Советские женщины глазами художника владимира лебедева. Лебедев владимир васильевич Лебедев в детской литературе вклад

В 1912-1914 гг. учился в частной художественной школе М.Д. Бернштейна. В 1918-1921 гг. преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Состоял в обществах "Союз молодёжи"(с 1913г.), «Объединение новых течений в искусстве» (в 1922-1923гг.), "Четыре искусства" (с 1928 г.); принимал участие в их выставках.

В 1917-1918 гг. работал как политический карикатурист, сотрудничал с сатирическими журналами "Сатирикон" и "Новый Сатирикон"; создал множество политических карикатур на большевиков. Работал как книжный график с 1918 г. по 1967 г., первые книги с его рисунками вышли в издательстве «Радуга». В 1919-1920 гг. вместе с В. И. Козлинским работал в Петроградских "окна" РОСТА (Российского Телеграфного Агентства). Создал новый стиль агитационного плаката, предназначенного для размещения на заводах, в клубах, в витринах магазинов и на агитационных пароходах.

В 1924-1933 гг. В. В. Лебедев возглавлял художественную редакцию детского отдела Госиздата. На протяжении всей жизни работал как художник детской книги. Работа в издательстве и работа над книгой не помешали В.В.Лебедеву осуществить себя в живописи и создать ряд выдающихся живописных работ.

В 1936 г. в прессе появились статьи о творчестве Лебедева, где его работе была дана самая уничижительная оценка; статьи могли спровоцировать гонения, последствия которых для художника могли быть самыми худшими; эти события сильно повлияли на художника и надломили его. Критики считают, что лучшие работы Лебедева созданы им до этого перелома.

В 1941-1950 гг. Лебедев жил в Москве, где сотрудничал с "Окнами ТАСС". Работал в книжной графике и после возвращения в Ленинград. Среди его послевоенных книг лучшими считаются: "Откуда стол пришел?" (1946) и "Разноцветная книга" (1947) С. Я. Маршака, "Три медведя" Л. Н. Толстого (1948).

После войны, в 1950-60-е гг. Лебедев жил замкнуто, виделся лишь с несколькими друзьями и почти не появлялся публично.

На Симеоновской улице в Санкт-Петербурге (с 1923 г. - ул. Белинского), на доме№ 11, где жил Лебедев, в настоящее время помещена мемориальная доска.

Детская книга

Детский отдел Госиздата, созданный в Петрограде в конце 1924 г., размещался на Невском пр., д.28, в Доме кoмпании "Зингер". Его возглавили два редактора, литературный и художественный: С. Я. Маршак и В. В. Лебедев. Вдвоём они поставили перед собой целью создание принципиально новой детской художественной книги. За годы их работы в издательстве появилось новая детская книга, имеющая совершенно другую форму и другое назначение, чем детская книга 19 века.

Образцом художественной формы новой детской книги критики считают литографированные книги русских футуристов 1910-х гг. Авторы этих книг отказались от типографского набора и применили литографскую технику, общую для текста и иллюстраций. Русская литографированная книга - уникальное явление в книжном искусстве 20 века, не имеющее аналогов на Западе. Художники - М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, О. В. Розанова, П. Н. Филонов - опирались в своих литографированных книгах на традицию древнерусских рукописных книг и на народный лубок.

Литографированные книги выпускала в Петрограде в 1918–1919 гг. книгопечатная артель «Сегодня». , с которой сотрудничали художники В. М. Ермолаева и Н. Ф. Лапшин.. Значительная роль в создании детской книги 1920-х гг. принадлежит частному издательству "Радуга" , возглавляемому известным в своё время журналистом Л. М. Клячко. Он и привлёк в издательство К. И. Чуковского и С. Я. Маршака, не писавшего до этого стихов для детей. С издательством сотрудничали, в основном, художники, близкие кругу "Мира искусства": С. Чехонин, Н. Кузьмин, Ю. Анненков, М. Добужинский, В. Конашевич, Б. Кустодиев, Е. Кругликова, М. Цехановский. Именно в этом издательстве вышла первая "новая" книга - "Слонёнок" Р. Киплинга, переведённый К. Чуковским с иллюстрациями В. В. Лебедева. Эта скромная книга была высоко оценена Н. Н. Пуниным.

В число наиболее известных книг, проиллюстрированных В. Лебедевым, входят, прежде всего, книги написанные поэтом Самуилом Маршаком: «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж».

Как мастер, Лебедев внёс огромный вклад в разработку художественной конструкции детской книги, в композиционные и изобразительные приёмы и средства, и поддержал совершенно новое отношение к самому содержанию детской книги. С. Я. Маршак привлёк к сотрудничеству в новом издательстве таких писателей и поэтов, как Александр Введенский, Даниил Хармс, Николай Олейников, Корней Чуковский, Л. Пантелеев, Борис Житков, Евгений Шварц,Виталий Бианки, Николай Тихонов, Михаил Зощенко, Ольга Берггольц, Вениамин Каверин и другие. Особой заслугой писателей и художников было также создание нового литературного жанра - "познавательных" книг для детей.

В сентябре 1933 года на базе этого отдела и детского сектора издательства "Молодая гвардия" было создано издательство «Детская литература», первоначально называвшееся «ДЕТГИЗ» (Детское Государственное Издательство); его редакторами также стали С. Я. Маршак и В. В. Лебедев.

Художники детской книги

Уникальной особенностью эпохи конца 1920-30 х гг. было то, что многие художники русского авангарда в это время искали возможности зарабатывать вне своей основной, живописной работы, и охотно шли в издательство работать с Лебедевым. Все без исключения замечательные мастера книги были крупными живописцами или графиками, которые сумели внести достижения своей собственной живописи и рисунка в русло книжной специфики. Единственное условие, которое ставил Лебедев-редактор, - это то, чтобы книга была единым, цельным и конструктивно решённым организмом. "Сейчас над книгой работают все художники, способные работать в книге, то есть создавать чёткие и убедительные образы",- утверждал Лебедев.

Веру Ермолаеву, Николая Лапшина и Николая Тырсу Лебедев считал своими соратниками.

Вокруг Лебедева объединялись художники не просто разные, но даже противоположные, порой не имеющие между собой ничего общего: Пётр Соколов Владимир Татлин, Александр Самохвалов, Эдуард Будогоский, Генрих Левин, Николай Радлов, Виктор Замирайло, Лев Юдин, Владимир Стерлигов,Эдуард Криммер, Елена Сафонова, Алиса Порет, Татьяна Глебова, Павел Кондратьев, Константин Рудаков, Владимир Тамби, Павел Басманов, Юрий Сырнев. Из художников прежнего круга Лебедев сотрудничал с Владимиром Конашевичем и Дмитрием Митрохиным.

Школа Лебедева

В. В. Лебедев, уже опытный к тому времени художник, создал в двадцатые-тридцатые годы собственную «лебедевскую школу». У него начали учиться работать в книге молодые художники, из них многие были талантливыми живописцами: Алексей Пахомов, Юрий Васнецов, Евгений Чарушин, Валентин Курдов, к числу его учеников принадлежали многие, в том числе Евгения Эвенбах, Татьяна Шишмарёва.

