Ссср и вьетнамская война. Зачем русские участвовали в войне во Вьетнаме? Изменение стратегии США

Ранее, в 1964 г., в свет вышел приказ Министра обороны СССР №00135 по отбору военных специалистов за границу. Среди первых в апреле следующего года в Северный Вьетнам прибыла группа СВС ПВО и ВВС (около 100 человек) во главе с полковником A.M. Дзыза . Формирование группы проходило на базе Московского и Бакинского округов ПВО.

Одновременно в Северный Вьетнам была направлена советская военная техника: ЗРК СА-75М «Двина», истребители МиГ-17, МиГ-21, радиолокационные станции обнаружения, техника связи, зенитная артиллерия среднего и мелкого калибра и другое вооружение.

Перед группой полковника А.М.Дзыза были поставлены конкретные задачи — в кратчайший срок подготовить и ввести в действие первые два зенитных ракетных полка ВНА, имевшими на вооружении зенитные ракетные комплексы (ЗРК) СА-75М «Двина». Недалеко от Ханоя было организовано два учебных центра: «Московский» — 1-й (центр), готовил 236-й зрп, «Бакинский» — 2-й, формировал 238-й зрп .

23 июля 1965 г. на боевое дежурство заступил первый зенитный ракетный полк ВНА (№ 236, командир — полковник М.Н.Цыганков). В этот день самолет радиоэлектронной разведки RB-66C зафиксировал первое включение радиолокатора СА-75М. На следующий день дивизионы (63-й и 64-й) полка под командованием подполковника Б.С. Можаева и майора Ф.П. Ильиных в районе вьетнамской столицы уничтожили 3 тактических истребителя США F-4C «Фантом» путем пуска 4 ракет типа В-750В.

Советский боевой расчет кабины У-ЗРК С-75 — участники первого противовоздушного боя в небе Вьетнама 24 июля 1965 г.

Слева-направо: мл.сержант П.Залипский, ефрейтор В.Мальга, ст.лейтенант В.Константинов, ефрейтор В.Патушов.

Позднее, в январе 1967 г., 236-й зрп за мужество и героизм, проявленные его личным составом при отражении воздушных налетов на г. Ханой, удостоился ордена ДРВ «За боевые подвиги» 1-й степени с вручением знамени Хо Ши Мина. Первому дивизиону этого полка было присвоено коллективное звание «Дивизион — герой ВНА», остальным дивизионам полка вручены ордена «За боевые подвиги» и «За боевые успехи» .

30 августа 1965 г. на боевое дежурство заступил личный состав 238-го зрп под командованием полковника Хой (ВНА). В его формировании активное участие приняли советские военные специалисты: полковники Н.В. Баженов, И.И. Смирнов, майор А.Б. Заика и др.

На первом этапе боевую работу вели только СВС от солдата до командиров дивизионов — стреляющих. Огневые дивизионы, сформированные из советских специалистов, имели численность 35-40 человек. Этот состав вполне обеспечивал выполнение боевых задач.

До 27 ноября американская авиация вывела из строя 8 вьетнамских ЗРК, потеряв при этом (по американским данным) 3 F-105 Thunderchief, 2 F-8 Crusaider, 2 F-4 Phantom II и один А-4 Skyhawk. Многие самолеты были повреждены. По вьетнамским данным, за этот период огнем ЗРК было сбито более 30 истребителей-бомбардировщиков. Несмотря на разноречивость данных, американское военное командование все же было вынуждено признать, что ее авиация столкнулась в небе Вьетнама с достойным противником. Только до конца 1965 г. ВВС США потеряли 800 своих самолетов , из них на создаваемые зенитные ракетные войска ВНА пришлось 93 воздушных судна.

В период 1965-1966 гг. на боевом счету подразделений, руководимых майорами А.Г. Терещенко, Г.С. Рыжих, капитаном Ю.П. Богдановым и старшим лейтенантом В.С.Тихомировым, был 31 сбитый самолет противника. Абсолютным рекордсменом в этой области выступило подразделение подполковника Ф.П. Ильиных, уничтожившее к 13 октября 1966 г. 24 боевые машины ВВС CIIIA.

В течение года (с марта 1966 г. по март 1967 г.) советские военные специалисты зенитных ракетных войск самостоятельно провели 106 противовоздушных боев, в которых уничтожили 60 американских самолетов , с расходом 200 зенитных управляемых ракет (средний расход -3,3 ракеты). За этот же период вьетнамскими расчетами самостоятельно было проведено 339 стрельб, сбито 163 самолетов с расходом 577 ракет (средний расход 3,55 ракеты).

Мужество и героизм советских воинов на территории ДРВ были по достоинству оценены Советским государством. 415 человек удостоились высоких правительственных наград СССР, в том числе 160 военнослужащих были награждены орденами: Ленина — 1 чел., Красного Знамени — 32 чел., Красной Звезды — 127 чел.; медалями: «За отвагу» -100 чел., «За боевые заслуги» -155 человек .

Наиболее отличились участвовавшие в боях советские боевые расчеты, которыми командовали подполковники М.Н. Борисов, Ф.П. Ильиных, И.А. Лякишев, Б.С. Можаев, И.К. Проскурин, В.Г. Чернецов; майоры Г.С. Рыжих, А.Г. Терещенко; капитаны Ю.П. Богданов, Р.Н. Иванов, Ю.К. Петров, А.А. Пименов; старший лейтенант В.С. Тихомирова; старшина В.В. Николаенко. Умело действовали в боях сержанты В.С. Канченко и А.А. Злобин, ефрейтор В.М. Мартынчук, рядовой В.П. Смирнов и др.

К сожалению, не обошлось без боевых потерь из числа советских специалистов. 17 октября 1965 г. в ходе отражения налета американской авиации на позиции 82-го дивизиона 238-го зрп (возле аэродрома Кеп) тяжелое ранение получил рядовой Виталий Смирнов (скончался 24 октября).

Всего за весь период (11.07.1965 г. — 31.12.1974 г.) погибло (умерло) 13 советских военнослужащих и гражданских специалистов.

К этому времени численность войск ПВО и ВВС ВНА достигла 190 тыс. человек (7 зенитных ракетных, 2 истребительных авиационных, 30 зенитно-артиллерийских, 4 радиотехнических полка и другие специальные подразделения) . Теперь советские военспецы старались выступать дублерами своих вьетнамских коллег, способных самостоятельно вести боевую работу.

Столкнувшись с новым обликом вьетнамской системы ПВО, американское военное командование изменило тактику применения своей авиации. Начиная со второй половины 1966 г. произошел переход от разрозненных действий по территории ДРВ к нанесению согласованных ударов объединенными усилиями авиации ВВС и 7-го флота ВМС США по наиболее важным объектам страны. С этого времени значительно возросла интенсивность полетов над территорией ДРВ, их число ежесуточно колебалось от 12 до 150 самолето-вылетов. В борьбе с воздушным противником основная нагрузка легла уже на личный состав ВНА. В течение 1966 г. в состав вьетнамских войск ПВО и ВВС вошло еще пять зенитных ракетных полков (274-й, 275-й, 278-й, 285-й, 287-й), прибывших вместе с личным составом из Советского Союза. Одновременно вьетнамской стороне было передано большое количество вооружения, военной и специальной техники. Всего с 1965 г. по 1972 г. во Вьетнам было поставлено 95 ЗРК С-75 и 7658 ракет .

Вьетнамские боевые расчеты, ранее участвовавшие в боевых действиях в качестве стажеров-дублеров, стали непосредственно выполнять все операции по подготовке пуска и наведения ракет. В функции советских специалистов входили их подстраховка и, при необходимости, оперативное исправление ошибок. В связи с этим было значительно сокращено количество СВС в зенитных ракетных подразделениях ВНА (до 50 человек в полку; 9-11 специалистов в каждом огневом дивизионе; 4 специалиста в техническом дивизионе. В управлении полка имелась лишь небольшая ремонтная группа и врач).

В результате в Советский Союз (на 25 декабря 1966 г.) вернулись 133 офицера и ПО солдат и сержантов (в Бакинский округ ПВО, 6-ю и 8-ю отдельные армии ПВО).

Советские военспецы в гостях у вьетнамских зенитчиков.

Одновременно была налажена система подготовки вьетнамских военных специалистов в учебных центрах на территории ДРВ, а также за рубежом: в СССР и Китайской Народной Республике. К 1 марта 1967 г. общее число проходивших обучение в советских военных вузах составило 2167 вьетнамских военнослужащих . В Северном Вьетнаме имелось 2 учебных центра (по подготовке и формированию зенитных ракетных полков), в которых на должностях преподавателей и инструкторов работало 786 советских военных специалистов.

Совершенствование организационной структуры войск ПВО и ВВС ВНА привело к формированию крупных общевойсковых группировок в виде соединений ПВО, что способствовало повышению централизации и оперативности управления, оказавшее прямое влияние на эффективность боевых действий частей и подразделений ЗРВ и системы ПВО в целом.

