о координационном совете по биржевой торговле и его состав;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 7. Полномочия Министерства торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования деятельности товарных бирж

Министерство торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования деятельности товарных бирж в пределах своей компетенции:

осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о товарных биржах;

разрабатывает и представляет в Совет Министров Республики Беларусь предложения по совершенствованию законодательства о товарных биржах;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 8. Координационный совет по биржевой торговле

Координационный совет по биржевой торговле является межведомственным постоянно действующим органом, обеспечивающим взаимодействие государственных органов с товарными биржами по вопросам организации биржевой торговли.

Положение о координационном совете по биржевой торговле и его состав утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 3
СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНОЙ БИРЖИ

Статья 9. Создание товарной биржи. Устав товарной биржи

Товарная биржа создается в форме акционерного общества.

В уставе товарной биржи помимо сведений, предусмотренных законодательством, должны быть определены:

порядок принятия правил биржевой торговли товарной биржи;

порядок образования биржевых комитетов и принятия положений о них;

порядок утверждения методики котировки цен с учетом требований законодательства;

порядок создания арбитражной комиссии, утверждения положения о ней и регламента арбитражной комиссии.

Статья 10. Деятельность товарной биржи. Ограничения для учредителей (участников) и работников товарной биржи

Товарная биржа вправе осуществлять деятельность, связанную с организацией и регулированием биржевой торговли, а также иную деятельность, предусмотренную настоящим Законом и иными законодательными актами. В случаях, определенных Советом Министров Республики Беларусь, товарная биржа также вправе осуществлять деятельность по обеспечению проведения электронных торгов и процедур закупок в электронном формате.

Товарная биржа не может являться участником биржевой торговли и клиентом биржевого брокера.

Учредителям (участникам) товарной биржи, которые в силу преобладающего участия в ее уставном фонде, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеют возможность определять решения, принимаемые товарной биржей, запрещается участвовать в биржевых сделках на этой товарной бирже, использовать в собственных интересах, а также разглашать не являющиеся общедоступными сведения об участниках биржевой торговли, о клиентах биржевых брокеров и их деятельности.

Работникам товарной биржи запрещается участвовать в биржевых сделках, выполнять работы на основании трудового и (или) гражданско-правового договора с участником биржевой торговли, использовать в собственных интересах, а также разглашать не являющиеся общедоступными сведения об участниках биржевой торговли, о клиентах биржевых брокеров и их деятельности.

Статья 11. Основные задачи и функции товарной биржи

Основными задачами товарной биржи являются:

содействие развитию организованного рынка товаров (работ, услуг);

повышение эффективности экспорта товаров белорусских производителей и устойчивости их материально-сырьевого обеспечения;

упрощение процедуры поиска продавцов (подрядчиков, исполнителей) и покупателей (заказчиков) биржевых товаров;

создание торгового механизма, имеющего максимально прозрачную систему заключения биржевых сделок по установленным правилам.

К основным функциям товарной биржи относятся:

создание условий для проведения биржевых торгов;

проведение биржевых торгов;

регистрация биржевых сделок, а также внебиржевых сделок;

организация экспертизы качества биржевого товара в случаях, предусмотренных правилами биржевой торговли товарной биржи;

выявление спроса и предложения товаров (работ, услуг);

котировка цен;

изучение факторов, влияющих на динамику цен на биржевые товары;

информационное обслуживание участников биржевой торговли, клиентов биржевых брокеров и иных заинтересованных лиц;

организация и развитие биржевой логистической деятельности.

Статья 12. Ограничение использования слов «товарная биржа»

Право на использование в своем наименовании (фирменном наименовании) слов «товарная биржа» имеют только юридические лица, являющиеся товарными биржами.

Статья 13. Члены товарной биржи

Членами товарной биржи являются участники биржевой торговли, принятые в члены товарной биржи в порядке, установленном правилами биржевой торговли товарной биржи.

Члены товарной биржи имеют право входить в состав биржевых комитетов, создаваемых товарной биржей, в соответствии с положениями о биржевых комитетах.

Члены товарной биржи могут иметь иные права в соответствии с законодательством и правилами биржевой торговли товарной биржи.

Члены товарной биржи исполняют обязанности в соответствии с законодательством и правилами биржевой торговли товарной биржи.

Порядок прекращения членства устанавливается правилами биржевой торговли товарной биржи.