"Все эти мастера, много работавшие не только в графике, но и в станковой живописи, называли свой творческий метод «живописным реализмом», понимая под этим термином искусство обращения к реальной окружающей действительности, именно из нее черпая свои темы и образы..опирающееся не только на традицию критического реализма 19 века, а широко использующее опыт и достижения всей новой и новейшей художественной культуры как русской, так и западноевропейской... Можно было бы назвать «графическим реализмом» творческое течение, сформировавшееся тогда в среде мастеров детской иллюстрированной книги, работавших под руководством В.В. Лебедева, Н.А. Тырсы и Н.Ф. Лапшина в художественной редакции детского отделения Госиздата". Эстетика "графического реализма" складывалась не только из системы художественных приёмов. Можно охарактеризовать его и как настоящее творческое течение, ввиду имеющихся согласованных творческих принципов. Оно объединяло многих художников, включённых в процесс становления и развития детской книги в ленинградской графике 1920-1930-х годов.

Творчество

Для большинства книг Лебедева его плакаты для "окон" РОСТА были истоком и творческим импульсом. «Художник видел плакат как искусство большой формы, лаконичного художественного языка, строгой конструктивности и пластической простоты изобразительных элементов, приводящих к впечатлению монументальности». Гравируя плакаты и раскрашивая их от руки, Лебедев отталкивался от традиций русского народного лубка; но при этом он сразу отверг всякую стилизацию и подделку под лубок. Связь с лубком осталась, но как «связь преемственности или органического роста». В работе Лебедева «сплавились новая форма и старая художественная традиция». Найденный художником лаконичный, геометрически обобщённый рисунок был им перенесён и в детскую книгу, кроме того, «он первый среди художников детской книги использовал шрифт как средство выразительности.»

Живопись и графика

В 1920-30-е гг. Лебедев создал множество станковых графических работ, ставших классикой ленинградского искусства графики 1920-х-1930 х гг.

Серии на "бытовые" темы: "Прачки" 1920-1925 (гуаши, аппликации), серия из 23 рисунков "Панель революции", 1922 (Б., тушь), называемая также «Улица революции», и серии "НЭП" и "Новый быт" (середина 1920-х гг.). Серии рисунков карандашом и тушью: " Натурщицы", " Балерины", " Акробатки". Живописные работы: ранний период - "Натюрморт с палитрой", 1919, ГРМ; "Кофейник, ложка, кружка", 1920, "Пила и доска", 1920 , "Рабочий у наковальни", 1920-21, ГРМ; серия "Контррельефы", 1920-1921 (в т. ч. "Подбор материалов: железо, дерево, картон", 1921).

Живопись Лебедева в 1920- е гг. определялась во многом его дружбой с Иваном Пуни, а позже - дружбой с Н. Ф. Лапшиным и Н. А. Тырсой, составлявшими для него художественную среду, необходимую для каждого художника. Лапшин и Тырса увлекались французским искусством; также и Лебедев был увлечен Сёра, Пикассо, позже Ренуаром и Эдуаром Мане.

В начале 1930-х гг. написаны серии " Натюрморты с гитарой", 1930-1932 (в т. ч. "Красная гитара и палитра", 1930, ГРМ) и "Фрукты в корзине" 1930-31. "Каждый из этих натюрмортов - маленький мир, живой своей конкретностью, то смешной, то лиричный, то с лёгким оттенком весёлой иронии. Натюрморт с гитарой, лимонами и раковинами может служить образцом блестяще проведённой работы по организации живописного пространства. Цвет и его кладка, а не воздушная или линейная перспектива, строит пространственные колебания предметов на пределах очень узкого, как бы зажатого между двумя параллельными плоскостями расстояния - ощущение, близкое вывеске. Материальное ощущение вещи здесь проведено с максимальной напряжённостью, кладка цвета проведена с большим богатством и разнообразием приёмов» (Вера Аникиева).

С конца 1920-х гг. и до 1957 г. художник создал значительное количество женских портретов, в их числе: "Портрет артистки Н. С. Надеждиной" (1927), ГРМ; "Девушка с кувшином" (1928) , "Натурщица с мандолиной" (Мальвина Штерн; 1927) , портрет художницы Нины Носкович (1934, известен также как портрет Нины Лекаренко). На одной из наиболее известных живописных работ Лебедева "Женщина с гитарой" (1930) изображена натурщица Елена Николаева. Портрет

В 1933 г. написана серия "иронических " портретов, называемая "Физкультурницы" или "Девушки с букетами", .

В числе других работ Лебедева 1930- х гг. - портрет художницы Татьяны Шишмарёвой (1935, ГРМ), портрет скульптора Сарры Лебедевой (1936), " Краснофлотец" (1937) , "Турецкие борцы" (1937) , портреты писательницы Сусанны Георгиевской (1937). После войны Лебедев писал немного, из его поздних работ можно назвать портрет Ады Сергеевны Лазо (1954) и портрет молодой девушки в платке(1957).

Семья

Жена (до 1925 г.) - Сарра Дмитриевна Лебедева, урожд. Дармолатова (1892, СПб - 7 марта 1967, Москва), известный советский скульптор, портретист; работала в монументальной и мемориальной скульптуре. Член-корреспондент Академии Художеств СССР. Познакомилась с В. В. Лебедевым в 1912- 1914 гг. в частной художественной школе М. Д. Бернштейна. После развода с В. В. Лебедевым продолжала поддерживать с ним дружеские отношения на протяжении всей жизни.

Жена – Надежда Сергеевна Надеждина (1908, Вильно – 1979, Москва). Дочь писательницы А. Я. Бруштейн. Балерина, ученица А. Я. Вагановой; солистка Большого театра. Известный советский балетмейстер, народная артистка СССР, лауреат ордена Ленина. В 1948 г. создала танец «Берёзка», ставший открытием в сценическом воплощении русского народного танца, положивший основу новому хореографическому стилю. Создала ансамбль "Берёзка", с 2000 г. носящий её имя. Н. С. Надеждина послужила моделью для графической серии В. В. Лебедева «Танцовщица» 1927 г.

Жена (с 1940 г. по 1967 г.) - Ада Сергеевна Лазо (1919, Владивосток - 1993, Москва). Филолог, писательница, редактор Детгиза. Дочь известного военного и политического деятеля С. Г. Лазо. Подготовила книгу о своём отце: Лазо С. "Дневники и письма. Владивосток, 1959.

