Об утверждении положения о полевых учреждениях центрального банка российской федерации. Я.А
Я.А. Гейвандов. Полевые учреждения Центрального банка Российской Федерации: особенности правового положения (статья была написана в ноябре 1997 г . – январе 1998 г . и опубликована в журнале «Деньги и кредит». - № 4. - 1998 г . – С. 58-63)
Полевые учреждения являются старейшими учреждениями, обеспечивающими войска наличными деньгами и организующими денежное обращение в интересах обороны и безопасности Российского государства. Еще в годы русско-турецкой войны (1877 - 1878 гг.) были созданы военно-походные кассы, полевые казначейства, на которые были возложены функции по выдаче денежной наличности войскам, приему вкладов и т. п. С 1939 г. полевые учреждения Государственного банка СССР (ныне полевые учреждения Центрального банка Российской Федерации) выполняют функции специализированныхподразделений, входящих в единую систему Банка России.
Полевые учреждения Банка России осуществляли и осуществляют банковское обслуживание воинских частей и других воинских формирований, где бы они ни находились в прошлом, например, на фронтах боевых действий, в группах советских войск в других странах (например, в Германии, Венгрии, Польше, Чехословакии, Австрии, Румынии) либо в настоящем (в отдаленных местностях, в закрытых административных территориальных образованиях, за рубежом) .
Впроцессе экономических реформ 1990-х годов многие органы и силы, обеспечивающие оборону и безопасность Российской Федерации, оказались на банковском обслуживании в коммерческих банках, где им были открыты банковские счета. Через коммерческие банки проходили значительные бюджетные средства, направляемые на цели обороны и безопасности. Вместе с тем негативные явления, возникавшие в процессе расчетно-кассового обслуживания коммерческими банками воинских формирований, потребовали создания более надежных гарантий независимости этих формирований от финансовой устойчивости и коммерческойдеятельностикредитных организаций. При этом принималось во внимание, что надлежащее финансирование Вооруженных Сил и других воинских формирований, а также доведение бюджетных средств до каждой воинской части, конкретного военнослужащего является важнейшей гарантией обеспечения национальной безопасности и соблюдения прав и законных интересов военнослужащих. Кроме того, учитывалось, что значительная доля государственных расходов на оборону и безопасность является сведениями, составляющими государственную тайну (ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне", п. 54 раздела 2 Указа Президента от 30 ноября 1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (в редакции от 24 января 1998 г.). Немаловажным является и то обстоятельство, что возможности государства непосредственно вмешиваться в хозяйственную деятельность конкретных кредитных организаций ограничены действующим федеральным законодательством. Поэтому наиболее безопасным и эффективным с точки зренияобеспеченияинтересовнациональной безопасности было признано банковское обслуживаниевоинскихформированийиорганов, обеспечивающих безопасность Российской Федерации через полевые учреждения Банка России.
Впервые в законодательстве Российской Федерации правовые нормы, регулирующие деятельность полевых учреждений Банка России как составной части единой системы Банка России, их правовой статус, стоящие перед ними задачи и осуществляемые функции были закреплены в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции 1995 г. (в дальнейшем - Федеральный закон).
Полевые учреждения, как и другие территориальные учреждения Банка России, не имеют статуса юридического лица и действуют от имени Банка России по доверенности. При этом они не могут принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России (ст. 84 Федерального закона). В отличие от главных территориальныхуправленийи национальных банков полевые учреждения Банка России имеют особое (двойственное) положение. С одной стороны, они являются составной частью Банка России и при осуществлении банковской деятельности действуют независимо от каких бы то ни было органов государственной власти, подчиняясь исключительно Центральному банку Российской Федерации. С другой стороны, полевые учреждения - воинские учреждения, комплектуются военнослужащими, руководствуются военным законодательством и соблюдают установленный порядок прохождения военной службы, предполагающие действие принципа единоначалия. Кроме того, полевые учреждения Банка России в отличие от главных управлений (национальных банков) Банка России, какправило,неосуществляютфункции банковского надзора и контроля. Их деятельность связана с организацией денежного обращения, эмиссией денег, расчетно-кассовым обслуживанием и с осуществлением иных банковских операций. Кроме того, в отличие от других территориальных учреждений Банка России полевые учреждения, как часть российских войск, могут быть дислоцированынатерриторияхиностранных государств и выполнять там задачи банковского обслуживания воинских формирований Российской Федерации.
Основными функциями полевых учреждений Банка России являются банковское обслуживание юридических и физических лиц; осуществление по разрешению Банка России эмиссии наличных денег, а также организация денежного обращения в связи с деятельностью обслуживаемых ими лиц. Все изложенные выше обстоятельства позволяют выделить полевые учреждения Банка России в самостоятельную группу территориальных учреждений Банка России.
Реализуя возложенные на них функции, полевые учреждения Банка России, как представляется, могут и должны осуществлять все виды предусмотренных федеральным законодательством банковских операций, в которых нуждаются обслуживаемые ими организации: привлечение денежных средств физических и юридических лиц, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, во вклады (до востребования и на определенный срок) на условиях, определяемых Банком России; открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; осуществление расчетов по поручениям юридических и физических лиц; кассовое обслуживание физических и юридических лиц в случаях, предусмотренных законом; осуществление валютных операций; кредитование обслуживаемых организаций, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством и порядком, установленным Банком России.
Решением Банка России на полевые учреждения может быть возложено осуществление иных банковских операций, предусмотренных федеральным законодательством. Так, согласно письму Банка России от 25 июня 1997 г. № 26-3-2/1469 открытие субкорреспондентского счета филиалу кредитной организации Российской Федерации в г. Байконур осуществляется полевым учреждением Банка России. При этом открытие субкорреспондентских счетов филиалам российских кредитных организаций осуществляется в соответствии с действующими в Российской Федерации правилами открытия счетов и на основании письма Департамента лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России о внесении филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и присвоении ему порядкового номера.
В особых условиях, при невозможности функционирования иных территориальных учреждений Банка России на некоторых территориях Российской Федерации (например, в ходе известных событий в Чеченской Республике), по решению Банка России на полевые учреждения могут быть возложены функции расчетно-кассовых центров, обеспечивающих межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных организаций, расположенных на данной территории. В связи с этим соответствующим кредитным организациям предписывалось открывать корреспондентские (субкорреспондентские) счета только в полевых учреждениях Банка России, действующих на определенной территории, и запрещалось устанавливать прямые корреспондентские отношения с другими кредитными организациями . Таким образом, в вышеупомянутых случаях полевые учреждения дополнительно наделялись полномочиями в сфере банковского контроля и надзора.
С учетом особых функций и задач, стоящих перед полевыми учреждениями Банка России, законодательством предусмотрено создание на территории Российской Федерации учреждений Банка России по предметно-территориальному принципу. В соответствии с ним полевые учреждения Банка России создаются, размещаются и функционируют в местахдислокациилиц,длябанковского обслуживания которых они предназначены. Так, некоторые воинские части и организации могут быть дислоцированы на территории различных субъектов Российской Федерации, а их банковское обслуживание при этом осуществляется одним полевым учреждением Банка России. Кроме того, возможно создание и функционирование полевых учреждений в гарнизонах.