Нарушение прав членов товарной биржи, неправомерное возложение на них обязанностей, отказ товарной биржи в приеме в члены товарной биржи, решение об исключении из членов товарной биржи могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 14. Биржевые комитеты

Биржевые комитеты являются консультативными органами товарной биржи и действуют в соответствии с положениями о биржевых комитетах, принимаемыми в порядке, предусмотренном уставом товарной биржи.

Биржевые комитеты могут создаваться товарной биржей по секциям для анализа и обобщения результатов биржевой торговли, подготовки предложений по совершенствованию методов и форм биржевой торговли.

В состав биржевых комитетов могут входить работники товарной биржи, члены товарной биржи и их представители, производители, продавцы (подрядчики, исполнители) и покупатели (заказчики) биржевых товаров и их представители, представители государственных органов и иных организаций в соответствии с положениями о биржевых комитетах.

Статья 15. Арбитражная комиссия

В целях рассмотрения споров по биржевым сделкам, за исключением споров, стороной которых являются товарная биржа или ее работники, товарной биржей создается арбитражная комиссия, которая является постоянно действующим арбитражным органом.

Положение об арбитражной комиссии и регламент арбитражной комиссии после их согласования с Верховным Судом Республики Беларусь утверждаются в порядке, предусмотренном уставом товарной биржи.

Статья 16. Гарантийный фонд товарной биржи

Товарная биржа может создавать за счет собственных средств и иных источников, не запрещенных законодательством, гарантийный фонд для предоставления гарантий (поручительств) по исполнению обязательств участников биржевой торговли и клиентов биржевых брокеров по биржевым сделкам.

Порядок формирования гарантийного фонда товарной биржи и использования его средств устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 16 1 . Организация и развитие биржевой логистической деятельности

Товарная биржа осуществляет организацию и развитие биржевой логистической деятельности, в том числе путем:

участия в создании логистических центров и сети биржевых складов;

сотрудничества с транспортно-экспедиторскими организациями и перевозчиками;

оказания содействия участникам биржевой торговли, клиентам биржевых брокеров и иным заинтересованным лицам в хранении, перевозке и проведении экспертизы качества биржевых товаров.

ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ

Статья 17. Правила биржевой торговли товарной биржи

Товарной биржей в порядке, определенном ее уставом, принимаются правила биржевой торговли товарной биржи.

В правилах биржевой торговли товарной биржи должны быть определены:

порядок аккредитации юридических лиц Республики Беларусь, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами) и физических лиц в качестве посетителей биржевых торгов или биржевых брокеров, в том числе порядок заключения договоров на биржевое обслуживание;

порядок регистрации клиентов биржевых брокеров;

порядок принятия участников биржевой торговли в члены товарной биржи, прекращения членства, а также права и обязанности членов товарной биржи;

виды биржевых сделок;

наименования секций;

порядок проведения биржевых торгов;

порядок информирования участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах;

порядок участия в биржевых торгах участников биржевой торговли;

порядок заключения, регистрации, оформления и учета биржевых сделок;

меры, принимаемые товарной биржей в целях недопущения резкого повышения или понижения уровней цен в течение торгового дня, торговой сессии, искусственного завышения или занижения цен (манипулирования ценами);

меры, направленные на обеспечение соблюдения участниками биржевой торговли и клиентами биржевых брокеров законодательства о товарных биржах, правил биржевой торговли товарной биржи, выполнения решений органов управления товарной биржи, принимаемых в целях регулирования биржевой торговли в соответствии с законодательством;

порядок осуществления товарной биржей контроля за исполнением биржевых сделок;

перечень мер, применяемых товарной биржей за нарушение правил биржевой торговли товарной биржи, перечень нарушений, за которые они применяются, а также порядок применения таких мер;

иные положения, регламентирующие биржевую торговлю.

Правила биржевой торговли товарной биржи должны соответствовать типовым правилам биржевой торговли на товарных биржах, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 18. Биржевой товар

Товары (работы, услуги), в отношении которых законодательством установлены фиксированные цены, а также имущественные права на объекты интеллектуальной собственности к биржевой торговле не допускаются.

Перечень биржевых товаров, допускаемых к биржевой торговле на товарной бирже, определяется товарной биржей в соответствии с законодательством.

Статья 19. Биржевые сделки

На товарной бирже могут заключаться сделки, являющиеся основанием:

возникновения прав и обязанностей в отношении реального товара;

возникновения прав и обязанностей по выполнению работ (оказанию услуг);

возникновения прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

возникновения прав и обязанностей, связанных с заключением стандартных контрактов (фьючерсные сделки);

уступки прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара, в том числе по стандартным контрактам (опционные сделки).