Книжная иллюстрация (избранные издания)

  • Ёлка. Сборник стихов, рассказов и сказок. Составители А.Бенуа и К.Чуковский. Рисунки Ю.Анненкова, А.Бенуа, М. Добужинского, В.Замирайло, В.Лебедева, И.Пуни, А.Радакова, И.Репина, В.Ходасевич, С.Чехонина и др. - Пг.: Парус, 1918.
  • Лев и бык: Арабская сказка / Пер. С.С. Кондрушкина. - Пг.: Огни.1918.
  • Новые русские сказки. Народная библиотека. Обл. Д.Митрохина, илл. В.Замирайло и В.Лебедева. - Пг.: Государственное изда¬тельство, 1919.
  • Лебедев В.В. Приключения Чуч-ло. - Пг.: Эпоха. 1921
  • Киплинг Р. Слоненок / Пер. К.Чуковского. - Пг.: Эпоха. 1922.
  • Лебедев В. Медведь. Русская сказка.- Пг.: Мысль. 1923.
  • Лебедев В. Три козла. Русская сказка.- М.: Мысль. 1923
  • Лебедев В. Золотое яичко: Сказка. - Пг.: Мысль. 1923
  • Лебедев В. Заяц, петух и лиса: Сказка. - Пг.: Мысль. 1924.
  • Лебедев В. Охота. - М.; Л.: Радуга. 1925.
  • Маршак С. Пудель. М.Л.: Радуга, 1925, 1927.
  • Маршак С. Мороженое. - М.; Л.: Радуга. 1925.
  • Маршак С. Мороженое. - Л.Азбука. 1925.
  • Маршак С. Вчера и сегодня. Л.: Радуга. 1925
  • Маршак С. О глупом мышонке. - Л.; М.: Радуга. 1925.
  • Маршак С. Цирк. - Л.; М.: Радуга 1925.
  • Лебедев В. Азбука. - Л.: ГИЗ. 1925.
  • Маршак С. Багаж. - Л.: Радуга. 1926.
  • Лебедев В. Кто сильней. - М.; Л.: ГИЗ. 1927
  • Маршак С. Как рубанок сделал рубанок - Л.: Радуга. 1927.
  • Лебедев В. Верхом. - М.; Л.: ГИЗ. 1928.
  • Маршак С. Веселый час: Приложение к журналу «Еж». - Л.: ГИЗ. 1929.
  • Киплинг Р. Сказки / Пер. К.Чуковского. Стихи в пер. С. Маршака. Рис. Л.Бруни, А.Борисова, Э.Криммера, В.Лебедева, А.Пахомова. - М.; Л.: ГИЗ, 1929
  • Маршак С. Усатый-полосатый. - М.: ГИЗ. 1930.
  • Берггольц О. Зима - лето - попугай. - М.; Л.: ГИЗ. 1930, 1933.
  • Маршак С. Прогулка на осле. - М.; Л.: ГИЗ.1930.
  • Орлова Н. Крась и рисуй. Вып. 1, 2- Л.: ОГИЗ: Молодая гвардия. 1932.
  • Первое мая. Рисунки бригады художников: Ю.Васнецова, Ю.Мезерницкого, В.Лебедева, В. Ермолаевой, В.Курдова. - М.: ОГИЗ: Молодая гвардия, 1932.
  • Маршак С. Мистер Твистер. - Л.; М.: Молодая гвардия. 1933.
  • Маршак С. Вот какой рассеянный. - Л.: Детгиз, 1934.
  • Маршак С. Сказки, песни, загадки. - М.: Academia. 1935.
  • Маршак С. Петрушка-иностранец. - Л.: Детгиз. 1935.
  • Маршак С. Мы военные. - М.; Л.: Детиздат. 1938.
  • Маршак С. Сказки, песни, загадки / Рис. В. Конашевича, В. Лебедева, А.Пахомова. - М.; Л.: Детиздат, 1938.
  • Лебедев В. Игрушки и зверушки. Детиздат ЦК ВЛКСМ. 1939.
  • Маршак С. Отчего кошку назвали кошкой? Мельник, мальчик и осел. - М.; Л.: Детиздат.1939.
  • Маршак С. Веселый день. Стихи и сказки / Рис. В. Конашевича, В.Курдова, В.Лебедева, А. Пахомова, К. Рудакова, Г. Шевякова. - М.; Л.: Детиздат, 1939.
  • Маршак С. Живые буквы. - М.; Л.: Детиздат.1940.
  • Маршак С. Английские баллады и песни. - М.: Советский писатель.1941.
  • Маршак С. Раз, два, три, четыре. - М.: Детиздат.1941.
  • Красная Армия. Сборник рассказов, сказок, игр и стихов, посвященных Красной Армии / Рис. В.В.Лебедева и др. - М.; Л.: Детгиз, 1942.
  • Короленко В.Г. Без языка. - М.; Л.: Детгиз.1942.
  • Куприн А.И. Белый пудель. - Киров: Детгиз.1942.
  • Маршак С. Двенадцать месяцев: Славянская сказка. - М.; Л.: Детгиз.1943.
  • Маршак С. Голуби: Сказки. - М.; Л.: Детгиз.1946.
  • Маршак С. Откуда стол пришел?. - М.; Л.: Детгиз.1946.
  • Маршак С. Вересковый мед: Английские баллады, песни и лирические стихотворения / М.; Л.: Детгиз.1947.
  • Маршак С. Разноцветная книга. - М.; Л.: Детгиз.1947.
  • Маршак С. Стихи для детей. - М.; Л.: Детгиз.1947.
  • Маршак С. Детки в клетке. - М.; Л.: Детгиз.1948.
  • Толстой Л.Н. Три медведя. - М.; Л.: Детгиз. 1948.
  • Маршак С. Великан. - М.: Детгиз. 1949, 1950.
  • Михалков С. Котята. - М.: Детгиз. 1949.
  • Маршак С. Круглый год. - М.; Л.: Детгиз.1949.
  • Маршак С. Лесная книга. - М.; Л.: Детгиз.1950.
  • Маршак С. Курочка ряба и десять утят. - М.: Детгиз. 1953, 1954.
  • Маяковский В. Что ни страница - то слон, то львица. - М.; Л.: Детгиз.1954.
  • Маршак С. Чего боялся Петя? - М.: Детгиз.1955.
  • Маршак С. Сказка об умном мышонке. - М.: Детгиз. 1956,1959.
  • Толстой Л. Рассказы для маленьких детей. - М.; Л.: Детгиз.1956.
  • Маршак С. Тихая сказка. - М.: Детгиз.1958,1961.
  • Маршак С. О чем говорили лошади, хомяки и куры. - М.: Детгиз. 1962.
  • Маршак С. Кто колечко найдет?: Сказка-игра. - М.: Детгиз. 1962, 1965.
  • Маршак С. Цирк. - М.: Детская литература. 1964.
  • Маршак С. Детям. - М.: Детская литература. 1967.

Биография

Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967) — выдающийся график, художник и иллюстратор первой половины 20-го века.

Лебедев закончил частную художественную школу Бернштейна в 1914 году, после чего несколько лет преподавал в Петроградских художественных мастерских. С 1917 года занимался политической карикатурой, сотрудничал с сатирическими журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон»; параллельно с карикатурой начал заниматься книжной графикой и этому своему увлечению остался верен до самой смерти в 1967 году. Первые книги с его рисунками вышли в издательстве «Радуга», которому принадлежит значительная роль в создании детской книги 1920-х годов. Именно в этом издательстве вышла первая «новая» книга - » , переведённый с иллюстрациями В. В. Лебедева.