В соответствии с международными договорами нашего государства полевые учреждения Банка России могут создаваться и функционировать за пределами Российской Федерации для осуществления банковского обслуживания дислоцированных там российских войск и иных организаций, обеспечивающих безопасность Российской Федерации.
Круг лиц, банковское обслуживание которых осуществляется полевыми учреждениями Банка России. Исчерпывающий перечень лиц, банковское обслуживание которых осуществляется Банком России через входящие в его систему полевые учреждения, определен в законе: воинские части, учреждения и организации Министерства обороны Российской Федерации, а также иные государственные органы; юридические лица, обеспечивающие безопасность России; физические лица, проживающие на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно (ст. 86 Федерального закона). Как видно из содержания упомянутой статьи, закон четко определяет не только функции – банковское обслуживание, но и круг лиц, которые подлежат банковскому обслуживанию полевыми учреждениями Банка России.
Основным критерием, позволяющим выделить лиц, банковское обслуживание которых осуществляется полевыми учреждениями Банка России, является цель их деятельности – обеспечение безопасности Российской Федерации. При этом следует учитывать требования Закона РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" , согласно которому безопасность (личности, общества и государства) достигается проведением единой государственной политикив области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности (ст. 4 Закона РФ "О безопасности"). На базе этих органов создаются соответствующие силы обеспечения безопасности, включающие: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов государственной власти, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни и другие государственные органы (ст. 12 Закона РФ "О безопасности"). В целях своевременного финансирования из федерального бюджета государственных органов и сил обеспечения безопасности, поддержания их в постоянной боевой готовности, а также обеспечения своевременности выплаты военнослужащим игражданскомуперсоналу этих органов и сил денежного довольствия и заработной платы, Президентом России принят Указ от 16 мая 1996 г. № 726 "О мерах по своевременному финансированию государственных органов и сил обеспечения безопасности" . Этим Указом установлено, что банковское обслуживание Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск, внутренних войск МВД России, войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, железнодорожных войск и войск гражданской обороны производится полевыми учреждениями, расчетно-кассовыми центрами Банка России, а на тех территориях, где они отсутствуют, - учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации (п. 1 Указа от 16 мая 1996 г. № 726). Другим Указом Президента России "О мерах по обеспечению военного строительствавРоссийскойФедерации"от 25 ноября 1996 года № 1592 предписывается с 1 января 1997 года распространить действие Указа Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 726 на все государственные органы и силы обеспечения безопасности Российской Федерации (п. 2 Указа) . Названные указы являются одним из элементов осуществляемой Президентом России политики укрепления обороноспособности и безопасности Российской Федерации, усиления социальных гарантий военнослужащих и других граждан, выполняющих служебные обязанности в интересах обеспечения безопасности России.
Полевые учреждения Банка России как воинские учреждения . Как воинские учреждения полевые учреждения Банка России руководствуются в своей деятельности военным законодательством, воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка России и Министерства обороны (ч. 2 ст. 86 Федерального закона). Так, Банк России и полевые учреждения в его составе руководствуются в своей деятельности военным законодательствомповопросамобеспечения обороны и безопасности, прохождения военной службы,обеспеченияправ,обязанностейи ответственности военнослужащих полевых учреждений, организации и дислокации полевых учреждений (Федеральный закон "Об обороне" , Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" , Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих»). В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об обороне" воинские части (учреждения), в том числе и полевые учреждения Банка России, дислоцируются в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями соответствующих территорий. При этом передислокация воинских частей и подразделений до уровня соединения в пределах территорий, переданных в пользование Министерства обороны России, осуществляется по решению министра обороны. Но особенность полевых учреждений Банка России состоит в том, что вопросы их дислокации органами военного управления должны согласовываться с Банком России.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами (п. 3 ст. 4 Федерального закона "Об обороне"). Поэтому в целях эффективного функционирования системы полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации, в интересах обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил РФ и укрепления обороноспособности страны вопросы организации и деятельности полевых учреждений Банка России, помимо банковского законодательства, регулируются указами Президента Российской Федерации. Например, Указом Президента РФ от 28 октября 1993 г. № 1785 «О регулировании деятельности полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации» , которым до принятия законодательного акта, регулирующего деятельность полевых учреждений Банка России, предписывалось руководствоваться Положением о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации (Банка России), утвержденным постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 1 июня 1992 г. № 2897-1.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" от 26 апреля 1995 г. не предусматривает принятия отдельного законодательного акта по вопросу регулирования деятельности полевых учреждений, предписывая Банку России иМинобороны Россиисовместным решением утвердить Положение о полевых учреждениях Банка России (ст. 86 Федерального закона). Однако упомянутое Положение еще не принято.
Таким образом, согласно действующему законодательству для системы полевых учреждений Банка России характерно "двойное" подчинение - Центральному банку Российской Федерации и органам военного управления - Министерству обороны России. При этом в соответствии с принципом независимости Банка России полевые учреждения по вопросам банковской деятельности подчинены только ему.
Вместе с тем полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями, в них предусмотрена военная служба. Поэтому вопросы прохождения военной службы, мобилизационной и боевой готовности, службы войск, обеспечения охраны полевых учреждений, подготовки военных кадров для системы полевых учреждений находятся в ведении органов военного управления.
Требует, очевидно, освещения часто обсуждаемый в последнее время в банковских, финансовых и научных кругах вопрос о переводе полевых учреждений Банка России в систему федерального казначейства в связи с переходом органов и сил, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации, на систему расчетов через федеральное казначейство. В юридической литературе уже неоднократно отмечалось, что использование коммерческих банков при расчетах государства с получателями бюджетных денежных средств объективно ведет к их недоиспользованию по прямому назначению. В связи с этим отмечается, что бюджетные деньги должны использоваться только через Банк России, его учреждения. При этом переход к казначейской системе исполнения бюджета вовсе не означает, что органы казначейства будут осуществлять расчеты самостоятельно. Все виды безналичных расчетов в Российской Федерации осуществляются через банковскую систему, а при расчетах бюджетными средствами - через систему Банка России . Учитывая, что обслуживание счетов органов и организаций, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, возложено Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" на полевые учреждения Банка России, органы казначейства должны открывать соответствующие счета именно в полевых учреждениях.
Передача полевых учреждений Банка России в систему федерального казначейства может способствовать разрушению банковской процедуры доведения бюджетных средств до органов и лиц, обеспечивающих национальную оборону, а возможно, и появлению финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации воинских формирований. Некоторыми авторами высказывается мнение, что уровень развития полевых учреждений Банка России намного выше, чем уровень развития казначейств (полевые учреждения Банка России функционируют практически при каждом соединении). Поэтому сроки расчетов через казначейства могут увеличиться. Кроме того, высказывается мнение, что деньги, предназначенные на оборону, при прохождении их через казначейства могут использоваться руководством регионов для нужд соответствующих территорий .