Напряженная работа всех звеньев Войск ПВО СССР и командования войск ПВО и ВВС ВНА стала давать свои позитивные результаты. В июне 1967 г. над Вьетнамом был сбит 2000-й американский самолет, в связи с чем Министерство обороны ДРВ направило советским военным специалистам приветствие, в котором выражало благодарность за их героический и самоотверженный труд в деле защиты суверенитета и целостности Вьетнама. В свою очередь, октябрь 1967 г. стал поистине «черным месяцем» для ВВС США. За этот период американской авиацией было потеряно 87 самолетов. Это вынудило военное командование США временно приостановить массированные налеты на объекты ДРВ . Американские летчики испытывали панический страх перед советскими зенитными управляемыми ракетами, встреча с которыми стоила жизни почти 60% пилотов ВВС США. Многие оставшиеся в живых летчики после катапультирования имели осколочные ранения от подрыва боевой части ЗУР при поражении их самолетов в воздухе. Общее мнение американских пилотов выразил полковник ВВС США Робин Олде на пресс-конференции в Белом доме 3 октября 1967 г., заявив относительно зенитных управляемых ракет следующее: «…Если вы хотите знать, эти зенитные ракеты вселяют ужас» . Вскоре этот ужас на себе испытал будущий кандидат в президенты США (2008 г.) от республиканской партии, в тот период майор ВМС США, Д.Маккейн, чей палубный штурмовик (в числе девяти других самолетов) был сбит ЗУР над вьетнамской столицей. На допросе он заявил: «…вокруг Ханоя очень плотный и очень точный огонь. Что касается ракет «земля-воздух», то они бьют довольно точно по цели. Я был уже у объекта, когда увидел идущие навстречу мне ракеты. Потом был удар потрясающей силы. Теперь плен…». Таким было свидетельство противника, подготовленного и опытного пилота, сбитого в 23-м вылете на боевое задание.

К весне 1968 г. территория ДРВ была разделена на 8 районов ПВО. Шесть районов совпадали с границами военных округов, два района были созданы вокруг крупных административных центров страны — гг. Ханой и Хайфон . Основу зенитных ракетных войск ВНА составили 5 дивизий ПВО (361-я, 363-я, 365-я, Зб7-я и 377-я); истребительной авиации — 4 авиаполка: 921-й иап (МиГ-21, 48 летчиков и 77 самолетов), 923-й иап (МиГ-17, 62 летчика и 59 самолетов), 910-й учебный ап (на территории КНР, 25 летчиков-инструкторов и 85 самолетов), 925-й иап (МиГ-19 китайского производства, 35 летчиков и 12 самолетов); РТВ — 4 радиотехнических полка (ртп: 290-й, 291-й, 292-й и 293-й) .

Заметно выросло боевое мастерство вьетнамских летчиков. Совместно с советскими военными специалистами они разработали и успешно применяли комплекс тактических приемов ведения воздушного

группового маневра, как, например, «демонстративный маневр», «глубокое проникновение», «одновременный удар» и многое другое. За 1968 г. истребительная авиация ВНА в воздушных боях сбила 44 американских самолета, из них 86% было уничтожено с первой атаки .

Во второй половине 1969 г. командование РТВ ВНА приступило к выполнению рекомендаций советских военных специалистов по совершенствованию радиолокационного поля обнаружения и наведения в районе Тонкинского залива. В этот период командование ВВС США начало активно использовать при ведении воздушной разведки территории ДРВ беспилотные летательные аппараты. Из 570 ежемесячных самолето-вылетов 38 совершалось беспилотными разведчиками, преимущественно над районами гг. Ханой и Хайфон . К концу 1969 г. интенсивность полетов американской авиации в воздушном пространстве Северного Вьетнама заметно снизилась. Всего за год войсками ПВО и ВВС ВНА было уничтожено 76 американских самолетов (в том числе: ЗРВ -41 самолетов, из них 1 стратегический бомбардировщик В-52,ИА-9 беспилотных самолетов-разведчиков, ЗА — 24 беспилотника и тактических истребителей) .

Таблица результатов боевой работы стреляющих 238 -го зрп за период с 20 сентября 1965 г. по 17 апреля 1966 г.

№ п / п Звание , Ф . И . О . стреляющего Число боев Число сбитых целей Общий расход ракет Расход ракет на одну цель Число промахов
1 Майор Терещенко А.Г. 11 10 9 0,9
2 Майор Рыжих Г.С. 9 8 10 /2 1,25-1,5 -
3 Инж.-к-н Богданов Ю.П. 10 8 13 1,62 -
4 П/п-к Борисов М.Н. 7 5 6/2 1,2-1,6 1
5 П/п-к Лякишев И.А. 8 5 7/2 1,4-1,8 1
6 Инж.-к-н Петров Ю.К. 8 5 15 3 4
7 Ст. л-т Тихомиров B.C. 6 5 5 1 -
8 Инж.-к-н Пименов А.А. 2 2 4 2 -
И ТОГО 61 48 69/6 1,47-1,6 6

Успехи противовоздушной обороны ВНА позволили сделать вывод о возможной полной замене советских расчетов, стартовых и наведения ракет, на вьетнамские. По результатам боевой работы наши военные специалисты в том же году были отмечены высокими наградами ДРВ, в том числе: орденом «Боевой подвиг» 2-й степени — 4 чел., 3-й степени — 36 чел., медалью «За сплоченность во имя победы над американским агрессором» — 353 человека. Также 259 советских офицеров, солдат и сержантов награждены орденами и медалями СССР.

В этот период президентом США Р.Никсоном была принята «Гуамская доктрина» — вовлечение вьетнамского народа в братоубийственную войну. Основная ставка делалась на перевооружение сайгонской армии современными вооружением и военной техникой и увеличение ее численного состава. Одновременно с выводом из Индокитая части своих сухопутных войск (к концу 1970 г. — до 210 тыс. чел.) США значительно усилили присутствие в этом регионе своих военно-воздушных и военно-морских сил.

В период 1970-1972 гг. американская авиация продолжала осуществлять налеты на стратегические объекты и коммуникации ДРВ с различной интенсивностью. При этом ВВС США несли ощутимые потери. В течение 1970 г. войска ПВО и ВВС ВНА уничтожили 40 воздушных судов противника.

С помощью советских специалистов с 1971 г. личный состав ЗРВ ВНА стал более эффективно использовать «доработанные» зенитные комплексы. В отдельные дни они сбивали до 10 самолетов и вертолетов противника, в том числе летавшие на малых высотах . За последний квартал 1971 г. потери американской авиации составили 22 воздушных судна (F-4 — 18, по одному F-105, OV-10A, 0-1А и вертолет) .

Первый квартал 1972 г. сократил самолетный парк ВВС США в Юго-Восточной Азии еще на 27 летательных аппаратов . К примеру, 19 апреля было сбито 6 вертолетов. Нередко при этом в плен попадали высокопоставленные генералы и офицеры противника. Так 9 апреля 1972 г. был захвачен в плен американский генерал Р.Толмен; через два месяца в плену оказался руководитель военных советников США 2-го корпусного района генерал Дж. Вэнн, а 16 июля того же года — командир 4-й авиационной дивизии южновьетнамских ВВС бригадный генерал Нгуен Хюи Ань.

Количество сбитых самолетов (вертолетов) ВВС США над территорией ДРВ в 1970 году

Месяцы Количество сбитых воздушных целей
Январь 3
Февраль 2
Март 3
Апрель 2
Май 14
Июнь
Июль 5
Август 3
Сентябрь
Октябрь 1
Ноябрь
Декабрь -

В мае — июне того же года только истребительной авиацией в воздушных боях было уничтожено 57 самолетов противника. С учетом действий ЗРВ и ЗА общие потери американцев в указанный период составили 159 воздушных судов .

Прервав 13 декабря 1972 г. начавшиеся ранее очередные мирные переговоры по будущему устройству Южного Вьетнама, военное командование США приняло решение массированными воздушными бомбардировками территории ДРВ заставить ее политическое руководство принять условия администрации Белого дома.

Для решения поставленной цели американское военное командование спланировало проведение с 18 декабря 1972 г. наступательной воздушной операции с привлечением всей имеющейся в Индокитае стратегической, тактической и палубной авиации (всего боевых самолетов более 800, из них 83 В-52, 36

F-111, 54 A-7D). Для обеспечения операции была привлечена часть сил 7-го флота США. Боевые действия американских ВВС в декабре 1972 г. стали кульминационным моментом всей воздушной войны США против ДРВ .

Воздушная операция получила кодовое наименование «Лойнбэкер-2» и проводилась в два этапа: первый — 18-24 декабря, второй — 26-30 декабря. Основную роль ударной силы выполняла стратегическая авиация. Составляя основу массированных ударов ВВС США, она впервые применялась в таком большом количестве.