Лебедев был известным плакатистом, он создал свой собственный стиль агитационного плаката, ставший в дальнейшем эталоном для многих художников того времени. Одной из первых серий плакатов его исполнения были заказанные Российским Телеграфным Агентством «Петроградские окна РОСТа», которую он выполнил в соавторстве с В.И.Козлинским в 1919-1920 гг.

В 1924 году Лебедев возглавил художественную редакцию только созданного детского отдела Госиздата. Его коллегой в литературном отделе был ; вместе они поставили цель сформировать принципиально новую детскую художественную книгу. Благодаря талантливому тандему Лебедева-Маршака, появились на свет популярные и любимые многими , «Сказка о глупом мышонке», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж».

В сентябре 1933 года на базе детского отдела Госиздата и детского сектора издательства «Молодая гвардия» было создано издательство «Детская литература», первоначально называвшееся «ДЕТГИЗ» (Детское Государственное Издательство); его редакторами также стали и В. В. Лебедев.

В 1936 году была развернута кампания, направленная против его деятельности, в прессе появились статьи с уничижительной критикой его творчества. По мнению некоторых биографов, эти гонения надломили художника, что сказалось на его творчестве; его стиль стал более сдержанным и осторожным…

Во время войны Лебедев жил и работал Москве, сотрудничал с «Окнами ТАСС», активно занимался детской иллюстрацией.

Его лучшими послевоенными книгами считаются «Откуда стол пришел?» (1946) и «Разноцветная книга» (1947) , «Три медведя» (1948).

В 1950-60-е годы Лебедев вел уединенный образ жизни, почти не появляясь на публике.

Если на вопрос, что вы больше всего любите, мне отвечают «искусство», или, например, «книгу», я говорю: глупец. Надо любить не книгу, а жизнь, ради которой появилась книга…

«Решили пойти к Лебедеву домой. Пустит ли художник? Может быть, не захочет и разговаривать?

Отправились с папочками работ. Знает ли кто из вас, что такое войти в мастерскую любимого художника? Это незабываемо. Я и сейчас с волнением вспоминаю все до мелочей.

Большой двусторонний ореховый мольберт, рабочий стол на козлах и сам художник. На стенах - кубизм, рисунки прачек и балерин, висят боксерские кожаные перчатки. На полу лежат гантели. Во всю стену огромный шкаф с книгами. А рядом, у окна, в идеальном порядке блестят столярные инструменты - ножовки, стамески, рубанки, тот самый «рубанок, который сделал рубанок».

Одет Лебедев был по-американски. На нем кожаные желтые краги, английские бриджи, ковбойская рубашка с засученными по локоть рукавами. И сам он, подвижный, с широко расставленными ногами, будто в боксерской стойке. Его суждения неожиданны и очень точны. Всем своим обликом он просто сразил нас наповал.

Посмотрев мои рисунки шпаны, которые я принес показать, Лебедев сказал мне: «У вас все неверно, посмотрите, как у меня сделано» - и показал свою «Улицу революции».

От волнения мы мало что соображали, но все-таки высказали главное

Рассмотрев мои рисунки, Владимир Васильевич берет бумагу и тут же, при мне, рисует сам то, что никак у меня не выходило. Его волшебная рука безжалостно, с холодной ясностью указует на мои ошибки.

Урок преподается артистически.

Уничтоженный, собираю в папку и прячу драгоценные рисунки метра. Хочется скорее бежать обратно, никого не замечая, никого не видя, - домой, работать». (с)

Купить книги с иллюстрациями Владимира Лебедева

Картинки

Название Слоненок
Автор Р.Киплинг
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1921
Издательство Гиз
Название Три козла
Автор Русские сказки
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1923
Издательство Мысль
Название Охота
Автор В.Лебедев
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1925
Издательство Радуга
Название Цирк
Автор С.Я.Маршак
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1925
Издательство Радуга
Название Мороженое
Автор С.Я.Маршак
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1925
Издательство Радуга
Название Вчера и сегодня
Автор С.Я.Маршак
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1925
Издательство Радуга
Название Усатый полосатый
Автор С.Маршак
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1930
Издательство Гиз
Название Заяц, петух и лиса
Автор Русский фольклор
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1924
Издательство Мысль
Название Золотое яичко
Автор Русский фольклор
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1923
Издательство Мысль

Разговоры


Детские книги, оформленные и иллюстрированные Лебедевым в двадцатых годах, принадлежат к числу лучших и наиболее характерных достижений искусства графики того времени. Они заложили фундамент новой, советской книжно-графической традиции. Это - советская классика, оказывающая и поныне влияние на развитие в нашей стране искусства книги.


Эта яркая, веселая, очень летняя по своему колориту книжка вышла впервые в свет в разгар зимы — новогодним подарком детям к новому 1925 году. Одинаково крупно на ней обозначены два имени ее создателей: «С. Маршак, рисунки В. Лебедева». В это время только начиналось многолетнее сотрудничество поэта и художника. По воспоминаниям сына писателя, Маршак, находясь вместе с Л.М. Клячко — известным журналистом, владельцем и редактором частного издательства «Радуга» — в типографии, увидел на полу оттиск какой-то из работ еще не известного ему художника. «Я хочу, чтобы мои стихи иллюстрировал этот художник», — сказал издателю Самуил Яковлевич, поднимая оттиск


Рисунок для детей должен привлекать, заинтересовывать ребенка. Рисунок цветной, помимо четкости и конкретности, должен быть интенсивным по цвету. Но интенсивность эта должна быть построена не на цветистости, а на живописных отношениях. Художник должен приучить ребенка строить живописные отношения, которые пригодятся ребенку в его взрослой практике, независимо от профессии. Если же рисунок черный, графический, то он должен быть достаточно конкретен, точен и четок.

В августе 2013 года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка "Владимир Лебедев - художник русского авангарда". Привез ее на Урал Русский музей из Петербурга, а подготовила ее заведующая отделом акварели и рисунка Государственного Русского музея Наталья Козырева. Это уже десятая выставка, которую делает в Екатеринбурге Русский музей ко Дню города.

Мы очень ждали открытия этой выставки. Шутка ли - самого Лебедева увидеть! Да и еще дело в том, что вроде Лебедев у нас все время и на слуху, и в работе, и в чтении на досуге: тема Маршака, работы ленинградской редакции, тема Васнецова - все это тесно связано с именем Лебедева. Но то ли это все были неупорядоченные сведения, то ли не хватало некоего толчка в виде грамотно и хронологически развешенных работ Лебедева - да только до посещения этой выставки как-то тема у меня была не систематизирована. "Окна РОСТа", ранние иллюстрации Маршака, где рисунки для детей выполнены в каком-то полуавангарде с оттенками кубизма, мельком виденный в кабинете Самуила Яковлевича рисунок обнаженной женщины с гитарой, в свое время поразивший (это Лебедев? Тот самый Лебедев, автор аккуратненькой девочки из "Усатого-полосатого"?), потом поздние иллюстрации к Маршаку, отдающие социалистическим реализмом... Непонятно было, кто из этих всех Лебедевых есть настоящий Лебедев.