Перевод полевых учреждений Банка России в федеральное казначейство повлечет необходимость создания значительного количества расчетно-кассовых центров (РКЦ) Банка России. Сами казначейства не вправе осуществлять банковскую деятельность и производить банковские операции. Кроме того, казначейства формируются по административно-территориальному признаку, и как минимум в трех субъектах Российской Федерации они не сформированы вовсе, а за ее пределами их не может быть. В то же время полевые учреждения Банка России осуществляют банковское обслуживание органов и сил, обеспечивающих безопасность, которые располагаются не по административно-территориальному признаку. В основе дислокации войск лежат задачи обороны страны, поэтому одно воинское формирование может располагаться на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Причем основная часть лиц, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, расположена на территориях, значительно удаленных от расчетно-кассовых центров Банка России, либо на территориях, где таковые отсутствуют вовсе (Новая Земля, приграничные территории Забайкалья, Дальнего Востока, территории иностранных государств). Исходя из этих обстоятельств формируется дислокация полевых учреждений Банка России на основе принципа обеспечения задач обороны страны и ее безопасности.
В случае реализации проекта передачи системы полевых учреждений из Банка России в федеральное казначейство полевые учреждения лишатся возможности формирования резервных фондов; права выпуска денег в обращение; права проведениямежбанковских расчетов;возможности приема денежной наличности от войсковых частей, военно-строительных и иных организаций. В результате полевые учреждения Банка России потеряют свое значение для воинских формирований как учреждений, через которые осуществляются банковские операции. Таким образом, если в настоящее время Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования осуществляют все необходимые банковские операции непосредственно через учреждения Банка России, то реализация вышеупомянутого проекта создаст еще одно звено - федеральное казначейство. Федеральное казначейство все равно вынуждено будет открывать банковские счета в учреждениях Банка России или в коммерческих банках. Помимо этого, остро встанет вопрос о банковском обслуживании воинских формирований, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации и в обособленных закрытых военных городках. Среди них такие вопросы, как обеспечение войск иностранной валютой; урегулирование расчетов между иностранными поставщиками и российскими воинскими подразделениями за границей, а также учреждениями Банка России; осуществление операций по вкладам военнослужащих и иных физических лиц, служащих или служивших в российских воинских формированиях за рубежом.
Кроме того, полевые учреждения Банка России утрачивают основное свое предназначение - мобильное банковское обслуживание воинских формирований в особых условиях (планы мобилизационной готовности войск предусматривают в случаях возникновения военных действий немедленное выдвижение полевых учреждений совместно с воинским формированием в пункт назначения, установленный Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации).
При таких обстоятельствах перевод полевых учреждений Банка России в федеральное казначейство повлечет фактическую ликвидацию банковской системы осуществления финансирования государственных органов и сил, обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. Все приведенные выше негативные обстоятельства в совокупности с уже имеющимися проблемами, безусловно, непосредственным образом могут повлиять на снижение уровня общего состояния обороноспособности и безопасности России. И последнее. Деятельность полевых учреждений вне пределов Российской Федерации регламентируется в ряде случаев международными договорами (в том числемежправительственнымиимежбанковскими), в которых однозначно закреплено, что финансирование российских воинских формирований осуществляется через полевые учреждения Банка России, имеющие право проведения межгосударственных расчетов (Соглашение о статусе воинских формирований Российской Федерации на территории Казахстана от 20 января 1995 г., Федеральный закон от 24 октября 1994 г. "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома "Байконур" и т.п.). Следовательно, расчетно-кассовое обслуживание контингентов российских войск за границей может осуществляться только полевыми учреждениями Банка России. Функционирование структурных подразделений федерального казначейства как структурного подразделения Министерства финансов России вне пределов России невозможно с точки зрения международных договоров Российской Федерации.
Вместе с тем нельзя исключать вовсе необходимость теснейшего взаимодействия Банка России и его учреждений, в том числе полевых учреждений, с федеральным казначейством. В постановлении Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. "О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета" Министерству финансов России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и при участии Банка России поручено осуществить централизацию доходов и средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства Министерства финансов России. Причем определено, что счета органов федерального казначейства Министерства финансов России по учету доходов и средств федерального бюджета открываются в установленном порядке в учреждениях Банка России, а при их отсутствии - в коммерческих банках, привлекаемых для обслуживания этих счетов на конкурсной основе (п. 1 Постановления) . Реализация указанного постановления Правительства Российской Федерации не только не исключает, но и в соответствии с Федеральным законом предполагает, что счета органов федерального казначейства по учету средств федерального бюджета, выделяемых на оборону и безопасность, должны быть открыты в специализированных (воинских) учреждениях Банка России, каковыми являются полевые учреждения.
При этом следует учитывать, что практика реализации решения о переводе бюджетных расчетов в федеральное казначейство показывает, что этот процесс не так уж прост, бесспорен и безопасен. Во-первых, в законе или ином нормативно-правовом акте необходимо закрепить положение о взаимодействии Банка России и его учреждений с федеральным казначейством по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета и финансовой дисциплиной. Во-вторых, следует иметь в виду, что продолжает действовать п. 2 ст. 15 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", устанавливающий в России банковскую систему кассового исполнения бюджета. Согласно упомянутому Закону Банк России и его учреждения на местах, а в случае их отсутствия другой банк по поручению Банка России ведут счета и являются кассирами соответствующих органов исполнительной власти . В-третьих, как свидетельствуют публикации в средствах массовой информации, перевод на казначейскую систему исполнения бюджета "внес пока только полную неразбериху", жертвой которой стала даже газета Правительства Российской Федерации, которая жалуется на то, что казначейская технология многократно усложнила процесс доведения бюджетных средств до конкретного потребителя . Если сложности, о которых пишет "Российская газета", возникли в Москве у правительственной газеты, то можно себе представить масштабы реальных проблем, которые могут появиться и, безусловно, появятся у органов и сил, обеспечивающих безопасность России, дислоцированных в отдаленных районах нашей Родины и за ее рубежами. Поэтому решение проблемы финансирования и банковского обслуживания органов и сил, обеспечивающих безопасность России, требует не только безусловного соблюдения действующего законодательства, но и тщательной оценки принимаемых решений с точки зрения их целесообразности. Исправлять допущенные ошибки, как правило, значительно сложнее, чем не допускать их вовсе.