Успех войск ПВО и ВВС ВНА в период боевых действий (18-30 декабря 1972 г.) превзошел все ожидания. За этот период был уничтожен 81 самолет противника, из них 34 стратегических бомбардировщика В-52. Зенитными ракетными войсками сбит 31 самолет такого типа, на свой счет истребительная авиация записала два В-52, один из которых на истребителе МиГ-21Ф уничтожил военный летчик Фан Туан (будущий первый космонавт Вьетнама).

Самым позорным для командования ВВС США стал факт уничтожения стратегического бомбардировщика В-52 силами народного ополчения Северного Вьетнама. Такого мировая практика еще не знала.

Успех вьетнамских зенитчиков и летчиков-истребителей бесспорно явился следствием их хорошей выучки и высокого боевого мастерства, а также результатом плодотворной работы советских военных специалистов. Так, наши летчики-инструкторы во главе с подполковником А. Ивановым, с целью введения в сжатые сроки в строй молодых вьетнамских летчиков (в период переучивания их на новые истребители МиГ-21) в 1972 г. только в 921-м иап ВВС ВНА ежемесячно налетывали по 30-40 часов. При ведении воздушных боев вьетнамскими летчиками советские авиационные специалисты переходили на командные пункты ВВС ВНА и участвовали в практическом наведении вьетнамских самолетов на цели противника. Эту работу координировал генерал-майор авиации Н.Спевак. Были и трагические случаи. Так, 30 апреля 1971 г. погиб при исполнении служебных обязанностей летчик-инструктор капитан Ю.Поярков, а 23 марта 1973 г. — летчик-инструктор капитан В.Мрыхин. 11 сентября 1972 г. лишь чудом смог катапультироваться экипаж «спарки».

Высокую оценку вклада советских военных специалистов, в первую очередь по линии ЗРВ и ЗА, 7 февраля 1973 г. в Ханое дал министр национальной обороны ДРВ генерал армии Во Нгуен Зиап на встрече с делегацией из СССР и руководством группы СВС: «Если бы не было Ханойской победы ЗРВ над В-52, то переговоры в Париже затянулись бы, и соглашение не было бы подписано. Другими словами, победа ЗРВ есть и политическая победа» . Зенитные ракетные войска получили звание «героические» . Не обошли вниманием и успехи северовьетнамской авиации, летчики которой под руководством советских специалистов и при их непосредственном участии за годы войны провели в общей сложности 480 воздушных боев, сбив 350 самолетов противника .

Понеся тяжелые потери в воздушной операции «Лойнбэкер-2», американское руководство 30 декабря 1972 г. отказалось от продолжения военных действий, так и не достигнув политической цели. 27 января следующего года состоялось подписание соглашения «О прекращении войны и установлении мира во Вьетнаме». Всего за период 1965-1973 гг. США и их союзники потеряли в Индокитае 8612 единиц авиационной техники .

Юрий Трушечкин скончался под Санкт-Петербургом .

Подполковник в отставке Юрий Петрович Трушечкин был в составе ракетного расчета, уничтожившего в небе над Вьетнамом американский самолет, который пилотировал будущий кандидат в президенты США Джон Маккейн, и даже забрал в качестве трофея его личные документы.

К ВЕТЕРАНУ войск ПВО я поехал вместе с его боевым товарищем Вячеславом Каном, который возглавляет совет ветеранов 94-й зенитной ракетной бригады. Уже в машине он начал рассказывать:
— Мы с Петровичем были когда-то «конкурирующими фирмами», он — командир дивизиона зенитных ракетных комплексов С-75 и я. Соревновались, чье подразделение было лучшим. Всякое, конечно, пришлось пережить: и взлеты, и падения, но все равно годы службы в войсках ПВО вспоминаются по-доброму.

За разговором незаметно подъехали к домику на окраине Красного Села, где живет ветеран. Нас встретила жена Трушечкина — Евгения Никитична. Они познакомилась еще в 1961 году, с тех пор вместе.

Мой спутник прошел в комнату к Юрию Петровичу, а я немного задержался с хозяйкой дома в прихожей, которая одновременно служит и кухней.
— Вы уж извините, — сказала она, — муж недавно выписался из госпиталя, проходил курс лечения в онкологии, сейчас на реабилитации.
После нескольких бытовых и житейских реплик я спросил женщину, как она отнеслась тогда к заграничной командировке мужа?
— О поездке во Вьетнам семьям не говорили, но я догадывалась, конечно, что Юра там, когда стала получать письма от мужа с обратным адресом: «Москва, почтовый ящик». Он был четвертым из нашей части, кого отправили в Юго-Восточную Азию.

Через Великую китайскую стену…

САМОЛЕТ быстро набрал высоту, и вскоре погасло табло, предупреждающее о том, что нужно пристегнуть привязные ремни. Юрий Трушечкин откинулся в кресле, закрыл глаза и попытался хоть немного подремать. Еще вчера для него, офицера войск ПВО, все было ясно: жизнь шла своим чередом, нес боевое дежурство, гонял солдат, чтоб служба медом не казалась…
И вот судьба делает крутой поворот. Сейчас он летит на борту обычного лайнера «Аэрофлота» на войну. В чужую страну. В неизвестность. Пассажирам, купившим билет до Иркутска, и в голову не могло прийти, что среди попутчиков — переодетые советские офицеры. Их, лучших, накануне собрали из разных частей войск ПВО в одном из управлений Генерального штаба. Были инструктажи, наставления перед командировкой. Наконец всем приказали переодеться в гражданскую одежду.
— Я даже догадаться не мог, что у военных есть места, где можно одеть целую армию, — улыбаясь, вспоминает ветеран.
В Иркутске офицеров ждал китайский самолет. Для его экипажа не было секретом, куда направляются русские «туристы». До Пекина добрались быстро. Пока ехали в гостиницу, успели полюбоваться на веселящихся на улицах столицы хунвейбинов. Через сутки вновь перелет. Посадка. И наконец, ночью на самой границе с Вьетнамом военных устраивают в небольшой самолет, и буквально через несколько минут его шасси коснулись посадочной полосы страны назначения. Аэродром осветили лишь на время приземления борта. Крохотное летное поле вновь погрузилось в темноту непроглядной тропической ночи.
Два века назад земля Дайвьет, на которую ступил капитан Юрий Трушечкин, была переименована во Вьетнам. И почти все эти годы ее народ боролся за свою свободу и независимость. Теперь к этому благородному делу пришлось подключаться и советским специалистам, прибывшим оказать вьетнамцам военную помощь.

Были на подстраховке

— ВОТ НАШИ ребята из расчета, — показывает мне снимок Юрий Петрович.
На стареньком, пожелтевшем от времени фото несколько человек в цивильных костюмах, но короткие аккуратные стрижки выдают в них военных. Когда передвижные зенитные ракетные комплексы С-75 только появились во Вьетнаме, то первые два года боевые расчеты на них были полностью советскими. В СССР тем временем стали готовить по полной программе
вьетнамцев-ракетчиков, включая стрельбы на полигоне. Вскоре братья по оружию приняли технику у наших специалистов и сами сели за ракетные пульты. Офицеров из СССР направляли им уже на подстраховку.
На ЗРК С-75 боевой расчет состоял примерно из 80 вьетнамцев и 7 русских. Причем «спецы» переезжали из дивизиона в дивизион.

Интересуюсь у Юрия Петровича: как проходил их отбор в командировку?
— Посылали во Вьетнам тех, кто имел опыт боевых пусков ракет на полигоне, кто хорошо знал технику. Команда набиралась разноперая — координатор, дизелист, высокочастотник… Я являлся офицером наведения. Нашей задачей, — продолжает рассказывать ветеран, — была прежде всего настройка техники. Кроме этого — устранение неисправностей, обучение вьетнамцев, тренировки. А главное — осуществляли полный контроль над функционированием комплекса. Дежурство же нес вьетнамский расчет.
— А где вы находились во время стрельб?
— За пультом сидел вьетнамец. Я, естественно, был рядом. Всю боевую работу выполняли наши братья по оружию. Задача советников — страховать их действия.

Продолжаем рассматривать фотографии.
— А вот и в нас американцы попали, — протягивает мне Юрий Петрович снимок. — Это нанесен удар по совершавшей марш колонне.
На фотографии — исковерканная советская ракета.
— Часто под бомбежки попадали?
— Бывало. Вьетнамцы полностью зенитные ракетные дивизионы не разворачивали. У них было по 4 пусковых установки вместо 6. Это позволяло расчетам быстро сворачиваться и в короткий срок менять место дислокации. Дивизионы всегда находились в движении, ведь засекали их спутники.