При этом стандартные контракты, заключаемые на товарной бирже и содержащие условия фьючерсных или опционных сделок, не являются ценными бумагами.

На товарной бирже в соответствии с законодательством могут заключаться также иные сделки в отношении биржевого товара, предусмотренные правилами биржевой торговли товарной биржи.

Биржевая сделка считается заключенной с момента ее регистрации товарной биржей, если иное не предусмотрено правилами биржевой торговли товарной биржи.

Сделки, заключенные на товарной бирже, но не соответствующие требованиям настоящего Закона, не являются биржевыми.

Статья 19 1 . Регистрация внебиржевых сделок

В случаях, сроки и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, сторона внебиржевой сделки обязана представить товарной бирже соответствующие сведения для регистрации внебиржевой сделки.

Состав сведений, представляемых для регистрации внебиржевой сделки в соответствии с частью первой настоящей статьи, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Такие сведения не могут составлять коммерческую тайну.

Товарная биржа осуществляет регистрацию внебиржевых сделок, ведет реестр указанных сделок и представляет заинтересованным лицам информацию из этого реестра в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 20. Посетители биржевых торгов

Посетителями биржевых торгов могут быть:

физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства.

Посетители биржевых торгов имеют право:

Посетители биржевых торгов имеют иные права в соответствии с настоящим Законом, иным законодательством и правилами биржевой торговли товарной биржи.

Посетители биржевых торгов обязаны:

представлять в порядке, установленном товарной биржей, информацию об исполнении обязательств по заключенным биржевым сделкам;

предоставлять в случаях, установленных законодательством, обеспечение исполнения обязательств по биржевым сделкам в порядке, установленном правилами биржевой торговли товарной биржи;

исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 21. Биржевые брокеры

Биржевыми брокерами могут быть:

юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами);

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь.

Биржевые брокеры имеют право:

осуществлять посредничество при заключении биржевых сделок;

подавать на товарную биржу заявки на реализацию и (или) приобретение биржевого товара;

участвовать в биржевых торгах, заключать биржевые сделки;

получать у товарной биржи необходимую информацию в порядке, установленном правилами биржевой торговли товарной биржи.

Биржевые брокеры имеют иные права в соответствии с настоящим Законом, иным законодательством и правилами биржевой торговли товарной биржи.

Биржевые брокеры обязаны:

соблюдать законодательство о товарных биржах, правила биржевой торговли товарной биржи, выполнять решения органов управления товарной биржи, принимаемые в целях регулирования биржевой торговли в соответствии с законодательством;

зарегистрировать клиента биржевого брокера на товарной бирже до подачи заявки на реализацию и (или) приобретение биржевого товара в интересах такого клиента;

консультировать клиентов биржевых брокеров по вопросам, связанным с заключаемыми в их интересах биржевыми сделками, в том числе по вопросам качества и свойств биржевого товара;

осуществлять документальное оформление биржевых сделок;

регистрировать, вести учет и хранить документы, связанные с их деятельностью в качестве биржевого брокера, а также представлять эти документы товарной бирже по ее требованию;

представлять по запросу товарной биржи дополнительную информацию по биржевым товарам, выставляемым на биржевые торги;

своевременно уплачивать биржевой сбор;

исполнять иные обязанности в соответствии с настоящим Законом и иным законодательством.

В договорах на оказание посреднических услуг, заключаемых биржевыми брокерами со своими клиентами, кроме условий, определенных законодательством, должны содержаться следующие существенные условия:

размер и порядок внесения денежных средств;

срок исполнения обязательства;

основания расторжения договора;

порядок возврата денежных средств в случае неисполнения обязательства или расторжения договора;

ответственность за неисполнение обязательства.

Статья 22. Проведение биржевых торгов. Права и обязанности маклера

Биржевые торги проводятся в порядке, определенном правилами биржевой торговли товарной биржи.

Маклер имеет право:

делать официальные объявления и сообщения по вопросам, связанным с порядком проведения биржевых торгов;

требовать соблюдения участниками биржевой торговли законодательства о товарных биржах, правил биржевой торговли товарной биржи, выполнения решений органов управления товарной биржи, принимаемых в целях регулирования биржевой торговли в соответствии с законодательством;

приостанавливать участие в торговой сессии участника биржевой торговли в случае нарушения им законодательства о товарных биржах, правил биржевой торговли товарной биржи, невыполнения решений органов управления товарной биржи, принимаемых в целях регулирования биржевой торговли в соответствии с законодательством;

подписывать документы, необходимые для ведения учета биржевых сделок, в соответствии с правилами биржевой торговли товарной биржи.