С учетом изложенного, сохранение и развитие системы банковского обслуживания органов и сил, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, через полевые учреждения Банка России, реализация указов Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 726 и от 25 ноября 1996 г. № 1592 позволяет решать целый комплекс проблем финансирования юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, и в частности, полностью исключает опасность потери этими органами и силами выделенных им бюджетных средств в случае возникновения у коммерческих банков финансовых или иных трудностей. Кроме того, исключается возможность нецелевого использования средств государственного бюджета, предназначенных и выделяемых для финансирования государственных органов и сил обеспечения безопасности. Создаются определенные организационно-правовые гарантии личной защищенности каждого сотрудника государственных органов и сил обеспечения безопасности и членов их семей, в части, касающейся выплаты им денежного довольствия, продовольственного и иного обеспечения. Сохранение системы финансирования органов и сил, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, через полевые учреждения Банка России явится гарантией прекращения имевшего место косвенного кредитования коммерческих банков, исключения возможности использования бюджетных средств, предназначенных государственным органам и силам обеспечения безопасности, для пополнения активов кредитных организаций. Помимо этого, создаются реальные условия для экономии средств государственного бюджета, поскольку в соответствии со ст. 23 Федерального закона в отличие от коммерческих банков полевые учреждения Банка России осуществляют операции со средствами федерального бюджета без взимания комиссионного вознаграждения. Кроме того, доведение бюджетных средств, выделяемых на оборону и безопасность через систему полевых учреждений Банка России, способствует не только усилению государственного контроля за расходованием бюджетных средств, но и реальному обеспечению сохранения государственной тайны при осуществлении банковских операций в интересах национальной безопасности.
Об истории становления и развития полевых учреждений Банка России см., напр.: Заставнюк В.П. Банкиры на службе ратной //Армейский сборник. – 1996. - № 8; Коречков Ю.В. Полевые банки России. – Ч.1. - Ярославль: Международный университет бизнеса и новых технологий, 1996; Коречков Ю.В. Полевым учреждениям Центрального банка РФ 55 лет. - Ярославль: Международный университет бизнеса и новых технологий, 1996; 3иберов Д. Военно-полевые банки // Бизнес и банки -1997. - № 38.
См., напр.: Указания Банка России от 4 декабря 1996 г. № 368 "Об организации расчетов с участием кредитных организаций (в том числе филиалов кредитных организаций),
В октябре 1921 года в составе Народного комиссариата финансов был учрежден Государственный банк РСФСР. Кассово-расчетное обслуживание воинских частей осуществлялось его учреждениями по месту дислокации. Однако в 1939-1940 годах, в период войны с белофиннами, стало ясно, что в условиях ведения боевых действий расчетно-кассовое обслуживание войск стационарными учреждениями Госбанка невозможно. Возникла необходимость иметь подвижные, постоянно действующие в составе войск учреждения банка, которые смогли бы в условиях ведения боевых действий обеспечить воинские части наличными деньгами и осуществлять по их поручению расчетные операции.
В этих целях создавались небольшие подвижные учреждения Госбанка, получившие название «полевые». Они предназначались для расчетно-кассового обслуживания воинских частей и военной торговли действующей армии и представляли собой систему банковских органов с подчинением нижестоящих учреждений вышестоящим и соответствующему военному командованию.
Война коренным образом изменила всю экономику страны, потребовала перевода ее на военное положение. В этот период большая работа была проведена в области организации расчетов. Работа осложнялась наличием незаконченных расчетов за товары, отгруженные до войны, а также из зоны военных действий в другие районы страны.
С началом Великой Отечественной войны началось создание системы полевых учреждений Госбанка. В ее развитии можно выделить четыре этапа.
- - организация и становление системы в первый период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 - 18 ноября 1942);
- - совершенствование системы во второй период Великой Отечественной войны (19 ноября 1942 - конец 1943);
- - развитие системы в третьем периоде Великой Отечественной войны (январь 1944 - май 1945);
- - деятельность и развитие системы полевых учреждений в послевоенный период.
Правовое положение, структура, задачи, функции, полномочия, материально-техническое и финансовое обеспечение полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации определяются Положением о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации (Банка России), утвержденным Советом директоров Центрального банка Российской Федерации (протокол № 20 от 25 мая 1998 г.).
Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, органов Федерального казначейства, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.
В своей деятельности полевые учреждения Банка России руководствуются Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «Об обороне», иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, воинскими уставами, нормативными актами Банка России, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, а также Положением о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации (Банка России).
Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями, входят в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.
Общее руководство полевыми учреждениями Банка России по вопросам банковской деятельности осуществляется Председателем Банка России через Департамент полевых учреждений Банка России. Вмешательство органов военного управления в вопросы банковской деятельности полевых учреждений Банка России не допускается.
Создание, реорганизация, передислокация и ликвидация полевых учреждений Банка России производятся по решениям Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, согласованным с Банком России.
Полевые учреждения Банка России имеют следующую организационную структуру:
- - Департамент полевых учреждений Банка России - в составе центрального аппарата Банка России;
- - полевые учреждения Банка России (управления) - при видах и родах Вооруженных Сил Российской Федерации, округах и флотах;
- - полевые учреждения Банка России (отделы)- при армиях, флотилиях, корпусах или при других приравненных к ним воинских частях, в которых предусмотрена военная служба;
- - полевые учреждения Банка России (отделения) - при дивизиях, бригадах или при других приравненных к ним воинских частях, в которых предусмотрена военная служба.
В мирное время полевые учреждения Банка России (управления, отделы, отделения) могут создаваться при гарнизонах.
Организационная структура полевых учреждений Банка России определяется начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Председателем Банка России.
Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации каждому полевому учреждению Банка России (управлению, отделу, отделению) присваиваются действительное и условное наименования, а Департаменту полевых учреждений Банка России - условное наименование. Банк России присваивает полевым учреждениям Банка России индивидуальные наименования принадлежности к Банку России.
Полевые учреждения Банка России имеют печати установленного образца, с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим действительным, условным и индивидуальным наименованиями, банковский идентификационный код, а также бланки и штампы.
Основными функциями полевых учреждений Банка России являются:
- - осуществление работы по денежному обращению, выпуску, денег в обращение в целях своевременного обеспечения воинских частей, учреждений и других органов наличными банкнотами и монетой, изъятие денег из обращения, учет эмиссионных операций;
- - привлечение денежных средств юридических лиц, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций невозможно, во вклады на условиях, определяемых Банком России;
- - открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;
- - осуществление банковских операций в иностранной валюте в соответствии с нормативными актами Банка России и международными договорами Российской Федерации, в том числе открытие и ведение счетов юридических лиц, осуществление расчетов по поручению юридических лиц, кассовое обслуживание юридических лиц;
- - осуществление кассового обслуживания юридических и физических лиц;
- - разработка и представление в Банк России прогноза кассовых оборотов по источникам поступления наличных денег;
- - хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними;
- - ведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с нормативными актами Банка России, представление отчетности по формам и в сроки, которые установлены Банком России;
- - обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа.
Решениями Банка России, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России, на полевые учреждения Банка России может быть возложено осуществление иных функций.
Начальник Департамента полевых учреждений Банка России по вопросам банковской деятельности подчиняется Председателю Банка России, а по другим вопросам - Министру обороны Российской Федерации
Начальник Департамента полевых учреждений Банка России начальники полевых учреждений Банка России осуществляют свою деятельность на основании Генеральной доверенности, выдаваемой Банком России в установленном порядке.