Тонкости вьетнамской политики

— КОНЕЧНО, случались у нас и разногласия, — говорит Юрий Петрович. — Например, я слышал от наших ребят такую историю. На одном из совещаний заместитель начальника генштаба вьетнамской армии при подведении итогов за очередную неделю заявил, что ракетчики воевали неплохо, сбив двадцатью ракетами два американских самолета.
Эти вызвало недоумение у наших специалистов — по их расчетам было сбито 12 самолетов. Но вьетнамец продолжал: успехов добились отряды самообороны девушек, которые, переняв боевой опыт отрядов самообороны стариков, сбили из карабинов 10 американских самолетов, затратив на них всего лишь двадцать патронов…
Кто-то из советников не выдержал:
— Зачем же мы тогда посылаем вам эшелоны ракет? Пригоним вагон патронов — его на всю американскую авиацию хватит!
Докладчик это пропустил мимо ушей, а после подошел к нашим спецам и говорит:
— Вы не понимаете, ведь у нас идет народная война. И мы должны подобными примерами поднимать энтузиазм народа. Таковы тонкости нашей политики.
Еще одним неожиданным открытием того времени стали различия в количестве сбитых самолетов по советским и вьетнамским данным. Так, признаком уничтожения цели для советского расчета ЗРК являлся в первую очередь факт подрыва боевой части ракеты в районе цели, вьетнамцы же оценивали результат по обломкам на земле, к которым, ссылаясь на требования безопасности, советских специалистов подпускали крайне редко и неохотно.
Воевать к тому времени бойцы ВНА научились неплохо. Поэтому прибывающих русских специалистов они встречали нередко с некоторым высокомерием, могли устроить им проверку. Скажем, вытащат какую-нибудь лампу из блока — ищи, в чем тут дело? А ламп штук 40…
Неделю присматривались друг к другу, потом отношения налаживались.
— Мой товарищ Слава Снетов повредил ногу, — рассказывает ветеран-ракетчик. — Рана, казалось, небольшая, но нога стала быстро распухать, поднялась температура. Что делать? Надо вести в госпиталь в Ханой. До него по карте 70 км, но дорога вся разбита, сплошные воронки. Тогда переводчик говорит, что недалеко в деревне есть дедушка Хо, который сможет помочь русскому. Риск, конечно, большой, но решили ехать к нему. Вернулся Слава дня через три как ни в чем не бывало. Рассказал, что лежал в хижине у этого старика, который делал к ране жуткие примочки и давал пить какую-то «мерзкую» жидкость.

Крестьяне всегда нам несли угощение — рыбу, кур, все что угодно, — вспоминает Юрий Петрович, — хотя сами голодали. Мы, в свою очередь, отдавали им тушенку, сгущенку, конфеты, если имелись. Общались через переводчиков. Они были у каждого офицера. Еще имелась специальная команда, которая нас обслуживала: охраняла, даже боролась с насекомыми, которых там неимоверное количество и всяких сортов.
Быт наших воинов в чужой стране был довольно прозаический.
При перемене места дислокации зенитно-ракетного комплекса нас всегда старались поселить в безопасном месте, как правило, на краю деревни. Крестьяне сразу начинали рыть ямы, в которые вставляли бетонные кольца, в них мы укрывались. Сверху они закрывались бамбуковыми крышками. Таких колодцев по всей стране нарыто сотни. Располагались они метрах в пятнадцати друг от друга, чтобы не попасть под один бомбовый удар. Каждый дивизион ЗРК был плотно прикрыт зенитками, даже выпустив все ракеты, ракетчики были защищены.
Питались по мере возможности своими продуктами. Их иногда удавалось достать в торгпредстве.

«Флаг нищего» Джона Маккейна

РАКЕТЧИКИ не видят результаты пусков: ракеты улетали от места пуска на 25—30 километров. А этот самолет упал в 5—6 километрах от позиции.
— Летчик катапультировался, — вспоминает Трушечкин, — и нам было видно, как он спускался на «крыле» — новой по тем временам форме парашюта. Его взяла группа захвата.
Через некоторое время переводчик принес на позицию его документы и сферу — летный шлем. На нем очень ценилось стекло, которое изменяет освещенность в зависимости от интенсивности света. Притащили еще какой-то блок аппаратуры и «флаг нищего» — это такая бирка, где на нескольких языках было написано, что он, американский гражданин, потерпел бедствие, просит оказать помощь. Нашита она была у каждого солдата и офицера армии США.
Среди вещей была летная книжка — это две сложенные пополам картонки. На ней фломастером было написано: Джон Сидни Маккейн. Открыл ее — там разлинованные графы, в которых были записаны даты проверки парашюта. Последняя отметка была сделана накануне вылета. Я забрал книжку себе в качестве сувенира. Лежала она всегда среди «вьетнамских» фотографий, а потом во время многочисленных переездов затерялась.
Почему хорошо помню фамилию сбитого американца? Потому что это единственный реальный документ США, который держал в собственных руках и хранил потом много лет дома.

Абсурд голливудских сюжетов

ИНТЕРЕСУЮСЬ у Юрия Петровича:
— Многие голливудские боевики посвящены различным операциям «зеленых беретов», героев-одиночек в той войне. А какие-то попытки спецподразделений армии США, скажем, проникнуть на вашу позицию, совершить диверсию, освободить пленных были?
— Что вы! Даже таких разговоров не припоминаю. Правда, когда сбивали американский самолет, янки делали все возможное, чтобы спасти летчика. Старались всеми средствами обеспечить его отход к месту, где пилота мог бы подобрать, например, вертолет. На палубах авианосцев американцы всегда держали силы, готовые немедленно вылететь на помощь летчику, попавшему в беду. У каждого из них был пеленгатор, поэтому определить место нахождения человека не представляло большой сложности.
— А вообще, — продолжает Трушечкин, — американцы и о нас не забывали, давали о себе знать. Например, сейчас уже можно без опаски говорить, что мы слушали «Радио «Энтерпрайз». Мощная радиостанция этого атомного авианосца вела на русском языке свои передачи, которые мы слушали, настроив приемники. Удивляло, что противник даже наших командиров знал по именам…

Повод для воспоминаний

СПУСТЯ много лет, в 1986 году, Трушечкин краем уха уловил по телевизору сообщение, что некий Джон Маккейн баллотируется в сенаторы штата Аризона. А когда сказали, что его самолет был сбит во Вьетнаме советской ракетой, а он был в плену — все сомнения развеялись. В период недавней предвыборной шумихи в США ветеран войск ПВО вновь вспомнил свои вьетнамские победы…
— И много их вообще было? — интересуюсь у собеседника.
— В моем личном деле значатся 5 уничтоженных американских самолетов, не считая «беспилотников», награжден орденом Красной Звезды.

Обратный путь на родину лежал уже по морю. На легкой джонке Трушечкин с товарищами подошли к танкеру «Амбарчик», стоявшему на рейде. Капитан согласился доставить офицеров во Владивосток. С собой у Юрия Петровича был небольшой альбом, в который вьетнамские солдаты и офицеры написали на русском языке свои чувства и мысли о совместной службе с русским капитаном. Но его, как ни странно, забрали на таможне — сочли за китайские прокламации. А вот настоящую, хотя и потрошенную американскую шариковую бомбу на границе не заметили.

Такие были времена.

Би ография

Джон Сидни Маккейн родился 29 августа 1936 г. на базе американских ВВС, которая располагалась в Панаме - в зоне, арендованной на тот момент Соединенными Штатами. Его отец (также Джон Маккейн) был тогда военно-морским офицером. Детство маленького Джона прошло на различных военных базах, куда семья Маккейнов переезжала вслед за отцом семейства. В результате частых перемещений Джон успел поучиться приблизительно в двух десятках различных школ, не блистая успеваемостью, зато отличившись на поприще спортивной борьбы.

По окончании школы (1954г.) Дж.Маккейн пошел по стопам отца (и деда-адмирала) и поступил в Военно-морское училище США в Аннаполисе. Во время обучения он не мог похвастаться дисциплинированностью и получал не менее 100 выговоров ежегодно. Училище будущий сенатор закончил в 1958 г. с 894-м результатом из 899 выпускников. После академии Дж.Маккейн пошел в летную школу, и, завершив обучение в 1960г., начал службу в качестве пилота на авианосцах в Карибском море.

Карьера пилота Дж.Маккейна сопровождалась авиапроисшествиями, в которых ему чудом удавалось остаться в живых. Еще во времена летной школы во время полета у него отказал двигатель, и самолет рухнул на землю при посадке. Затем, во время службы в Испании, Дж.Маккейн по неосторожности зацепил своим истребителем линии электропередач, после чего его перевели на должность инструктора на авиабазу в Миссисипи. Однако это не спасло будущего сенатора от очередного авиаинцидента: в 1965 г. во время полета двигатель его самолета загорелся, и Дж.Маккейну пришлось экстренно катапультироваться (машина, разумеется, разбилась). Это не отбило у него желания летать и дальше, и он обратился с просьбой перевести его на боевую должность. Желание пилота было удовлетворено и в конце 1966 г. он был переведен на авианосец "Форрестол". Правда, авианесчастья продолжали преследовать его и там: в 1967 г. во время пожара на авианосце неуправляемый снаряд попал в истребитель, на котором Дж.Маккейн готовился к взлету. По сложившейся традиции Дж.Маккейну удалось выжить, однако на этот раз он получил ранения в ноги и грудь.