Итак, выставка. Из вступительной статьи Натальи Козыревой:

"В конце своего жизненного пути Лебедев утверждал: «Чтобы понять мое творчество, нужно знать и помнить, что я художник двадцатых годов. Говорю так не только потому, что этой эпохе принадлежат мои лучшие работы. Еще важнее и существеннее то, что меня сформировала духовная атмосфера того времени. Туда уходят корни всех моих идей и замыслов. Дух двадцатых годов я стремился пронести сквозь всю мою жизнь». Признание художника позволяет не только остро почувствовать, как тяжело он переживал необходимость вынужденного эстетического компромисса, явственно разделившего его искусство на два этапа - 20-30-е годы и 40-50-е, но и помогает понять, почему сам художник не любил свое позднее творчество и решительно отказывался от большой персональной выставки, осуществленной лишь после его смерти. Но произведения, созданные Лебедевым в пору расцвета, бесспорно, принадлежат к числу важнейших достижений русского авангарда".

И действительно, большая часть представленных работ (а всего их 62) - это работы 20-х годов. Выставка на самом деле небольшая, всего 3 зала. Вступительная статья, отлично написанная!

Первый зал - это ранний Лебедев. Натюрморты, интерьеры, сплошной кубизм - и в то же время попытки выйти из него. Цикл "Прачки" - тот самый "кубизм-некубизм" (1920 г)

А вот "Панель революции" , цикл из 23 листов, созданный Лебедевым в 1922 году - это уже следующий этап, причем остро-социальный. У героев рисунков, новых советских граждан, нет лиц, в лучшем случае есть намек на некие черты лица: челка, овал щеки... И снова из вступительной статьи:

"В одном из рассказов Ольги Форш (в первой редакции "Поголовщина", 1918) возникает такая картина: "Идут, будто солдаты в ногу, все как один: шинели скручены через плечо, амуниция, ружья, защитные шапки, раз, два, раз, два... а лиц-то и нет. Так,что-то мутное, вроде как блин, ни глаз, ни улыбок - одна Поголовщина".

Четыре идущие фигуры, 1922.

История страны идет вперед и творчество художника тоже не стоит на месте. За "Панелью революции" пришли циклы "Новый быт" (1924), "НЭП" (1925-1927), "Любовь шпаны" (1926-1927).

От "НЭПманов", этих самодовольных, благополучных горожан, живущих в мире котиковых шубок и ресторанов мы просто не могли отойти! Они настолько выразительны, эти люди из другой эпохи, настолько богата гамма черного-серого-белого на этих рисунков, в них столько свето-тени и полутонов - словами не выразить!

Прекрасны двое с картины "Посмотри, посмотри" (бумага, тушь. 1927 г)

А вот работы конца 20-х годов и начала 30-х - это второй зал выставки, и это расцвет творчества Лебедева. У этих работ мы просто перестали дышать - и от восторга, и от страха: вдруг полупризрачная ламповая копоть, которой выполнены рисунки, пропадет и исчезнет, как мираж?

Гитаристка , 1926 г.

Серия "Танцовщица" (1927 г) - моделью для нее была жена Лебедева актриса Надежда Надеждина.

Разве это не прекрасно? Это все выполнено в технике ламповой копоти. Кажется, художник еле касался бумаги, и рисунок состоит из беспорядочных пятен и мазков

а отойти на два шага назад - и невозможно оторваться от этой "Танцовщицы"

мой фаворит - это "Натурщица" (1926 г). Апофеоз движения и пластики, выраженный всего несколькими простыми линиями.

И параллельно Лебедеву-гению графики в зале представлены работы Лебедева-книжного иллюстратора. Частично это еще настоящий Лебедев: иллюстрации к стихотворению "Мороженое" Маршака (1924 г).

"Солнечное, летнее, уличное настроение "Мороженого" создают сочные контрасты открытого цвета - светло-синего и ярко-красного, почти оранжевого, черного и желтого, зеленого и белого (белый здесь не только фон, но активный, звучный "работающий" цвет). Краски ложатся на бумагу сплошными, четко очерченными плоскостями, без теней и переходов. Превосходно используя литографскую технику, художник добивается плотного, плоскостного звучания цвета. Четкость серых сеток-тангиров, зернистая фактура розовых (тело) и голубых (иней) высветлений не позволяют даже светлым тонам расплыться, стать воздушными, придает им определенность, конкретность. Более того, накладывая желтую краску на черную, Лебедев получает не новый цвет (черное остается черным), но другую фактуру - матовую, рядом с обычной - поблескивающей. А благодаря этому краска становится не только цветом, но и материалом, ощущается почти осязательно, весомо. Цвет у Лебедева плоскостный, но это не поверхностно-легкий цвет мирискусников, не подкраска линейного рисунка. Он не заполняет готовую линейную форму, а сам образует ее - такую же плотную, четкую, контрастную, как сами сочетания синего с красным или черного с желтым". (Ю. Герчук "Толстяк и мороженое")

И вот как раз по работам Лебедева-иллюстратора проходит та самая трагическая черта. Рядом с рисунками к "Мороженому" висят рисунки к "Трем медведям" Л. Толстого (1947 г) и к "Котятам" С. Михалкова (1949). Полно, да Лебедев ли это?

А ведь это те самые иллюстрации, которые знакомы с детства и так нравятся читателям - эти, и другие: классическая девочка в чулочках, которая купает "Усатого-полосатого", правильные, как из атласа Брема, звери из "Где обедал воробей", очень достоверная курица, которая не нашла Олино колечко - те самые рисунки, о которых сегодня, тяжко вздыхая, многие говорят "Вот это - настоящее, а не то, как сейчас Маршака иллюстрируют". Вот это самое свое "настоящее" Лебедев не любил настолько, что не соглашался на персональную выставку работ при жизни. Ну, зато выставку сделали после его смерти - и получается против воли! - жить не давали, но хоронить и потом чествовать очень любили.

Снова Э. Кузнецов, "Медведь летит, хвостом вертит":

"Как много переменилось за немногие пятнадцать или двадцать лет! Тогда их, художников детской книги, было в Ленинграде не менее двух десятков. Это если считать только самых интересных - и старших, и младших. Сейчас от них осталось не более полудюжины. Остальных разметала безжалостная жизнь. Кто сгинул в лагерях, кто погиб на фронте или в блокадном Ленингра­де, кто перебрался в Москву, а кто и вообще забросил это неблагодарное за­нятие. Бывшим молодым, оказавшимся когда-то под крылом Лебедева, было уже под пятьдесят, и они были последние из когорты славных. Приходили и после них, и продолжали приходить, но ни одного из них нельзя было по­ставить рядом с теми. Ленинградская книжная графика для детей стала как обмелевшее озеро, когда вода ушла и последние рыбы бьются в вонючем иле. Уцелевшие выживали как могли. Трезвый и практичный Пахомов остано­вился (как в воду глядел) ещё до войны. Всё, что он делал дальше, - это было медленное иссыхание его громадного таланта живописца и рисовальщи­ка. Чарушин, первый и лучший, самой судьбой назначенный анималист, уда­рился в размножение сентиментальных зверюшек. Курдов стал почти неот­личим от своих подражателей. Конашевич, их старший товарищ, можно сказать, ветеран, исхитрялся изо всех сил, чтобы как-то скрыть и пригасить свою фантазию, свой редкий декоративный дар, рисуя скучные бытовые кар­тинки.