Маклер может иметь иные права в соответствии с законодательством и правилами биржевой торговли товарной биржи.

Маклер обязан:

управлять процессом проведения биржевых торгов в соответствии с правилами биржевой торговли товарной биржи;

осуществлять контроль за соответствием размера предоставленного участником биржевой торговли обеспечения исполнения обязательств сумме заключаемых биржевых сделок;

принимать меры по предотвращению наступления обстоятельств, препятствующих нормальному ходу биржевых торгов;

доводить в ходе биржевых торгов до сведения участников биржевой торговли решения органов управления товарной биржи, принимаемые в целях регулирования биржевой торговли в соответствии с законодательством, и иную информацию, связанную с порядком проведения биржевых торгов;

исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством и правилами биржевой торговли товарной биржи.

Статья 23. Учет биржевых сделок

Товарная биржа обязана вести учет биржевых сделок, заключаемых на этой товарной бирже, в порядке, предусмотренном правилами биржевой торговли товарной биржи. Товарная биржа обязана представлять сведения о биржевых сделках, заключаемых на этой товарной бирже, по требованию Министерства торговли Республики Беларусь, а в установленных законодательными актами случаях – иных государственных органов.

Биржевые брокеры обязаны вести учет заключаемых ими биржевых сделок по каждому клиенту биржевого брокера и хранить сведения об этих сделках (в том числе оригиналы договоров с клиентами биржевого брокера, документы, касающиеся заключения и исполнения биржевых сделок, поручения клиентов биржевого брокера, а также документы, подтверждающие их выполнение или невыполнение) в течение пяти лет со дня заключения биржевой сделки.

Биржевые брокеры обязаны представлять сведения о заключенных ими биржевых сделках по требованию Министерства торговли Республики Беларусь, а в установленных законодательными актами случаях – иных государственных органов, а также товарной бирже, на которой заключены такие биржевые сделки, в порядке, установленном этой товарной биржей.

Статья 24. Коммерческая тайна товарной биржи

Отношения, возникающие в связи с установлением, изменением и отменой режима коммерческой тайны товарной биржи, а также в связи с правовой охраной коммерческой тайны товарной биржи, регулируются законодательством о коммерческой тайне.

Статья 25. Экспертиза качества реального товара на товарной бирже. Участие товарной биржи в приемке реального товара по количеству и качеству

Товарная биржа по требованию участника биржевой торговли в случаях, предусмотренных правилами биржевой торговли товарной биржи, обязана организовать экспертизу качества реального товара, выставляемого на биржевые торги и (или) реализованного на биржевых торгах.

Товарная биржа вправе принимать участие в приемке реализованного на биржевых торгах реального товара по количеству и качеству.

Статья 26. Обеспечение исполнения обязательств по биржевым сделкам

На товарной бирже могут заключаться биржевые сделки с предоставлением обеспечения исполнения обязательств по биржевым сделкам и без предоставления такого обеспечения.

Способы обеспечения исполнения обязательств по биржевым сделкам определяются товарной биржей в соответствии с законодательством.

Статья 27. Ценообразование в биржевой торговле

Цена на биржевой товар устанавливается по соглашению между сторонами биржевой сделки, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Товарная биржа принимает меры по недопущению искусственного завышения или занижения цен на биржевые товары (манипулирования ценами).

К искусственному завышению или занижению цен на биржевые товары (манипулированию ценами) могут быть отнесены действия участников биржевой торговли, направленные на изменение цены на биржевой товар в целях извлечения прибыли от сделок с этим биржевым товаром или получения иной выгоды путем:

одновременного выставления одним и тем же участником биржевой торговли заявок на реализацию и приобретение биржевого товара по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен на аналогичные биржевые товары;

распространения недостоверных сведений о состоянии рынка товаров (работ, услуг) и его участниках;

использования иных способов манипулирования ценами, указанных в правилах биржевой торговли товарной биржи.

Статья 28. Котировка цен на товарной бирже. Биржевые котировки

Котировка цен на товарной бирже осуществляется в целях получения информации о ценах на биржевые товары, реализуемые на товарной бирже.

Котировка цен осуществляется товарной биржей с учетом спроса и предложения на биржевые товары за определенный период или на определенную дату путем анализа биржевых сделок, цен, предложенных участниками биржевой торговли, ценообразующих факторов в зависимости от условий исполнения биржевых сделок.

Для участников биржевой торговли, клиентов биржевых брокеров и иных лиц биржевые котировки носят справочный характер, если иное не предусмотрено законодательством.