Поправившись после ранения, Дж.Маккейн продолжает совершать вылеты - во Вьетнаме вовсю идет американская военная операция, и будущий сенатор в составе своей эскадрильи бомбит объекты Северного Вьетнама. В октябре 1967 г., во время выполнения очередного боевого задания, Дж.Маккейн разбивает свой последний самолет в карьере - его сбивают вьетнамские ПВО. Сам пилот при этом успел катапультироваться и упал в озеро, в очередной раз продемонстрировав свою живучесть и непотопляемость.

Летчик Джон Маккейн воевал во Вьетнаме (справа в нижнем ряду).

Маккейн - бывший кандидат на пост президента США от республиканцев. Не опередил бы его на выборах Барак Обама, Маккейн мог бы через неделю произносить слова президентской присяги в Белом доме.
В октябре 1967 года ракетчик Юрий Трушечкин прикрывал участок дороги неподалеку от моста Хамжонг.Самолет Маккейна в тот день вылетел с авианосца "Энтерпрайз", чтобы участвовать в очередной карательной акции. "Ракета попала в заднюю полусферу и, очевидно, выбила ему рули или элероны, потому что он шел строго по прямой", - вспоминал ветеран.
Из падающего самолета Маккейн выпрыгнул. Ветер унес его парашют в сторону, и он приземлился в городское озеро, сильно покалечившись - сломал ногу и обе руки.
Из озера его вытащили солдаты армии Северного Вьетнама.

Вьетнамцы вытаскивают сбитого Джона Маккейна
Как говорил ветеран, Маккейну повезло - обычно американских летчиков забивали мотыгами. Но Джона Маккейна отправили в тюрьму, которую с сарказмом называли Hanoi Hilton.
Тяжело раненый Маккейн тогда выжил, но попал в плен на долгие пять с половиной лет. Не расстреляли его благодаря имени - все-таки сын адмирала.

Во вьетнамской тюрьме Hoa Lo с ним обращались наравне с другими американскими военнопленными - ненавидели за сожженые напалмом деревни. Он пытался несколько раз покончить с собой, не давали.
За сбитый самолет Маккейна ракетчик Трушечкин получил орден Красной Звезды и тысячу рублей прибавки к пенсии.
- «К счастью, он не стал президентом. Он ненавидел русских. Он знал, что его самолет сбила наша ракета».
В ноябре прошлого года итальянская газета La Stampa рассказала историю Трушечкина. Он признался журналистам, что это именно он в 1967 году сбил самолет, в котором находился кандидат в президенты США Джон Маккейн.
Ветеран узнал пилота, когда увидел в телерепортаже о кандидате в президенты США кадры, на которых сенатор от Аризоны был еще молодым военным летчиком.
Подполковник Трушечкин, наблюдая за Маккейном по телевизору, радовался, что ему не удалось войти победителем в Белый дом. «К счастью, он не стал президентом. Он ненавидел русских. Он знал, что его самолет сбила наша ракета», - говорил ветеран.
Несмотря на то, что до последнего времени русские не признавались, что принимали участие в военной кампании, 70-летний Трушечкин убежден, что скрывать, а тем более стыдиться ему нечего, сообщало издание. Он рассказал, что попал во Вьетнам, будучи 28-летним капитаном, в то время, когда там уже были смешанные подразделения с вьетнамцами. Служил офицером наведения в ракетном расчете. А когда уезжал из Вьетнама, там еще оставались около 70 офицеров, а также солдаты, пленных американцев было 365 - как дней в году.
«Самыми ценными трофеями считались летный шлем и «флаг нищего» - нашивка с надписью: «Я американский гражданин, терплю бедствие, прошу оказать мне помощь» - на пяти языках, - вспоминал Юрий Петрович. - А в парашютной сумке нашли «корочку» серую. Это парашютная книжка оказалась. Я переводчика попросил посмотреть, что там написано. Помню слова: «Джон Маккейн». Парашют ему за день до этого собрали…».
В качестве трофея капитан Трушечкин увез с собой домой документы летчика и фотографии, которые подпольно удалось сделать во Вьетнаме

40 лет назад, во время вьетнамской войны, Дует был начальником тюрьмы Хоа Ло. По словам американского сенатора, в этом заведении его жестоко избивали и подвергали пыткам на протяжении пяти с половиной лет плена.
"Маккейн был мои другом, - утверждает 75-летний Дует, подсыпая корм птицам в клетках, которых он держит в своем в саду. - Если бы я был американцем, я бы голосовал за него".

Самолет Маккейна, который был летчиком военно-морской авиации, подбили во время рейда в Ханое в 1967 году. Он катапультировался и приземлился на озеро в столице Северного Вьетнама, откуда его - почти без сознания, с переломами обеих рук и ноги - вытащили местные жители. Летчика отправили в тюрьму Хоа Ло, которую американские военнопленные прозвали "Ханойским Хилтоном". Джон Маккейн рассказывает, что там его месяцами держали в одиночной камере и регулярно пытали, из-за чего он даже пытался покончить с собой. - "Не знаю, как бы он повел себя, если бы мы снова встретились",- говорит Дует, листая альбом с черно-белыми снимками, на которых он снят вместе с американскими узниками Хоа Ло. - "Но я могу подтвердить, что мы никогда не подвергали его пыткам. Мы вообще не пытали заключенных", - добавляет он.

По словам бывшего начальника тюрьмы, он часто вызывал нынешнего кандидата в президенты США от Республиканской партии в свой кабинет, чтобы поговорить. "Мы часто спорили о том, нужна ли была эта война. Он всегда был очень откровенен и высказывал консервативные взгляды. Он был очень предан своей стране и американским идеалам", - вспоминает Дует. "Говорил он с каким-то акцентом и иногда учил меня английским словам. После того, как его освободили, я следил за его карьерой", - добавляет он.

Значит, из слов Дуета следует, что сенатор Маккейн кривит душой, когда рассказывает о том, как к нему относились в "Ханойском Хилтоне"? "Он не раскрыл правду", - заявляет бывший начальник тюрьмы. "Но отчасти я могу его понять. Он приукрашивает свое прошлое, чтобы добиться поддержки американских избирателей на президентских выборах", - добавил он.

"Я желаю ему успеха на выборах. Конечно, американцы начали войну во Вьетнаме и убили очень много людей, но все это - дело прошлого", - говорит Чан Чонг Дует.

Т.н. "герой" Джон Маккейн после плена встречается с Ричардом Никсоном.