Лебедев же, который, кстати, тоже вскоре вернулся из Москвы в Ленин­град, - с Лебедевым обстояло хуже всего. Он сломался. Он сломался рань­ше всех, сразу после 1936 года, когда другие ещё надеялись выкрутиться, славировать, сохранить себя. Испуг вошёл в этого сильного и ироничного че­ловека. С тех пор он изготовлял свои чисто выделанные картинки, ничего общего не имевшие с былым Лебедевым. Видно было, что он по-прежнему мастер, владеющий делом, но всё было безжизненно и слащаво - даже его чудная живопись, которая, казалось бы, не зависела от придирок издательс­кого редактора. Теперь это был усталый, стареющий на глазах человек. Свои иллюстрации он тянул так, как лошадь тянет опостылевшую лямку. Он всё больше замыкался в своей мастерской на улице Белинского и допускал в свое нелюдимство лишь немногих друзей и учеников".

В третьем зале выставки работ не много. В основном там серия физкультурниц, которая и погубила Лебедева. Из вступительной статьи:

"Пожалуй, наиболее значительным произведением Лебедева, посвященным эпохе тридцатых годов, стала серия акварельных портретов, получивших название «Девушки с букетом» (1933) с изображением ленинградских горожанок-спортсменок, сдавших нормы ГТО (Готов к труду и обороне). «Девушки с букетами», возможно, вопреки первоначальному замыслу, являются обобщением многочис­ленных наблюдений Лебедева, его беспощадно-ироническим приговором совре­менному герою. Здесь кроется причина длительного замалчивания серии, которая не появлялась на выставках и не репродуцировалась до начала 1970-х годов".

"Скромные физкультурницы, победившие в массовом забеге и награжден­ные букетами и лентами, послужили художнику образцовыми моделями для создания триумфального образа бывшей героини «Панели революции». Нес­мотря на парадность как будто «официального» изображения и внешние отли­чия, генезис «Девушки с букетом» не вызывает сомнений. Лебедев подвел итог своим размышлениям на тему «нового человека» и сделал это с характерной для него жесткой и нелицеприятной откровенностью.

Подобного отношения власть не потерпела. Нападение на художника в печати было исполнено с поистине изуверским пониманием природы дарования Лебедева, который всегда гордился своим безупречным мастерством, своим владением под­линно высоким ремеслом. Именно в этом умении было публично отказано при­знанному учителю молодого поколения. Пережитое унижение пагубно отрази­лось на дальнейшем творчестве художника. Искусство Лебедева изменилось и больше никогда не достигало былой высоты".

По иллюстрациям Лебедева к Маршаку, особенно если взять одно произведение, проиллюстрированное в 20-30-е годы, и в 40-50-е, хорошо видно, как изменился художник. Вот хотя бы не раз упоминавшаяся девочка из "Усатого-полосатого": 1930 и 1948 г. Наглядно, правда?


1891 .......................... 1967

В. В. Лебедев рано стал профессионалом - уже с 1911 г. он публиковал рисунки в журналах, продолжая при этом доучиваться
в различных частных студиях Петербурга. Главной школой для него всегда оставалась собственная творческая практика, подгоняемая
ненасытным стремлением к совершенству, и учился он на протяжении почти всей жизни.

Даже будучи профессором петроградских ГСХМ (1918-21), он настойчиво постигал принципы живописи кубизма, реализовав свои поиски
в графической серии "Прачки" (1920-25), а также в политических плакатах "Окон РОСТА" (1920-21)

Смелое упрощение и уплощение формы, резкие сопоставления немногих ярких цветов придавали его композициям своеобразную
монументальность. Как прямое продолжение плакатов была выполнена серия сатирических рисунков "Панель революции" (1922),
принесшая художнику известность.

"М.П. Рит в голубом" 1935

Наиболее сильно и плодотворно искания Лебедева сказались на его книжной графике. Живописные эксперименты помогли ему, начиная с рисунков к "Слоненку" Р. Киплинга (1921), открыть новую эру в иллюстрировании детских книг. Найденное было развито в книжках С. Я. Маршака, постоянного соавтора Лебедева, - "Вчера и сегодня", "Мороженое", "О глупом мышонке", "Цирк" (все 1925), "Багаж" (1926), "Как рубанок сделал рубанок" (1927) и др.

Лебедев возглавлял в 1924-33 годах художественную редакцию отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства, превратив его в центр создания высокохудожественных книг для детей. Он привлек в издательство художников своего поколения - В. М. Конашевича, Н. А. Тырсу, Н. Ф. Лапшина, В. М. Ермолаеву, воспитал молодых - А. Ф. Пахомова, Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина, В. И. Курдова, Э. А. Будогоского и др.

Напряженная издательская деятельность нисколько не мешала его творчеству. В середине 1920-х гг. он представил острые сатирические серии "НЭП", "Новый быт", "Любовь шпаны". Каждодневная работа с натурой вылилась в серии блестящих рисунков "Акробатки", "Балерины", "Гитаристки" и в многочисленные наброски обнаженных натурщиц, исполненные с виртуозным мастерством.

В конце 1920-х гг. он вернулся к живописи, сделав серию полуэкспериментальных "Натюрмортов с гитарой" и небольшую серию натюрмортов "Фрукты в корзине". Позднее, после иронической серии "Девушки с букетом" (1933), он написал ряд отличных женских портретов - Т. В. Шишмаревой (1934), С. Д. Лебедевой (1936), К. Георгиевской (1937), в которых, двигаясь от холодной рационалистичности своих прежних работ к чувственному началу, своеобразно возрождал многие приемы импрессионистической живописи.

Сходные изменения наметились в начале 1930-х гг. и в его книжной графике, которая постепенно начала приобретать черты импровизационной легкости и непосредственности. Книжки "Зима - лето - попугай" О. Ф. Берггольц, "Мистер Твистер", "Усатый-полосатый" и "Сказки, песни, загадки" С. Я. Маршака обозначили собою наступление нового этапа в творчестве художника.

Но уже в 1931 г. несколько его работ подверглось резкой критике в официозной печати, а пять лет спустя он, вместе с В. М. Конашевичем, стал объектом грубых нападок в статье "О художниках-пачкунах" ("Правда", 1936, 1 марта).
Статья, послужившая сигналом к травле ленинградских художников детской книги, была частью широкой идеологической кампании, направленной против ряда деятелей искусств Ленинграда. Эти события произвели разрушительное действие на растерявшегося художника.