По запросу заинтересованных лиц товарная биржа вправе представлять информацию о биржевых котировках в установленном ею порядке.

Статья 29. Клиринг и расчеты по результатам клиринга

Клиринг по результатам заключения биржевых сделок осуществляется товарной биржей либо иной организацией на основании заключенного с товарной биржей договора в порядке, установленном законодательством.

Расчеты по результатам клиринга осуществляются расчетным банком в соответствии с законодательством.

Статья 30. Рассмотрение споров по биржевым сделкам

Споры по биржевым сделкам рассматриваются судом или арбитражной комиссией в соответствии с соглашением сторон биржевой сделки, если в соответствии с законодательством стороны не выбрали иной порядок разрешения споров.

Порядок рассмотрения споров арбитражной комиссией определяется регламентом арбитражной комиссии.

Обжалование решения арбитражной комиссии может быть произведено путем заявления ходатайства в экономический суд области (города Минска) по месту нахождения арбитражной комиссии о его отмене в порядке и по основаниям, предусмотренным хозяйственным процессуальным законодательством.

Решения арбитражной комиссии исполняются в порядке, установленном хозяйственным процессуальным законодательством.

ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 31. Признание утратившими силу законодательных актов и их отдельных положений

В связи с принятием настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 13 марта 1992 года «О товарных биржах» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 11, ст. 196);

пункт 3 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 30 июля 2004 года «О признании утратившими силу законодательных актов и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 122, 2/1056);

Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 13 марта 1992 года «О введении в действие Закона Республики Беларусь «О товарных биржах» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 11, ст. 197).

Статья 32. Переходные положения

Товарные биржи, зарегистрированные до вступления в силу настоящего Закона, обязаны привести свои учредительные документы и решения органов управления в соответствие с настоящим Законом в течение одного года со дня вступления его в силу.

До приведения в соответствие с настоящим Законом учредительные документы и решения органов управления товарных бирж действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 33. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона:

обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 34. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 33, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I "О товарных биржах и биржевой торговле" (с изменениями от 24 июня 1992 г., 30 апреля 1993 г., 19 июня 1995 г., 21 марта 2002 г., 29 июня 2004 г., 26 декабря 2005 г., 15 апреля 2006 г.) Настоящий Закон направлен на урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах. Раздел I. Общие положения Статья 1. Законодательство о товарных биржах и биржевой торговле Статья 2. Понятие товарной биржи Статья 3. Сфера деятельности товарной биржи Статья 4. Биржевые союзы, ассоциации и другие объединения Статья 5. Ограничение использования слов "биржа" и "товарная биржа" в наименованиях организаций Статья 6. Биржевой товар Статья 7. Биржевая сделка Статья 8. Виды биржевых сделок Статья 9. Биржевое посредничество на товарных биржах Статья 10. Биржевые посредники Раздел II. Учреждение, организация и порядок прекращения деятельности товарной биржи Статья 11. Учреждение товарной биржи Статья 12. Лицензия на организацию биржевой торговли Статья 13. Ликвидация товарной биржи Статья 14. Члены товарной биржи Статья 15. Категории членов товарной биржи Статья 16. Общее собрание членов товарной биржи Статья 17. Устав товарной биржи Статья 18. Правила биржевой торговли Раздел III. Организация биржевой торговли и ее участники Статья 19. Участники биржевой торговли Статья 20. Участие членов товарной биржи в биржевой торговле Статья 21. Посетители биржевых торгов Статья 22. Биржевые брокеры Статья 23. Лицензирование биржевых посредников, биржевых брокеров Статья 24. Учет биржевых сделок биржевыми посредниками Статья 25. Отношения между биржевыми посредниками и их клиентами Статья 26. Брокерские гильдии и их ассоциации Статья 27. Товарная экспертиза на товарной бирже Статья 28. Гарантии в биржевой торговле при совершении форвардных, фьючерсных и опционных сделок Статья 29. Гарантии свободных цен в биржевой торговле Статья 30. Разрешение споров на товарной бирже Статья 31. Внешнеэкономическая деятельность товарных бирж Статья 32. Служащие товарной биржи Раздел IV. Государственное регулирование деятельности товарных бирж Статья 33. Утратила силу. Статья 34. Функции федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров Статья 35. Полномочия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров Статья 36. Санкции за нарушение настоящего Закона Статья 37. Государственный комиссар на товарной бирже Статья 38. Гарантия самоуправления товарных бирж


error: Контент защищен !!