2 сентября 1945 г. ханойское радио возвестило миру об образовании Демократической Республики Вьетнам (ДРВ), руководимой Временным национальным правительством во главе с лидером патриотического фронтаХо Ши Мином. Демократическая Республика Вьетнам стала вторым в Азии - после Монголии - народным государством.
Однако объявление о независимости не стало началом мирного строительства и преобразований в ДРВ. Бывшие союзники по антигитлеровской коалиции отказались выполнять положения Атлантической хартии, заключенной в начале Второй мировой войны и гласившей, что после ее окончания активные участники борьбы с фашизмом (а это в полной мере относилось и к Вьетнаму) получат право свободно определять судьбу своего государства. Приказом верховного командующего войсками союзников в юго-западной части Тихого океана американского генерала Д. Макартура Вьетнам был произвольно разделен на две зоны (как тогда было объявлено, для приема капитуляции японских войск по 16-й параллели: к северу - китайскими войсками Чан Кайши, к югу - английскими войсками из состава командования в Юго-Восточной Азии).
На деле же вошедшие в Индокитай британские войска генерала Грейси не стали помогать вьетнамцам быстрее избавиться от японского военного присутствия, а создали условия для возвращения прежних оккупантов - французских колонизаторов. В ответ на это национально-освободительное движение народа в Южном Вьетнаме активизировалось. Подобная картина наблюдалась также в Лаосе и Камбодже. Вьетнамскому, лаосскому и камбоджийскому народам пришлось каждому по-своему организовывать борьбу за свою свободу.
По предложению Советского правительства 26 апреля 1954 г. в Женеве состоялось совещание министров иностранных дел великих держав для решения вопроса о восстановления мира в Индокитае. В результате участники Женевского совещания подписали соглашение о прекращении военных действий и провозгласили независимость ДРВ, Лаоса и Камбоджи{36}.
Вскоре, однако, во Вьетнаме вспыхнула вторая война Сопротивления, которая на этот раз продолжалась 15 лет. В неразрывной связи с ней развивались и национально-освободительные войны народов Лаоса и Камбоджи.
В соответствии с Женевскими соглашениями Вьетнам был разделен временной демаркационной линией (по реке Бенхай южнее 1.7-й параллели) на две части - Северный и Южный Вьетнам. На июль 1956 г. назначались всеобщие выборы под международным контролем для решения вопроса об объединении страны. Однако южновьетнамские власти, нарушив Женевские соглашения, провозгласили создание на юге страны нового государственного образования - Республики Вьетнам - со столицей в Сайгоне.
Создав при помощи США крупные вооруженные силы, сайгонский режим стал на путь массовых репрессий против демократических сил и участников движения Сопротивления. В ответ на это патриоты Южного Вьетнама начали борьбу за воссоединение с ДРВ. 17 января 1960 г. в дельте реки Меконг произошло крупное вооруженное выступление, охватившее вскоре всю страну.
Спасая марионеточный режим, США спровоцировали так называемый «Тонкинский инцидент» и 5 августа 1964 г. начали бомбардировки Северного Вьетнама, а с апреля 1965 г. вторглись на земли Южного Вьетнама.
Для осуществления воздушной войны против Демократической Республики Вьетнам США привлекли большое количество авиации, базирующейся на авиабазах Южного Вьетнама, Филиппин и Таиланда. Американское командование использовало все средства поражения, в том числе такие, как напалм, фосфорные и шариковые бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты «воздух-земля», бомбы замедленного действия и др. Объектами массированных воздушных ударов стали сотни городов и деревень, плотины и дамбы - с целью вызвать наводнения, голод и разруху.
Если против ДРВ воевала только американская авиация, то в Южном Вьетнаме в боях принимали участие все виды вооруженных сил США. Более того, Соединенным Штатам удалось привлечь к вооруженной борьбе воинские контингенты из других стран, входивших в военные блоки, а именно - Австралии, Новой Зеландии, Таиланда, Филиппин и Южной Кореи. Максимальная численность этих союзных войск составляла 72 тыс. человек.
В октябре 1965 г., с началом сухого сезона, военное командование США развернуло первое стратегическое наступление. В нем участвовало около 200 тыс. солдат и офицеров экспедиционного корпуса США, 500 тыс. личного состава марионеточных войск, 28 тыс. союзников, 2300 самолетов и вертолетов, 1200 орудий, 1400 танков и бронетранспортеров, 50 боевых кораблей. Основной целью операции было нанести удар в двух направлениях: в Центральном Вьетнаме от морских портов на запад до границы с Лаосом и Камбоджей и в Южном Вьетнаме - из района Сайгона на северо-запад, с тем чтобы выйти к границе с Камбоджей, а также перекрыть коммуникации из ДРВ. Однако существенных результатов эта операция не дала. Осенью 1966 г. последовало новое наступление в районе Сайгона с задачей разгромить группировку армии освобождения, выйти к границе с Камбоджей и перерезать коммуникации, идущие из ДРВ. Была задействована почти миллионная группировка войск, поддерживаемая самолетами и вертолетами (4,3 тыс.), тяжелыми орудиями (2,3 тыс.), танками и бронетранспортерами (3,3 тыс.), боевыми кораблями (более 200 единиц). Результат тот же - успеха добиться не удалось. С января по май 1967 г. предпринимается новая операция - «Седар Фоллз», и снова неудача.
Одной из главных составляющих высокой способности к сопротивлению вьетнамского народа, наряду с мужеством и стойкостью бойцов как на севере, так и на юге, явилась своевременная и всесторонняя помощь Советского Союза. В феврале 1965 г. Ханой посетила советская делегация во главе с Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным. Вьетнамской стороне была обещана помощь «по всем направлениям». На обратном пути делегация останавливалась в Пекине, где также обсуждались вопросы советско-китайского сотрудничества по оказанию помощи Вьетнаму. Переговоры закончились успешно. И вскоре через территорию КНР по железной дороге в Северный Вьетнам начали поступать военно-стратегические грузы, новейшая боевая техника и вооружение. Грузы направлялись также морем через порт Хайфон. Одновременно с ними в страну начали прибывать и советские военнослужащие.
В состав контингента советских воинов, который принимал участие в войне во Вьетнаме, входили военные советники и специалисты-инструкторы - зенитчики и артиллеристы, летно-технический состав, связисты, военные моряки и медики. Одним из первых во Вьетнам прибыл личный состав войск противовоздушной обороны.
Задачи отражения ударов американской авиаций по объектам Северного Вьетнама были возложены на войска ПВО и ВВС Вьетнамской народной армии (ВНА). Эти войска создавались при помощи СССР, представляя собой вид вооруженных сил ВНА.
Боевые действия во Вьетнаме с участием советских военных специалистов и использованием зенитных ракетных войск, впервые примененных в локальной войне, можно разделить на три периода.
В первом периоде основное внимание уделялось прикрытию объектов ограниченными силами зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), действовавших из «засад» (июль 1965 г. - первая половина 1966 г.). С марта 1965 г. в составе вьетнамских войск противовоздушной обороны начали появляться советские 37- и 57-миллиметровые зенитные пушки, а с июля - зенитные ракетные комплексы С-75М. Для обслуживания ЗРК и подготовки национальных кадров прибыли военные специалисты из Московского округа ПВО. Обучение шло через переводчиков, по 14 часов в сутки, и уже в конце июля дивизионы первого зенитно-ракетного полка заняли боевые позиции под Ханоем. В расчеты, обслуживающие боевые установки, на начальном периоде входили советские офицеры и солдаты. 24 июля с первых ракетных залпов, на дальности 10 км, дивизионы майора Ильиных и майора Можаева сбили три американских самолета, летевших на бомбардировку столицы ДРВ. В дальнейшем (вплоть до марта 1966 г.) дивизион Ильиных уничтожил еще 22 самолета противника, за что его командир был удостоен орденов Ленина и Красной Звезды.
Параллельно с несением боевого дежурства специалисты группы вводили в строй личный состав второго зенитно-ракетного полка ДРВ, которым командовал советский офицер - полковник В. Федоров. За 9 месяцев полк уничтожил 23 самолета противника, показав, что вьетнамские воины полностью овладели боевой техникой.
Результаты не замедлили сказаться. Американская авиация начала нести ощутимые потери, так как на вооружении ПВО Вьетнама появились не менее новые, чем у противника, боевые средства, в том числе - сверхзвуковые самолеты-истребители и зенитные управляемые ракеты советского производства.
Во втором периоде (вторая половина 1966 г. - первая половина 1967 г.) усилия вьетнамской ПВО были сосредоточены на прикрытии важных объектов страны в сочетании с действиями из «засад». В это время происходило дальнейшее совершенствование системы ПВО наряду с повышением активности истребительной авиации Вьетнама.
И, наконец, третий период (вторая половина 1967 г. - конец войны) характеризовался действиями ПВО в составе зонально-объектовой группировки по прикрытию городов Ханоя и Хайфона с их пригородами. В это время в системе ПВО страны увеличилось количество самолетов истребительной авиации (МиГ-17, МиГ-19и МиГ-21), расширились масштабы их применения. На вооружение поступили подвижные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) «Стрела-2».
Наиболее интенсивно начали поступать новейшие виды вооружения после 1971 г., когда в Ханое приняли решение о начале наступления на территории Южного Вьетнама. В этой операции участвовало 14 дивизий ВНА и несколько отдельных полков, оснащенных советским стрелковым оружием, танками Т-54 с инфракрасным прицелом и 100-мм пушкой, различными модификациями артиллерийских систем.
В течение весны и лета 1972 г. войска ПВО и ВВС вели интенсивные боевые действия по отражению налетов американских самолетов. Летчики-истребители совершили около 800 боевых вылетов и провели до 200 воздушных боев, в которых сбили более 80 самолетов противника. Значительную роль сыграла и зенитная артиллерия. Однако основной вклад в отражение налетов американской авиации, как и прежде, вносили зенитные ракетные войска.
В борьбе с американской авиацией ощутимые потери понесла и вьетнамская сторона. К примеру, противник вывел из строя около половины зенитно-ракетных дивизионов, уничтожил на стартовых позициях и в расположении технических дивизионов около 200 зенитных ракет, повредил более 10 радиолокационных станций различного типа. Истребительная авиация ВНА недосчиталась половины самолетов и пятнадцати летчиков.
К декабрю 1972 г. численный состав вьетнамских войск ПВО и ВВС почти не изменился, за исключением истребительной авиации. При активном советском участии было сформировано несколько авиационных полков. Три из них имели на вооружении 148 боевых самолетов (при 170 подготовленных летчиках), учебный полк занимался транспортными перевозками.
Прекращение бомбардировок в конце 1972 г. в связи с начавшимися в Париже переговорами было использовано вьетнамским руководством для усиления группировок своих войск. Формировались новые части и подразделения, на вооружение которых из Советского Союза поступали более современные ЗРК С-125. Однако из-за медленного их развертывания они так и не приняли участия в боевых действиях.
К апрелю 1975 г. ДРВ с советской помощью добилась полного превосходства над «южанами» в технике и вооружении, что в значительной степени обеспечило ей окончательную победу. Всего же за восемь лет войны северовьетнамские летчики под руководством советских специалистов и при их непосредственном активном участии провели в общей сложности 480 воздушных боев, сбив 350 самолетов противника и потеряв 131 свой.
За весь период вьетнамской войны в ней приняло участие более шести тысяч советских военнослужащих, до конца выполнивших воинский интернациональный долг. Некоторым из них не было суждено вернуться на Родину. По данным, полученным из различных источников, в период ведения боевых действий во Вьетнаме при исполнении служебных обязанностей погибло (умерло) семь человек. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении интернационального долга в 1 967 г., более 380 советских военных специалистов были награждены орденами и медалями СССР. Благодаря великолепной лечебной базе и современным технологиям эстетическая

Ровно полвека назад, 24 июля 1965 года, у вьетнамского местечка Бави Шонтэй в 50 км к западу от Ханоя боевой реактивный самолёт F-4C "Фантом" был впервые сбит зенитной управляемой ракетой советского комплекса С-75.