В годы войны Лебедев жил в Москве, где сотрудничал в плакатной мастерской "Окон ТАСС", иллюстрировал книги. Книжной графикой он продолжал заниматься и вернувшись в Ленинград (1950).
Многие из его послевоенных книг получали высокую оценку - "Откуда стол пришел?" (1946) и "Разноцветная книга" (1947) С. Я. Маршака, "Три медведя" Л. Н. Толстого (1948) и др. Они действительно свидетельствовали о его мастерстве, но в них все возрастали натуралистичность и слащавость. То же самое происходило и с новыми вариантами его прежних иллюстраций, и даже с живописью. Смягчение идеологической обстановки в 1950-60-х гг., позволившее художникам немного воспрянуть, ничего не принесло Лебедеву, и последние годы жизни стали затянувшейся творческой агонией этого блистательного мастера и сильного человека.

"Портрет Н.С.Надеждиной" 1927

"Портрет Т.Макаровой" 1943

«Женщина с гитарой» 1930

"Городской мотив" 1918

"Женский портрет" 1934

"Девушка с кувшином" 1928

«Девушка с букетом» 1933

"Женский портрет"

"Обнаженная намыливающая ногу"

"Обнаженная в ванной со спины"

"Обнаженная со шнурками"

"Женщина с мандолиной" 1927

"Рабфаковка с портфелем" 1937, Омский музей

"Девушка с букетом" 1933

"Женский портрет" 1941

"Спортсмен" 1940-e

"Краснофлотец" 1937

"Портрет К.Георгиевской" 1937

"Портрет художницы Нины Лекаренко" 1934

"Портрет жены артиста" 1943

"Обнажённая женщина" 1936

«Обнаженная со скрещенными перед грудью руками» 1937

"Танец «Сыпь, Семёновна, подсыпай, Семёновна!»

Натурщик" 1915

"Примерка" 1927

"Турецкие борцы" 30-е

"Стоящая обнаженная" Конец 1920-х

"Разочарования и неудачи, без которых не обходится жизнь всякого активно работающего художника, всегда обращали Лебедева к тому вечному источнику вдохновений, каким неизменно оставалась для него живая натура. Здесь он черпал новую уверенность в своих силах. После «Девушек с букетами», не показанных никому, кроме близких друзей, после «Турецких борцов», отрицательно воспринятых критикой, наконец, после книжных работ, подвергшихся осуждению в газетах, художник сосредоточил все свое творческое внимание на портретной живописи; она стала главным содержанием его деятельности в последние предвоенные годы.
С 1934 года начала расти серия лебедевских женских портретов. Они составляют именно серию, во многом подобную ранним графическим циклам, вроде «Акробатки» и «Танцо-вщицы». Каждый портрет представляет собой как бы звено в цепи экспериментов, напра-вленных на творческое осмысливание и эмоциональное истолкование образа современной женщины. Примеры, вырванные из цепи, не могут дать представления о живописи Лебе-дева. Любая отдельная работа — это добросовестный реалистический этюд, в котором нет иной задачи, кроме правдивого воссоздания натуры. Общий замысел — но не априорный, не сочиненный заранее, а естественно вырастающий из осмысления жизненного материала, изученного и обработанного художником, — раскрывается лишь тогда, когда восприни-маешь всю серию в целом, во всем разнообразии ее идейно-образных и формальных аспектов.
Анализ лебедевских портретов удобнее начать с определения их формальных, точнее, живо-писных особенностей, так как именно здесь наиболее четко выступают объединяющие при-знаки серийности.
Композиционная структура — лучше сказать, архитектоника портретной живописи Лебе-дева отличается постоянством и устойчивостью приемов, издавна облюбованных и тща-тельно выверенных художником. Основы метода были заложены еще в 1927 году, в описан-ном выше портрете Н.С. Надеждиной. Подобно последнему, почти все позднейшие портреты изображают полуфигуру на отвлеченном цветопространственном фоне или — реже — в интерь-ере. Изображение дается фронтально, изредка — в легком повороте. Можно насчитать не более трех-четырех вариаций для положения рук. Везде отчетливо намечена центрическая композиционная ось, к которой стягиваются все изобразительные формы; нетрудно заме-тить в них тяготение к симметрии. Однако здесь нет и намека на какую-либо нарочитую схему; чтобы дать почувствовать симметрию, художник сознательно ее чуть-чуть нарушает. Такая устойчивость принципов композиционной структуры, быть может, таила бы опасность самоповторения и даже некоторой монотонности для художника менее глубоко и менее тесно связанного с натурой, чем Лебедев. Но однообразие композиционных решений ком-пенсируется разнообразием и тонкостью живописно-декоративной разработки поверхности холста.
Мысль об органической цельности и гармонии живописной поверхности портрета была едва ли не главной для Лебедева. Обычно художник строил три тесно сближенных пространст-венных плана: лицо модели несколько выдвинуто вперед, контуры плеч и торса образуют второй план, слегка выступающий на цветном фоне, укрепляющем плоскость и лишенном мотивов иллюзорной глубины. Плоскостный характер композиции подчеркнут живописной трактовкой формы, которая передана не объемом, а пятном, иногда превращенным в полу-рельеф, как бы растекающийся в неуловимых очертаниях. Живопись Лебедева почти не знает светотени; уплощенный рельеф создается при помощи оттенков и тональных градаций цвета. Ранние работы изучаемой серии, написанные между 1934 и 1936 годами, обнаруживают сильное влияние Мане; оно проявляется не только в характере мазка и способе наложения краски ровным, легким, почти прозрачным слоем, но и в колорите, построенном на модуля-циях двух-трех основных тонов; преобладают серые, черные и приглушенные желто-коричневые цвета. Некоторые произведения этого периода тяготеют к монохромности. Это живопись тонко продуманная, очень интеллектуальная, но слишком сознательная и безу-пречная; в ней больше рассудка, чем темперамента, больше изящества, чем силы. Однако уже с 1937 года лебедевские портреты начинают говорить несколько иным живо-писным языком. Колористические решения здесь ближе к Ренуару, чем к Мане. Цвет стано-вится более интенсивным и насыщенным, мазок — более пастозным. Контрастные сочетания желтых, красных, синих, зеленых и розовых тонов создают вибрирующую, пронизанную светом, но, вместе с тем, плотную, как бы эмалевую поверхность. Заметно повышается роль контурной линии; форма обретает объемно-пластический характер.
Художественная критика 1930-1940-х годов отметила эти «ренуаровские» тенденции портретной живописи Лебедева, но несколько преувеличила их значение. «Некоторые из наших живописцев настолько поддались влиянию французских импрессио-нистов, что превратились в их прямых подражателей и „идолопоклонников", — говорится в одной из критических статей. — Талантливый художник В. Лебедев затворился в своей мастерской и вот уже много лет не выступает на выставках, не решаясь демонстрировать свои живописные опыты, представляющие подражание Ренуару» (Зотова А. За преодоление пережитков импрессионизма // Искусство. - 1950. - № 1. - С. 77).
Между тем, едва ли есть основания говорить не только об «идолопоклонстве», но даже и о подражании, как о чем-то существенно важном в портретной живописи Лебедева. Выше была уже сделана попытка выяснить его отношение к традициям импрессионизма. Влияние великих французских живописцев было, быть может, глубже, нежели воздействие системы кубизма, но и оно не заходило за пределы проблем профессионального мастерства; опыт Мане и Ренуара был для Лебедева лишь опытом школы, а не мировоззрением, и — повторяя уже цитированные слова Лунина — «он использовал этот опыт, чтобы сделаться более совер-шенным художником». Но весь жизненный материал, обработанный Лебедевым, весь круг его идейно-образных представлений, неразрывно связанных с окружающей современностью, был далек от идей и образов французского искусства. Сказанное можно сформулировать и более категорично: Лебедев не писал «ренуаровских женщин», как это казалось некоторым критикам, и не придавал «ренуаровских черт» своим моделям; он перерабатывал опыт Ренуара (так же, как и Мане), чтобы правдиво и поэтично передать на холсте образы своих современниц.
Следует еще подчеркнуть, что Лебедев не делал так называемых «заказных» портретов. Круг людей, которых писал художник, составляли частью профессиональные натурщицы, частью друзья и знакомые Лебедева, преимущественно из художественной или спортивной среды. Выбор модели никогда не был случайным, хотя его и нельзя объяснить теми или иными предвзятыми намерениями социального или психологического порядка. Предвзятость вообще чужда мышлению Лебедева; создавая образ, он исходил неизменно из живого восприятия натуры. В облике своих будущих персонажей он искал только своеобразия и выразительности, а творческая интуиция помогала ему раскрывать типические черты и характерные приметы переживаемой эпохи.
В обширной серии портретов, написанных Лебедевым в последние предвоенные годы, нетрудно заметить две раздельные, хотя и одновременные струи, бегущие параллельно и не смешивающиеся друг с другом; в них воплотились две стороны дарования художника — его интимный лиризм и его сатирическая ирония.
Известно, как трудно давались Лебедеву положительные образы и насколько подчас невоз-можно было ему совладать со своим темпераментом сатирика. Можно предположить, что обращение к портретной живописи было в значительной степени вызвано стремлением найти в окружающей действительности прочную опору жизнеутверждающему чувству и социаль-ному оптимизму художника. Он хотел показать, что его современницы достойны восхище-ния и восторженного любования.
В самом деле, легко указать ряд портретов, в которые Лебедев вложил всю силу своего лирического чувства. Вместе с тем, он оставался далек от идеализации натуры, в его моделях нет ничего нарочито эффектного.
Он писал большею частью девушек и женщин, милых своей молодостью и свежестью. Мир душевных переживаний героинь художника обычно несложен, чужд надрыва и какой-либо патетики, далек от драматических конфликтов и не дает повода для глубоких психологических обобщений. Лебедев, впрочем, и не претендовал на психологические глубины. Он желал лишь передать поэтическое очарование своей модели, ее пленительную женственность и трогательную девическую грацию.
Было бы, однако, неверным считать лебедевские портреты внепсихологичными. В каждом из них есть тонкая характеристика модели, хотя типическое в облике изображенной женщины почти всегда подчеркнуто сильнее, нежели индивидуальное. Лишь в сравнительно немногих работах, где портретированы люди с творческим дарованием и сильной индивидуальностью, характеристика становится более глубокой, разносторонней и сложной. В изощрен-ном искусстве Лебедева нашлись выразительные средства, чтобы передать энергию и твор-ческое горение скульптора С.Д. Лебедевой, утонченность и одухотворенность художницы Т.В. Шишмаревой.