В г.Хабаровске полевая касса Госбанка СССР № 2056 (МФО 29783) с условным наименованием войсковая часть 96800 создана в 1941 году. Для более эффективного обслуживания воинских формирований и организаций Министерства обороны СССР, на основании Директивы ГШ ВС № ОРГ/6/463195 от 04 марта 1955 года полевая касса преобразована в Полевое учреждение Госбанка СССР № 96800. В течение шестидесяти лет Управление полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации (УПУ ЦБ РФ Приамурское) № 96800 успешно справляется с поставленными задачами по своевременному и бесперебойному эмиссионно-кассовому и расчетно-денежному обслуживанию воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации.
Полевое учреждение Банка России Приамурское осуществляет функции расчетно-кассового центра и обслуживает Хабаровский военный гарнизон и выполняет следующие задачи:
- - кассовое обслуживание воинских частей и учреждений соединения;
- - осуществление расчетного обслуживания воинских частей;
- - учет эмиссионных операций, выпуск денег в обращение;
- - открытие и ведение банковских счетов;
- - хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций;
- - ведение бухгалтерского учета и отчетности, представление отчетности;
- - обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации.
В подчинении полевого учреждения Приамурское находятся полевые учреждения территориально расположенные в Приморском и Хабаровском краях, в Амурской и Сахалинской областях, в Еврейском автономном округе: 3 отдела и 10 отделений.
Осуществляемые полевыми банками безналичные расчеты направлены на наиболее эффективное финансово-банковское обслуживание войск, на укрепление денежного обращения, сокращение затрат, связанных с обращением наличных денег.
Переход к рыночным отношениям повысил экономическую самостоятельность командиров воинских частей, дал им возможность принимать наиболее эффективные решения с учетом конкретных условий и осуществлять рациональное использование выделенных средств.
Полевые банки организуют безналичные расчеты с применением новых банковских технологий в масштабах всего народного хозяйства, содействуют бесперебойности реализации совокупного общественного продукта. Безналичный оборот непрерывно увеличивается, повышается его удельный вес в денежном обороте Вооруженных Сил и в целом страны. Повышение безналичного денежного оборота связано с ростом технической и энергетической оснащенности предприятий с удорожанием стоимости производимой продукции в связи с инфляционными процессами.
В современных условиях, когда от своевременности документооборота зависит хозяйственная сторона деятельности воинских частей, предприятий, роль безналичных расчетов с применением новых банковских технологий возрастает.
Одной из важнейших задач банков является организация и широкое применение наиболее экономных и прогрессивных форм расчетов, способствующих ускорению платежей и оборачиваемости оборотных средств, укреплению расчетной дисциплины. Роль полевых банков в деле организации расчетов существенно возрастает.
Учреждения полевых банков, анализируя финансовое состояние воинских частей и организаций, обращают внимание на целесообразность применения форм расчетов и могут рекомендовать введение более рациональных форм, как с позиции трудоемкости расчетных операций, так и по скорости документооборота.
Вооруженные Силы содержатся за счет ассигнований, выделенных из государственного бюджета. Для существования Вооруженных Сил, их жизнедеятельности из государственного бюджета выделяются необходимые денежные средства. Выделенные денежные средства в безналичном порядке поступают на счет ГУВБиФ (Главное Управление военного бюджета и финансирования), которые через свои органы финансируют военные округа, флота, Главные и Центральные управления МО. Финансирование производятся через полевые и стационарные учреждения в безналичном порядке.
По организационному признаку экономику Вооруженных Сил можно разделить на три звена: центральное, окружное и войсковое. Такое деление позволяет определить место безналичных расчетов с применением новых банковских технологий в системе военно-экономических отношений (распределение, обмен, потребление) как внутренних для каждого звена, так и внешних.
Некоторое время назад наметилась тенденция перевода счетов органов федерального казначейства по обеспечению войск расчетами из полевых учреждений Банка России в расчетные кассовые центры и другие кредитные учреждения. По моему убеждению, такой подход к материальному обеспечению войск не имеет достаточно веских обоснований.
Полевые учреждения Банка России созданы и дислоцируются в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями соответствующих территорий согласно Федеральному закону «Об обороне». Они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации. Указами Президента России установлено, что банковское обслуживание всех этих органов и сил производится полевыми учреждениями Банка Российской Федерации.
Бюджетным кодексом и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что Банк России обслуживает счета бюджетов и что средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России.
Не следует забывать, что одна из основных задач полевых учреждений Банка России, как и Вооруженных Сил, заключается в готовности выполнять свои функции в условиях ведения боевых действий. Сегодня денежное обращение России функционирует в нелегких условиях, характеризуемых определенным продолжением процессов в экономике и банковской системе, деформацией платежной системы страны. Сохраняются неплатежи, в расчетах применяется бартер. Иностранная валюта, в основном доллар США, используется для накоплений гражданами России сбережений, а также обслуживает очень значительную часть криминальной и теневой деятельности, применяются денежные суррогаты.
При наступлении кризисов снижается надежность всей денежной системы, и именно в эти периоды возрастают роль и объем совершаемых при посредстве наличных денег операций. Во времена войн, социально-политических потрясений значение денежной наличности в выполнении повседневных расчетов и обеспечении функционирования денежной системы выходит на первый план. Указанная тенденция просматривается на примерах многих стран мира.
Не учитывать всего этого по крайней мере недальновидно.
Отсюда следует, что средства федерального бюджета в разделе, касающемся содержания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны и других государственных органов и сил, обеспечивающих безопасность государства, должны находиться на счетах органов федерального казначейства, а именно в полевых учреждениях Банка России. Именно поэтому наметившаяся тенденция перевода счетов органов федерального казначейства по обеспечению войск безналичными расчетами (в некоторых случаях и наличными денежными средствами) из полевых учреждений Банка России в РКЦ и другие кредитные учреждения, по моему мнению, пагубна. Ее последствия отрицательно повлияют на качество банковского обслуживания войск. В период мобилизационного развертывания и в военное время они будут отрезаны от финансовых потоков, предназначенных для обеспечения их действий.
ПОЛЕВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА РОССИИ КАК ИНСТИТУТ ДЕНЕЖНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Башашкина Г.Ю., к.э.н., Военный университет Тихоненко Е.В., соискатель Военного университета
Основное предназначение силовых структур состоит в обеспечении военной безопасности страны. Полевые учреждения Банка России обладают бесспорным преимуществом перед кредитными организациями по оперативному обеспечению наличными деньгами, практически все полевые учреждения Банка России являются полноценными участниками электронных расчетов в платежной системе Банка России, что позволяет совершать платежи, минуя промежуточные звенья в общей системе межбанковских расчетов.
Ключевые слова: денежное обеспечение элементов, целевая клиентура денежных средств, модель построения системы денежного обеспечения.