История противостояния советских средств ПВО и американских самолётов к тому моменту насчитывала уже более десятка лет.

Советские 85-мм зенитки показали себя весьма грозным оружием в Корейской войне. Меньше чем за полгода, с 12 февраля по 27 июня 1953 года, трём советским зенитным полкам, вооружённым ими, было засчитано сбитыми 19 реактивных истребителей-бомбардировщиков F-86 «Сейбр». По возвращении в Советский Союз полки с боевым опытом логично получили новейшее вооружение – 100-мм пушки и радиолокационные станции наводки СОН-9. А в конце пятидесятых на основе заслуженных частей были созданы зенитные ракетные полки и бригады, оснащённые знаменитыми впоследствии зенитно-ракетными комплексами С-75, в классификации США – SA-2. Они дислоцировались под Свердловском и Нижним Тагилом.

Именно ракетчики этих воинских частей «вели» U-2 Фрэнсиса Гэри Пауэрса в его последнем полете 1 мая 1960 года – от Пешавара до Свердловска. Майор И. Н. Шишов, командир дивизиона, который и поставил финальную точку, имел опыт Корейской войны. Но в тот день Шишов находился в отпуске, и дивизионом командовал начальник штаба, майор М. Р. Воронов. Командир ракетной батареи Н. И. Колосов, в 8.53 по Москве уничтожившей нарушителя, воевал и в Великой Отечественной, и в Корейской войне. Поскольку Пауэрс подходил к зоне поражения дивизиона под острым углом, ракета летела по сути уже «вдогон» – в заднюю полусферу, и отбила самолёту хвост. Следующим попаданием самолёт был окончательно разрушен. Падающие обломки самолёта (на земле их разбросало на 5 км) в атмосфере повышенной нервозности продолжали отслеживать как цель, ставящую помехи. Пуском трёх ракет был сбит свой истребитель МиГ-19, лётчик Сергей Сафронов погиб. Обломки самолёта и снаряжение Пауэрса позднее украсили экспозиции музеев Советской армии и пограничных войск.

Но до сих пор мало кто знает, что U-2 Пауэрса был не первым сбитым советской зенитной ракетой самолётом-шпионом. 7 октября 1959 года у Пекина тремя ракетами на высоте 20 км был сбит тайваньский высотный разведчик RB-57D.

С началом массированных бомбардировок Северного Вьетнама (или Демократической республики Вьетнам, ДРВ) в СССР по просьбе правительства ДРВ было принято решение защитить дружественную страну поставками современной ПВО – зенитных ракет и реактивных истребителей. Согласно Женевским соглашениям 1954 года, своей авиации у ДРВ не было. Еще в 50-е годы, после установления дипломатических отношений с Советским Союзом, во Вьетнам поставили порядка ста зениток.

Но теперь вьетнамцам предстояло как можно быстрее, в идеале – за два с половиной месяца освоить куда более сложную и незнакомую технику. Притом что даже оргстекло они видели впервые – и не резали, а ломали его. Поэтому вьетнамским силам ПВО помогали специально отобранные военные СССР. Первый учебный центр был организован в 40 км южнее Ханоя, на берегу небольшой реки. Жилые домики и учебные классы собирались из бамбука и покрывались листьями пальм или бананов.

На городских дорогах через каждые 4–5 м вьетнамцы строили бомбоубежища на одного человека – бетонные колодцы с крышкой. Даже при сильном ударе взрывной волны они не обваливались и защищали от осколков и шариков бомб. Но одной пассивной защиты, конечно, не хватало.

Советским военным специалистам (СВС) было неимоверно трудно не то что воевать, а просто жить в тропическом климате Вьетнама. Даже ночью температура не падала ниже 30 градусов при влажности воздуха в 90%. Не выдерживала даже техника, особенно трансформаторы блоков питания. Временами влажность доходила до 99 и даже 100%! Поэтому тела людей были постоянно покрыты плёнкой пота. Помогало растирание лимонным соком, но лишь на короткое время. Вместо воды, которую приходилось не только кипятить, но и фильтровать, старались пить зелёный чай без сахара, лимонад, компот из плодов или фруктовую воду. Истощённые веками недоедания вьетнамцы вчетвером не могли поднять 100-кг мостик. Разгружать ракеты и сами комплексы с кораблей приходилось самим специалистам – по ночам, питаясь рисом и чаем без хлеба. О чёрном хлебе, селёдке и холодной воде оставалось только мечтать.

В конце апреля 1965 года началось обучение, которое проходило в три этапа. Первый – занятия в учебном центре. Второй – когда прибывали ЗРК, создавались двойные расчёты, советские специалисты вместе с вьетнамцами вели бои. Третий этап – когда вьетнамцы полностью осваивали технику, дивизион обслуживался только вьетнамскими расчетами. На каждый дивизион ракет оставалось по 7–8 советских спецов, находящихся в 2–3 км и помогающих при регламентных работах или ремонте.

Зенитчики сидели на позициях в одних трусах и пробковых шлемах на голове, держа в руке фляжку с чаем – при температуре, зашкаливающей за 60 градусов. По воспоминаниям одного из советских ветеранов, «под каждым вращающимся креслом оператора стояла непросыхающая лужа человеческого пота ». Не лучше было расчётам, заправляющим ракеты окислителем АК-20Ф. Представьте себя на 35-градусной жаре без ветра в защитном костюме из шинельного сукна и резины, противогазе и закрытом капюшоне, высоких сапогах и резиновых перчатках. За сорок минут работы костюм бурел от высокотоксичных испарений, а сам заправщик терял почти килограмм веса, выливая из каждого сапога по полстакана пота.

В ночь на 22–23 июля два зенитно-ракетных дивизиона выдвинулись на позиции –выслеживать американские истребители-бомбардировщики F-100, F-105 и F-4, взлетающие из Таиланда. В теории в дивизион входило шесть пусковых установок, на деле среди рисовых полей, гор и джунглей удалось разместить только три. Несколько раз из-за жары в кабинах приходилось выключать аппаратуру. Спустя несколько минут после очередного включения 24 июля была обнаружена крупная цель. Как потом выяснилось, это были четыре самолёта, летящих попарно. В 14.25 цель была взята на автоматическое сопровождение, командир 63-го дивизиона подполковник Борис Можаев скомандовал «Пуск». Офицер наведения, старший лейтенант Владислав Константинов, нажал кнопку «Пуск», и две ракеты с интервалом в 15 секунд ушли к цели, поразив, как думали зенитчики, два самолёта. 64-й дивизион Фёдора Ильиных также успешно отстрелялся. Вьетнамцы внимательно наблюдали за действиями советских военных. Всего в тот день ракетчики заявили сбитыми три самолёта, ещё один дотянул до Лаоса и упал там. Его лётчик, по советским мемуарам, катапультировался, повредил спину, был спасён и отправлен на лечение в Австралию.

Целями советских ракет оказались четыре истребителя F-4C "Фантом" под позывным "Леопард" 45-й тактической истребительной эскадрильи (TFS), вылетевшие с базы Убон в Таиланде. Их сегодняшней задачей было прикрытие истребителей-бомбардировщиков F-105, бомбивших склады и фабрики боеприпасов под Дьенбьенфу и Ланг Чи, от атак вьетнамских истребителей. Маршрут истребителей оказался в точности в зоне действия ракетных батарей, причём пилоты даже не подозревали об угрозе – из всех средств обнаружения ракет они имели только собственные глаза, хотя ещё после сбития Пауэрса в США начали разрабатывать контрмеры. Топливо в баках "Фантомов" заканчивалось, внизу простирались облака, маскирующие старт ракет... Даже если бы лётчики успели заметить старт, у них просто не оставалось времени. Дистанционный радарный взрыватель подорвал почти двухсоткилограммовую боеголовку ракеты с готовыми осколками внутри. Сноп осколков накрыл левое крыло, хвост и фюзеляж "Леопарда-2". Из двух членов экипажа только капитан Ричард "Попс" Кейрн катапультировался и провёл следующие 7,5 лет в плену – до 12 февраля 1973 года. Судьба капитана Росса Фобэйра, по иронии судьбы, в прошлом – специалиста по РЭБ на разведчике RB-47, оставалась неизвестной до 1997 года, когда его племянник, Брюс Гиффин, обнаружил останки дяди и перевёз их на родину. Кейрн обладал солидным для истребителя возрастом и уже бывал сбит – в сентябре 1944 года над Лейпцигом, в 14-м боевом вылете на B-17.