(из книги: Петров В. Владимир Васильевич Лебедев. - Л., 1972. - С. 202-213.)

"Портрет женщины" поздняя работа

"Портрет А.С.Лазо" 1954

"Портрет девушки" 1956, графитный карандаш

В.В.Лебедев на своей персональной выставке. Фотография 1928

Female portraits in the art of Soviet painter and graphic artist Vladimir Lebedev (1891-1967) — Find the English text under the pictures

RUS: Владимир Васильевич Лебедев (1891- 1967) - русский советский художник, признанный мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации. Лебедев вошел в историю отечественного искусства прежде всего как основоположник и классик советской графики.

В 1920-30-е годы художник создал множество станковых графических работ, ставших классикой ленинградского искусства того времени: cерии на «бытовые» темы -«Прачки» (1920-1925, гуаши, аппликации), серия «Панель революции» (1922, тушь), серии «НЭП» и «Новый быт» (середина 1920-х годов); cерии рисунков карандашом и тушью — «Натурщицы», «Балерины», «Акробатки»; живописные работы — «Натюрморт с палитрой» (1919), «Кофейник, ложка, кружка» (1920), «Пила и доска» (1920), «Рабочий у наковальни» (1920-21), серия «Контррельефы» (1920-1921).

Славу мастеру принесли и иллюстрации к детским книгам, в первую очередь к сочинениям С.Я. Маршака: «Мороженое», «Вчера и сегодня», «О глупом мышонке», «Цирк» (все — 1925), «Багаж» (1926), «Мистер Твистер» (1933), «Детки в клетке» (1952).

С конца 1920-х гг. и до 1957 года художник создал большое количество женских портретов , в том числе: «Портрет артистки Н. С. Надеждиной» (1927), «Девушка с кувшином» (1928), «Натурщица с мандолиной» (Мальвина Штерн; 1927), портрет художницы Нины Носкович (1934, известен также как портрет Нины Лекаренко), и другие. Живопись Лебедева в 1920-е годы определялась во многом его увлечением французским искусством: Пикассо, Ренуаром, Мане.

Хотя, по признанию самого художника, рисунок является более значимой частью его творчества, чем живопись, живописные картины Лебедева являются подлинными жемчужинами художественного наследия мастера. Произведения художника хранятся в Третьяковской Галерее, Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, во многих музейных и частных собраниях России и ряда зарубежных стран.

С 1934 года начала расти серия лебедевских женских портретов. Они составляют именно серию, во многом подобную ранним графическим циклам, вроде «Акробатки» и «Танцо­вщицы». Каждый портрет представляет собой как бы звено в цепи экспериментов, напра­вленных на творческое осмысливание и эмоциональное истолкование образа современной женщины. Примеры, вырванные из цепи, не могут дать представления о живописи Лебе­дева. Любая отдельная работа - это добросовестный реалистический этюд, в котором нет иной задачи, кроме правдивого воссоздания натуры. (из книги: Петров В. Владимир Васильевич Лебедев. — Л., 1972. — С. 202-213.)


Обнаженная со скрешщенными перед грудью руками, 1937 г. | Nude with arms crossed under her chest, 1937





Портрет женщины | Portrait of a woman



Женский портрет | Portrait of a woman




Сидящая натурщица, 1952 г. | Sitting Model, 1952





Портрет художницы Нины Лекаренко, 1934 | Portrait of the artist Nina Lekarenko, 1934


Рабфаковка с портфелем 1937 г. | RabFac student with a briefcase, 1937




Сидящая обнаженная, 1933 г. | Sitting Nude, 1933




Девушка с челкой, 1924 г. Холст, масло. 62х48. Аукционный дом СовКом | Girl with bangs, 1924




Раздевающаяся под лампой | Girl, undressing in the lamplight


Стоящая натурщица, Аукцион «Антикварные сезоны»







error: Контент защищен !!