FIELD INSTITUTIONS OF THE BANK OF RUSSIA AS A MONETARY INSTITUTION
FOR MILITARY PERSONNEL
Bashashkina G., Candidate of Economic Sciences, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation Tikhonenko E., the applicant, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation
The main destination of power structures consists in ensuring military safety of the country. Field establishments of Bank of Russia have indisputable advantage over the credit organizations for expeditious providing with cash, practically all field establishments of Bank of Russia are full-fledged participants of electronic calculations in payment system of Bank of Russia that allows making payments, passing intermediate links in the general system of interbank calculations.
There are different views on participation offield establishments in system of bank providing the military personnel, from full transfer of all client base of the military organization of the state by it to the full in participation offield establishments in system of cash security of military work.
Keywords: cash security of elements, target clients of money, model of creation of system of cash security.
Вырабатываемая в условиях реформирования модель построения системы денежного обеспечения военнослужащих с участием института уполномоченных коммерческих банков, рассмотренного нами ранее, теоретически обладает необходимыми характеристиками для выполнения своих задач. Но, доказательств, подтвержденных практикой, ввиду краткосрочности проекта пока недостаточно для вынесения суждения о полной адекватности требованиям к его функциональности. При этом, результаты проведенного нами анализа выявили недостатки реализуемой модели, обуславливающие ограниченность функциональности механизма. К основным недостаткам нами относятся:
Отсутствие единой целеполагающей мотивации, внутренняя дифференциация целей деятельности элементов механизма;
Институциональная экстерриториальность по отношению к выгодополучателям и ограниченная мобильность;
Высокая подверженность стратегическому риску, ввиду предназначенности только для мирных «стандартных» условий деятельности;
Отсутствие безусловной гарантии информационной безопасности;
Отсутствие единых стандартов оформления документов на бумажных носителях и в электронной форме (например, ЭСИД1).
Основными целями функционирования механизма денежного обеспечения, нами выделяются, безусловное доведение до целевой клиентуры сумм денежного довольствия и прочих выплат, предоставление услуги по распоряжению этими средствами, их надежной сохранности и возможной противоинфляционной защиты.
Эта целевая функция, реализована на высшем уровне действующей модели системы денежного обеспечения. Однако, целевой вектор элементов более низкой ступени в иерархии механизма, не в полной мере соответствует основной цели, т.к. включение элементов коммерческой направленности (УКБ)2, накладывает на основную цель нагрузку необходимости учета, их частных целей - извлечение прибыли. Что существенно ограничивает функциональность такой модели, ведь то, что не прибыльно - не интересно коммерческим структурам. Таким образом, их участие в системе денежного обе-
спечения, в известной степени, условно и объективно ограниченно по времени, месту, спектру проводимых банковских операций.
Институциональный компонент системы расположен там, где находится основная клиентская база, т.е. тяготеет к крупным населенным пунктам, а рассматриваемая нами в качестве целевой клиентура требует институционального присутствия в местах отдаленных и специфических. То есть, качественная реализация функционала потребует от элементов системы дополнительных финансовых затрат, окупаемость которых встанет одной из первейших задач коммерческих структур, включенных в механизм.
Одним из условий жизнедеятельности Вооруженных Сил РФ является необходимость периодической передислокации частей и соединений, как для выполнения текущих кратковременных задач, так и со сменой пункта постоянной дислокации. Это требует от структур, обеспечивающих доведение до целевой клиентуры, причитающимся им денежных сумм, определенной степени мобильности, т.е. перемещения обособленных структурных подразделений, либо специального оборудования, предоставляющего услуги дистанционного банковского обслуживания (платежные терминалы и банкоматы). Эти вопросы в настоящее время в абсолютном большинстве коммерческих банков из-за их относительно высокой себестоимости и технических проблем даже не рассматриваются.
Основное предназначение силовых структур состоит в обеспечении военной безопасности страны. Одним из важнейших элементов обеспечения военной безопасности Российского государства в мирное время является «формирование и подготовка системы мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск на условия военного времени (в том числе по их мобилизационному развертыванию), а также повышение мобилизационной готовности экономики, создание условий, обеспечивающих заблаговременный перевод предусмотренных планом промышленных предприятий на выпуск военной продукции, организация подготовки органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности»3. В современных условиях, персонал Вооруженных Сил РФ должен быть готов действовать в
1 ЭСИД - электронный служебный информационный документ.
2 УКБ - уполномоченный коммерческий банк
3 Военная доктрина Российской Федерации// Указ Президента РФ от 05.02.2010 г. № 146
любых условиях обстановки, решая стоящие перед ним задачи не только по вооруженной защите Отечества, но и по оказанию помощи и ликвидации последствий в зонах климатических бедствий и техногенных катастроф. При этом потребности в банковских услугах личного состава должны быть полностью и своевременно удовлетворены. Но место коммерческих финансовых структур в зоне доступа целевой клиентуры в таких случаях не определено, да и в соответствии с действующим законодательством зачастую невозможно. Практическое решение вопроса банковского обслуживания войск в особых условиях не определено.
Включение в систему денежного обеспечения элементов, имеющих различные, абсолютно не связанные и независимые друг от друга внутрикорпоративные системы документооборота, влечет риски операционного плана, связанные с использованием внутри единого механизма документов разной формы и содержания, разных систем электронной обработки, передачи и хранения информации.
Все участвующие в доведении до целевой клиентуры денежных средств коммерческие банки выстраивают свои технологии на основе двух ведущих мировых платежных систем Visa International Inc., Eurocard/Mastercard. Эти системы имеют мировую репутацию и обладают солидными информационными мощностями, основанными на передовых технологиях. Однако, задачи обеспечения государственной безопасности, требуют учета национальной принадлежности платежных систем, используемых системой денежного обеспечения в качестве основной информационной технологии. Каким образом будет действовать система при возможном сбое или отказе функционирования этих платежных систем? Вопрос остается открытым. Недавний пример, блокировки карт, эмитированных российскими банками в качестве санкций со стороны США и их европейских союзников, требует выработки определенной защиты со стороны государства, обеспечивающей независимость механизма денежного обеспечения федеральных служащих РФ от свободы волеизъявления контрагентов-нерезидентов.
При этом, требует учета и тот факт, что даже процессинг, построенный на процессинговых центрах национальных банков включает прохождение информации через информационные мощности платежных систем, расположенные физически вне территории Российской Федерации, приводя к возникновению риска информационной безопасности национальным интересам нашей страны.
Все эти ограничения функциональности могут быть нивелированы при построении модели механизма денежного обеспечения с участием полевых учреждений Банка России.
Результаты сравнительного анализа функциональных возможностей участием полевых учреждений Банка России в интересах качественной работы механизма денежного обеспечения свидетельствуют об их высоком потенциале:
1. как элемента институциональной структуры, обладающего:
Мобильностью;
Надежностью;
Универсальностью;
Высшим допуском к информации ограниченного распространения;
Принадлежностью к силовым структурам;
Широким территориальным присутствием в зонах доступа целевой клиентуры;
2. как организации осуществляющей банковские операции:
Широкого спектра банковских операций;
С использованием современных технологий обработки, передачи и хранения информации;
Наличием максимально возможной широкои корреспондентской сети на территории Российской Федерации.