Осколками ракет были повреждены ещё три "Фантома".

"Долетался". Американский самолёт, сбитый в небе Вьетнама. Фото из личного архива Николая Николаевича Колесника.

24 июля 1965 года советские ЗРК С-75 сбили во Вьетнаме сразу три американских истребителя-бомб ардировщика F-4 Phantom II. По указу Хо Ши Мина этот день стали отмечать как День зенитно-ракетных войск Вьетнамской народной армии. После 24 июля потери американской авиации резко возросли, в связи с чем командованию ВВС США пришлось коренным образом менять тактику воздушных налетов.

Сокрушенная мощь

США подготавливались к нанесению авиационных ударов по Северному Вьетнаму основательно. В Таиланде и Южном Вьетнаме заранее были либо модернизированы, либо заново созданы десятки авиационных баз. К началу 1965 года на них было размещено более 500 ударных самолетов и истребителей. Преобладали истребители-бомб ардировщики F-105, Thunderchief и F-100 Super Sabre. Было также несколько новейших «Фантомов» — F-4C Phantom II. Впоследствии появились сверхсовременные F-111. Для отражения атак на базы применялись перехватчики F-102 Delta Dagger.

Однако это не все. В Тонкинском заливе сосредоточились две мощные авианосные группировки: Yankee Station (более 200 палубных штурмовиков и истребителей) у берегов ДРВ и Dixy Station — у берегов Южного Вьетнама. Авиация флота в основном располагала истребителями F-4B Phantom II, F-8 Crusaider, штурмовиками А-4 Skyhawk, A-1 Skyraider.

Впоследствии ударная мощность была усилена за счет стратегических бомбардировщиков В-52.

Всего же во вьетнамской мясорубке за 10 лет приняли участие около 5 тыс. самолетов. В результате американцы обрушили на Вьетнам, как Северный, так и Южный, 6,8 млн. тонн бомб, что почти в три раза больше, чем при бомбардировках Германии во время Второй мировой войны.

Такого американские пилоты еще не видели

Соотношение сил для Северного Вьетнама вначале было абсолютно катастрофическим. Армия Вьетконга располагала лишь 60 самолетами, в основном — аналогами советских машин китайского производства — околозвуковыми истребителями МиГ-17 и бомбардировщик ами Ил-28. Ситуацию усугубляла и недостаточная подготовка вьетнамских пилотов, которые приобретали опыт по мере ведения боевых действий. Также негативно влияли на боеготовность и физические особенности пилотов, которые не лучшим образом выдерживали перегрузки.

Налеты на Северный Вьетнам начались в феврале 1965 года. Американцы ввиду явного превосходства действовали довольно примитивно. F-105 в количестве до 80 бомбардировщиков появлялись в районе бомбометания на высотах 3000−4000 метров и без особого прицеливания сбрасывали боезапас на сверхзвуковой скорости. Устаревшая вьетнамская зенитная артиллерия большого вреда им не причиняла, а малочисленные и медленные МиГ-17 были не в силах помешать этим в высшей степени наглым налетам.

Все начало круто меняться в июле 1965 года. В Северном Вьетнаме начали разворачиваться два дивизиона ПВО, оснащенных нашими мобильными зенитно-ракетным и комплексами (ЗРК) С-75 «Двина». Боевые расчеты тоже состояли из советских солдат и офицеров. 24 июля состоялось их боевое крещение.

В 14.00 на экранах радаров были обнаружены две крупных цели. Это оказались четыре «Фантома», шедшие парами. В 14.25 старший лейтенант Константинов нажал кнопку «Пуск». Первая ракета сбила самолет, вторая попала в него же, уже падающего. Второй дивизион сбил еще два «Фантома». Лишь одному американцу удалось спастись.

Вскоре управление ЗРК было передано вьетнамцам, которых советские военспецы обучали в полковых учебных центрах и на боевых позициях по принципу «делай как я», а также преподавали во вьетнамских высших военных учебных заведениях. После непродолжительно го периода обучения вьетнамские военнослужащие овладели достаточными навыками, и роль советских специалистов стала заключаться в консультировании на месте боевых действий и обучению новинкам в технике, которые появлялись после непрерывных доработок, производившихся в СССР в институтах и КБ. Причем эти доработки выполнялись по материалам представителей КБ, которые изучали во Вьетнаме специфику применения ЗРК.

Война стратегий и тактик

Потери американцев резко возросли. Если за первую половину 1965 года было сбито 400 самолетов, то лишь в первый месяц применения С-75 потери приблизились к двум сотням. ЗРК работали с феноменальной производительнос тью — на один сбитый самолет затрачивались в среднем 1,5 ракеты.

В связи с чем американцами была пересмотрена тактика. Бомбардировки начали выполнять на малых высотах. На первых порах это дало неплохие результаты, поскольку нижняя граница поражения ракетами ЗРК «Двина» была порядка 3 километров. Также американская авиация начала использовать при налетах радиопомехи, устанавливавшиес я самолетами сопровождения. Громадные усилия начали затрачиваться на охоту на ЗРК силами бомбардировочной и штурмовой авиации. Ситуация для американцев с точки зрения уменьшения потерь от ракет ЗРК несколько улучшилась. Однако теперь они начали затрачивать от 30 до 40 процентов авиационных ресурсов на «разборки» с ракетчиками.

В этот период резко снизилась эффективность стрельбы С-75. На один сбитый самолет начали тратить 9−10 ракет.

Однако в результате целого ряда последовательных модернизаций комплексов были повышены их боевые возможности. Была и увеличена помехозащищеннос ть, и снижена до 500 метров нижняя граница зоны поражения. Также скорректировали тактику применения. В частности начали пользоваться «ложными пусками» ракет. Пилот, обнаружив «атаку», которой в действительности не было, был вынужден совершать маневр по уходу от «ракеты», что ухудшало его позицию в бою. Все эти мероприятия способствовали тому, что на каждый сбитый самолет стали расходовать 4−5 ракет.

Дивизионы ЗРК работали в тесном контакте с зенитной артиллерией (ЗА), которая пользовалась данными РЛС ПВО. ЗРК и ЗА совместно перекрывали весь диапазон по высотам и дальности. ЗА была оснащена пушками 30-, 37-, 57-, 86- и 100-мм калибров.

Зенитная артиллерия по причине своей «большей массовости» уничтожила больше самолетов, чем ЗРК. Однако имелось несколько типов самолетов, с которыми могли справиться только ракеты. Так, например, С-75 нанесли громадный урон американской стратегической авиации, уничтожив по различным оценкам от 32 до 54 супертяжеловесов В-52.

Американские пилоты, впервые столкнувшись во Вьетнаме с советскими ЗРК, на первых порах панически их боялись. Известно значительное количество случаев, когда летчики, визуально обнаружив пуск ракет, покидали исправные самолеты.

Посчитали — прослезились

Столкнувшись с мощными средствами ПВО противника, опирающимся на ЗРК, а также с появлением в небе Вьетнама новейших МиГ-21, американцы к концу 60-х годов, по сути, свернули воздушные налеты. Поскольку потери ВВС США стали абсолютно катастрофическим и. Всего за годы Вьетнамской войны ВВС и ВМС США потеряли 3374 самолета. Также было уничтожено более 300 самолетов, находившихся на вооружении ВВС Южного Вьетнама.

Авиация Северного Вьетнама потеряла около 150 самолетов МиГ — как советского, так и китайского производства. Но эта цифра не учитывает небоевые потери из-за аварий по различным причинам.

Примерная статистика по вкладу ПВО и истребительной авиации в разгром американской воздушной армады такова:

— истребительная авиация сбила 305 американских самолетов (9%);

— ЗРК — 1046 (31%);

— зенитная артиллерия — 2024 (60%).

За время войны Советский Союз поставил во Вьетнам 95 ЗРК С-75 различных модификаций и 7658 ракет к ним. К концу войны были израсходованы, а также потеряны в боях или оказались неисправными 6806 ракет.

Таким образом, на каждый сбитый самолет пришлось 6,5 ракет. Учитывая, что боевых пусков было 3228, то этот показатель еще выше — 3,1 ракеты на сбитый самолет.



error: Контент защищен !!