Целесообразность включения полевых учреждений Банка России в систему денежного обеспечения подтверждается логикой исторического развития системы полевых учреждений Банка России. Как уже отмечалось ранее впервые упоминание о полевых банковских учреждениях (военно-полевых кассах) появились в мобилизационных планах Красной Армии4. Система полевых учреждений Банка России зародилась и достойно прошла испытания на живучесть, мобильность, надежность в суровые годы испытаний Великой отечественной войны, во время боевых действий в Демократической республике Афганистан, в вооруженных конфликтах на территории Российской Федерации. Их целевой функционал полностью совпадает с целевой функцией системы денежного обеспечения - удовлетворение потребностей федеральных служащих, прежде всего, военнослужащих, в банковских услугах, в том числе расчетном и кассовом обеспечении, т.е. в любых условиях обстановки.
Полевые учреждения Банка России имеют структуру адекватную расквартированию Вооруженных Сил РФ, расположены в зоне доступа целевой клиентуры, т.к. сами являются воинскими частями. Следовательно, обладают необходимой степенью мобильности для перемещения вместе с обслуживаемыми частями, доступом к информации ограниченного распространения об объемах финансирования затрат на оборону. С другой стороны, принадлежность полевых учреждений к Банку России обуславливает их высочайшую надежность, возможность проведения всех видов банковских операций и использование самых современных технологий в интересах действующих и вновь формируемых воинских структур в военное время и в особых условиях5. Обеспечение денежными средствами перевода экономики страны с мирного на военное время и сохранение при этом способности банковской системы удовлетворять потребности национальной обороны, в том числе военнослужащих, в банковских услугах, является одной из основных задач Банка России и его полевых учреждений.
Таким образом, только при условии участия полевых учреждений в механизме денежного обеспечения может быть обеспечена государственная гарантия сохранности денежных средств военнослужащих и других клиентов целевой группы.
Степень участия полевых учреждений в системе денежного обеспечения военнослужащих может быть различной в мирное время, с готовностью принятия на себя полного объема банковского обслуживания военной организации государства в военное время и в особых условиях.
Мы полагаем, наиболее эффективной и устойчивой модель системы банковского обслуживания денежного обеспечения военнослужащих, представленную на рисунке 1.
Исходя из предварительной экспертной оценки возможностей полевых учреждений, нами определены основные направления совершенствования системы денежного обеспечения с участием полевых учреждений Банка России в мирное время, которые заключаются:
В кассовом и расчетном обслуживании клиентов целевой группы на базе развертываемой национальной платежной системы;
В кассовом и расчетном обслуживании обособленных структурных подразделений уполномоченных коммерческих банков, удаленных от своих головных офисов;
Кассовом и расчетном обслуживании филиалов уполномоченных коммерческих банков вне территории РФ;
Инкассации автоматизированных устройств дистанционного
Рис. 1. Модель построения системы денежного обеспечения с участием полевых учреждений Банка России
самообслуживания, принадлежащих уполномоченным коммерческим банкам;
В военное время и в особых условиях выработанная нами модель предполагает полное кассовое и расчетное обеспечение целевой клиентуры через систему полевых учреждений Банка России.
В мирное время полевые учреждения Банка России могут участвовать в системе денежного обеспечения военнослужащих по двум направлениям: во-первых, непосредственно обслуживая воинский персонал, во-вторых, осуществляя кассовое обслуживание обособленных структурных подразделений уполномоченных коммерческих банков.
Полевые учреждения Банка России обладают бесспорным преимуществом перед кредитными организациями по оперативному обеспечению наличными деньгами, в силу наличия у них резервных фондов банкнот и монеты. Кроме того, практически все полевые учреждения Банка России являются полноценными участниками электронных расчетов в платежной системе Банка России, что позволяет совершать платежи, минуя промежуточные звенья в общей системе межбанковских расчетов.
Существуют различные взгляды на участие полевых учреждений в системе банковского обеспечения военнослужащих, от полной передачи им всей клиентской базы военной организации государства до отказа в участии полевых учреждений в системе денежного обеспечения воинского труда.
До последнего времени естественным ограничителем участия полевых учреждений в действующей системе денежного обеспечения военнослужащих являлось отсутствие в арсенале Банка России основного на данный момент инструмента денежного обеспечения военнослужащих - банковских карт.
Казалось, что в связи с этим полевым учреждениям дорога в систему денежного обеспечения заказана. Однако, это не совсем так. Подтверждение тому организация банковского обслуживания военнослужащих на острове Новая Земля, где структурные подразделения коммерческих банков полностью отсутствуют, и где всем военнослужащим открыты текущие счета в полевом учреждении Банка России. Порядок расчетно-кассового обслуживания счетов физических лиц, открытых в полевых учреждениях Банка России изложен в специальном указании Банка России.
Следует отметить, что открытие счетов физическим лицам в других учреждениях Банка России (расчетно-кассовых центрах, отделениях) по-прежнему не предусматривается. А вот выплаты со счетов, открытых военнослужащими в полевых учреждениях могут осуществляться во всех подразделениях расчетной сети Центрального Банка Российской Федерации.
Не вызывает сомнений целесообразность открытия и обслуживания текущих счетов военнослужащим в полевых учреждениях Банка России в мирное время для их денежного обеспечения в отдаленных гарнизонах и в закрытых административно-территориальных образованиях, в которых отсутствуют другие банковские структуры. То же можно сказать и об иностранных территориях и зонах вооруженных конфликтов на территории Российской Федерации.
Следует отметить, что полевые учреждения Банка России при необходимости могут обслуживать обособленные структурные подразделения и их автоматизированные устройства дистанционного самообслуживания. Основой для организации взаимодействия между полевыми учреждениями Банка России и другими элементами системы денежного обеспечения военнослужащих должен служить опыт организации банковского обеспечения в группах войск и закрытых административно-территориальных образований.
В условиях безналичного перечисления денежных средств, эффективность системы денежного обеспечения военнослужащих определяется не только доведением денежных сумм, но и исполнением распоряжений владельца счета относительно остатка средств на текущем банковском лицевом счете. Качественное и своевременное исполнение распоряжений владельца счета в современных условиях невозможно без использования современных информационных технологий.
Функциональность системы денежного обеспечения с участием полевых учреждений Банка России зиждется на использовании последними самых современных информационных технологий,
реализованных в единой расчетной коммуникационной информационной сети Банка России.
Предоставление доступа к системе электронных расчетов в мирное время минимизирует время исполнения перевода денежных средств, а наличие полной корреспондентской сети и территориальное покрытие расчетной сетью Банка России всей территории РФ - возможность скорейшего получения перевода контрагентом в любом месте страны.
Кроме того, в мирное время, при урегулировании вопросов технического доступа полевых учреждений Банка России могут предоставить клиентам услуги дистанционного банковского обслуживания, как через автоматизированные устройства дистанционного самообслуживания (банкоматы, терминалы и т.п.), так и с использованием коммуникационных линий военного командования.
В связи с введением в Вооруженных силах РФ института гражданских уполномоченных организаций, на которые возлагается тыловое и частично техническое обеспечение процесса боевой подготовки войск в мирных условиях у банковских институтов в отдельных гарнизонах расширяется клиентская база и спектр потенциальных потребителей современных технологий дистанционного банковского обслуживания. В интересах данных клиентов возможна реализация эквайринга, например, с гарнизонным подразделением ГУП «Военторг».
Реализация такого рода проектов в отдельно взятом гарнизоне предоставит дополнительные социальные блага физическим лицам, проживающим и проходящим службу на его территории.
Мы полагаем целесообразным использование чиповых технологий (смарт-карточек), ввиду их преимущества по сравнению с обычными пластиковыми карточками. Они гораздо надежнее защищены от подделки, позволяют значительно надежнее идентифицировать законного держателя карты, позволяют проводить расчеты в режиме off-line, т.е. в отсутствие связи с процессинговым центром (принцип электронного кошелька), значительно превосходят по надежности обычные пластиковые карты и больше вмещают информации.
Кроме того, Банк России обладает необходимыми полномочиями в части организации расчетов с применением электронных технологий для своевременного и полного финансового обеспечения соединений и частей в особый период.
Предлагаемый механизм позволяет военнослужащим сконцентрировать на счетах, открытых в учреждениях Банка России, все свои сбережения и в дальнейшем распорядиться ими в зависимости от сложившихся условий, в том числе направить их на содержание членов своей семьи при любом развитии событий.
Таким образом, полевые учреждения Банка России в настоящее время способны самостоятельно решать задачи денежного обеспечения военнослужащих в рамках действующего механизма. При этом, целесообразно уже в условиях мирного времени реализовать систему, основанную на опыте механизма денежного обеспечения военнослужащих в условиях боевых действий.
Выработанные предложения по формированию модели механизма денежного обеспечения, включающего:
Открытие текущих счетов военнослужащим параллельно в кредитных организациях и полевых учреждениях Банка России;
Перечисление денежных средств через органы федерального казначейства на текущие счета военнослужащих полевых банков при отсутствии в гарнизонах структурных подразделений коммерческих банков в мирное время; и полностью в особый период;
Внедрение в практику расчетов национальной платежной системы;
Использование технологии дублированного подтверждения остатка денежных средств в виде банковской карты национальной платежной системы и вкладной книжки;
Использование возможностей единой автоматизированной коммуникационной информационной системы Банка России в целях банковского обслуживания военнослужащих;
Участие полевых учреждений Банка России в системе денежного обеспечения военнослужащих позволит повысить эффективность и надежность денежного обеспечения военнослужащих в любых условиях обстановки, что будет способствовать решению общей задачи повышения боевой готовности Вооруженных Сил РФ на современном этапе развития.
4 Постановление Совета Труда и Обороны СССР от 11 августа 1926 г. «Положение о подготовительном к войне периоде».
5 Антонюк О.А. Некоторые вопросы банковского обслуживания Вооруженных Сил Российской Федерации / О.А. Антонюк // Деньги и кредит. - 2008. - № 9. - С. 32-36.
У полевых учреждений ЦБ РФ появилась своя разветвленная сеть банкоматов. В воинских частях, гарнизонах и на военных базах Минобороны уже установлено около полусотни терминалов для получения наличных. Они обслуживают только специальные карты «Мир». На эти карты переводятся не только зарплаты, но и боевые выплаты военнослужащих. Эксперты отмечают, что такая сеть особенно необходима на заграничных военных базах. То есть в местах, где нет четко работающей банковской инфраструктуры.
В Минобороны «Известиям» рассказали, что Банк России открыл сеть банкоматов и пунктов получения наличных в гарнизонах, воинских частях и учреждениях военного ведомства.
Сейчас работает около полусотни специальных банкоматов. Российская география военных гарнизонов, где они появились, обширна - от Севастополя до Вилючинска. Терминалы для выдачи денег также есть на военных базах, расположенных за пределами страны, - в Канте, Тирасполе, Цхинвале, Гудауте и Гюмри.
Внешне военные устройства для выдачи денег не отличаются от гражданских. Но в начале работы аппарат предупреждает, что обслуживаются только карты полевых учреждений Банка России. Потом идет напоминание о том, что при попытке использования других карт они «могут быть задержаны банкоматом». Вернуть заблокированную карточку можно, обратившись в одно из полевых учреждений ЦБ.
Военнослужащим и гражданскому персоналу Минобороны для выплаты денежного довольствия и заработной платы в полевых учреждениях Банка России открывают текущие счета, к которым выпускают платежные карты «Мир». С их помощью можно получать и вносить средства в банкоматах и пунктах выдачи наличных, оплачивать товары и услуги в торгово-сервисных предприятиях и в интернете, а также совершать переводы с карты на карту, сообщили «Известиям» в пресс-службе ЦБ.
Пункты выдачи наличных действуют в помещениях полевых учреждений, а специальные банкоматы ЦБ устанавливаются по согласованию с командованием подразделений Минобороны.
Владельцы карт могут написать заявление в банковское полевое учреждение с просьбой присылать SMS-оповещения о платежах и состоянии счета. Но работать с такой информацией могут не все операторы мобильной связи. Предоставлять эту услугу разрешено 13 компаниям - большой четверке (МТС, «Билайн», «Мегафон», Теле2) и ряду региональных.
Необходимость выпуска платежных карт полевыми учреждениями обусловлена тем, что зачастую в местах дислокации подразделений Минобороны слабо развита либо совсем отсутствует инфраструктура кредитных организаций, сообщили в пресс-службе ЦБ.
Система полевых учреждений и банкоматов нужна, чтобы обеспечить бесперебойность любых денежных операций Минобороны, отметил военный эксперт Виктор Мураховский.
Военно-полевые учреждения работают независимо от коммерческих банков, - рассказал он «Известиям». - Они позволяют Минобороны совершать все необходимые выплаты вовремя. Своя сеть особенно нужна там, где нет четко работающей банковской инфраструктуры, но при этом есть необходимость вовремя выдавать денежное довольствие военнослужащим, оплачивать выполнение вспомогательных работ местному населению и покупать те или иные товары.
Справка «Известий»
Полевые учреждения Банка России - специализированные структурные подразделения ЦБ, которые одновременно являются воинскими учреждениями. Они были созданы для проведения расчетов между Минобороны и предприятиями и организациями за вооружение, технику, имущество, продукцию и услуги. А также для обеспечения воинских частей наличными для выплаты денежного довольствия и ряда других расчетов.
В Российской империи воинские банковские учреждения появились в годы русско-турецкой войны 1877–1878 годов в форме полевых касс. После революции они закрылись. В Советском Союзе их возродили в 1937 году в качестве военно-полевых структурных подразделений Госбанка СССР.